«Хоть на завод с экскурсией, хоть на тропу с рюкзаком»: куда можно отправиться вместо пляжа

Обсуждаем актуальные новости, которые никого не оставят равнодушным. Подробности громких событий, аналитика и комментарии экспертов – на Радио «Комсомольская правда».
Юрий Кораблев обсуждает вместе с директором дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольгой Захаровой, по каким новым интересным и нестандартным направлениям развивается сейчас туризм в России

Туризм в России активно развивается. Причем речь не только о пляжных видах отдыха. Ассортимент для бывалых отпускников теперь широкий. Хочешь — любуешься водопадами и каньонами, а хочешь — заводами и карьерами. Что такое промышленный туризм? А куда можно комфортно отправиться с рюкзаком за плечами? Об этих видах активного отдыха в эфире радио «Комсомольская правда» рассказала Ольга Захарова, директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ).

- Давайте сначала о промышленном туризме. Напомните, что это такое?

- Промышленный туризм не так давно появился в нашей стране. Под ним мы подразумеваем путешествие на действующее предприятие, когда у человека есть возможность увидеть процесс рождения вещей.

- Для кого он больше — для любознательных взрослых или для детей, желающих понять, кем они хотят стать?

- Мне кажется, в первую очередь для детей. Они мало знают о специфике разных профессий. Обычно разные предприятия представляют из себя заборы, вдоль которых ребенок ходит в школу или в детский сад, какие-то люди утром заходят через проходную, а вечером оттуда уходят. И что они там делают, не очень понятно. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому и появился промышленный туризм, который позволяет собственными глазами увидеть, чем занимаются родители и что такое разные профессии.

- А предприятиям это зачем?

- Главная цель промышленного туризма — ранняя профориентация. Когда мы начинали делать эту инициативу, было непонимание у сотрудников предприятия: а нам зачем это? Сегодня у нас дефицит кадров, связанный в том числе с демографической ямой 90-х годов. Для предприятий промтуризм - это возможность улучшить имидж, развеять стереотипы, показать свою инновационность, современность, а также династии, которые есть на предприятиях. В общем, показать не только профессии, но и людей, которые на предприятиях работают.

- На какие предприятия сейчас можно зайти в качестве туриста? Где были вы?

- На совершенно разные – от небольших хозяйств до заводов-гигантов. Мне интересно было побывать на «Сахалинской энергии», на Чиркейской и Саяно-Шушенской ГЭС. Когда я впервые попала на Чиркейскую ГЭС, я была удивлена цветом воды. Он такой бирюзово-голубоватый, невероятный. И, конечно, ГЭС – это настолько красивое архитектурное сооружение! Только находясь там, понимаешь, насколько умы нашей страны великие и насколько это всегда было закрыто от большого количества глаз. Это то, чем хочется гордиться.

- Что рассказывают и показывают на промышленных экскурсиях?

- Все зависит от цели экскурсии. Школьникам любопытно побывать на космодроме «Восточный» и посмотреть, как взлетают ракеты. А затем побывать в столовой, где готовят для космонавтов.

Сначала многие предприятия не хотели открывать свои двери. Но АСИ разработало методологию развития промышленного туризма и создания промэкскурсий. Мы ее внедрили, и все сильно поменялось. И если сначала это был позвоночный туризм. Значит по звонку: кто-то позвонил – тебя запустили, не позвонил, некому за тебя замолвить слово – не запустили. то сейчас это выстроено на системной основе, и школьники туда приходят с удовольствием. Они смотрят, на площадку выходят, узнают, как ставят ракету, как она запускается, как это сложно. На гидроэлектростанциях рассказывают, как они работают, как вырабатывают электричество. Есть предприятия с белой металлургией, где производственные процессы спрятаны под стеклом, и ты практически находишься как в музее и смотришь на весь процесс с высоты (Челябинский трубопрокатный завод, цех «Высота 239»). Там люди ходят в белых халатах, кругом белое оборудование. И это странно. Вроде металлургия, а при этом все чисто, современно, инновационно и интересно.

- С одной стороны, у меня такая картинка – это Сочи, пальмы, море. Один вариант путешествий. С другой стороны, Челябинск, снег, доменные печи. Скажите, кто целевая аудитория подобных экскурсий?

- В первую очередь, это все-таки студенты. Потому что они смотрят, куда могут пойти работать, и их приглашают работодатели на различные предприятия. Во вторую очередь, это школьники, которые в целях ранней профориентации задумываются о том, в какой университет им поступать. Все боятся получить обманутые ожидания, хотели бы заранее посмотреть на производство, на будущего работодателя, узнать о заработных платах, о возрасте коллектива, насколько технологичное и современное производство. Кстати, очень часто бывает так, что, когда встречаешься с молодежью и спрашиваешь, почему вы пошли именно в этот университет, многие говорят: какой был в городе, в такой и пошли. А будут ли работать по специальности, не могут сказать. Поэтому, в первую очередь, промышленный туризм для того, чтобы помочь детям определиться со своей стартовой карьерой. Хотелось бы, чтобы наши дети принимали осознанные решения. И чем шире будет их кругозор, чем больше они увидят профессий, которые есть на разных предприятиях, тем лучше.

- А сколько стоит подобная экскурсия и можно ли это считать дополнительным доходом для предприятия?

- Знаете, пищевые предприятия на этом хорошо зарабатывают. А в целом экскурсия стоит от 200 рублей до 2000. Со всеми экскурсиями можно ознакомиться на нашем сайте — https://promtourism.online/. Там собраны порядка 100 производственных экскурсий, они абсолютно разные, в разных регионах. Забронировать можно сразу, нажав кнопку на этом сайте. Сайт вас отправит к тому туроператору или предприятию, которое организует экскурсии непосредственно на заводе, либо на фабрике, либо на устричной ферме.

- Пользуются ли они популярностью?

- Огромной. Мы никогда не думали, что промышленный туризм будет настолько быстро развиваться. Многие предприятия, помимо производственных экскурсий, начали делать прямо представления на действующих предприятиях. И ты настолько проникаешься этой профессией, влюбляешься как в то, что делают эти люди, и каждый раз потом понимаешь ценность того предмета, который ты видишь либо на своем столе, либо в быту. Люди любят быть первооткрывателями. Например, Магнитогорский металлургический комбинат, который находится в Челябинской области. Там льется металл, температура свыше 1000 градусов. И все это прямо перед вашими глазами, вы можете достаточно близко подойти, увидеть весь технологический процесс, как все устроено. Но при этом все безопасно.

- Охотно ли идут компании на этот шаг? Ведь большого дохода, как я понимаю, они не приносят, а вопрос безопасности встает в полный рост.

- В первую очередь, цель у большинства компаний - не заработать на экскурсиях, а привлечь кадры на предприятие. И сегодня за них большая конкуренция. В рамках программ-стажировок, которые мы организуем с партнерами, мы показываем не только предприятия, но и ту среду, в которую человек собирается переезжать. Какие набережные, детские садики, школы, развлечения есть, чтобы молодому человеку сегодня принять решение о своей будущей работе и переезде к месту работы. Конечно, он хочет знать гораздо больше, чем просто заработная плата на этом предприятии. Хотя и заработные платы сейчас серьезно выросли, из-за дефицита кадров предприятия конкурируют друг с другом. Но дальше конкуренция будет строиться уже не на зарплате, а в том числе и на том, как выглядят те города, куда приезжают люди. Многие ценят покой, личное время, которое они могут посвятить себе и своим детям после работы.

- Второй блок нашей программы — экологический туризм. А именно — так называемые экологические тропы. Тоже давайте, наверное, начнем с определений.

- Понятия «туристская тропа» не существует сегодня в законодательстве. Именно этим мы сейчас и занимаемся: вместе с регионами создаем этот закон. Думаю, в ближайшее время он выйдет, и вот тогда мы точно поймем, что такое «тропа». В советское время активный туризм был популярным видом отдыха, в поход ходил каждый школьник, а для молодежи туристские клубы были самым популярным времяпрепровождением. На 1988 год в СССР существовали более 400 всесоюзных троп и 6000 региональных плановых троп. Помню, как я и с родителями, и с друзьями ходила по этим тропам. Многие из них до сих пор пользуются популярностью, но есть и те, которые находятся в забытьи. Поэтому очень хотелось бы возродить эту традицию ходить по туристическим тропам.

- Почему?

- С одной стороны, это доступный вид отдыха, который не зависит от того, какое количество денег у вас в кармане. С другой стороны, это инструмент для популяризации территории. Если большое количество людей начинают ходить по этим тропам, местные жители тут же кто курочку, кто яички, кто молочко начинает продавать, кто гостевой дом открывает. В общем, начинает развиваться микробизнес: местные делают экскурсии, становятся гидами, показывают все красоты этих мест. Не надо забывать о том, что это польза для здоровья - спортивная активность, фитнес связаны с нашим здоровьем, а мы все хотим долго жить и быть здоровыми. По данным ВЦИОМ, 94% россиян хотят во время путешествий совершать пешие прогулки. Плюс в два раза вырос спрос на товары для активного отдыха на природе, по сравнению с прошлым годом. Мы видим в этом запрос, подтверждающий, что необходимо создавать разнообразные тропы, которые знакомят людей с нашей страной.

- Какие есть виды троп?

- Во всем мире существует огромное разнообразие троп, во-первых, по масштабу. Они бывают национальными, региональными и локальными. Первые - это с национальной идеей, со смыслом, которые могут идти через несколько регионов, через абсолютно разные территории. Региональные – это внутри одного региона. А локальные – внутри одного муниципалитета или даже внутри одной особо охраняемой природной территории. По типу передвижения пользователей они могут быть пешие, велосипедные, конные, водные, лыжные, снегоступные, комбинированные и т.д. Еще одно деление - по типу целеполагания: они могут быть природно-рекреационными, спортивно-оздоровительными, паломнические тропы есть, винные, исторические. Чем разнообразнее мы будем создавать тропы и чем более разноплановые вкладывать в них смыслы, тем лучше мы будем получать результат, потому что люди будут понимать, зачем они по ним пошли.

- Для чего нужен закон о тропах?

- Важно учесть интересы всех сторон. Мы понимаем, какое количество сложностей может быть при создании троп: надо решить вопросы внесения изменений в Лесное законодательство, в Земельный кодекс. Закон поможет нам понять, какие алгоритмы должны быть в управленческих решениях. Плюс он поможет сформулировать смыслы, уровни сложности этих троп и их масштаб. Чтобы у нас были не просто тропы, а чтобы они стали предметом гордости. Чтобы, если ты приехал в страну и ничего о ней не знаешь, то ты мог бы воспользоваться национальными тропами и узнать лучшее из лучшего, встретить необыкновенных людей, которые тебя и накормят, и напоят, и покажут интересные и любимые места, и, конечно, сделают так, что ты захочешь жить в этой стране или чаще в нее приезжать, а еще будешь своим друзьям рассказывать о том, где ты был.

- А базовая инфраструктура, которая будет создана или, может быть, уже создается на тропах, что она в себя будет включать?

- Если это тропа достаточно длинная, то, наверное, должны появиться средства размещения. Это будет делать бизнес. И он в этом заинтересован. Мы видим, как только территория становится популярной, по ней идут люди, - бизнес зарабатывает. Также есть инфраструктура, которая построена для безопасности – если нужно укрыться от непогоды или что-то случилось, ты можешь остаться в этом месте, согреться, чай, кофе попить, перекусить и дальше пойти. Безусловно, это информационные знаки, навигация, маркировка троп, которая тоже направлена, в первую очередь, на безопасность, чтобы каждый мог комфортно находиться на территории, на природе, потому что не везде работает связь. То есть, первое – закон. Второе - создание методических рекомендаций, которые включают в себя, в том числе, и паспорт тропы, который должен дать всю исчерпывающую информацию о ней.

- А есть ли какой-то утвержденный список троп, который можно посмотреть и благодаря этому сформировать свой маршрут? А то иногда даже в Подмосковье соберешься на лыжах сходить, но ведь напрямую через лес, просто в лес не пойдешь, надо гуглить, где есть проложенная лыжня.

- Вы знаете, во-первых, если бы было понятие «тропа», то был бы уже, конечно, и создан перечень, который включает ровно то, что вы сейчас сказали. Но пока понятия «тропа» нет, каждый это понимает по-своему. Агрегаторов существует очень много, разных, они никак не связаны друг с другом, информация там тоже разрозненная, поэтому все необходимо привести к единообразию. Пусть этих сайтов будет великое множество, главное, мне кажется, чтобы этим занималось не государство, а предприниматели, те люди, которые делают все возможное, чтобы активно развивался туризм. Например, Республика Татарстан сделала такой сайт по Волжской тропе. QR-код наводите - видите полностью всю информацию, включая земельные участки есть для будущего размещения вашего бизнес-проекта. Либо вы, как турист, который хочет пройти по тропе за определенный промежуток времени, хочет посмотреть, насколько это сложный маршрут. Ребята научились интересно объединять региональные мероприятия с инфраструктурой, которая у них есть в регионе. Таким образом, люди и на мероприятия ходят, и про свое здоровье не забывают.

- Приток массового туриста на тропы может привести к загрязнению природы. Вот как не допустить этого?

- Во-первых, это, конечно, просвещение, наша собственная культура. Другое дело для того, чтобы было людям комфортно и удобно, нужно установить правила, в рамках которых человек понимает, что ближайшее место, где можно выбросить мусор, находится через столько-то метров или километров и т.д. Во всем мире существуют программы типа «Принес – забери с собой», то есть, люди не оставляют мусор на природных территориях, они понимают, зачем они сюда идут, почему идут и что с этим будет дальше, то есть какие у этого последствия. В общем, я за то, чтобы снабжать людей необходимыми инструментами и создавать условия, при которых они могут комфортно ходить по тропам, но, с другой стороны, не забывать про то, что мы ответственны за природу.