«Тапочковая» доступность: проект «Московский постамат» растет в геометрической прогрессии

Никаких курьеров и пунктов выдачи: в московских подъездах начали устанавливать постаматы
Устройства устанавливают в подъездах. Пока там можно получать заказы из маркетплейсов, а в перспективе будут доставлять документы и отправлять вещи в химчистку

В столице развивают проект «Московский постамат». Постамат — это терминал с множеством ячеек, где курьер может оставить заказы, а получатель — забрать в удобное время. Для этого клиенту присылают одноразовый код, который отпирает нужную ячейку. А за сохранностью ячеек постамата следит камера.

Такие устройства часто ставят курьерские сервисы или маркетплейсы. Выбирают проходимые места, точки притяжения в районе. Например, магазины у дома или торговые комплексы.

Проект «Московский постамат» призван сделать эту услугу еще удобнее: постаматы сети устанавливают прямо в подъездах многоэтажных домов. Иронично такую услугу называют «тапочковой» доступностью.

10 000 УСТРОЙСТВ

Предпосылки идеи на слуху. За прошлый год объем рынка электронной торговли в России вырос на 65% — до 2,8 млрд заказов. А больше всего покупок онлайн, по статистике, совершают жители Москвы.

«Московский постамат» работает по модели совместного использования. Это значит, что в постамат можно заказывать доставку из разных маркетплейсов и интернет-магазинов, а не какого-то одного.

В ближайшие годы планируется довести сеть таких постаматов до 10 тысяч. Не только в подъездах, но и на придомовых территориях, в общественных пространствах, культурно-досуговых и социальных учреждениях, на парковках, объектах транспортной инфраструктуры.

Пока такие постаматы есть в 300 многоквартирных домах и 60 городских библиотеках. Через эти устройства москвичи получили уже свыше 30 тысяч заказов из маркетплейсов.

Через постаматы в будущем станет можно возвращать бракованный или не подошедший товар, получать бытовые услуги. Например, отправлять вещи в химчистку. В планах реализовать еще и доставку документов или даже книг из библиотек. Например, заказали госуслугу в МФЦ, а нужную справку получили в постамате.

ПЛАТИТЬ ЗА УСТАНОВКУ И ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕ НУЖНО

Ведущий передачи «Радиодозор» Юрий Кораблев на радио «Комсомольская правда» опросил жителей столицы. Интересовался, как в целом идея. И беседовал с теми, кто уже использовал «Московский постамат».

— Пользовалась другим постаматом раз в жизни, предпочитаю, чтобы ко мне приходили курьеры, особенно если это молодые и статные парни. Но вообще постамат это удобно, особенно в доме. Не нужно сидеть дома и ждать курьера. В пункт выдачи заказа не всегда успеваешь, чтобы с работы вернуться и получить посылку, — говорит москвичка Анастасия.

— В моем доме такой постамат уже есть и пользуюсь часто. Раньше приходилось ходить в пункт выдачи, а тут — спустился в тапочках и забрал, что нужно. Сейчас в разы выросло качество услуг доставки, а многие делают покупки на маркетплейсах. Так что идея здравая, — поделился Георгий.

Организаторы проекта подтверждают интерес к постаматам в подъездах. С 2022 года, когда «Московский постамат» начал принимать заявки, поступило более 2000 обращений от жителей разных домов. И их число растет в геометрической прогрессии. Больше всего заявок оставили жители юго-востока столицы (18% от общего числа заявок) и Зеленограда (13%).

Дополнительным стимулом становится тот факт, что платить за установку и обслуживание устройства жильцы подъезда не должны.

— Это реально удобно. В особенности, если заказываешь что-то на маркетплейсах несколько раз в месяц, как я. Не нужно сидеть дома и ждать курьера, не нужно просить его оставить заказ у двери и беспокоиться, что его кто-то украдет. И в пункт выдачи заказов ходить не надо, носить тяжелые бытовые товары на руках. Я уже сэкономила, благодаря “Московскому постамату”, пару часов хождения по ПВЗ и стояния в очередях.

КОНКРЕТНО

Как принимается решение об установке

Прежде нужно оставить заявку на странице проекта mos.ru/postamat. Специалисты проверят, соответствует ли подъезд техническим требованиям. Базовые это, конечно, наличие свободного места в подъезде и доступ к электричеству. Если все соответствует, то собственников опросят в системе «Электронный дом». Если голосующие одобрят, то устройство поставят на тестовый период.

После этого на ближайшем собрании собственников жилья нужно утвердить решение об установке. Все же подъезд — это общедомовая территория и жители должны документально зафиксировать, что одобряют постамат.

НА ЗАМЕТКУ

Получать в постаматах можно только заказы с габаритами 35x50x45 см и максимальным весом в 15 кг. В целом под эти критерии, например, подпадает коробка от мелкой бытовой техники и электроники. Важное условие доставки: заказы не могут содержать скоропортящиеся товары.