Электросамокаты, велосипеды, мопеды... Как остановить новую волну травматизма на дорогах?

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В эфире Радио «Комсомольская правда» директор Института воспитания Минпросвещения Наталья Агре и руководитель организации «Юные инспекторы движения» Валентина Кульбицкая

М. Баченина:

- Это «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. А в гостях у нас председатель Общероссийской общественной детско-юношеской организации по пропаганде безопасности дорожного движения «Юный инспектор движения» Валентина Александровна Кульбицкая. А также директор Института воспитания Министерства просвещения Наталья Валентиновна Агре.

А. Милкус:

- Мне позвонили коллеги из ГИБДД России и очень озабоченно сказали, что июнь – очень серьезное повышение детского травматизма на дорогах. Они попросили сделать программу, посвященную безопасности дорожного движения. Думаю, что травматизм связан еще с дикой популярностью электросамокатов и просто самокатов, велосипедов. Много случаев, когда люди не соблюдают никакие правила дорожного движения.

М. Баченина:

- Я промониторила разные регионы, везде пестрят заголовки о травматизме на дорогах. В первую очередь, про электросамокаты. В Ростовской области двухлетняя девочка пострадала из-за наезда самоката.

А. Милкус:

- А на днях в Питере восьмилетний мальчик попал с тяжелыми травмами из парка в больницу. Что происходит? Что делать? Почему в отношении этих гонщиков не работают правила дорожного движения?

Н. Агре:

- Главная проблема в том, что мы слишком долго ждали. У нас средства индивидуальной мобильности (СИМ) появились лет шесть-семь назад. Достаточно активно последние четыре года. А мы все законопроект гоняли из пустого в порожнее. И даже сейчас, когда он принят, по сути, системной работы по просвещению и обучению пользованию этими транспортными средствами у нас нет. Есть курсы, программы, но мы дали людям средство повышенной опасности. Даже на маленькой скорости даже 5 км/ч, если на таком транспортном средстве задеть пожилого человека, ребенка, может быть черепно-мозговая травма, это может закончиться смертью.

Я считаю, что это исключительно неправильно. Когда мы понимаем, что СИМы у нас есть, мы просто обязаны обеспечивать безопасность. И обеспечивать ее мы можем тем, что у нас есть закон. С другой стороны, мы должны обеспечить условия, чтобы допускать до управления СИМами только после обучения, чего у нас на сегодня не делается. Еще несколько лет назад скутеры и квадроциклы тоже были игрушками. Мы теряли детей, даря им на дни рождения эти «игрушки». А на следующий день мы имели трупы. Через несколько дней мы этих детей хоронили.

Сейчас происходит все то же самое. Я не понимаю, почему мы идем по тем же рельсам? Вместо того, чтобы обучать и выдавать права, мы просто раздали – садись, катайся, сбивай, калечь и себя и тех, кто является участником дорожного движения.

М. Баченина:

- Недавно обсуждалась инициатива, чтобы каждый электросамокат закрепить за владельцем, без передачи другому человеку. Куда пропадают эти инициативы?

Н. Агре:

- У нас есть ведомство, которое отвечает за госполитику в области безопасности дорожного движения – это Госавтоинспекция МВД. Сейчас нужно инициировать новую форму контроля и образования в этой области. И Министерство просвещения тогда бы ответило на базе автошкол или центров дополнительного образования программами, которые могли бы обучать подростков. По закону, сейчас и дети до 7 лет могут управлять этими транспортными средствами, правда, в пешеходной зоне. Но это не отгораживает тех, кто ими управляет, от тех, кто там ходит.

Нужно выводить эти СИМы в отдельную категорию, выстраивать настоящую государственную систему, которая бы работала на безопасность. Если мы хотим, чтобы эти транспортные средства двигались по нашим дорогам. Кроме травм, лени и потенциального расслабления физического состояния, мы прекрасно понимаем, что лучше, когда люди ходят, чем когда они ездят, тему ожирения поднимала Татьяна Алексеевна Голикова на координационном совете «Десятилетие детства», это тоже важная составляющая. Если мы стимулируем детей к тому, чтобы не ходить, а кататься, мы не делаем нацию сильнее.

М. Баченина:

- Согласна. У меня во владении есть самокат. Но я хочу на работу пешком. Во-первых, я боюсь водить самокат. При том, что я вожу все, вплоть до сельхозтехники. А во-вторых, это полезнее. Мы уже забыли, как двигаться. Мы упираемся в воспитание. Как воспитывать тех, кто сегодня слабо поддается воспитанию?

А. Милкус:

- Поставлю вопрос еще более жестко. А можно сделать так, чтобы те, кто берет в руки самокат, сначала проходили специальные курсы? А после сдачи хотя бы демонстрационного экзамена дать им разрешение пользоваться СИМами.

В. Кульбицкая:

- Полностью присоединяюсь к каждому слову, которое было ранее сказано. Действительно, экспертное сообщество всячески ратует за то, чтобы систему здесь упорядочить. Помимо создания ориентиров в правилах дорожного движения и нормативной базе, к которым необходимо двигаться, нужно менять сознание людей. Люди должны понять, что это опасный вид транспорта. Мы, работая с детьми, занимаемся работой по привитию навыков безопасного поведения, в том числе при управлении велосипедами и самокатами.

Сейчас электросамокаты – бич больших городов. Но у нас страна большая, велосипеды тоже нуждаются в том, чтобы люди умели управлять ими. Я провела небольшой опрос среди знакомых, родственников и коллег. Оказалось, что не все знают, что взрослому человеку, если нет дороги, по которой он может передвигаться, запрещено ехать на велосипеде по тротуару. Начиная с 14 лет, велосипедист должен двигаться по обочине дороги, если дорога со скоростным режимом, не превышающим 6- км/ч. А у нас зачастую взрослые ездят по тротуарам. Особенно курьеры.

А. Милкус:

- Я видел курьеров, которые ехали в противоположном направлении по улице с односторонним движением.

М. Баченина:

- Я вчера на повороте ударила по тормозам, потому что ко мне в лоб выскочил курьер на электровелосипеде без шлема. Он тоже ударил по тормозам, но глаза у него говорили: откуда вы взялись, я вас не видел!

В. Кульбицкая:

- Тема курьеров особенно всех задевает. Это пример, который мы ежедневно видим. Это та категория участников дорожного движения, которая особо нуждается в регулировании. Вернусь к детям.

А. Милкус:

- Курьеры тоже могут быть дети и подростки.

В. Кульбицкая:

- Надо понимать, что юные инспекторы движения – это организация, специализированная на безопасности дорожного движения. У нас уже выстроены системы, которые позволяют подхватить ребенка на самых первых его годах жизни. Мы начинаем работать с ребятами, вовлекая их, сначала они становятся юными помощниками инспекторов движения, а потом уже, когда проходят обучение, переходят в следующую категорию. По мере взросления ребенка мы подхватываем его, заинтересовываем и обучаем вождению разных видов транспорта. Начинаем с велосипедов и самокатов. Наши ребята не просто умеют маневрировать и управлять, они знают правила дорожного движения назубок, применяют их в жизни. И лучшие из них участвуют в нашем любимом конкурсе «Безопасное колесо». У него есть этапы – региональные, муниципальные. Лучшие ребята приезжают в федеральный центр на соревнования среди лучших.

А. Милкус:

- Это хорошо. Но нам бы про безопасность тех, кто не учился у вас. А у вас сколько юных инспекторов?

М. Баченина:

- Как к вам поступить?

В. Кульбицкая:

- Моя цель – заинтересовать вас «Безопасным колесом», чтобы рассказать, как много возможностей у каждого ребенка, чтобы присоединиться к юным инспекторам движения. Отряды ЮИД формируются в школах и в организациях дополнительного образования. Это дома творчества, дома культуры. Чтобы вступить в отряд, нужно уточнить в администрации своей школы о наличии отряда. Не в каждой школе это есть. Там, где есть, легко присоединиться. Если отряда нет – инициировать создание отряда. В этом мы, Госавтоинспекция и Министерство просвещения, оказываем поддержку. И обратиться с заявкой на сайт ЮИД России.РФ. Организация отрядов происходит очень быстро. И деятельность запускается.

Нас на данный момент почти полмиллиона – 468 тысяч ребят. У нас в этом году юбилей – нам исполняется 50 лет.

А. Милкус:

- Если у нас такое количество юидовцев, эти ребята хорошо знают правила дорожного движения, почему бы их не выпустить на улицу с тем, чтобы они объясняли этой публике, которая катается без шлемов, вдвоем-втроем на одном самокате, что запрещено, которая нарушает правила дорожного движения? Я один раз не выдержал, стояли патрульные ребята из ГАИ, я остановился: доколе это будет? Почему вы их не останавливаете? Мне ответили: а что мы можем сделать? Разводят руками. Может быть, тогда полмиллиона подростков выйдут и скажут: это нельзя.

В. Кульбицкая:

- Мы ребят привлекаем. Они обучают своих же сверстников и ребят более младшего возраста. В обучение ребят, конечно же, нужно вовлекать. Это и происходит. Расширить эту историю было бы здорово. ЮИД выходит с инициативами взять на себя направление. Было бы здорово, если бы в автошколах появилось это направление по обучению всех желающих получить права на управление СИМами или велосипедами. Ребят из ЮИД можно привлекать к этой деятельности. Те знания, которыми они обладают, вполне позволят им помочь и другим.

А. Милкус:

- Давайте активнее. А есть возможность, чтобы те, кто собирается садиться за руль электросамоката, прежде чем в базе того же Яндекса им дали возможность включить его и сесть на него, они получили бы права?

Н. Агре:

- То, о чем вы беседовали с Валентиной, касается просветительской деятельности. ЮИД в данном случае должен вовлекать детей и перенаправлять их туда, где они могут получить профессиональные знания. Когда речь идет о жизнях, цифры не обнадеживающие. В мае было чуть получше. А с начала года по апрель смертность среди детей выросла аж на 28 процентов. Это катастрофа. Первостепенная задача государства – обеспечить безопасность тех, кто уже появился на свет.

М. Баченина:

- Это те, на кого наехали?

Н. Агре:

- Это те, кто пострадали в ДТП в разных ипостасях. Это и дети-пассажиры, и пешеходы. На протяжении последних десяти лет у нас было планомерное снижение. А сейчас мы утеряли систему, которую сами и построили, которая была направлена и на обучение родителей в перинатальных центрах безопасной перевозке детей. Это и центры допобразования, которые специализируются на обучении детей. И информационная работа, которая сегодня очень сильно размыта.

Еще один момент – система, которая связана с законодательством. Никто просто так за правами не пойдет, если не будет закона, что без прав человек не сможет управлять СИМом. Кто бы получал права на управление автомобилем, если бы они не требовались? Да никто. А здесь мы говорим об управлении средствами повышенной опасности. Это должна быть система, которая направляется государством, чтобы при продаже или аренде самокатов требовалось минимальное образование. Когда человек встает на СМИ, без шлема, разгоняется на скорости, даже просто едет по тротуару…

А. Милкус:

- Эти 28 % как можно объяснить? Несколько лет все мои знакомые, у которых были маленькие дети, купили удерживающее кресло и поставили на заднее сиденье. Я сейчас опять возят детей без кресел. Видимо, не штрафуют.

Н. Агре:

- Вопрос как раз не в штрафах. Штрафы есть. Просто на протяжении трех лет, за исключением последних двух, мы провели работу на базе перинатальных домов по детской безопасности. Каждая мама, которая попадала на роды, проходила через получасовой курс, который был направлен на разъяснение, что такое детское кресло, как перевозить ребенка, как правильно водить машину. В какой-то момент эту программу изъяли из нацпроекта. Прошло полтора года. Вот такие «успехи». А за три года действия программы снижение смертности по детям до года была на 50 %. По сути, мы закладывали те самые основы родительского воспитания в области безопасной перевозки, формирование у детей привычки пристегиваться. Ребенок, которого перевозили в автокресле, продолжает пристегиваться всю жизнь, он по-другому не умеет. Мы формировали образ ответственного родителя. Что настоящий родитель к рождению ребенка покупает кроватку, коляску и автокресло. Вопросы, связанные с воспитанием и культурным кодом, нельзя убирать из повседневной жизни. Они являются гарантом нашей безопасности.

М. Баченина:

- Лет десять назад я прочитала, что в США маму с ребенком из роддома не выпустят, если она не продемонстрирует…

Н. Агре:

- Мы не могли такого сделать в Российской Федерации, но мы запускали такие информационные поводы для того, чтобы обратить внимание родителей. А дальше они уже делали выводы. В ответ на это в ряде регионов сделали при перинатальных центрах прокаты детских автокресел, причем некоторых даже бесплатно. Мне кажется, субсидировать на каждый роддом десять люлек, чтобы до места проживания ребенка провозили безопасно, там уже родители понимают, если мы здесь его перевезли так, значит, нужно продолжать делать то же самое, это все равно закладывается.

Есть очень недорогие для государства инструменты, которые объективно работают на народосбережение. Нам очень важно их возобновить. В противном случае результат так и будет. По май мы потеряли 170 детей.

В. Кульбицкая:

- Я бы дополнила. Важно понять, что смертность у нас больше растет из-за ошибок взрослых. Те ДТП, где виноваты дети, по ним такого роста нет. Не могу сказать, что мы видим колоссальное снижение, оно было каждый год, в этом году оно поменьше, шаг этот в минус. Но в первую очередь вопрос во взрослых. Если проанализировать сетку ДТП, именно там, где взрослый был виноват, стал причиной ДТП, число таких ДТП растет с каждым годом. Самое ужасное, что именно в детьми. Взрослый человек, совершая преступление, не думает в этот момент не только о своей жизни, но и нет ответственности за малышей. И это в головах.

Самая большая проблема связана с прогрессом. Люди перестали понимать опасность. Машины стали воспринимать проще. Многие ставили детское удерживающее устройство, а сейчас перестали. Но детское кресло – не панацея. Кресло есть, но если ты вылетаешь на встречку, то никакое кресло тебя не убережет. Тут нужно менять. Воспитание понимания опасности и как нужно к этому осознанно относиться – вот чем нужно заниматься. Мы с детьми это делаем. Но нам не хватает системности во многих вопросах. Мы часто идем решать моменты, связанные с техническим оснащением инфраструктуры и забываем, что людей нужно воспитывать, учить.

Я опросила людей, они не знают об этом. Мы видим, что два человека едут на самокате. Специалисты знают, что вдвоем уже нельзя ездить. Н. Агре:

- Штраф за нарушение правил перевозки детей от 3 тысяч рублей до 6 лет тюрьмы. Кто об этом слышал?

М. Баченина:

- Я не слышала, а я езжу за рулем.

Н. Агре:

- Недостаток информационной работы. Миллиарды рублей тратятся на ремонт дорог. А вот вся программа, которая была направлена на обучение родителей во всех роддомах Российской Федерации, стоила 16 млн. рублей в год. Это затраты на то, чтобы заложить правильные привычки и простимулировать взрослых к правильному поведению.

86 % в каждом ДТП – это человеческий фактор. Инфраструктура важна, закон важен. Но необыкновенно важно формирование навыков и культуры. Использование детского автокресла, как и соблюдение скоростного режима, или когда ты предпринимаешь попытку выехать на полосу встречного движения, это все знания, которые у тебя либо есть, либо их нет. Если у нас будет принято пристегиваться, перевозить ребенка в автокресле, то люди не поедут на СИМе по тротуару, потому что в голове будет мысль: а не нанесу ли я вред? И не испугаю ли я ребенка? Не допущу ли я ошибку, которая может привести к чему-то недоброму?

А. Милкус:

- Какая может быть программа по образованию, воспитанию тех ребят, которые пользуются СИМами?

Н. Агре:

- Должна быть обязательная программа обучения. Она базово уже разработана для ряда центров допобразования, которые такие программы реализуют по собственной инициативе. Но систематизировать и рекомендовать ее как обязательную, подготовить кадры, чтобы каждый центр допобразования мог бы эту программу проводить. Если ты собираешься встать на СИМ, ты можешь это сделать только после прохождения этой программы. У нас такого нет.

Самое сложное для молодежи – продвигать для них ценность жизни и здоровья. Когда у тебя что-то уже есть, очень сложно представить, что у тебя этого нет. Сколько времени я занималась социальными кампаниями в этой сфере, всегда шли не путем того, что у тебя не будет или какие у тебя есть угрозы, а что культура поведения на дороге – это культура и модели поведения, которые ты должен исповедовать и транслировать как гражданин Российской Федерации. Не потому, что ты можешь кому-то навредить, а потому что каждый порядочный, культурный человек себя ведет именно таким образом. Когда правила дорожного движения являются частью культурного кода, а не борьбы за безопасность.

А. Милкус:

- Институт воспитания Министерства просвещения может выступить с такой инициативой – разработать и внедрить эту программу обучения? Только после сдачи экзамена, после получения сертификата ты можешь получить доступ и к купленному тобой самокату, и к арендованному?

Н. Агре:

- У нас в госзадании института есть такой ресурсный центр по безопасности дорожного движения. Мы разрабатываем и курсы повышения квалификации, и целый ряд материалов. На канале «Красный конь» мы выпустили рекомендации по поводу перевозки детей в автокреслах. Министерство просвещения программу разработать может. Вопрос спроса на эту программу. Заказчиком должно быть ведомство, отвечающее за безопасность дорожного движения в нашей стране. Инициировать это должна Госавтоинспекция с запросом, дальше мы разработаем программу, тогда она будет реализована. Уже много чего разработана, вопрос формирования спроса и обязательности прохождения.

А. Милкус:

- А запроса такого нет?

Н. Агре:

- Запроса нет. Потому что вы сегодня можете встать на самокат и поехать. Вы не должны ничего проходить, ничего сдавать, с вас ничего не спросят. До тех пор, пока никто с вас ничего спрашивать не будет, вы тоже вряд ли пойдете проходить такого рода курсы.

А. Милкус:

- Закон действует, когда мы понимаем, что наказание неотвратимо. Каждый второй или каждый третий подросток гоняет на самокатах вдвоем, что запрещено. Никому в голову не приходит соблюдать правила велосипедистов – сойти с велосипеда и перейти по пешеходному переходу, держа велосипед рядом. Но я не слышал, чтобы за это штрафовали, наказывали. Если за это не наказывают, люди и не соблюдают.

Н. Агре:

- Не совсем так. Если брать штрафы за не пристегнутый ремень, давайте реально, у нас люди пристегиваются сейчас не потому, что их штрафуют. И то же самое с пешеходами. Фиксация такого рода нарушений реально невозможна в том масштабе нашей страны и количестве сотрудников Госавтоинспекции, которые присутствуют. Есть определенные модели поведения, которые должны быть сформированы в стране таким образом, чтобы мотивацией для такого поведения был не штраф. Даже штрафы по СИМам копеечные, на мой взгляд, до 1500 рублей.

М. Баченина:

- Еще в 90-х всем было чихать на этот ремень безопасности. Потом вышел закон, 500 рублей штраф тогда был. И все начали пристегиваться.

Н. Агре:

- Когда мы начинали работать, только 23 % водителей пристегивались, пассажиры не пристегивались в принципе. Это была большая консолидированная работа, которая была направлена и на закон, потому что там штрафы видоизменялись, рос их размер. За то же детское автокресло штраф был 500 рублей, подняли до 3000. Это информационная работа. И что происходит при ДТП, на каких скоростях, вся эта физика ДТП. Это постепенно накладывалось в головах у граждан. И во многих регионах люди понимают, что правильно – пристегиваться. Не все пристегиваются, но все понимают, что так делать надо, потому что это часть поведения. Это большая комплексная работа. По ремням безопасности она продолжается.

М. Баченина:

- Но ведь есть алгоритм того, как надо действовать.

Н. Агре:

- Раньше люди с бравадой пили и садились за руль. Сейчас, даже если кто-то вдруг пьяным сядет за руль, то все понимают, что это нехорошо, неправильно, лучше вызвать такси. Это объективно изменение культуры поведения в обществе. Над этим нужно работать. Но для этого информационная работа должна быть максимально разложена и на аудитории, с каждой из которых анализируются наиболее явные ДТП, которые являются предпосылками для наиболее тяжких последствий. Каждая аудитория должна получать постоянно эту подпитку. В противном случае только штрафами и личным составом ГАИ мы не справимся. Даже с таким количеством камер.

В. Кульбицкая:

- И очень важно делать это непрерывно.

А. Милкус:

- Сейчас надо воспитывать эту историю самокатами, велосипедами и так далее.

М. Баченина:

- А почему раньше такого не было? Велосипедов же и тогда было достаточно.

Н. Агре:

- Автомобильный парк начал лавинообразный рост только после 90-х годов. Все сильно завязано на экономику. Количество транспортных средств и двухколесных транспортных средств было такое, что они не так часто пересекались между собой. В последнее время жуткий рост статистики аварийности по мотоциклам. Люди купили себе мотоциклы, мало кто освежил свои знания с категории В на категорию М. Навыки для управления двухколесным моторизированным транспортом тоже нужны. И результат этого мы видим в страшных цифрах.

М. Баченина:

- Что нас ждет в ближайшие годы? И в контексте культурного кода? Важно, что вырастает поколение с осознанием того, что ничего за это не будет, что так можно.

Н. Агре:

- В этом году Институт воспитания разработал стратегию детской безопасности, которая недавно была подписана президентом. Ее база основывалась на том подходе, который мы реализовывали по безопасности дорожного движения. Это анализ всех несчастных случаев с детьми с разделением на возраст, ни типы этих случаев. Это позволяет дальше выстроить такого рода информационную работу, которая должна быть направлена на профилактику. Воспитание тех привычек и моделей поведения, которые минимизируют риски и научат будущих взрослых граждан Российской Федерации вести себя правильно. Реализация этой стратегии будет дополнена тем, как эту стратегию реализовывать. Надеюсь, что будет обеспечена и госпрограммой. Привитие этих навыков – задача государственной важности, как и вся система воспитания, которой мы занимаемся.

А что касается ДТП, надеюсь, что сейчас с Госавтоинспекцией, с экспертным сообществом, с теми, кто работает в ведомствах, участвующих в этой деятельности, с юными инспекторами движения проанализируем происходящее и поставим информационную работу на те рельсы, которые были настроены на протяжении последних 15 лет. Они показательны настолько, что, когда три года назад мы выезжали в Швецию на 10-летие по безопасности дорожного движения, Россия была единственной страной, которая сократила смертность на наших дорогах в два раза. Когда я начала этим заниматься, было 36 тысяч человек, в прошлые годы это было около 16 тысяч. Это колоссальный опыт. Я думаю, что нужно к нему вернуться.

В. Кульбицкая:

- Под занавесь программы я бы хотела сказать о хорошем. 3 июля, в день создания Госавтоинспекции, «Юные инспекторы движения» запускают проект «ЮИД в движении», который посвящен тому, чтобы привлекать людей, обучать их правильному использованию самокатов, велосипедов, в очень интересной форме. Наши ребята с родителями отправятся в 10 субъектах федерации, потом расширимся на другие регионы, в увлекательное путешествие. Мы совмещаем, проводим экскурсию, посвященную достижениям наших народов, нашей великой культуры, с обучением, как правильно пользоваться велосипедом или самокатом. Мы ищем разные формы, как людей привлечь. И надеемся, что в этой экскурсии примут участие все желающие, чтобы узнать много интересного о великой культуре и традициях, достижениях нашей страны, а также получить новый опыт и знания, как управлять велосипедом и самокатом и обезопасить себя. Приходите, будет весело. Главное – безопасно.

А. Милкус:

- Еще два месяца каникул. Хотел бы напомнить родителям, многие дети гуляют на улице сами. Я вижу, что компании подростков 10-15 лет бегают. Напомните, пройдите с ними еще раз, покажите опасные перекрестки, покажите, как правильно переходить дорогу. Это не шутки.

Н. Агре:

- Да, по закону СИМами пользоваться можно, но я думаю, что родители должны брать ответственность, иногда думать за наших детей. Могу подать личный пример. У меня дети-подростки, я запрещаю и ездить в качестве пассажира, потому что это запрещено, и в качестве водителя СИМа. Я считаю, что это небезопасно не только для них, но и для тех, кто находится на инфраструктуре. Родители должны задуматься, чтобы поставить определенные рамки. В случае чего это будет ошибка ребенка, которая может повлиять на всю его жизнь.

М. Баченина:

- Спасибо вам большое.