Сергей Миронов: Сесть за искажение итогов выборов — никому такого не пожелаю!

В прямом эфире Радио «Комсомольская правда» представители партии «Справедливая Россия» рассказали о серьезной и непростой подготовке к Единому дню голосования.
Представители одной из четырех парламентских партий из разных регионов страны и руководитель справедливороссов Сергей Миронов не только представили свое видение ситуации, но и ответили на самые острые вопросы радиослушателей и журналистов «КП».

Когда увидим глубину перемен

Вот что рассказал глава «Справедливой России» Сергей Миронов:

— 13 сентября в 11 субъектах России пройдут выборы в законодательные собрания регионов. В 20 регионах выберут губернаторов. Довыборы в Госдуму пройдут в 4 областях.

Ваша тактика на выборах?

— Мы идем в наступление. По последним данным социологических исследований, поддержка наших идей велика. За что выступает «Справедливая Россия»? Пандемия выявила глубокие проблемы. Главные: бедность людей и низкие доходы большинства населения.

С бедностью власть борется.

— Это известно. Но как? Есть и другая проблема — со здравоохранением. Когда больницы вынуждены были перейти на лечение от ковида, а другие услуги не предоставлялись — и многие были вынуждены перейти на платное лечение. На этом фоне безработица еще более ухудшила положение. Наша партия предлагает решения не только в режиме скорой помощи.

В начале года новое правительство пришло.

— Когда президент призвал к кардинальным переменам, люди почувствовали перемены. Но их глубина будет продемонстрирована 13 сентября.

Что смущает?

— Трехдневное голосование. Есть данные, что в результате досрочного голосования конверты вскрываются и переписываются. Наш депутат Шеин предлагает: все конверты в специальный мешок, он опечатывается и избиркомами, и представителями партий. Будет честное голосование — будет и честная власть. Нечестный подсчет — это нечестная власть и нечестные налоги.

То есть вы против растянутого голосования?

— Я не против трехдневного голосования в этом году — мы за гласность. Нужна гарантия, что голос избирателя будет защищен. Мы памятку раздадим всем в день голосования. Она начинается с вопроса: за что вас могут посадить? Ответ: за фальсификацию итогов выборов.

Как предполагаете контролировать?

— Я призвал коллег в регионах быть готовыми к проведению митингов по окончании голосования. Но при этом, надеюсь, их проводить не придется. Здравый смысл, хочется верить, возобладает. Иначе это станет нарушением всех принципов. Что пойдет во вред нашему государству.

Примеры есть...

— Мы видим, какая может быть открыта бездна, на примере Белоруссии. Защитить волеизъявление народа — их долг.

Вы наступаете или обороняетесь?

— Наступать — значит добиваться справедливости. Когда люди потеряли доходы и не понимают, на что будут жить и кормить свою семью, — это слишком несправедливо для России XXI века. Мы за тех, кто трудится, и за тех, кому трудно.

В последние месяцы возникают новые партии и движения.

— Перспективы новых партий пусть оценивают избиратели. Каждый избирательный цикл придумки возникают. Если кому-то кто-то понравился — да ради бога. Кто-то не сходит с экрана. Но главный критерий — нужность политической силы для граждан.

Но новички голоса отбирать будут и у вас, и у других парламентских партий?

— Отбирать будут прежде всего у «Единой России».

В сентябре все на дачах урожай собирают и явка низкая...

— Да, сентябрьская явка всегда не очень высока. В том числе и потому три дня дается. И наша задача — защитить эти голоса. Мы призываем своего избирателя приходить только 13 сентября. Да, явка небольшая будет скорее всего. И тут важно, кто больше всего мобилизует своего избирателя.

От вас будет много наблюдателей?

— Наблюдатели от «Справедливой России» предполагаются на каждом участке. И каждому члену избирательной комиссии памятка будет вручена. Как раз про наказание за фальсификацию. Там будут факты про Московскую, Нижегородскую области, про Дагестан и Сахалин — кто и за что сел из членов местных избиркомов. Должен признать: когда мне принесли в черновом варианте эту памятку и я ее прочитал, то подумал — будь я членом избирательной комиссии, сидеть за такие вещи в тюрьме не хотел бы ни при каких условиях!

Уральская закалка

А вот что говорит Валерий Гартунг, депутат Госдумы от «Справедливой России» от Челябинской области:

— Выборная кампания в завершающей стадии. У наших конкурентов наблюдается паника.

В чем она выражается?

— В Копейске было нападение на двух наших агитаторов. Им подсунули пакетик с каким-то белым порошком. Сейчас ищем этих бандитов. Ночью срезали билборды в Челябинске с рекламой наших кандидатов.

В сетях тоже что-то происходит?

— По телефону робот обзванивает наших кандидатов — им говорят, что «Справедливая Россия» закрывается из-за низкого рейтинга. Вот такие методы работы. Но мы закроем все участки своими наблюдателями. И памятка будет роздана всем членам избиркомов. Где указано 6 случаев, когда осуждены члены избиркомов. Такие просветительские итоги работы СР.

Ваши цели в Челябинске?

— У нас высокие цифры. Сейчас есть пять мест в заксобрании, надеемся получить фракции в муниципальных советах. Борьба предстоит жесткая. Мы к ней готовы.

Мы увидели, как система здравоохранения и по стране в целом, и на Урале в частности оказалась не готова к вызовам пандемии. Существенно снизилась численность младшего медперсонала. Нехватка врачей доходит до трети! Надеюсь, этот тренд мы изменим в ближайшее время.

Ярославна не плачет

Бывший губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын в проблемы региона погружен плотно.

Главная проблема региона?

— Две беды назову. Главная — бедность. Это главная социальная проблема нашей провинции. Достаточно посетить любой спальный район. Проблема в несправедливых межбюджетных отношениях. Регионы недостаточно профинансированы. А административный ресурс зачастую становится главным фактором в борьбе за нечестные выборы.

Что вы имеет в виду?

— Администрация проводит своих кандидатов. А для других блокируются встречи с главами районных администраций. Вся бюджетная сфера, все чиновники подчинены действующей власти. Вот приняли мы поправки к Конституции. Почитайте: каждый из кандидатов имеет равные права, в том числе на встречи с избирателями. А что на деле? В такой ситуации мы готовы вместе с КПРФ предпринимать некоторые шаги.

А надо ли вообще идти голосовать?

— Есть попытки выборы загасить. Но ваш голос — это голос свободных выборов. Для меня политика всегда была искусством игры вдолгую. Я всегда рассчитывал на перспективу.

Поморы ждут

Бывший зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и экологии Ирина Чиркова знает, чем живет ее родной Архангельск:

— Все поморы ждут этих выборов.

И явка ожидается высокой?

— Наши социологи предполагают явку в 60 или 70 процентов. Люди недовольны властью. Нас называют красным регионом. Это не совсем справедливо. Два последних губернатора уходили со своих постов, не справившись со своими обязательствами перед народом.

А вы думаете, что справитесь?

— Сейчас нам надо получить честного, местного, не связанного с партией власти руководителя. Из 9 кандидатов три человека — технические оппоненты. И для меня честь, что люди воспринимают меня как кандидата от оппозиционной партии. Мы не просто критикуем — мы предлагаем альтернативу. Показывая огрехи, демонстрируем, где и как можно сделать лучше.

Ощущаете сильное противодействие?

— Мы знаем, как управлять регионом. Может, и потому против нас беспрецедентная кампания развернута. Людей заставляют давать отчеты: когда они пойдут голосовать? Мы ведь растянуты по побережью Белого моря. Под эту марку досрочка идет. В том числе в деревнях труднодоступных.

Встретились две технологии?

— Технология действующей власти — привести свой электорат. Наша технология — убедить свой. Их лозунг: не хотите, чтобы было хуже, — идите голосовать за действующую власть. Мы пошли другим путем.

Каким?

— Никто не может вас заставить голосовать против вашей воли. Прекрасно, когда люди, задавленные действующей властью, тем не менее сами принимают решения. Кто будет во власти? Мы прославились тем, что у нас экологические проблемы стали политической повесткой. Вам обещают и рисуют красивые картинки, а мы документы предлагали. Люди отмечают не слова, а действия.

Поволжье не дремлет

Завкафедрой политметодологий Пензенского госуниверситета Анна Очкина тоже готова к борьбе:

— Наш регион отличается от Архангельска тем, что у нас не только экология, у нас еще и депрессивная демография.

Но при этом Пензенская область никогда не была регионом протеста?

— Сложившейся протестной активности в регионе нет. Власть на это рассчитывает. На то, что на выборы придет лояльный или запуганный электорат. У нас нет явных нарушений. Но есть разговоры об их возможности. Власть устраивает праздники, выплачивает премии бюджетникам.

Но бюджетники не все голосующие.

— Другой электорат, который последовательно протестный, мыслящий более стратегически, — его привлекаем. Агитации именно на явку со стороны действующей власти нет. Хотя мы много говорим именно о явке.

Все это не напоминает борьбу с ветряными мельницами?

— Это не борьба с ветряными мельницами. Ни одна социальная система не является монолитной. И ни одна стена не является непробиваемой. Главное — не оказаться в соседних камерах...

Орловские рысаки

Заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Орловского облсовета Руслан Перелыгин умеренно оптимистичен:

— Проблемы схожи с теми, что у моих коллег в других регионах. Доходы низкие. Люди в невероятных условиях живут. Обида на действующую власть. Удивление, что в такой богатой стране не могут навести порядок ни в здравоохранении, ни в образовании. XXI век на дворе, а дистанционное образование не работает.

У вас же коммунисты у власти?

— Да, и ребята из компартии всегда доказывают свою лояльность действующей системе. Административный ресурс зашкаливает. Наши наблюдатели заклеивают уголки конвертов, чтобы их не вскрыли. Специальным клеем, чтобы при отклеивании весь конверт был разорван.

Речь о досрочном голосовании?

— На досрочное голосование пенсионеры и инвалиды заходят на участки с дрожащими руками. Мы спрашиваем их: почему они сейчас пришли? Отвечают: а нас не будет в городе 13 сентября. Их разворачиваешь — они снова приходят.

Вы фиксировали конкретные нарушения?

— Мы за руки ловили конкретных председателей участковых избирательных комиссий, которые фальсифицировали. Пять председателей отстранили от работы.

Что вы готовы предложить молодежи?

— Я сам созрел для политики в 32 года. А молодежь не хочет жить в стране, где власть чиновников и все вопросы решаются не по справедливости, а в кулуарах. Люди видят, как плохо живут их родители в стране, где есть много ресурсов и денег. Молодежь должна прийти на выборы с пониманием, что будущее в их руках, — чтобы их дети были счастливы.