Как нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» создает возможности и сервис для путешествий по стране

Путешествия по России становятся доступнее и комфортнее!

А. Сулхаева:

- Добрый день, дорогие друзья. В эфире очередной выпуск программы «Женские истории» на Радио «Комсомольская правда». В студии Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая.

И. Осадчая:

- Добрый день. Сегодня мы обсудим прекрасную тему – тему отпуска, отдыха и тех возможностей, которые появляются сегодня у нас благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства».

А. Сулхаева:

- И они ведь действительно есть. Мы надеемся, что как раз беседа с нашими замечательными сегодняшними гостями вдохновит вас, наши дорогие слушатели, сделать выбор, куда же в нашей стране отправиться и что посмотреть этим летом.

И. Осадчая:

- И этот выбор есть, есть из чего выбрать, благодаря тем возможностям, которые развиваются у нас по нацпроекту.

А. Сулхаева:

- В студии радио «Комсомольская правда» наши гости-эксперты Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), и Евгения Чухнова, заместитель руководителя Ростуризма. Но начать предлагаю с самих себя. Ирина, скажи, пожалуйста, твое любимое место отдыха в нашей стране?

И. Осадчая:

- У меня есть охота к перемене мест, поэтому я люблю путешествия выходного дня, мы ездим с семьей, пытаемся доехать везде на машине за несколько дней. Это Ярославль, Вологда, Плес…

А. Сулхаева:

- Нужно всё посмотреть, я поняла.

И. Осадчая:

- Да.

А. Сулхаева:

- Уважаемые эксперты, а ваши какие любимые места?

Е. Чухнова:

- Я, наверное, здесь тоже скажу, что очень люблю путешествовать в выходные и стараюсь, наверное, выбираться из Москвы сейчас практически каждую неделю. Но если говорить о самом любимом месте, куда я приезжала больше всего раз, это, конечно же, наша северная столица Санкт-Петербург, я очень его люблю, очень люблю гулять по его улочкам, он для меня невероятно душевный город, в который мне всегда приятно вернуться в любое время года.

А. Сулхаева:

- Замечательно. Майя, ваш топ?

М. Ломидзе:

- Не могу не поддержать Евгению. Конечно, Санкт-Петербург – это топ, это просто хит, город, который возрождает. Балтика, собственно, вся. Тут же можем вспомнить и Калининград (кстати, про улочки и про эту всю невероятную атмосферу, и там воздух пахнет по-другому). Вы знаете, есть неожиданное место, я, пожалуй… Тамбов.

А. Сулхаева:

- Тамбов? Боже мой. С чего это вдруг?

М. Ломидзе:

- Мы сегодня будем говорить про всякие неожиданные открытия, которые возникают, в том числе благодаря нацпроекту, но Тамбовская область (это, кстати, один из тех регионов, забегая вперед, скажу), где есть национальный маршрут уже. Тамбовская область, она загадочная, необычная, и там можно прекрасно провести вполне себе городской уикенд.

А. Сулхаева:

- Ну, давайте разгадаем эту загадку тогда в теме сегодняшнего эфира.

И. Осадчая:

- И вас, Анжелика, спросим, а у вас какое любимое место?

А. Сулхаева:

- У меня, конечно, как у человека, который родился в городе Владивосток, есть любимые места в Приморском крае с самого детства, мы отдыхали на замечательных побережьях Приморского края, с выходом к Японскому морю. Это действительно уникальные природные места, очень красивые места, морепродукты, солнце, море, люди. Единственное, я могу сказать, это такой недоступный достаточно вид отдыха. Почему? Потому что и дороги в крае, и инфраструктура туристическая, и цены, чтобы долететь до города Владивосток, а потом еще на машине куда-то путешествовать по разбитым дорогам, это, конечно же, такая история, не для слабонервных, я бы так сказала. Потому что нужно, конечно, такими вещами заниматься.

Например, я в 2020 году отдыхала на полуострове Попова (это Лазовский заповедник, Приморский край). Потрясающее, уникальное место силы, с тисовыми лесами, с красивым морем. Ну, просто все великолепно, и глэмпинги там поставили, и красивые такие домики, в которых можно остановиться. Но доехать туда просто невозможно. Мы ехали 5 часов по абсолютно разбитой дороге, пробили два колеса. Это я просто делюсь реальностью. Понятно, что мы сегодня будем говорить, как много всего делается в рамках национального проекта «Туризм», но вот есть, куда стремиться, и хочется, конечно, чтобы такие уголки, шикарные абсолютно, нашей родины поскорее комплексно были приведены в порядок. (Это я тут привет краевой администрации Приморского края передала.)

И. Осадчая:

- Зато есть, что вспомнить.

А. Сулхаева:

- Это правда. Ну да ладно, будем переходить к нашей основной теме. Куда же все-таки поехать отдыхать этим летом в нашей стране? Давайте об этом, наверное, Майя, вас попросим рассказать нашим слушателям (а это, кстати, слушатели со всей страны), где же помимо Сочи, Крыма и Черного моря можно отдохнуть у нас, если людям важен именно пляжный отдых у водоема.

М. Ломидзе:

- Наша страна – страна контрастов и парадоксов. С одной стороны, да, теплых морей у нас не очень много, а с другой стороны, буквально в каждом регионе есть собственный водоем. У нас есть Волга, которая в буквальном смысле от Тверской области до Астрахани, то есть огромная площадь. И везде по пути следования Волги есть пляжи. Это раз. У нас есть озера, кроме Байкала, которые… Ни с чем нельзя сравнить на самом деле Байкал, нет таких мест ни по энергетике, ни по красоте (без обиды для других регионов, но это действительно уникальное место). Но кроме Байкала есть масса других озер, которые являются излюбленными местами отдыха для жителей тех регионов, где они находятся. Озеро Белое (это Алтайский край). И люди, которые живут в этом регионе, и жители соседних регионов у этих водоемов отдыхают и точно так же пользуются той не всегда совершенной, но, тем не менее, имеющейся пляжной инфраструктурой, которая там есть.

Опять же, вопрос погоды, количества солнечных дней, возможности позагорать. Эти возможности в наших регионах везде разные, но водоемы разные, и есть, где позагорать, точно, если не в течение двух недель, но в течение выходных – 100 процентов.

А. Сулхаева:

- Замечательно. Евгения, может быть, вы что-то нам подскажете?

Е. Чухнова:

- Да, продолжая тему поездок в выходные дни, надо не забывать, что помимо каких-то морских и курортных локаций у нас активно сейчас растет спрос, на новые впечатления. И в том числе благодаря мерам, реализуемым в рамках нацпроекта, той же чартерной программе, мы видим, что очень активно растет спрос на кавказский регион. Если раньше на слуху был Дагестан, то сейчас мы уже слышим Грозный, Кабардино-Балкарию. Продолжается тренд на здоровый образ жизни, и мы видим большой интерес к санкуру, появляется много новых мест, где можно оздоравливаться. И это тоже что-то новое, что приходит к нам на рынок. И мы видим, что уже есть совсем другого формата места, в которых можно заняться своим здоровьем, где есть какие-то традиционные и альтернативные подходы к оздоровлению, короткие, длинные программы для разных возрастов. И это уже не классическое представление о санкуре.

Ну, и тут же хочется вспомнить Карелию, Алтай. Сплавы на Алтае – наверное, это тоже то, что будоражит наше воображение, и на самом деле является очень популярным и востребованным, и интерес к этому растет невероятно. Поэтому выбор большой, и, наверное, сейчас уже можно смело говорить, что в каждом регионе, в каждом субъекте есть несколько точек притяжения, которые удовлетворяют абсолютно разные запросы со стороны наших граждан.

А. Сулхаева:

- Майя, скажите, пожалуйста, скажем, за последние три года изменились как-то предпочтения россиян? Какие направления они чаще сейчас стали выбирать? Куда ездили отдыхать три года назад и сейчас?

М. Ломидзе:

- У нас основное предпочтение (это касается больше половины всех потребителей всех туристических услуг в самом широком смысле этого слова) – это, конечно, море и солнце. Но эти же люди, у которых (в их представлении) это основной вид отпуска, основной вид отдыха, эти же люди прекрасно и с удовольствием ездят на выходные куда-то в город, в ту же Казань (Татарстан), или по Золотому кольцу, или в Ивановскую область. Эти же люди могут замечательно провести время на каком-нибудь фестивале, условно, Никола-Ленивца (это Калужская область). То есть предпочтения в самом таком туристическом смысле слова, они особо не изменились. Но в 2020 году впервые была затеяна такая совершенно уникальная, я считаю меру, говоря сухим языком, это мера поддержки потребительского спроса внутри страны, но на самом деле это мера поддержки всего в туризме, не только спроса, но еще и индустрии всей, - кэшбэк. И вот кэшбэк выявил неожиданные, такие интересные были картины по тому, какие регионы продавались активнее всего, первая десятка и т.д.

Например, Тюменская область, которая в сознании нашего человека вообще не ассоциируется с туризмом, Тюменская область вошла в десятку и в 2020 году осенью, и в 2021 году. То есть это о чем-то говорит.

А. Сулхаева:

- Конечно.

М. Ломидзе:

- С одной стороны, предпочтения вроде те же самые, это экскурсионный отдых, это посещение мест, связанных, например, с Распутиным.

А. Сулхаева:

- Но география расширилась.

М. Ломидзе:

- Безусловно.

И. Осадчая:

- Тогда чартеры полетели.

М. Ломидзе:

- Чартеры полетели позже. Сначала был кэшбэк, а потом уже были чартеры.

Е. Чухнова:

- Потом все узнали про термы в Тюмени.

И. Осадчая:

- Я тоже добавлю. Наверное, и речные круизы, морские круизы тоже зацвели буйным цветом как раз на фоне кэшбэка.

М. Ломидзе:

- Морские давайте пока не будем трогать, а вот с речными… Для речных это было просто спасение. Потому что на речных круизах была большая доля иностранцев, которых тоже третий год у нас нет. И кэшбэк позволил насытить, то есть удовлетворить спрос тех потребителей, которые мечтали о речном круизе. Это недешевый продукт, но кэшбэк сделал его доступным.

И. Осадчая:

- Евгения, вспомним основные направления по кэшбэку. Если я правильно помню, это была Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край…

М. Ломидзе:

- Номер один.

И. Осадчая:

- Казань…

Е. Чухнова:

- Направления для санкура тоже…

И. Осадчая:

- Ставропольский край.

Е. Чухнова:

- Да, Ставропольский край. Если не брать этот год, то в топе был Крым, это всегда востребованное направление. Мы говорили про то, какие города выстрелили. Тот же Нижний Новгород, например, сразу хочется вспомнить, насколько он похорошел. Идеальное направление для путешествия в выходной день, например, для москвичей. Та же Тула. Мне кажется, 5 лет назад мы вообще не говорили про это, а сейчас просто съездить в Нижний, закаты Нижнего. Тула раньше ассоциировалась с тульским пряником, а сейчас Тула – это и Тульский кремль, и… И в принципе очень вкусное направление, где очень много мест. Говоря про тренды, хочется сразу отметить гастрономию. Мы стали ездить, чтобы вкусно поесть. Мы ездим в Казань, потому что там есть какая-то определенная кухня, мы знаем бары Питера (не знаю, можно ли говорить про бары Питера, но, наверное, можно).

А. Сулхаева:

- А почему нельзя? У нас программа 18+.

Е. Чухнова:

- Потому что это тоже точка притяжения, это некая ассоциация яркая. Южная кухня, Дагестан…

А. Сулхаева:

- Дальневосточная кухня, позвольте.

Е. Чухнова:

- Дальневосточная кухня, морепродукты опять же дальневосточные, крабы. Сразу ассоциативный ряд, когда ты говоришь о Дальнем Востоке. То есть гастрономия действительно вошла в нашу жизнь как тренд и как некая составная часть любого путешествия, мне кажется.

А. Сулхаева:

- И это замечательно.

И. Осадчая:

- В этом году для тех, кто давно мечтал увидеть красоты Алтая и Дальнего Востока, но их останавливала стоимость, появились новые возможности, как раз благодаря новой чартерной программе летних путешествий, которая запущена по нацпроекту «Туризм». Она была расширена в этом году до 12 регионов, от Калининграда и до Камчатки. Сюда вошли такие направления, как Сахалин, Камчатка, Бурятия, Приморский край, Алтай, Северный Кавказ и Карелия. И хочется нашим слушателям рассказать, почему эти регионы становятся точкой притяжения, и почему они были выбраны, для того чтобы усилить их по транспортному направлению.

Е. Чухнова:

- Во-первых, хочется сказать, что сама идея чартерной программы заключается в том, чтобы сделать поездки по стране доступнее. Действительно, сейчас, как Ирина правильно сказала, 12 направлений в программе. В 2021 году было 7 направлений, но если смотреть на тренд, мы планируем и дальше развивать эту программу, расширяя и добавляя туда новые точки притяжения. Сама идея программы заключается, наверное, в двух вещах. Первая – это действительно снизить стоимость для туриста и дать возможность людям путешествовать в те регионы, которые ранее ассоциировались, наверное, с более дорогими или немассовыми…

А. Сулхаева:

- Правильно я понимаю, что это какие-то далекие регионы, в которые летать было традиционно дорого?

Е. Чухнова:

- Да. Например, Камчатка.

А. Сулхаева:

- Хорошо. А за счет чего достигается вот такая низкая чартерная цена?

Е. Чухнова:

- На самом деле все очень просто. Государство субсидирует половину стоимости фрахта самолета, за счет этого достигается снижение в целом пакета до 1,5-2 раз, что действительно делает поездку более доступной. И приятно видеть, что чартерная программа помимо всего прочего еще и подстегивает интерес к этим направлениям. Если раньше мы не задумывались о путешествиях в Чечню, то теперь это классное направление такого мужского отдыха, с большим количеством каких-то мужских аттракций.

- У них, по-моему, даже слоган «Земля героев», такой, более в мужскую аудиторию стреляющий.

А. Сулхаева:

- Хочется еще коснуться в нашей беседе темы планирования путешествий, особенно той части, которая называется «как добраться до места». Иногда это бывает сложно сделать самому, нужно построить всю логистику, предусмотреть, чтобы, условно, от прибытия поезда до отправления следующего самолета или отъезда автобуса у тебя было достаточно времени на все эти пересадки, чтобы был какой-то временной зазор. Я знаю, что как раз в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» появился такой сервис – «Единый билет», который как раз и позволяет купить единый транспортный документ на весь маршрут поездки, в котором уже будут все эти нюансы учтены. Куда можно отправиться по такому единому билету, какие это места, какие курорты?

Е. Чухнова:

- Во-первых, хочется пояснить для тех, кто не знает, что такое «Единый билет» или мультимодальный билет. Это билет, который позволяет, по сути, бесшовно воспользоваться несколькими видами транспорта, не гадая, не пытаясь состыковать. Например, стыковка поезда и автобуса.

Если говорить про направления, то, безусловно, мультимодальные маршруты сейчас так же развиваются, как и в принципе все направления. Мы сейчас с коллегами из Минтранса очень плотно взаимодействуем как раз по расширению перечня направлений. И если говорить о том, какие сейчас уже включены, то это Шерегеш, это Удмуртская республики, это побережье Балтийского моря, это Крымский полуостров. То есть это, по сути, те места, где сейчас нужна альтернатива, например, авиасообщению.

А. Сулхаева:

- А как можно воспользоваться этим сервисом? Есть какой-то сайт единый или платформа, куда заходишь, покупаешь этот единый билет? Как это вообще происходит, можете технологию объяснить?

Е. Чухнова:

- Да, во-первых, его можно купить онлайн. На сайте РЖД есть возможность его покупки. Все очень просто происходит, так же, как мы покупаем обычные билеты на поезд.

М. Ломидзе:

- Еще, наверное, стоит сказать, что мультимодальные поездки интегрированы ко всем крупным трэвел-операторам, на их сайты. И этим тоже можно воспользоваться. И везде это сделано бесшовно.

А. Сулхаева:

- Здорово.

И. Осадчая:

- В этом году Ростуризм представил первые пять национальных туристических маршрутов, они развиваются по нацпроекту «Туризм», и в них все продумано – и логистика, и отелы, и гастрономия, и программа. Нацтурмаршруты разрабатываются Ростуризмом совместно с регионами, здесь очень важная роль регионов и бизнеса. И здесь вопрос: что можно открыть, путешествия по нацтурмаршрутам, какие путешествия можно выбрать уже в этом году?

М. Ломидзе:

- Во-первых, пять было представлено Ростуризмом, потому что 30 представить было физически невозможно (а их уже 30). Что касается того, из чего можно выбрать, то в буквальном смысле от Сахалина до Ленинградской области, и маршруты на все вкусы, кошельки. Можно отправиться в Челябинск. У них прекрасное название маршрута, оно зацепило абсолютно всех – «К нам прилетают даже метеориты». После того как это название слышали простые туристы и туроператоры, они говорили: ну, елки-палки, уже метеориты прилетели в Челябинск, а мы чего-то никак. В общем, там есть, что посмотреть. Задача национального туристического маршрута… Три цели у всего этого проекта. Первая цель, основная, была – создать в сознании любого потребителя прямую ассоциацию. Москва, Санкт-Петербург – у вас же возникает картинка сразу, Париж, Лондон – мгновенно, Тамбов – нет. Челябинск, если бы не метеорит, тоже, в общем, было бы с трудом.

У нас была задача, чтобы в сознании потребителя была прямая ассоциация с каждым регионом. Это раз. Второе. Чтобы человек, который туда захотел приехать, приехал в таком восторге, что рассказал всем, и, соответственно, это возвратный поток. Ну, и третья задача – это, собственно, создать такие маленькие смерчики движения в бизнесе, в отрасли, в самом регионе. В общем, все эти три задачи решаются.Все эти маршруты проверенные, их экспертируют члены экспертного совета при Ростуризме. Разрабатывает их региональный бизнес совместно с региональной администрацией, Ростуризм только, что называется, благословляет и одобряет. Так вот, эксперты, которые экспертировали «Сибирские каникулы», они были в полном восторге от каждого элемента этой поездки. Потому что это невероятно насыщенное недельное путешествие, и у тебя все время остается ощущение, что это еще не все.

И. Осадчая:

- Это какие у нас регионы?

М. Ломидзе:

- Это Хакасия, Красноярский край и Тыва.

А. Сулхаева:

- Расскажите, пожалуйста, а сколько всего планируется национальных маршрутов? Вы сказали, что их уже на самом деле 30. А планируется еще больше?

М. Ломидзе:

- Ну, если следовать нацпроекту, там до конца 2030 года должно быть 150, но мы гонимся не за количеством.

А. Сулхаева:

- Вы планируете перевыполнить?

М. Ломидзе:

- Мы не гонимся за количеством. Потому что на самом деле в каждом регионе вот таких «вкусняшек» может быть разной направленности – кому-то арбузная корочка, кому-то свиной хрящик, кому-то хочется по музеям, а кому-то хочется в национальный парк. И то и другое имеет право на статус национального маршрута.

А. Сулхаева:

- А где найти полный перечень национальных маршрутов, которые есть на текущий момент?

М. Ломидзе:

- На сайте Ростуризма и на сайте Ассоциации туроператоров.

А. Сулхаева:

- Замечательно. Евгения, что-нибудь дополните нам про национальные маршруты?

Е. Чухнова:

- Майя уже подчеркнула, что задача - создать какую-то такую явную ассоциацию с регионом. Мне очень нравится вообще идея национальных маршрутов. Потому что, на мой взгляд, у нас уже есть какие-то такие стереотипные представления о том, что такой маршрут… Наверное, самый известный маршрут – это Золотое кольцо, самый известный бренд. А если сейчас попросить даже нашу аудиторию назвать еще четыре бренда, мы не назовем. И при этом у нас страна очень разнообразная. И, на мой взгляд, наша задача с точки зрения маркетинга – чтобы через год, опросив жителей нашей страны, помимо Золотого кольца могли назвать еще хотя бы 3-4 маршрута, ну, хотя бы 2-3, и это уже будет победа. И в принципе на это сейчас тоже выделяются ресурсы. Мы не просто как бы создаем продукт, мы понимаем, что этот продукт нуждается в продвижении, он нуждается в позиционировании, в брендинге. Вообще люди должны понимать, что такое национальный брендовый маршрут, что это не просто набор слов и какой-то список, что это в принципе такой классный модный продукт для разных аудиторий.

А. Сулхаева:

- А этот продукт уже известен людям, они уже им пользуются или вы еще только планируете?

- Сейчас я быстренько просуммирую табличку, которая у меня в голове. У меня получается несколько сотен тысяч. Потому что, опять же, это маршруты разные.

И. Осадчая:

- Один из трендов летних путешествий – это, конечно же, автотуризм, он оформился у нас в большое направление. У нас порядка трети россиян, по данным Росстата, путешествуют по России на автомобиле. И здесь у меня вопрос к Майе. Что бы вы посоветовали посмотреть по России для автолюбителей, какие есть уникальные места, не очевидные? А куда еще можно поехать?

М. Ломидзе:

- Смотрите, какая история для автотуристов у нас открыты все возможности. Единственное, чего не хватает (я надеюсь, Евгения нам расскажет, что у нас в нацпроекте по этому поводу готовится), это, конечно, та придорожная инфраструктура, которая сделает автомобильное путешествие максимально комфортным. Я не про качество дорог. Но то, что у нас ассоциируется с автопутешествием, когда ты можешь где-то припарковаться, где-то есть кемпинг…

то, что предполагает нацпроект, масштабные мастер-планы по всем регионам, безусловно, они предусматривают придорожную инфраструктуру, потому что не просто треть народа у нас путешествует на машине, у нас 80% путешествуют по стране самостоятельно, в том числе на машинах, на поездах (на самолетах меньше, основное – автомобильный и железнодорожный). Они путешествуют уже сейчас, несмотря на то, что мы еще с точки зрения комфортной инфраструктуры не дошли до определенного уровня. Вы понимаете, что будет…

А. Сулхаева:

- Какой потенциал.

М. Ломидзе:

- Да. Огромный, просто гигантский.

Е. Чухнова:

- У нас есть грантовая поддержка, которая в этом году, в том числе в рамках нацпроекта, благодаря которой будут строиться как раз глэмпинги, кемпинги. У нас все-таки, наверное, автопутешествия сейчас можно грубо разделить на два типа. Это какие-то короткие поездки. И второе – это поездка с семьей к морю на машине. Надо не забывать, что особенно в Южном федеральном округе люди активно используют именно этот вид транспорта, в Крым тот же (Крымский мост этот). Опять же, для многих очень удобно и не так дорого.

А. Сулхаева:

- На самом деле не все такие активные, как Ирина и Евгения, не все могут грамотно планировать свои автопутешествия. Мне кажется, как раз грамотное планирование такого путешествия, поездки по стране на машине – это 90% успеха. Может быть, есть уже какая-то услуга или сервис в помощь автопутешественникам, где можно найти уже готовые предложения для таких поездок?

Е. Чухнова:

- Да, безусловно, есть. На национальном туристическом портале Russia.travel подготовлено, по-моему, 133 автомаршрута. На самом деле, мне кажется, типичное поведение путешественника – почитать чужой опыт и собрать некое свое представление, как я поеду в поездку, не копируя полностью чью-то идею. Тем не менее, мы собираем автомаршруты на Russia.travel, активно это продвигаем на самом деле, это можно увидеть на улицах. В том числе благодаря коллегам из АНО «Нацприоритеты» у нас «Путешествие – лучший способ быть вместе». Это невероятный слоган, на мой взгляд, этого лета, этого года, он очень душевный.

М. Ломидзе:

- И мы можем сказать, что у нас с момента старта кампании по автотуризму и продвижению портала Russia.travel трафик вырос в несколько раз, в 5 раз.

Е. Чухнова:

- В 10.

М. Ломидзе:

- Как раз завершается в конце июня кампания.

А. Сулхаева:

- На самом деле мы как женщины радеем, конечно же, за то, чтобы летом могли отдохнуть и родители, и дети. И, конечно, в этом смысле кэшбэк 50%, который является одной из действенных мер нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», на поездку в оздоровительный лагерь для ребенка – это хорошая поддержка семья. Насколько мне известно, программа уже завершилась, с ажиотажным спросом. Сколько детей благодаря этой программе поедут в оздоровительные лагеря этим летом, и какие итоги программы вы можете подвести?

Е. Чухнова:

- Во-первых, хочется сказать, что программа действительно в этом году была невероятно популярна, она досрочно остановилась в ночь с 14 на 15 июня. В рамках этой программы было куплено порядка 811 тысяч путевок. Это на самом деле хорошая цифра. И общая стоимость приобретенных путевок составила 24 млрд. рублей. Надо не забывать, что кэшбэк в рамках именно детской программы составлял 50%, что на самом деле для многих очень ощутимо и являлось большим стимулом, для того чтобы все-таки дать возможность ребенку в этом году отдохнуть. Тут еще такой важный момент. Когда мы говорили про программу кэшбэка, Майя верно заметила, что это не только про стимулирование спроса, это еще такая очень сильная помощь бизнесу. Кэшбэк как раз позволяет дать бизнесу возможность получать уже какую-то загрузку заранее, а не за две недели до наступления.

Расскажите в целом, как механика выглядела. Как люди могли воспользоваться кэшбэком? Как они должны были узнать о том, что стартовала с такого-то периода, можно воспользоваться?

Первое. Есть сайт «Мир путешествий.РФ», его посещают миллионы людей, на котором представлены партнеры программы, на котором написаны условия, сколько дней и т.д. Мы всегда говорим, что должна быть карта «Мир», она должна быть зарегистрирована в программе лояльности, пожалуйста, обращайте на это внимание. Потому что раньше люди просто могли заплатить картой и сказать: «А можно мне кэшбэк задним числом начислить?» Нет, нельзя, к сожалению, надо соблюсти все условия. Они очень простые. В определенный период купить по карте «Мир», зарегистрированной в программе лояльности участника программы. Все участники есть на сайте «Мир путешествий». Все просто.

А. Сулхаева:

- Отлично. На самом деле удивительное открытие мы сделали для себя, когда готовились к этой программе. Санкт-Петербург, о котором мы уже сегодня говорили в самом начале, и оба наших спикера отметили, что это прекрасное туристическое направление, и часто ездят туда, впечатляются и гастрономией, и красотой города. Но на самом деле в Санкт-Петербурге очень активно сегодня развивается санаторно-курортное направление. Вот это неожиданная сторона Санкт-Петербурга, которая нам открылась. Расскажите о ней, пожалуйста.

М. Ломидзе:

- Я думаю, что лучше всего может рассказать Ирина, которая, мне кажется, по кэшбэку как раз…

И. Осадчая:

- Я как раз этим и воспользовалась, по кэшбэку съездила в курортный район Санкт-Петербурга (это Сестрорецк). Как раз могу сказать, то, оказывается, там порядка 40 санаториев, которые ждут своих посетителей. Это прекрасная береговая линия, это несколько городов смежных, прекрасные огромные валуны, сосны, чудесная разливающаяся Балтика, свежий воздух, ветер в лицо. В общем, это просто потрясающе.

А. Сулхаева:

- То есть Питер у нас теперь не только культурная столица, но и в принципе такой центр притяжения для оздоровительного туризма.

И. Осадчая:

- Да. И главное, что там ждут туристов. Потому что вся инфраструктура готова к приему и круизных туристов, и т.д.

М. Ломидзе:

- Она просто очень разная, эта инфраструктура, там очень широкий диапазон. То есть можно отправить родителей, привычных к такому хрестоматийному, советскому санаторно-курортному лечению. А могут вполне молодые выбрать для себя тот же условный оздоровительный объект, где есть СПА, косметология, детокс, полная перезагрузка организма и т.д.Это круглогодичная история

А. Сулхаева:

- Все в Санкт-Петербург, друзья.

Е. Чухнова:

- В Комарово.

А. Сулхаева:

- Как в известной песне.

Е. Чухнова:

- Да.

А. Сулхаева:

- Дорогие гости, наши слушатели, наше время подходит к концу. Благодарю всех вас за этот интересный и актуальный разговор. Я уверена, что наши советы, рекомендации помогут людям определиться с местом предстоящего отдыха, а кто-то уже прямо сейчас собрал чемоданы и готов ехать в путь. И напоследок я все-таки попрошу наших уважаемых экспертов дать такой топ-3 мер нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», которые делают путешествия по России доступнее и интереснее для наших граждан.

Е. Чухнова:

- Не хочется кого-то выделять, но, на мой взгляд, точно кэшбэк (и детский, и взрослый). Точно, наверное, чартеры. Потому что снижение вдвое цены – это все-таки про доступность. И, честно, мне очень нравится мера грантовой поддержки, благодаря которой начали очень активно появляться, строиться глэмпинги. Потому что глэмпинг – это то, что можно очень быстро построить. А у нас, мы знаем, инфраструктуры не хватает, внутренний спрос сейчас достаточно активный. И, на мой взгляд, это тоже про доступность, про то, что больше людей могут поехать, удовлетворив свои амбиции в путешествиях, скажем так, и вернувшись с хорошей оценкой того места, где он был, потому что глэмпинги выглядят классно.

А. Сулхаева:

- Абсолютно соглашусь. Глэмпинг – это потрясающий способ остаться ночевать в каком-то еще и необычном месте.

М. Ломидзе:

- Я просто переставила бы местами и добавила бы четвертое – нацмаршруты (потому что это куда поехать). На первом месте, безусловно, кэшбэк, потому что самая эффективная мера поддержки, это просто ноу-хау. Потом бы я поставила гранты, потому что это мера поддержки регионального бизнеса по разным направлениям. Нацмаршруты и чартеры.

А. Сулхаева:

- Это была программа «Женские истории» с Анжеликой Сулхаевой и Ириной Осадчей. Спасибо большое за этот прекрасный разговор. До новых встреч.

И. Осадчая:

- Путешествуем по России. Здесь целый мир!