Как понять, успешно ли учится ваш ребёнок

Как понять, успешно ли учится ваш ребёнок
Мария Баченина и Александр Милкус вместе с кандидатом биологических наук Татьяной Филипповой обсуждают, что могут сделать родители, чтобы ребенку в школе было интересно и комфортно учиться

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина, вместе со мной эту программу традиционно ведетАлександр Милкус. В гостях мы сегодня принимаем кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника Института возрастной физиологии Российской академии образования Татьяну Андреевну Филиппову. Татьяна Андреевна, здравствуйте.

Т. Филиппова:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Будем говорить, как наших детей в космос запускать, точнее, в школу.

А. Милкус:

- Я хотел только подчеркнуть, что Институт возрастной физиологии – это очень знаменитый институт, ему скоро должно исполниться 80 лет. Далеко не во всех странах такие научные и практические учреждения есть и очень много интересных наработок есть в этом институте и я очень рад, что Татьяна Андреевна к нам присоединилась.

Давайте сначала поговорим, вы знаете, самый болезненный вопрос в начале учебного года. Я принимал участие в нескольких августовских педсоветах на разном уровне – и в школе, и на городском, и много идет разговоров об успешном ребенке. Мы должны обеспечить успешность ребенка. Что пугает? Большинство учителей или большинство чиновников от образования, которые участвуют в этих педсоветах, ставят равенство между словом «успешность» и словом «отличник». А еще лучше, если он успешный, он должен побеждать на каких-то предметных олимпиадах. Ну ладно, так и быть, может еще и в спортивных. Вот для меня абсолютно точно понятно, что задача школы, по крайней мере, у меня, как у родителя понимание, что успешный ребенок – это не тот, у кого пятерки в дневнике. Это тот, который в школе счастлив. Или после уроков счастлив. Кому хорошо, кто учится с интересом, кто развивается, кто занимается спортом. Вот как бы совместить это? Или не нужно совмещать? И с точки зрения биолога, физиолога, что такое успешный ребенок?

Т. Филиппова:

- Абсолютно с вами согласна. С точки зрения физиолога, успешный – это ребенок, которому комфортно в школе, который не испытывает стрессов – эмоционального стресса, перегрузок. Школьные трудности бывают не только у учеников, у которых есть неудовлетворительные оценки, да. Школьные трудности бывают и у отличников. И их, кстати, может быть больше не у самих детей, а у родителей, у которых очень высокая планка достижений, да. Им хочется, чтобы был «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота». И на самом деле это действительно проблема. Потому что успешный ребенок – это счастливый ребенок. И на самом деле, мне кажется, разумные родители должны понимать, что, если ребенок приходит в плохом настроении, это же всегда очевидно, да. Ну, не может быть все время хорошее настроение, будем реалистами. Но если все время плохое настроение и если все время ребенок испытывает негативные эмоции, то о каком успехе, о каком счастье может идти речь? И еще сразу скажу, чтобы не забыть – мне кажется, что очень важно или до школы, или в начальной школе найти то, в чем ребенок действительно успешен, что ему нравится. Это может быть секция спортивная, это может быть какой-то кружок. Причем, здесь нужно не упираться в то, что мы тебя записали в кружок лепки и ходи на лепку. Ребенок должен в младшем школьном возрасте попробовать себя в разных областях. И выбрать то, что ему интересно. Может быть, это в дальнейшем станет его жизненным путем. Потому что, если ребенок или подросток до 6, 7, а то и 9 класса, не может выбрать то, что ему интересно, приоритеты в своей жизни, на самом деле это не очень здорово и в таком случае период полового созревания проходит, так скажем, с проблемами. Поэтому решать за ребенка выбор какой-то деятельности, которая ему нравится, это задача начальной школы точно. И тогда, если у него в школе в академических предметах что-то не получается, у него всегда есть возможность релакса в другой сфере. Мне кажется вот так.

А. Милкус:

- Даже, наверное, не релакса, а реализации.

Т. Филиппова:

- Да, и реализации. И вот такого эмоционального релакса. Потому что, когда занимается любимым делом человек, это тоже эмоциональный отдых и эмоциональная подпитка такая.

А. Милкус:

- Я хочу зацепиться за то, что вы сказали, что это влияет и на половое созревание. То есть, выбор своего пути. А почему мы считаем, что… вот старшеклассники говорят, что главная проблема в средней школе, которая их мучила, кроме гормонов, естественно, это выбор. Вот в Москве особенно, да и не только в Москве, уже стараются к седьмому классу куда-то их прислонить, притулить и сказать, что вот это твой путь. А они далеко не все определились. И вот вы сейчас говорите, что это плохо. А если это так? Ну, почему мы должны их загонять и в седьмом классе уже навешивать ярлык? Ты там технарь, гуманитарий или хоккеист?

Т. Филиппова:

- Нет, нет, я имела в виду, если вот какая-то такая деятельность вне школы. Я сто процентов уверена, что базовое разнообразное образование, без специализации там с седьмого, с шестого класса – вот это очень важно. Потому что ни родители, ни ребенок – вот ни один психолог не может гарантировать, что человек будет заниматься этой деятельностью. Я до 10-го класса говорила, что я пойду в любой вуз, где нет химии. Я пошла на биологический факультет, где у нас было шесть или семь химий. То есть, я понимала, что мне это интересно, но я переломила себя со своей нелюбовью к химии. Достаточно редко сейчас услышишь термин «гармоничное развитие». Вот раньше это было как-то на слуху – гармоничное развитие. А сейчас редко этот термин услышишь, а, мне кажется, что гармоничное развитие как раз и заключается в том, что человек не то что он по верхам, во всяком случае, он действительно всю среднюю и старшую школу еще выбирает, чем он будет заниматься. И здесь еще такой момент. Если ребенок идет очень рано в школу, вот в 6,5 лет он и интеллектуально, и физически готов, то к 11-му классу ему бывает сложнее определиться. Он еще социально не очень дорос до выбора своего пути. И такие случаи я знаю, когда там человек учился три года в медицинском, а потом ушел в литературный институт.

М. Баченина:

- Я хочу уточнить. Мы говорим о переборе досуговых занятий или о том, что он должен выбрать какой-то предмет и к какому-то делу прикипеть через предметы? Здесь не до конца понятно. И сразу задам другой вопрос. А если все-таки в началке не случилось, не срослось… Я вот на себя примеряю. А мне рецепт, а у нас не так, а что, потом все поздно, да? Мне нового рожать?

Т. Филиппова:

- Нет, нового рожать это тоже хорошо. Если есть возможность и если есть желание – вперед. Во всех отношениях хорошо. Вот единственное, о чем я в жизни жалею – это то, что у меня один ребенок. Но так случилось, да. Я как раз говорю о той внеурочной деятельности, дополнительных каких-то кружках или секциях. Здесь важно пробовать то, что взрослые называют хобби. Увлечение найти, которое нравится, в чем ребенок будет реализовываться. Потому что важно в жизни вообще, чтобы человек реализовался. А это, конечно, не всегда просто. И, наверное, все мы знаем случаи, когда человек даже успешен в профессии, но на самом деле удовольствие от своей работы он не получает. Вот когда ты получаешь удовольствие от работы, как бы пафосно это ни звучало, это большое счастье. Поэтому найти такую сферу деятельности, в которой ты успешен профессионально и тебе это доставляет удовольствие – это непросто, но это то, к чему нужно стремиться.

А. Милкус:

- Многие психологи, которые занимаются со школьниками, говорят, что поиск – это перебор. Все-таки попробовал это, попробовал это – не всегда с первого раза получается найти то, что тебе по душе. С другой стороны, я знаю очень много серьезных родителей, которые говорят – это баловство. Вот куда мы его отвели, пусть туда и идет. С первого раза все равно не нравится. Я знаю даже одного психолога, который утверждает, что вообще есть правило восьми занятий. Что надо, чтобы ребенок походил ровно восемь занятий и тогда будет понятно. Честно говоря, это правило для меня очень странно звучит, с другой стороны, когда ребенок приходит в какую-то секцию, его приводят еще маленького, он не знает ни преподавателя, ни ребят, далеко не все умеют коммуницировать. Как вот здесь быть? Разрешить покапризничать или нет?

Т. Филиппова:

- Не слышала про восемь занятий, могу отчасти согласиться, но мы не затронули еще какой момент? Ведь не только сама деятельность, но и сложился или не сложился контакт с тем педагогом, к которому ребенок пришел. Потому что, если не сложился контакт, какая бы ни была замечательная секция или замечательный какой-то кружок, если не с первого занятия, то с третьего уж точно понятно, идет ли ребенок с удовольствием…

М. Баченина:

- Это всегда понятно, можно даже не подбирать слова. Всегда.

Т. Филиппова:

- Да, да. Поэтому здесь важно даже не чем заниматься, а кто тебя будет учить, кто тебе даст этот инструментарий какой-то деятельности в руки. И, конечно, если не сложился контакт, то здесь настаивать точно не надо. Абсолютно. Потому что психоэмоциональное напряжение и неврозы – состояние, которое мы часто отмечаем – это результат не только первых занятий в школе может быть. Но и может быть в неурочной какой-то деятельности. И потом, если говорить о спортивных секциях, я очень часто на консультациях говорю, особенно если это ребенок стеснительный, зажатый, а родителям-то что хочется? Что в спортивной секции он будет такой – плечи расправит… Нужно понимать, что в спортивной секции, если это не общеразвивающая секция, а такая спортивная секция, в которой есть какие-то цели спортивные, то всегда очень жестко, в силу необходимости соблюдения каких-то правил, чтобы не было травм у детей и т.д., в целях безопасности, но это дополнительная эмоциональная нагрузка на ребенка. Во-первых, в школе, даже в первом классе, учитель один, но есть же еще физкультура, рисование, еще какие-то предметы. И приходя в первый класс, ребенок знакомится не только с одноклассниками, не только своим первым учителем, но еще с несколькими педагогами. И нервная система не любого ребенка может выдержать 6-7 новых людей. Потому что у каждого педагога свой темп деятельности, свой темп речи, свои требования. И здесь, конечно, очень важно, чтобы не было перебора.

С другой стороны, если человек успешен еще в чем-то и ему нравится чем-то заниматься, кроме школы, это всегда только плюс.

М. Баченина:

- Мы говорили о том, чтобы дать выбор. А если у него руки загребущие, глаза завидущие? Вот в этом году он мне выкатил список, а я его спросила – а спать когда? Для меня логистика самое… А здесь есть максимум? Вот прозвучало 8 занятий. Мне очень понравилось, что есть некая структурированность, это удобно. А максимум есть, чтобы без перебора было? Вот сколько пробовать?

Т. Филиппова:

- Здесь нужно смотреть. Это невозможно дать единый совет. Неврозоподобное состояние – даже не специалисту родителю легко можно понять, что это такое. Это некая косность в привязанностях. Скажем, вот хочу носить только это или есть только это. Ребенок себя оберегает от чего-то нового. Это такой один пример. Второй признак – это сон. Если у ребенка беспокойный сон был всегда – это одна ситуация. А если у ребенка был спокойный сон, если он спокойно засыпал, просыпался, вот это количество занятий – у кого-то три, у кого-то опять – это влияет на сон ребенка, тогда стоит задуматься. У детей бывает очень высокий познавательный интерес, когда действительно, как вы сказали, хочется и то, и то, и то. И если нервная система ребенка справляется – вперед. А если родитель видит, что не справляется, здесь, конечно, нужно с ребенком договариваться, что давай все-таки что-то выберем. Потому что, с моей точки зрения, никогда нельзя ничего ни запрещать, ни навязывать. Всегда нужно договариваться. И чем раньше родители начнут договариваться с детьми – я считаю, что как ребенок начинает себя осознавать, там в год, в полтора – вот надо договариваться. А уже к подростковому возрасту эти договоренности будут действовать. Или, если не научились договариваться с дошкольником или с учеником начальной школы, тогда вряд ли вы сможете договориться с подростком. Уже почти наверняка не сможете.

А. Милкус:

- У меня есть хорошая знакомая мама, такая вдумчивая и слушающая своего ребенка, вот они договорились уже с первого класса, что, если ребенок говорит, что он устал, что он не хочет идти в школу, что сегодня в школу не пойдет, она говорит – хорошо. Она доверяет своему ребенку. Они пропускают день, потом пишут заявление, объяснение и т.д. Я думаю, что многие из наших слушателей такую маму осудят. Потому что – а где дисциплина? А где приучение к порядку? Как можно потакать прихотям ребенка? Он же потом сядет на голову, он же потом начнет прогуливать еще больше и т.д. Где золотая середина, кто прав?

Т. Филиппова:

- Я соглашусь с этой мамой. Потому что, во-первых, когда ребенок говорит «я устал» - это одно. Но мама же тоже видит эту усталость. Я думаю, вы со мной согласитесь, что мамы, а, может быть, и папы… Вот у нас консультативный центр работает 20 лет и я должна сказать, что когда-то меня удивляло, что мамы более жесткие в своих требованиях, чем папы. Когда на консультацию приходит семья – папа и мама – когда это был первый, второй раз, меня это удивляло. Сейчас я понимаю, что это вообще почти система. То есть, у мамы уровень притязаний к ребенку и требований выше, чем у папы. Почему мне, как физиологу, это кажется не совсем…

М. Баченина:

- …естественно, потому что мужчины – сильный пол.

Т. Филиппова:

- Конечно, конечно.

М. Баченина:

- Но это оправдывает их меньшую заинтересованность и вовлеченность чаще всего.

Т. Филиппова:

- Нет. Я вижу, знаете, какой ответ на этот вопрос? Папы лучше анализируют ситуацию. Во всяком случае, мой опыт консультаций об этом свидетельствует. Потому что, когда я начинаю подробно говорить, то папа говорит – я же тебе те же слова говорил. То есть, не меньшая заинтересованность, нет, обычно, если на консультацию приходят оба родителя, они оба включены, они оба заинтересованы.

М. Баченина:

- Отзываю свой комментарий. Согласна с вами.

Т. Филиппова:

- Поэтому здесь вот не только ребенок сказал, что он плохо себя чувствует и он завтра не пойдет в школу, но и мама, если видит, что это так… А потом, если говорить о золотой середине, то это всегда очень сложно ее придерживаться. Но если это периодически – это одна ситуация. А если это регулярно… Ну, например, там в прошлый вторник ребенок говорит, что у меня голова болит, в следующий вторник он скажет, что у меня живот болит и т.д. При этом, это может быть психосоматика. И тогда, если это один и тот же день недели, тогда, может быть, нужно подумать и понять причины этого. То есть, это может быть действительно психосоматическое такое состояние, когда у ребенка на отрицательных эмоциях действительно начинает что-то болеть. Это может быть объективно абсолютно. У нас есть программа «Все цвета, кроме черного» и мы изначально цвет условно выбрали зеленый – хорошее настроение, красный – не очень, черный – плохое. И в своем пособии, для того, чтобы учителя не поднимали детей, не заставляли их озвучивать свое настроение, мы отметили настроение героев. И отметили настроение мальчика, у которого есть трудности, в воскресенье плохое вечером настроение. Казалось бы, почему? А потому, что предчувствие чего-то не очень желательного, вот это предчувствие нежелательного и настроение может быть плохим, когда еще ничего не случилось. И самое главное, что, когда эта программа пошла и когда дети стали реально заполнять вот такие, и я использую это в своих консультациях, я это часто очень вижу. Что дети в воскресенье вечер отмечают черным или красным цветом.

М. Баченина:

- Я при воспитании старшего сына очень много оглядываюсь на свое детство, которое помню прекрасно. Помню, что мешало мне, как я умела обманывать, где я хитрила, где нет. И на самом деле оказалось, что ориентир на саму себя – это в корне неверно. Потому что, когда мой ребенок говорил, что у него что-то болит, а я с оглядкой на себя, думала, что он хочет соскочить, филонит, прикидывается ветошью, я ему не доверяла. Но два раза я убедилась в том, что у моего ребенка действительно болит, просто он даже не показывал, насколько болит. И с тех пор я пообещала себя верить каждый раз, когда он говорит, что ему больно, что он плохо себя чувствует. И ни разу я еще не обожглась на его вранье в этом именно ключе – болит, не болит. Поэтому я сказала себе – я буду доверять. Это ты обманывала таким методом в детстве, но это не значит, что он пользуется этим инструментом тоже. И мне даже стыдно сейчас за это.

Т. Филиппова:

- Соглашусь, не стоит ни к своему детству, ни к детству знакомых… Лучше наблюдать и доверять собственному ребенку. И это точно окупится.

А. Милкус:

- А в каком случае к вам приходят на консультацию родители? В каком случае родители понимают, что нужна помощь? Какие ситуации бывают, когда родители не справляются?

Т. Филиппова:

- Должна сказать, к сожалению, что центр у нас, видимо, закончил свою работу. Потому что у нас сотрудников, которые будут продолжать консультировать, не осталось. Но дело не в этом. Как определить, отвечая на ваш вопрос. Вы знаете, самое интересное, что вот здесь в бОльшей степени сами родители понимают, что нужна помощь. Я всегда задаю вопрос – почему вы пришли на консультацию? Вас учитель направил? А бывает и такое, что учителя, слушая выступления психологов, понимают, что есть что-то… Кстати, про Татьяну Владимировну могу сказать, что весной была мама, которая, услышав ее выступление, поняла, что у девочки действительно плохой фонематический слух. То есть, трудности в формировании навыков письма и чтения были из-за того, что плохой слух, звукоразличение, да. Она пришла и, когда я ей это подтвердила, она была очень рада. Потому что она понимала, что она сама не может понять причину этих трудностей. И семья включенная, и не первый ребенок, а вот так случилось. Поэтому очень часто родители сами, или их кто-то… вот сарафанное радио работает. Во всяком случае, как определяют родители, когда они сами приходят? Когда они видят, что ошибки повторяются. А учитель порой не может различить – ошибка из-за невнимания или по другой причине. А ошибки при письме могут быть совсем по другой причине. Потому что трудности зрительно-пространственного восприятия. И не каждый учитель это может понять. Или вот, кстати, про то, что логопедические ошибки – это знают практически все учителя, когда там замена букв или пропуски букв. А когда буквы неправильно написаны – зеркально написаны или путаются Б и Д, ну, там разные варианты могут быть, или недописывание букв, вот чаще всего учителя оценивают это как невнимание. А бывает так, что у ребенка, когда оцениваешь внимание – прекрасно, переключение внимания – прекрасно. А у него просто не сформирован зрительный образ буквы. К сожалению, такие ситуации бывают не только в первом-втором-третьем классе. Для родителей бывает неожиданностью, когда у ребенка я спрашивал – а какие буквы ты вспоминаешь, как надо писать? А это очень четко видно. Когда ребенок пишет диктант, перед написанием некоторых букв у него рука замирает. Ненадолго. И тогда я спрашиваю, какие буквы ты вспоминаешь, как надо писать? И ребенок перечисляет 3-4, а порой и 6 букв. Родитель, который сидит за спиной у ребенка и ребенок его не видит, широко раскрывает глаза. Оказывается, ребенок вспоминает, как надо писать буквы! А если он пишет их неправильно, то чаще всего и родитель, и учитель трактует это как невнимание. Поэтому, если вы видите ошибки и вы понимаете, что ребенок старается, а это всегда тоже родителю очевидно – старается ребенок или не старается, правда?

М. Баченина:

- Да, конечно.

Т. Филиппова:

- Так вот, если вы видите, что он старается, но у него все равно есть ошибки, в таком случае, конечно, нужно обращаться к специалистам, которые постараются определить причину этих трудностей.

М. Баченина:

- Прежде чем идти в первый класс, во-первых, тут есть момент, он иногда спорный – в 7 или в 8 лет – так и так нам позволяет законодательство. Во-вторых, не каждый родитель уверен… Еще я себя поймала, что с первым мне было очень обидно, до слез, меня это ранило, когда мне говорили моменты, в которых у него отставание. И я ловила себя на мысли, что я не хочу в это верить. А потом рассказывала сама себе истории, когда для мамы ее ребенок самый лучший и т.д. Мне кажется, на сегодняшний момент всегда лучше получать консультацию специалиста, которому ты доверяешь. Вот это тоже очень важный такой пунктик. То есть, по рекомендации, по знакомству – то есть, чтобы не случайный был человек. Действительно, а стоит ли перед отправкой в первый класс ребенка, когда есть некие спорные моменты или ты просто осторожный и вдумчивый родитель, отвести ребенка к специалисту? И если да, то к какому?

Т. Филиппова:

- Думаю, стоит обратиться к специалисту. Это надо выбирать. Центров всяких сейчас много. Действительно, я с вами соглашусь, что здесь нужно, чтобы возникло доверие к специалисту, к которому вы пришли. Знаете, невозможно сказать, что вы идете в центр такой-то и вам будет там счастье и все определят. Почему нужно к специалисту? Вот родители сомневаются – в 6.5 или в 7.5 лет отдавать. Вот априори это невозможно сказать, не видя ребенка, не общаясь с ним. Но если говорить все-таки из опыта, я должна сказать – лучше позже, чем раньше. Почему? Родители, когда ты говоришь, что ребенок пойдет в 7-8 – те, у кого день рождения осенью или зимой, они идут почти там в 8 лет, то что же он будет делать, он уже умеет и то, и то, и то… Вот как раз это время, когда уже вам кажется, что ребенок уже готов. Но кто-то из специалистов говорит – хорошо бы через год. Вот тогда надо занять ребенка развитием творческим, спортивным.

И вот еще важный момент. Когда я советую через год идти, а родители сомневаются, знаете, что я обычно говорю? Я говорю – да, ребенок сможет учиться, и чаще всего это так. Но я вижу, что в чем-то чуть-чуть можно бы еще… если звуки не поставлены, еще что-то, не будем перечислять моменты. Я говорю – да, ребенок сможет учиться, но могут быть трудности. А через год если он пойдет, он будет звездочкой.

М. Баченина:

- Это аргумент. Я с этим точно согласилась бы.

Т. Филиппова:

- Да, через год ему будет легче и успешнее, и вам всей семьей не нужно будет делать уроки.

А. Милкус:

- Учебный год начался. А вот какие у вас советы для тех семей, родителей, кто через год пойдет в школу? Как подготовить ребенка к школе? Достаточно ли программы, которая есть в детском саду? Чему надо научить, как подготовить? Действительно, это серьезный переход от детского сада к учителю, к партам, к другим ребятам, к другому расписанию.

Т. Филиппова:

- Отвечу однозначно – никуда не дергать ребенка из садика. Даже если вам, уважаемые родители, кажется, что недостаточно уделяют… вот вы сказали «научить», а я бы сказала «развить», потому что очень важно не научить, научить можно всему, если ребенок к этому готов. Важнее делать на другом акцент. На развитии. А для того, чтобы ребенок развивался, перегрузка как раз может сказаться отрицательно. И, к сожалению, так бывает, что родители после тихого часа или перед тихим часом ребенка забирают из садика и ведут на какие-то занятия. Самое печальное, если эти занятия начинаются не просто во второй половине дня – в четыре, а порой они начинают в шесть часов вечера. Вот это точно то, чего делать абсолютно не стоит. Никакие развивающие занятия в вечернее время никому не могут принести пользу.

И еще момент. Важно этот год рационально использовать. И для физического развития ребенка. Потому что, к сожалению, наши исследования, которые мы проводили в институте, показали, что как раз уровень общего моторного развития желает лучшего очень у многих детей. То есть, дети сейчас мало гуляют, а если они в детском саду у них две прогулки по 40 минут – этого тоже недостаточно, потому что в принципе лучше гулять больше. Хотя бы два-три часа. И еще. Если у ребенка не стоят все звуки, если есть нарушение какое-то… ну, если родители знают о каких-то таких индивидуальных особенностях ребенка… важно, чтобы ребенок пришел в школу и психологически, и когнитивно… вот ребенок понимает инструкцию, он может работать по инструкции учителя, у него достаточно развита речь… Кстати, то, чем можно заниматься до школы, это развитием речи в большом количестве. Что это значит? Читать детям, разговаривать с детьми. И вот что бы я посоветовала? Научить детей речевым формулам. Как можно познакомиться. Вот если у ребенка еще этого не сложилось в его коммуникациях с ровесниками. Потому что будут новые одноклассники, новые взрослые и здесь, конечно, ребенку помощь нужна родителей в очень большом количестве.

А. Милкус:

- Вы меня очень насторожили, Татьяна Андреевна. Я знаю достаточно много продвинутых школ, гимназий, куда родители стремятся, которые как раз открывают курсы подготовки к школе. То есть, по закону нельзя организовать отбор детей в первый класс, зато можно хорошо заработать на подготовке ребенка в школу. И эти занятия как раз начинаются, как правило, часов в шесть, а то и в семь, когда родители приходят с работы, могут забрать ребенка из детского сада и привести на такие курсы. Это не очень хорошо?

Т. Филиппова:

- Это не просто не очень хорошо, это очень плохо. И порой такие гимназии, школы делают акцент, что, если вы у нас не будете заниматься, то к нам вы не поступите, они же не дают гарантии…

А. Милкус:

- А по закону это запрещено, они не имеют права давать гарантии.

Т. Филиппова:

- Правильно. Но если ваш ребенок не понравится, если он гиперактивный или он медлительный и учитель скажет, что с этим будет сложно, то таким детям точно не надо ходить на такую подготовку. Мне кажется, здесь родители должны выбирать школу. Если школа ставит такие жесткие условия, что, если вы к нам не ходили, то вы к нам не поступите, нужна ли такая школа? Это мое мнение. Есть много хороших школ.

М. Баченина:

- Да, я с вами согласна.

А. Милкус:

- Это мы возвращаемся к тому, с чего начали. Это школа, которая будет давать результат, который я ненавижу. Это результат, который там – хорошая сдача ЕГЭ и т.д. А что внутри, какие взаимоотношения? Какие взаимоотношения с учителем? Это гонка за результатом и это выращивание детей с синдромом отличника. И это ужасно.

Т. Филиппова:

- И невротика.

М. Баченина:

- Сто процентов. Я хочу сказать, что мой ребенок учится в частном учебном заведении, и он сменил их несколько, и я знаю, когда я говорю о том, что не надо нам в эту школу, а вот здесь совсем плохо… А вот когда ребенок впервые за шесть лет обучения сказал – мамочка, не забирай меня, пожалуйста, из этой школы, я такая… знаете, я всю жизнь считала, что школа – зло, я до сих пор так говорю. Но это моя детская боль. А тут у меня рот открылся, глаза и я думаю – Господи, спасибо!

Спасибо вам большое, это был очень продуктивный и очень полезный разговор, Татьяна Андреевна.

Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.