Не умеют оплачивать квитанции ЖКХ и боятся идти в поликлинику: психологи придумали, как помочь детям

практикующий психолог, выпускница регионального потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для регионов Сибири Мария Лукашева
В гостях у Анжелики Сулхаевой практикующий психолог, выпускница регионального потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для регионов Сибири Мария Лукашева из Омска

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». По статистике, под опекой государства в детских домах и т.п. учреждениях России сейчас находится около 60 тысяч детей. Тема развития воспитанников детских домов, их социализация, адаптация к реальной жизни сегодня далеко не самая популярная, но от этого не менее важная. Несколько лет назад по всем СМИ ходили достаточно пугающие, хоть и неофициальные, данные Генпрокуратуры, что только 10% выпускников детских домов имеют шанс на нормальную жизнь, а остальные уже к 40 годам, к сожалению, просто уходят из жизни в связи с зависимостями, суицидами и прочими ситуациями. Надеюсь, что эта статистика безнадежно устарела, и сейчас все гораздо позитивнее, но проблема все равно есть. Если ребенок не попал в приемную семью, выход из детдома и приобщение к обычной, реальной жизни для него чаще всего становится огромным стрессом, а иногда и трагедией.

Нам трудно это понять, но это так. К счастью, постепенно в России становится все больше НКО и благотворительных фондов по адаптации ребят из детских домов к большому миру, назовем это так. Пока это, конечно, капля в море, но хорошо, что такие организации и проекты появляются. И сегодня мы пообщаемся с автором одной из таких инициатив. На связи Мария Лукашева из Омска, практикующий психолог, выпускница регионального потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для регионов Сибири. Мария вместе с другими участницами ее команды реализует социальный проект «Семейные ценности – крепость России», целью которого, собственно, является развитие эффективных практик наставничества. Кроме того, Мария ведет проект «Нет наркотикам» и руководит собственным салоном красоты.

Давайте знакомиться. Мария, приветствую вас.

М. Лукашева:

- Приветствую вас, Анжелика, доброго дня. Здравствуйте, слушатели, зрители.

А. Сулхаева:

- Расскажите, пожалуйста, как вы попали на региональный поток программы «Женщина-лидер», с какими целями и с каким, может быть, запросом вы шли туда изначально, и получили ли то, что хотели?

М. Лукашева:

- Как ни странно, попала я на этот проект так же, как и все участницы нашего потока, через заявку на участие в программе, которую можно было подать на сайте наших организаторов. Если по вопросам, с какими целями я туда шла, основная моя цель была – это участие в решении приоритетных задач страны, поисков, конечно, для себя новых навыков, ну и, конечно, проверить свои силы.

Получила ли я что-то новое в этом и то, что я хотела? Я бы сказала – да, конечно, и вообще даже больше. Это и раскрытие моего личного потенциала, и работа с прекрасными единомышленницами, и, конечно, рождение нашего проекта. Вот его становление и, конечно, жизнь проекта нашего после завершения программы. Это наш проект «Семейные ценности – крепость России». Это совершенно уникальный проект, у которого нет аналогов.

А. Сулхаева:

- Поговорим сейчас о нем. Вы сказали, что шли на программу «Женщина-лидер» с целью решать важные государственные задачи нашей страны. А как вы себе их видите, какие сейчас задачи перед нашей страной наиболее важные, на ваш взгляд?

М. Лукашева:

- Конечно, самые главные – это является помощь нашему будущему поколению и его становлению. Это сейчас самая главная идет задача, и на этом мы будем базироваться.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Почему именно детские дома, адаптация их воспитанников? Как вообще появилась эта тема проекта? Расскажите, почему именно семейные ценности – вектор проекта, а не подготовка к карьере, например, для воспитанников?

М. Лукашева:

- Потому что мы слушаем и слышим общественную повестку, и, конечно, мы уже изначально изучили и узнали сложности, с которыми вообще сталкиваются наши детки после выпуска из детского дома. Я еще раз скажу огромнейшее, потрясающее спасибо нашим организаторам «Женщина-лидер».

Команда у нас собиралась не по знакомству, не по общим локациям, а как раз по нашим общим ценностям. Вот из этого, таким образом, у нас сформировалась команда. А вот уже на общем собрании у нас появилась, исходя из наших ценностей, такая…

А. Сулхаева:

- Миссия проекта.

М. Лукашева:

- Совершенно верно.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Мы понимаем важность семейного воспитания таких детей, они живут без родителей, нет примера отношений в семье. Но разве у детей вне детских домов нет подобных проблем?

М. Лукашева:

- Я скажу так. Если у детей в семьях вообще возникают вопросы, как мы привыкли это видеть и как вообще это происходит, то они всегда могут обратиться к своей семье за консультацией либо за помощью. А вот дети из детских домов после выпуска при возникновении каких-то сложных ситуаций, они куда могут обратиться, в детский дом? Нет, такого не может быть.

По статистике, конечно, разводов, и есть ли у нас эта статистика. Такие статистические данные, они вообще не формируются, это конфиденциальная, да, информация. Но мы общались с фондами, где они столкнулись с тем, что как раз из этих детских домов зачастую идет из того самого замкнутого круга. Вот когда выпускница из детского дома встречается с какой-нибудь сложностью в жизни, она рожает ребенка, то ее какие действия? Она отдает его в детский дом.

А. Сулхаева:

- То есть получается повторение ситуации.

М. Лукашева:

- Совершенно верно.

А. Сулхаева:

- Расскажите, пожалуйста, как ваш проект работает с такими детьми и с ситуациями того, что зачастую, как вы сами сказали, по статистике внутренней, выпускники детских домов часто отдают своих детей также в детские дома. Как этого избежать? Помогает ли в этом ваш проект? Как он вообще организован, на что нацелен?

М. Лукашева:

- Организация нашего проекта идет зачастую как раз, базируется на семейных ценностях, и как раз воспитание культуры. Вообще сама связка идет по кольцу жизненного баланса. То есть мы даем те самые навыки и инструменты, для того чтобы в дальнейшем в жизни после выпуска наши детки себя чувствовали комфортно, не обделенными, и, конечно, были социализированы.

А. Сулхаева:

- Давайте какие-то конкретные приведем инструменты, может быть, как выстроен ваш курс наставничества, что это, как структура проекта выглядит, я хочу понять.

М. Лукашева:

- Структура проекта – это работа с нашими наставницами. Это являются наши помощницы, женщина-наставница элегантного возраста 50+. Это еще один проект. То есть у нас сразу же идет реализация двух проектов. Немножко о нем. То есть наши женщины-наставницы проходят уже заранее обучение в течение целого года, где они проходят обучение новым навыкам, реализации себя, хобби и, конечно же, искусству. И вот после того, когда происходит у нас реализация этого проекта, мы их приглашаем, и они у нас полностью через цифровую коммуникацию или личную коммуникацию преподносят те самые модули, которые мы разработали, и являются непосредственно каждая личной наставницей, для того чтобы контролировали, брали у них опыт. Конечно, это работает в две стороны. То есть наши наставницы получают для себя то самое качество, которое они хотели бы себе в жизни реализовать, эту помощь деткам, а детки видят то, что женщины, достигнув возраста 50+, тоже не теряются в мире, и они тоже нужны.

Ну и, конечно, получают те самые базисные навыки. Какие именно? Самые простые. Это, например, готовить еду обязательно. Дети из детских домов не умеют готовить, и им нужно этим как-то пользоваться в быту, после того как они выйдут. Самая сложная ситуация, с которой мы столкнулись, это, например, оплата квитанций идет. И тот самый базис в том, что у них нет той самой позиции того, что я ответственный за то, что я произвожу оплату за коммунальные услуги, неформирование долгов. И здесь тот же самый навык, который мы сейчас им внедряем, того, чтобы они не боялись обращаться за помощью. Потому что у девочек нет заложенной той самой тенденции даже обращения в здравоохранение. То есть, если они заболели или какой-то нужен осмотр, они боятся туда идти и как бы сталкиваются в дальнейшем вот с этим кубарем, который катится с горы.

А. Сулхаева:

- Как попасть в ваш проект воспитанникам детских домов?

М. Лукашева:

- Сейчас, на данный момент, он реализуется только в Новосибирске в одном детском доме, но в дальнейшем мы, после того, когда проведем окончание его, у нас он завершится в мае 2024 года, у нас будет прекрасный выпуск с нашими детками из детского дома, с нашими наставницами. И после этого мы запускаем реализацию на сетку как раз Сибирского федерального округа…

А. Сулхаева:

- В каком возрасте, по-вашему, оптимально начинать обучение в этом проекте? То есть это уже для тех, кто вот-вот выпустится из детского дома, или это заранее нужно делать?

М. Лукашева:

- Мы сейчас, на данный момент, как фокус-группу взяли промежуток с 13 до 17 лет (до 16, до 17 лет). Почему с 13? То есть мы как раз хотим посмотреть, как будут работать, когда мы будем более ранние закладывать эти знания и навыки. И, конечно, выпускницы уже навыки сразу же, конечно, у нас получат. Поэтому мы отработаем сразу же двух, пускай зайцев – и на ранней стадии, и уже на более конечной. Поэтому уже в итоге выберем для себя более подходящий.

А. Сулхаева:

- Как вы думаете, кто больше ценит семейный уют, те самые семейные ценности, о которых вы много говорите, те, кто видел это с детства у себя дома, или все-таки тот, у кого этого никогда не было, и который стремится к этому всей душой?

М. Лукашева:

- Я скажу, что одинаково. Так как вообще в дальнейшем вот эти ценности, они являются опорным конструктором для человека, и вот на них будет идти дальнейшая опора жизни и нашей личности, и в дальнейшем личности самого человека. И, конечно, данные в предпилотной части нашего проекта дали данные, что мы проводили опрос, где мы видели, что изначально девочки были скованные, и у них не было никаких интересов. После первой ознакомительной даже части, встречи и мастер-класса девочки уже начали активно себя проявлять, и, конечно, уже по окончании вот сейчас первой предпилотной версии у нас они выбрали интересы и предпочтения, по которым хотят идти.

А. Сулхаева:

- Скажите, пожалуйста, можно ли с помощью вашего проекта воспитать в девочках из детских домов лидерские качества, нужно ли им это, что им это может дать? И вообще, какие навыки и черты характера в них особенно важно поддерживать и развивать, на ваш взгляд?

М. Лукашева:

- Сильный вопрос. Давайте отвечу так. Мы даем им знания как инструменты и показываем, как ими пользоваться. Вот у них есть и поддержка на протяжении всего времени наставниц, чтобы помочь ими пользоваться. Они видят, что получается, если пользоваться этими инструментами. И каждая тогда для себя делает выбор, пользоваться ими дальше или нет. Но факт заключается в том, что мы, когда преподносим эти знания и умения, они все равно закладываются в приобретенных навыках, и в дальнейшем они все равно будут на протяжении всей их жизни дальше существовать.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Вне проекта «Семейные ценности – крепость России» вы как психолог руководите тренерским отделом международной компании, занимаетесь социальным обучением коллектива. Что под этим подразумевается, чем занимаетесь?

М. Лукашева:

- Все очень просто. Это наблюдение и за действиями, конечно, наших людей, нашего коллектива. Смотрим за культурой и, конечно, климатом.

А. Сулхаева:

- Что это дает компании, зачем это нужно?

М. Лукашева:

- Это нужно, для того чтобы не было внутри конфликтов, чтобы всё существовало идеально. Чтобы как раз для нашего руководства ценилось не только время и в дальнейшем не только заработок, но и как раз те, кто его приносит, это, конечно же, сотрудники, на них все будет базироваться.

А. Сулхаева:

- С какими проблемами чаще всего обращаются сотрудники, что лучше помогает решать эти проблемы – частные консультации или какие-то совместные объединяющие тренинги? И какие конфликты (вы сказали, что вы их избегаете с помощью этой работы), конфликты какого рода возникают чаще среди мужчин или среди женщин?

М. Лукашева:

- Ситуации вообще бывают разные, так же как и люди, но нитью прослеживается как раз работа с коммуникациями. Смотря в дальнейшем, какие тренинги мы выбираем, тренинги или личные консультации, это смотря на то, что мы хотим вообще решить. Если это личные какие-то переживания, то это, конечно, сто процентов личная консультация, а если это какое-то эмоциональное состояние в коллективе, то это, конечно же, тренинги. И вот я скажу, что зачастую между… Как всегда, статистика у нас, кто чаще обращается, мужчины или женщины? Все, конечно, скажут: женщина, потому что она открытая. На самом деле нет. По статистике, внутри компании это практически одинаково. Почему? Потому что существует несколько видов конфликтов. То есть все привыкли, что конфликт – это только открытый, где проявляется агрессия, эмоциональная какая-то часть. Но это не так. Конфликты бывают и открытые, и пассивные. И тем фактам нужно будет нам найти не вот эту конечную точку, потому что конфликт – это является конечная точка, а задача – найти первоначальную, ту самую точку запуска, к чему это привело.

А. Сулхаева:

- По каким темам чаще всего конфликтуют люди на работе?

М. Лукашева:

- Недопонимание между одним участником процесса и вторым. Поэтому зачастую тоже часто используются и обучаются руководители, тем, что, например, определенному человеку легче отправить сообщение, и он может прочитать его и понять суть, другому нужно обязательно что? Пригласить его лично, для того чтобы поставить задачу непосредственно в личном кабинете.

А. Сулхаева:

- А что делать с конфликтными сотрудниками – увольнять или разбираться? У нас, например, часто в гостях в студии были руководители крупных компаний, такие жесткие лидеры, которые говорили: каким бы профессионалом ни был человек, сотрудник, но если он конфликтный, если он разлагает атмосферу в коллективе, то его нужно увольнять, от него нужно избавляться, потому что это никогда не закончится.

М. Лукашева:

- Я сейчас скажу очень интересную вещь. Того, что в этом тоже виноват руководитель. И как к этому вообще всё подходит? Есть та самая, о чем я говорю, точка запуска. И вопрос идет в том, что этим действием сейчас руководит изначально. Это или обида, или привлечение внимания, или, например, просто выгорание. Здесь вопрос идет и к тому же самому руководителю, и к сотруднику. И вариант исхода принимает зачастую не один человек сразу же об увольнении, а без решения вопрос принимают заранее обе стороны.

А. Сулхаева:

- Сейчас во многих крупных компаниях появляются корпоративные психологи. Как думаете, почему, всё у нас так плохо с нервами у сотрудников?

М. Лукашева:

- Если бы это было так. Но здесь я вернусь к тому, что это значит потрясающий руководитель, который ценит свое жизненное время и ценит жизненное время наших сотрудников. И в дальнейшем это и заключена забота – и психологическое, и эмоциональное состояние сотрудников. А в основу этого всего ложится что? Стабильность, прибыль и успешный бизнес.

А. Сулхаева:

- Я знаю (раз уж мы заговорили про бизнес), у вас есть еще и свой салон красоты. Как бывает чаще, ваши знания и навыки психолога помогают вам в бизнесе или, наоборот, бизнес-опыт подсказывает решения для психологической практики?

М. Лукашева:

- Я бы не ограничивалась вот этими аспектами. Почему? Потому что вообще любая сфера, она соприкасается с психологией. И будь это студия, или холдинг, или вообще общепит, или здравоохранение, мы всегда будем работать с людьми. Поэтому здесь завязка базисная идет на то, что первое – психология, а затем уже всё вместе.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Создается ощущение, что у вас, как говорится, все схвачено, вы нашли тот самый жизненный баланс – есть основная работа, есть бизнес, есть общественная жизнь и социальные проекты. А вот остается ли время на личную жизнь, на создание тех самых семейных традиционных ценностей в вашей жизни?

М. Лукашева:

- Очень личный вопрос. Конечно, и как же вообще без этого. Но скажу словами великого классика Чехова: у каждого из нас есть своя личная жизнь, и она должна быть своей личной тайной.

А. Сулхаева:

- Хорошо, договорились. Ну, и в завершение нашего разговора традиционная рубрика «Пять советов от гостя». Мария, предлагаю в нашей традиционной рубрике продолжить тему, с которой мы начали, тему вашего проекта на программе «Женщина-лидер». Воспитывать и прививать семейные ценности важно не только ребятам из детских домов, но и детям из полных семей, им тоже часто не хватает подобных навыков, подобной базы. Можете дать пять советов родителям по воспитанию вот этих самых семейных ценностей внутри семьи, чтобы наши слушатели, зрители могли и сами проработать этот вопрос?

М. Лукашева:

- Конечно, обращение тогда к уважаемым родителям.

Первое. Будьте примером.

Второе. Общайтесь со своими детьми.

Третье. Учите своих детей уважать и слушать других людей.

Четвертое. Создавайте для них общие ваши семейные традиции, конечно же, ритуалы, которые они будут нести на протяжении всей жизни и передавать в своей семье.

И пятое. Никогда не бойтесь проявлять свою любовь и заботу.

А. Сулхаева:

- Спасибо большое. То есть, если резюмировать, любите друг друга, люди, и будет вам счастье, семейные ценности и успех во всех ваших начинаниях. Спасибо за этот прекрасный разговор.

У нас в гостях была Мария Лукашева из города Омск, практикующий психолог, выпускница регионального потока программы «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж». Ну, а это было «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12-00.