Григорий Сайфуллин, директор проектов Агентства стратегических инициатив: «Будущее нашей страны зависит от числа рожденных детей»

Директор проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Григорий Сайфуллин
2024 год в России объявлен Годом семьи

Что это даст стране? В интервью «Радио «Комсомольская правда» директор проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Григорий Сайфуллин

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

- Григорий, Год семьи – чем это важно для страны?

- Можно обозначить три смысла. Вопрос демографии для страны важен как никогда. В целом будущее нашей страны зависит от числа рожденных детей, а также от воспитания детей в духе любви, в атмосфере родительского общения. Нам важно, чтобы создавались семьи крепкие, счастливые, желательно многодетные.

В эпоху перемен и испытаний важно обрести надежное плечо рядом, тех людей, которые всегда любят, ждут, примут. Помогут. Сегодня семья является той ценностью, той средой для каждого человека, которая важна с позиции принятия и развития. Вопросы семьи вечные. Это не просто год семьи, неделя, день - они всегда важны. И государство уделяет этому внимание. Президент объявил Год семьи: надеюсь, это станет импульсом, чтобы каждая семья почувствовала этот год как год семейного счастья.

- Какие мероприятия намечены в рамках Года семьи?

- Планы правительства пока формируются. Но уже ряд регионов обозначили новые меры поддержки беременных женщин, семьи при рождении ребенка, семей студенческих, многодетных семей. Многие общественные организации уже целую повестку для себя формируют, разные мероприятия. Уверен, что по ходу Года семьи будут появляться новые события. Не только люди, которые занимаются этой повесткой постоянно, но и разные корпорации могут вводить разные меры поддержки для своих сотрудников. СМИ запускают передачи.

Здорово, если этот год объединит всех нас вокруг нашей личной семьи и вокруг этой темы, чтобы каждый мог проявить свое участие к людям, которые рядом. Напомню схожие слова «отец» - «отечество»; «родитель, род» - «родина». Мы как общность, как народ, обобщение людей, которым близки единые ценности и общие устремления в будущее.

ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

- Мер поддержки для семей с детьми уже довольно много. Оцените их результаты.

- С одной стороны, внимания этому уделяется много. С другой стороны, мы чувствуем огромный потенциал: даже при текущих мерах поддержки, при выделяемых на это ресурсах можно настроить их так, чтобы они были более значимы для каждой семьи – при рождении детей, при их воспитании, решении жилищных вопросов. Учитывая сегодняшние вызовы и сложности с рождением детей для многих семей, нам важно создать новые, дополнительные условия. Я бы выделил ключевую задачу по трем аудиториям.

Первая – семья студенческая. Когда есть противоречия: образование, профессия, семья. Нужно многое совмещать. Очень важно выстроить систему поддержки такой семьи.

Вторая часть – семья в первые пять лет семейной жизни. Это меры не столько материальные, сколько необходимые для укрепления семейных отношений. У нас на каждые 100 браков приходится 70 разводов. И половина из них – в первые пять лет семейной жизни. Важно поддержать семьи, выстраивать взаимоотношения. Это могут быть образовательные проекты, службы консультирования, сообщества.

Третья часть – поддержка многодетной семьи при рождении четвертого и последующих детей. У нас есть федеральные меры поддержки на первого, второго и третьего ребенка. В регионах есть отдельные практики. Но в целом семья при рождении четвертого и последующих детей сталкивается с минимумом мер поддержки, но при этом в них большая потребность.

По структуре населения у нас сегодня преобладают группы семей 30-40 лет. Как правило, они уже имеют двух детей. Если мы создадим для них необходимые условия, они могли бы еще родить детей. Это очень важный для страны контекст.

- АСИ находит лучшие практики в разных регионах, а потом их масштабирует. Какие три лучшие региональные практики по поддержке семьи вы могли бы выделить?

- Нет идеальных практик, нет идеальных мер поддержки. Но на основе обобщения опыта разных мер и практик мы можем строить модели, которые нам необходимы. Среди практик я бы выделил меры социального сопровождения многодетных женщин. Формат, когда женщина может за один день пройти обследование у врачей в поликлинике с тремя и более маленькими детьми. Формат, который касается беременных женщин с позиции их не только социального, но и психологического сопровождения. Их консультирование, снятие некоторых страхов.

Я бы выделил практики, которые касаются образовательной подготовки молодежи к семейной жизни. Семья человека начинается в детстве. Мы усваиваем модели поведения наших родителей, и нам важно, если такого примера вдруг нет, либо по каким-то обстоятельствам не получилось выстроить отношения самостоятельно, создать среду, где молодой человек мог бы приобретать необходимые знания, компетенции для семейной жизни.

- Они помогают?

- Мы реализуем образовательные программы в этой части с 2012 года. И видим отклик от людей, что для них это полезно. Есть примеры, когда человек прошел программу 8 лет назад, у них уже родился четвертый ребенок, и они отмечают спустя время, что тот опыт для них был полезным. Если мы настроим практику, ориентированную на человека, это принесет свои плоды.

Не бывает простых решений. Семья всегда нуждается в разных контекстах, это касается ценности и качества отношений, здоровья, материального благополучия. В первую очередь, с позиции доступности жилья и жилищных условий. Льготная ипотека может быть интересным инструментом, банковская и строительная отрасли имеют здесь драйвер к развитию. Но для семьи не все так очевидно. Здесь важно найти решения, которые бы при вложенном рубле давали максимальный эффект с позиции семьи и ее потребностей.

17 ОПРЕДЕЛЕНИЙ МНОГОДЕТНОСТИ

- Вы многодетный отец. Расскажите о мерах поддержки для многодетных семей.

- Нам важно не просто собрать отдельные меры, а определенный набор статуса многодетной семьи. У нас в России 17 определений, что это – многодетная семья. Одни регионы считают по старшему ребенку из трех детей до достижения 18 лет, другие – 18-23 года, если обучается, военная служба учитывается в некоторых регионах, инвалидность. В Москве по младшему ребенку – до 16 лет, если обучается – до 18 лет. Есть федеральные меры поддержки, определенные указом президента еще в 1992 году, которые распространяются на многодетные семьи. Это набор мер на период действия статуса многодетной семьи. При этом семья, переезжая из одного региона в другой, может терять ряд мер поддержки: в одном регионе семья многодетная, а в другом уже не многодетная. Нам важно выстроить систему, чтобы семья в любом регионе сохраняла право хотя бы на федеральные льготы и меры поддержки: льготы на коммунальные услуги, на транспорт, на школьную форму.

Идеально взять пример Москвы – по младшему ребенку, до достижения 18 лет. Президент недавно сказал, что нужно ввести федеральный статус, нужно не ухудшать условия поддержки в других регионах. Но есть и компромиссный вариант. АСИ предложило следующую модель: 18 лет по старшему ребенку, а если ребенок обучается, проходит военную службу, либо у него инвалидность, то до 24 лет. Таким образом, мы учитываем все практики в регионах. И это базовый федеральный пакет.

Многодетная семья с маленьким ребенком. У семьи могут быть дети уже старше 24 лет, но есть маленькие дети, которые нуждаются в мерах поддержки. Пусть на уровне региона определится дополнительный пакет мер поддержки. Это интеграция практики Москвы, но уже с учетом возможностей каждого региона. И третья категория – многодетная малообеспеченная семья, пусть для нее будут критерии нуждаемости, не один прожиточный минимум, а, допустим, два. Потому что важно многодетную семью поддержать, чтобы она не скатывалась к бедности. А многодетные родители – бессрочный статус для тех, кто воспитал трех, пятерых, семерых детей, пусть даже они уже выросли. Пусть у них будет минимальный набор мер, он не затратный, допустим, льготный доступ в учреждения культуры и спорта. Это почти ничего не стоит, наоборот, трафик для учреждений создаст. Но мы подчеркнем, что для страны важна каждая семья и труд каждого многодетного родителя. Меры федеральные и региональные должны стыковаться с тем, чтобы был федеральный статус многодетных семей, а потом уже вводить новые дополнительные меры поддержки.

ЧЕМ БОЛЬШЕ СЕМЬЯ, ТЕМ ВЕСОМЕЕ ПОДДЕРЖКА

- Какая еще помощь могла бы быть полезной, чтобы число многодетных семей росло?

- Нам важно выстроить прогрессивный характер поддержки. Чем больше семья, тем больше поддержка. Люди должны это чувствовать. Это может транслироваться в любых контекстах. Материнский семейный капитал – чем больше семья, тем поддержка весомее: на первого ребенка сегодня порядка 600 тысяч рублей с индексацией будет, на второго ребенка – 180 (если на первого получили), на третьего мы до конца года имеем выплату на погашение ипотеки 450 тысяч рублей. Это федеральные меры поддержки. А нам важно выстроить модель, когда семья получает возрастающую поддержку. Камчатский край – чем больше семья, тем больше материнский семейный капитал. Республика Мордовия, регион небогатый, но 120, 125, 150 тысяч. Даже в условиях ограниченных ресурсов важно выстроить такую логику: чем больше семья, тем больше объем скидки на коммунальные услуги. Можно выстроить льготную регрессивную ставку по ипотеке: чем больше у тебя семья, тем меньше ставка.

Нужно выстроить модель, которая бы учитывала, когда семья априори нуждается в большей поддержке. Идея не новая. В Советском Союзе это было реализовано. Семья при рождении пятого ребенка получала выплату порядка 1,5 миллиона рублей при переводе на сегодняшние деньги. Важно восстановить все лучшее.

Нужно выстроить поэтапность любых мер поддержки – от несемейного человека к многодетной семье. У нас сегодня 83% молодых людей 18-35 лет считают возраст до 25 лет лучшим для создания семьи. Те, кто перешел эту границу, считают, что лучше было бы раньше. Но треть молодежи старше 30 лет находится вне брака и даже вне партнерств. Ключевой запрос: мы все хотим любовь, семью, любимого человека, семейное счастье. Но не получается. Важно помогать людям выстраивать эту систему, создавать условия для общения, необходимые компетенции, чтобы они создавали семьи и дальше рождали первого, второго, третьего ребенка. Уже в зависимости от желания людей и их возможностей. Но создать эти возможности нужно.

Важно учитывать, что ценности имеют всегда главенствующую роль, допустим, традиционный уклад многодетной семьи, религиозные установки. Но важно обеспечить хотя бы качество жизни для каждой семьи. Любая семья при рождении любого ребенка нуждается в поддержке.

«СТРЕМИТЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ЛУЧШЕ НАС»

- Мало родить ребенка, надо его еще правильно воспитать. Родители зачастую действуют по наитию, по старым лекалам, по советам родни. Где найти проверенную информацию о том, как вырастить и воспитать ребенка?

- Ни одна даже самая идеальная книга не даст возможности родителю универсально воспитать детей. Всегда это личный опыт, личное ощущение. Все мы индивидуальности, но общие правила есть. Лучшее, что мы можем дать своим детям, это любовь между родителями. Чтобы они видели этот пример, понимали, как папа любит маму, учились этим моделям поведения. И в этой атмосфере любви мы можем создавать и среду воспитания детей.

Должна быть среда диалога и общения в семье. Да, бывают ссоры, испытания. Но даже если это случается, важно проговаривать, учить детей преодолевать разные конфликты, испытания, ограничения, чтобы воспитывать взрослость. Важно учитывать разные возрастные периоды детей – до года, до трех, до семи, до тринадцати и старше лет. Но приучать их к взрослой, постепенно научая их, объясняя. Вызов для родителей в том, что это наш личный пример. Если я держу сигарету в зубах и говорю сыну, чтобы он не курил, это точно не сработает. Если я говорю трехлетке собрать игрушки, это не сработает. Но если я скажу: я расстроен, что у нас раскиданы игрушки, давай вместе приберемся. Сначала вместе, затем ты можешь сам, помогай. Мы должны стремиться, чтобы наши дети были лучше нас.

- Беременных готовят к родам, но не учат, как правильно воспитывать детей.

- Важно учитывать запросы людей. Для этого создана программа. На первом этапе мы со школьниками и студентами не говорим о семье, а говорим в целом о ценностях жизни, целеполагании, как совместить профессиональные устремления и ценности семейных взаимоотношений. Проговариваем идеалы дружбы, служения Родине, веры и так далее. Второй контекст касается понимания любви, семьи. Чем отличается любовь от влюбленности? В русском языке все «люблю» – и маму, и кошку, и книжку. А, например, в испанском используются разные глаголы. Отношения проходят закономерный цикл, невозможно человека полюбить с первого взгляда. Можно влюбиться. И мы разбираем семь этапов взаимоотношений, показываем, какие есть испытания, какие есть закономерные кризисы во взаимоотношениях. Предупрежден значит вооружен. Человек начинает готовиться к тому, что сегодня отношения нестабильные, но это побуждает увидеть для себя горизонты развития. Не рубить с плеча: «Жена меня не понимает, найду другую». Дальше все будет закономерно так же проявляться. «Дорогая, да, мы не идеальные, у каждого есть колючки, будем вместе развивать наши отношения».

Третий контекст любви – идеал жертвенности. Если я люблю, стало быть, желаю счастья другому человеку, готов даже своей жизнью пожертвовать ради этой любви при необходимости, то уж посуду помыть вечером я точно смогу. Эти максимы должны продолжаться в обычных действиях. Свобода отношений и добра, есть ли границы, как их правильно выстраивать. О чем важно договориться на берегу на пути к семейному счастью. После создания семьи наступает новый этап – отношения с окружающим миром, рождение детей.

«ВАЖНО СОЗИДАТЬ СЧАСТЬЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

- Как на это реагируют школьники?

- Мы проводили большое исследование, давали входное анкетирование для школьников перед прохождением шестичасового цикла. На старте спрашивали: нужны ли подобные занятия? Школьники отвечали: нет. Проходят шесть занятий, даем контрольную анкету – рост потребности в подобных занятиях в 3,5 раза. По ходу общения человек понимает, что это необходимо. Тем более что мы не проводим какие-то лекции-назидания. Это интерактивные форматы, игры, тренинговые упражнения, семинарские обсуждения. И очень важны здесь не просто подготовленные лекторы, которые выучили книжку, а носители живого опыта и ценностей.

- Что вы скажете тем, кто не решается завести ребенка, боится ответственности?

- Все будет хорошо. Когда человек еще не родил ребенка, то возникает много страхов. Конечно, будут и бессонные ночи, и прочее, но это ощущение сладостных детских объятий дает столько сил, что все другие проблемы улетучиваются. Открывая дверь, встречая топающие по коридору ножки «папа, мама!», заряжаешься, начинаешь понимать, зачем все это нужно. Дай бог, чтобы каждый из нас увидел детей своих и радость во внуках.

- Дайте совет молодым родителям.

- Здесь важно отношение – стакан наполовину полон или наполовину пуст? Нужно всегда фокусироваться на важном. Любить друг друга. Любовь – основа всего. Сознательно вкладываться в отношения. Рефлексировать по тому, что я делаю не так, учиться, если не хватает компетенций. Мы учим детей нашим примером. Нужно находить вокруг себя людей знающих, друзей, наставников, которые могут помогать нам развивать компетенции. И всегда важно эти отношения встраивать в естественный цикл семьи. Семейные традиции, пусть они появятся в новом году – в Год семьи – у многих наших семей, - они помогают выстраивать необходимый ритм. Мы можем друг у друга вечером попросить прощения, мало ли что было в течение дня, примириться, чтобы не дуться дальше. Воскресный день можно посвятить семье, уехать в лес, погулять, провести время вместе. На стене могут быть фотографии наших семейных событий, взглянув на которые можно настроиться на лучшие воспоминания, которые нас объединяли. Мы сами творцы своего счастья. Важно это счастье созидать каждый день.