Какие перспективы у молодёжи в России

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В эфире Радио «Комсомольская правда» научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» Лариса Пастухова и заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» Антон Сериков рассказывают о возможностях для развития школьников и студентов не только в крупных городах

А. Милкус:

- Добрый день! В эфире «Родительский вопрос». И я продолжаю серию программ, которая рассказывает о тех возможностях, которые есть и у школьников, и у студентов, и у взрослых. Напомню, что две недели назад мы сделали большую программу о тех возможностях, которые появляются у ребят, поступающих на инженерные и космические специальности, про возможности поучиться в разных вузах у ребят.

Неделю назад была одна важная программа – мы с руководителем Фонда «Таланты и успех» Еленой Шмелевой говорили о новой системе образования. Пока идут дискуссии о том, какая она должна быть, вышли мы из Болонской системы или нет, что это значит, в Сириусе в Сочи, по сути, создана такая система, но пока на одном участке, где есть и обучение школьников, и обучение учителей, и возможности онлайн поучиться взрослым, ребятам на сайте, и IT- колледж, и университет. И сейчас создаются научные лаборатории. Тем, кому интересно современное образование и наука, зайдите на сайт образовательного центра Сириус и много чего интересного вы для себя найдете.

Сегодня в День России я очень благодарен ребятам из платформы «Россия – страна возможностей», я попросил представителей этой платформы рассказать о том, что происходит, я знаю, что 10 миллионов человек, так или иначе, были связаны с этой платформой. Однако у меня есть подозрения, что в стране некоторое количество людей не знают, что это такое. И не во всем понимают, что это система не только конкурсов, но и обучения, причем, бесплатного.

Сегодня мы поговорим с Антоном Сериковым, заместителем генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» и Ларисой Пастуховой, научным руководителем Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» о том, какие есть возможности у тех, кто живет не только в крупных городах, для развития. И эти возможности есть не только у молодых людей. Чуть позже расскажу, как я сам подсел на несколько курсов и уже записался на курсы «Россия – страна возможностей».

Начнем с Антона Серикова. Антон, что такое платформа? Давайте от печки!

А. Сериков:

- Добрый день! Спасибо за интерес к нам. Действительно, вы правы, мы насчитываем более 10 миллионов участников наших разных проектов. У нас их 26. И, действительно, от мала до велика, конкурсы для взрослых, для учителей, для огромного количества студентов и, конечно, самые массовые – это школьные конкурсы.

Платформа, мы используем ее в двух смыслах. Одна – это все объединения всех наших конкурсов, наших проектов. И возможностей. А другая, точнее, платформенное решение – это то, где вы наши курсы. Это сайт, электронная платформа, где есть и возможность зарегистрироваться на наш конкурс или проект, и возможность посмотреть видеолекции, пройти тестирование, оценив свои профессиональные компетенции, навыки коммуникабельности, стрессоустойчивости, допустим, нацеленности на результат и многие другое.

Добро пожаловать! Регистрируйтесь и смотрите. Я регулярно смотрю за обновлениями и, как вы, иногда сам подсаживаюсь на наши курсы, потому что постоянно вижу, как мои коллеги что-то новое разрабатывают, придумывают небольшие онлайн-курсы, которые могут пригодиться в жизни по самым разным направлениям.

Мы ждем каждого, чтобы он познакомился с возможностями, но о каждой мы сегодня расскажем.

А. Милкус:

- Давайте системно. Зачем? Есть же куча конкурсов, их проводит множество организаций! Смысл этой платформы и почему надо заходить через нее?

А. Сериков:

- Во-первых, думаю, понятно из названия. Мы называемся президентская платформа «Россия – страна возможностей». Мы государственная и бесплатная платформа для любого участника. Наши конкурсы и курсы разработаны с помощью ведущих экспертов и специалистов, все подтверждено. Если это для студентов и для школьников, подтверждено крупнейшими вузами, которые являются экспертами и партнерами нашей платформы. Если мы говорим про конкурсы для ребят с точки зрения профориентации, это крупнейший работодатели страны, которые готовы ввести в профессию, показать на пальцах и на простых примерах рассказать, что такое Росатом, что такое РЖД и так далее, многие корпорации, которые ждут и приглашают к себе ребят на работу.

Каждый регион сотрудничает с нами. Все министерства и ведомства, которые заинтересованы в развитии потенциала. А для ребят – это возможность проверенная и отлицензированная – пройти курсы в одном месте, получить…

А. Милкус:

- Антон, уже не очень понятно. И курсы, и про конкурсы. Давайте на примере какого-нибудь конкурса поймем, зачем ребятам в нем участвовать? Давайте начнем со школьников.

А. Сериков:

- Есть конкурс «Большая перемена» - это крупнейший конкурс для школьников. Возможность принять участие с 5 класса. Ребята выбирают одно из двенадцати направлений. Это может быть связано с экологией, с россиеведением, с наукой и технологией, с коммуникациями, с журналистикой и многое другое, с предпринимательством, допустим. И решая задачи, получая образовательные курсы по ходу, лучшие из них попадают в очные мероприятия, где общаются с большими экспертами, проходят оценку своих компетенций, знаний. И победители этого конкурса ежегодно получают по миллиону рублей, которые могут потратить на образование в вузе, на получение квалификации…

А. Милкус:

- То есть, это такие гранты?

А. Сериков:

- Это такие гранты.

А. Милкус:

- На примере «Большой перемены». Любой школьник может участвовать или должна школа заявляться?

А. Сериков:

- Любой школьник, начиная с 5 класса, может заявиться на этом конкурсе. Еще заявки идут на третий сезон. И если наши радиослушатели хотят заявиться сами…

А. Милкус:

- Видеозрители, да. То есть, я зашел на сайт, посмотрел, мне интересно, решил себя попробовать в конкурсе «Большая перемена», допустим?

А. Сериков:

- Да.

А. Милкус:

- Какие условия? Или достаточно только зарегистрироваться?

А. Сериков:

- На входе достаточно только зарегистрироваться, достаточно быть активным на входе и хотеть участвовать. А дальше уже задания выстроены таким образом, что идут по усложнению. И ты это можешь добрать компетенций, доучиться, до тянуть себя до следующего задания и, развиваясь, проходить эти задания. Поэтому на базовом этапе не нужно ничего, кроме большого желания.

А. Милкус:

- Получается, что это такая лесенка? Если ты понимаешь, что на следующий этап ты пока пройти не можешь, ты можешь тут же в «РСВ» подучиться, получить определенные знания и идти дальше?

А. Сериков:

- Да. Самое интересно, что «Большая перемена»…

А. Милкус:

- Смотрите, как интересно! В отличие от Олимпиады, где ты приходишь уже со своими знаниями, в конкурсе «Большая перемена» ты можешь развиваться вместе с конкурсом, с тем, как идут задания.

А. Сериков:

- Все верно. И таким образом задания устроены, чтобы обучать и повышать твои компетенции, увеличивать знания. От уровня к уровню.

А. Милкус:

- Родители, обратите внимание на этот конкурс. Есть другие школьные конкурсы. Они дают возможность ребятам, ну, хорошо, есть проблемы, не все школы обладают учителями самого высокого уровня.

Антон, победители получают гранты, мы говорили. Но есть же еще возможность поехать на обучение? Во всероссийские детские лагеря, насколько я помню.

А. Сериков:

- Конечно.

А. Милкус:

- Смотрите, много плюшек для тех, кто проходит и хочет развиваться!

А. Сериков:

- У нас есть большая программа, которая касается всех школьников, которые принимают участие в этом конкурсе, в других, она называется «Больше, чем путешествие». Даже в названии заложено, что это не просто туристическая поездка, а поездка с точки зрения развития школьника. Мы в этом году 50 тысяч участников наших конкурсов запускаем по всей России. Кто-то уже был на Сахалине и на Курилах, кто-то в Калининграде, в Мурманске, на Поволжье, на юге нашей страны. Ребята приезжают и их туристические маршруты выстроены таким образом, что они посещают знаковые места – это музеи, это заводы, смотрят, как развивается наша страна. У нас была делегация, которая посещала завод Калашников, смотрела, как развивается эта большая корпорация.

А. Милкус:

- Опять же, с родительской точки зрения. А кто этих ребят собирает? Кто их сопровождает? Это учителя? Это сотрудники платформы? Я вот отпускаю своего ребенка, допустим, в поездку на Дальний Восток. Как организуется поездка?

А. Сериков:

- Поездка организуется по всем правилам. У нас есть тревел-офис, который занимается, как большая туристическая компания со всеми правилами, потому что наш соучредитель по этому проекту – Ростуризм, Министерства науки и высшего образования и многие другие организации, которые придают этому весомость, некий смысл. Едут сопровождающие, все организовано на самом высоком уровне. И ребята возвращаются вдохновленные от того, что…

А. Милкус:

- А как попасть?

А. Сериков:

- Вот вы очень конкретный человек! Попасть нужно…

А. Милкус:

- У нас «Родительский вопрос»! Я знаю вопросы нашей аудитории.

А. Сериков:

- Для этого нужно принять участие в одном из наших конкурсов. И в этом конкурсе показать высокий результат. Выйти в следующий этап, пройти тестирование. И тогда ты попадаешь в список людей, которые могут выбрать себе тур и поехать по нему.

А. Милкус:

- Мы говорили о «Большой перемене». Какие еще есть конкурсы?

А. Сериков:

- У нас есть конкурс «Национальная технологическая олимпиала» - это вместе с кружковым движением реализуем, которому в прошлом году было сто лет.

Есть конкурс «Моя страна – моя Россия», у нас, кстати, самые юные участники нашей платформы представляют этот конкурс.

Есть конкурс проектов и всего остального, много других интересных вещей. И, конечно, целая линейка для студентов. «Твой ход», «Я – профессионал», «Управляй», «Студент года», «Российская студенческая весна», «Время карьеры». Конкурсы, в которых могут участвовать самые разные ребята, допустим, если ты хочешь понять, как устроена блогосфера, как в ней правильно себя вести, что такое блог - не просто интуитивно завести в соцсетях страницу и что-то на ней выкладывать, а это большая наука. В том числе, у нас есть конкурс, направленный на это. И на него тоже сейчас открыта регистрация.

А. Милкус:

- Лариса, давайте и с вами поговорим. У меня написано, что я должен вас представить как научного руководителя. В чем наука?

Л. Пастухова:

- Здравствуйте! Сегодня День России, всех поздравляю! Православная часть страны отмечает праздник Святой Троицы, я всех поздравляю.

Я представляю большой всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия». Ему в этом году 19 лет. Я конкурсы не очень люблю, потому что для нас – родителей, всегда большой вопрос, а вдруг не выиграл? И это всегда большая травма, ну, дети на это реагируют. И родители, кстати, тоже.

Вот 19 лет мы развиваем всероссийский проект «Моя страна – моя Россия» как образовательный маршрут, который помогает и детям, и педагогам и родителям создавать интересные проекты, которые направлены на развитие российских городов и сел. У нас широкая география – это вся страна, причем, много сельских территорий, много удаленных регионов. Три года уже участвуют и проживающие соотечественники за рубежом. Ребята предлагают свои проекты, связанные с развитием муниципальных образований. Где-то это маленькое село, где-то большой город, но это малая родина. И во время конкурсов это большая работа, потому что создать проектную заявку, мы делаем образовательные модули, которые позволяют и педагогам, и обучающимся потихоньку научиться мыслить проектно, научиться создавать из идеи проектную инициативу.

И после конкурса у нас система поддержки. У нас междисциплинарная проектная школа, которая реализуется на площадке «Артека» и в этом году, как и в прошлом году, мы будем такую же площадку делать в «Океане» - это уже Владивосток. Это для ребят до 18 лет.

Те, кто старше, это конкурсное сопровождение – то, что связано с программами повышения квалификации, что связано с реализацией проектов, когда уже проекты созданы.

В чем наука? 19 лет мы, кроме практической деятельности, позиционируем себя как научно-методический центр, который помогает и педагогам, и специалистам, которые работают с молодежью, работать с детьми. Сейчас все говорят о проектной деятельности, а как ее сделать интересной? Полезной, чтобы ребенок, создавая проект, работал в команде, развивался. Вот этим мы занимаемся.

Я по совместительству получилась уже и докторская на эту тему, у меня есть аспиранты, которые готовят свои кандидатские. Мы стараемся грамотно практику связывать с наукой. Все, что касается детства, молодежной политики и образования, это, конечно, уникальная авторская практика, без науки мы здесь никуда.

А. Милкус:

- Этот конкурс краеведческий? Как поучаствовать? Что мы можем посоветовать школьникам? Допустим, они хотят что-то улучшить в своем поселке, в своем городе. Хотят сделать проект. Обращаются к вам. Как происходит участие? Начало участия.

Л. Пастухова:

- Номинации конкурса охватывают весь спектр вопросов социально-экономического развития любой российской территории. Мы понимаем, что вопросы городского хозяйства, демографии, образования, здравоохранения есть в каждом населенном пункте. И молодежь – очень чувствительная возрастная категория, она видит, что хотелось бы преобразовать. Изменить. Идя в школу каждый день, в университет, мы видим, что вот здесь как бы ЖКХ надо привести в порядок, например.

Мы часто говорим, что конкурс, по сути, выступает неким молодежным общественным мониторингом тех проблем, которые есть в регионе. Вот какие проблемы, на что обращает внимание молодежь? Одна из самых топовых номинаций – моя экология. И мы посмотрели это в разрезе субъектов, там, где столичные города, проектов больше. Там, где промышленные центры. Там, где традиционно экологические регионы благоприятные, проектов меньше

Здравоохранение. Есть у нас номинация «Мое здоровье», тоже очень много проектов. Почему? Потому что чувствительна проблема. Молодежь видит, что здесь нужно участвовать, можно предложения решения, они будут полезны.

Номинаций много. В этом году 19, они охватывают весь спектр вопросов социально-экономического развития любой российской территории. И здесь проявляется другая важная составляющая. Когда мы говорим о гражданской активности, а через что? Через такие инициативы. И ребята предлагают уникальный проекты, которые потом в регионах реализуются. В этом смысл конкурса.

Проектная заявка, говоря о механике, подается онлайн. Она достаточно сложная, там нужно финансово-экономическое обоснование дать, нужно проблему актуализировать. Дальше проект смотрят эксперты. Потом защита проекта. Определяются финалисты, победители. И дальше помогаем эти проекты реализовывать на практике.

А. Милкус:

- Главное, что рамки конкурса не ограничиваются учебным годом. Сейчас каникулы. И есть, чем заняться.

Вот проводятся эти все проекты. А как вы потом можете повлиять на местную администрацию? Для того, чтобы эти проекты были осуществлены.

Л. Пастухова:

- В нашем конкурсе принимают участие очень инициативные и неравнодушные ребята, которые живя идеей своего проекта, его до практической реализации доводят. Конечно, мы стараемся организационно поддержать ребят, глав субъектов информируем, глав муниципальных образований. Информационная, финансовая поддержка – где-то это гранты, где-то премии, где-то обучение, что очень важно, потому что иногда есть проектная инициатива, а как ее сделать реальностью, здесь научиться надо, получить инструменты. Этим мы тоже занимаемся. И последние годы, когда все перешли в онлайн, появилось много на нашей площадке образовательных программ, которые позволяют эту инициативу претворить в жизнь.

У нас создана с 2016 года ассоциация выпускников нашего конкурса. Тех, кто активно участвует в жизни, в развитии проекта. И мы отслеживаем судьбы наших ребят и их проектов. Проектов очень много. В России уникальная молодежь, уникальный дети, которые очень много могут сделать.

Некоторые примеры. Воронежская область, Екатерина Артемова, авторская разработка строительства эко-домов из строительного мусора. Это не просто проект на бумаге. Сегодня такие постройки есть. Это жилые дома на основе ее авторского проекта, на что она получила патент.

Очень много социальных проектов, потому что молодежь создает свои инициативы, глядя на проблемы, которые видят. Республика Башкортостан, Эрнест Балишин, он является тренером по адаптивной физической культуре, у него свой авторский проект педагогический, который направлен на реабилитацию людей с аутизмом. Это работает. Это ориентировано на детей, сегодня очень серьезная история.

Не могу не рассказать о нашем выпускнике, он не один год участвовал в конкурсе, сейчас он живет в Петербурге, но сам он из Дагестана. Зайнодин Расулов – уникальный проект, он получил уже высшее образование, преподает. Проект развития дополнительного образования в отдаленных селах республики Дагестан. Ребята закупили технику с научно-техническими лабораториями, с образовательными мастерскими, приехали на малую родину. И такой педагогический проект реализуют вместе с педагогами на местах.

Наш основной акцент – где родился, там и пригодился. Участие в развитии своей малой родины. Поэтому даже если ребята уже переехали в столичные центры, очень много интересных проектов, которые ориентированы на село, на маленький город, где они получили школьное образование, где живут их родители. Такая идеологическая основа у конкурса.

Историй успеха очень много. Стараясь помогать ребятам реализовывать проекты, конечно, основная история успеха кроется в личности автора. Когда он горит, хочет это сделать, у нас зачастую проект презентуется, экспертов много, серьезные и статусные эксперты и ребята находят экспертную поддержку. Крупные корпорации финансово поддерживают или берут молодого человека на стажировку, организационная поддержка.

Осенью будет запущен 20-й конкурс. Мы приглашаем педагогов, школьников, студентов, молодых ученых к участию с их проектами. Это будет юбилейный конкурс, где так же будут основные номинации связаны с развитием российских городов и сел.

А. Милкус:

- Лариса, в моем понимании человека, ближе к средней школе, это взрослые люди. А вот если это школьники? Я сейчас вспомнил замечательный губернаторский лицей под Томском, где ребята занимаются музыкой, искусством и художественным творчеством, но при этом занимаются наукой. Я помню, мне показывал директор школы молодого человека, старшеклассника, который сделал интересный проект по очистке воды с помощью каких-то природных технологических технологий. Просто на уроке в лаборатории химии он сделал. Какие-то колбы через слои земли пропускали воду и так далее. Это ваш человек? С таким проектом можно участвовать?

Л. Пастухова:

- Очень много участников. Знаете, у нас иногда школьные проекты побеждают студентов. Ребята настолько глубоко изучают проблему, потому что фантомные проекты в нашем конкурсе не проходят, проходят практикоориентированные, имеющие возможность практической реализации в малом населенном пункте. И школьники иногда побеждают у студентов.

Да, этот проект тоже к нам может прийти. Например, Мурманская область. Был у нас выпускник, который из водорослей сделал мармелад. Технология была создана в школьные годы, а с коммерческой деятельностью он планировал заниматься, когда станет студентом. Это получилась такая семейная история, конечно, родители в этом процессе тоже принимали участие.

Школьники приходят в наш конкурс с экологическими проектами, связанные с очисткой сточных вод, с преобразованием городской среды малой архитектурной формы. Ребята фиксируют, что переход «зебра» рядом со школой и создают проект, обращаются к местной администрации. И «зебра» появляется. У нас есть такие уникальный кейсы!

Понимаете, что важно? Дети – это очень взрослые и очень понимающие граждане. Они зачастую видят больше, чем мы взрослые в суете. Они фиксируют проблемы и зачастую имеют возможность предложить креативную идею, как эту проблему разрешить. Такие проекты, собирая ежегодно на платформе нашего конкурса, я убеждаюсь, что с молодежью надо говорить по-взрослому. И слушать инициативу. Мы говорим о школьном самоуправлении, о студенческом – это не просто какая-то блажь. Ребята готовы очень серьезно участвовать в развитии российских территорий. И их инициатива часто может преобразовать город очень серьезно. Просто взрослые не всегда готовы к этому серьезно относиться.

Школьные проекты несут в себе серьезную социально-экономическую значимость, потому что взгляд на проблему не совсем стандартный. У взрослого взгляд зачастую замылен, а у ребенка нет.

А. Милкус:

- Про способности наших детей даже спорить не буду. Я буду все в практическую плоскость. Сложно к вам пробиться?

Л. Пастухова:

- У нас очень сложная заявка. Мы всегда говорим, что конкурс – это образовательный маршрут. Даже участвуя в конкурсе, ты получаешь знания, ты понимаешь, что нужно прописать проект, нужны цели, задачи, как это сделать. Это уже тренировка, это уже обучение.

В этом году почти 94 тысячи участников. Конечно, это много, хотя это те, кто представили свои проекты. За каждым из них проектная команда, семья, педагог-наставник. Это педагоги, практики, представители высшей школы, это ученые. Кстати, для экспертов тоже дополнительный конкурс – нужно пройти определенную…

А. Милкус:

- Вы обучаете, как правильно заполнить заявку?

Л. Пастухова:

- Конечно. Идет обучение, у нас идут постоянные вебинары, причем, профильные по номинациям. Например, есть номинация «Интеллектуальная собственность – будущее моей страны», то, что курирут Роспатент. Они научают ребят, что если у вас изобретение, как вы в дальнейшем можете запатентовать, товарный знак, все вот эти аспекты.

По каждой номинации отдельные образовательные модули. И общие модули, как эту заявку заполнить.

А. Милкус:

- Спасибо!

Антон, а давайте сформулируем, два с половиной месяца школьных каникул. Что можно посоветовать родителям и ребятам, чтобы они могли сейчас? Поучиться, чтобы не болтались по улицам, не надо это делать. Не все могут поехать в лагеря.

А. Сериков:

- Можно совмещать хождение по улицам и нужно совмещать на свежем воздухе с обучением летом. Для этого каникулы и придуманы.

А. Милкус:

- Говорю, болтаться не надо!

А. Сериков:

- Обязательно нужно зайти всем, кто старше 5 класса на сайт «Большая перемена» онлайн. И в ближайшие пять дней еще пройти регистрацию. И тогда впереди откроется много испытаний, заданий, образовательных модулей, которые помогут скоротать лето!

А. Милкус:

- Если мы на этой неделе регистрируемся, то мы не ждем начала учебного года?

А. Сериков:

- Конечно!

А. Милкус:

- Родители, обратите внимание!

А. Сериков:

- Кстати, там самые разные направления. Я хотел бы коротко сказать про один пример. Там есть много творческих направлений. Есть у нас победительница Лиза Кочеткова, которая в номинации «Твори» победила. Она представляет Москву, она выбрала кейс «Оставь свой след в искусстве». И придумала постановку, посвященную школьному буллингу, в которой приняли участие как актеры остальные ребята из «Большой перемены», которых она набрала во время общения. И сейчас эта постановка была уже несколько раз показана. И ребята играют не классиков, а то, что переживают сейчас. Им это интересно!

А. Милкус:

- Знаю, что она была показана в разных городах.

А. Сериков:

- Все верно.

А. Милкус:

- Они уже поехали с этой постановкой на гастроль.

А. Сериков:

- Да. И я обращаюсь ко всем. Не надо бояться, что если вы не интересуетесь наукой, что это не ваше направление. Если не интересуетесь предпринимательством – не ваше. 12 направлений, которые открывают абсолютно все, чем вы можете интересоваться! Главное – интересоваться!

А. Милкус:

- Учителя в отпуске, родители заняты, есть ли какие кураторы, которые могли бы помочь ребятам?

А. Сериков:

- К вопросу о том, вы сказали, платформа. Это решение максимально доступное для ребят. Там есть обратная связь, как задавать вопросы, как получить обратную связь. Огромные coll-центры готовы помочь ребятам ответить на все их вопросы. Рассказать, как правильно готовиться и что им делать. Мы во всеоружии. Это третий сезон этого конкурса. И уже готовы.

Кроме «Большой перемены», я предлагаю зарегистрироваться просто на платформе «РСВ. Ру». Возможно, заинтересуют онлайн-курсы каките-то, тестирования или конкурсы, которые сейчас открыты. Тот же конкурс для начинающих юных блогеров с позитивным и интересным контентом. Еще несколько дней будет перерегистрация. И они сразу получат огромное количество заданий: тесты, предложат сделать пост на злободневную тему, дальше они начнут развиваться и их наставниками станут, как модно говорить, топовые блогеры, самые известные люди, которые добились в социальных сетях чего-то, но это не пустышки, а допустим, блогер-учитель ОБЖ, который стал самым популярным учителем ОБЖ в стране.

А. Милкус:

- Мы про Гену Старунове говорим, который еще на прошлой неделе победил в конкурсе «Учитель года Москвы».

А. Сериков:

- Да. Там интересные люди, с которыми ребята могут соприкоснуться. Пока лето, через экран компьютера, но уверен, после прохождения всех испытаний они увидятся лично на наших больших очных мероприятиях, где смогут общаться, передавать опыт. И зажигаться, заряжаться энергией наших наставников.

А. Милкус:

- Тут важно, что родители боятся, когда дети сидят в интернете. Они все равно сидят! Но лучше, чтобы они это делали под присмотром и с логикой понятной.

А. Сериков:

- И с какой-то целью. У нас однажды школьная команда, зарегистрировавшись на взрослом чемпионате по созданию разных продуктов, выиграла его, решив уникальный кейс, который не могли решить взрослые команды опытных IT-программистов.

А. Милкус:

- А обучение они прошли у вас на платформе?

А. Сериков:

- Да.

А. Милкус:

- Мы вместе с Геннадием Старуновым развиваем медиа-образование в стране, он рассказывает, как правильно и позитивно продвигать соцсети, какой есть механизм. И это дает возможность ребятам получить потом профессию сммщика и не просто развиваться, но и зарабатывать. В старшей школе. И у него есть такие ребята.

А. Сериков:

- Мы все помним из СССР фразу «юнкоры» - юные корреспонденты. А сейчас юные корреспонденты находятся в социальных сетях. И они там создают собственные блоки и высказывают свое мнение. Иногда острее, чем некоторые журналисты.

А. Милкус:

- Антон, давайте еще про курсы. А нас вас не обижаются большое количество онлайн-курсов платных, которые идут в этом же направлении? Я, например, вчера записался на курсы развития коммуникации. Будут меня обучать правильно коммуницировать. Но за эти знания компании берут деньги! А вы – бесплатно.

А. Сериков:

- Конечно, обижаются, но сейчас это открытый рынок. Дело в том, мы обратили внимание, что после того, как мы вышли на этот рынок с большим количеством бесплатных курсов, наши некоторые конкуренты начали делать и у себя бесплатные курсы, чтобы привлечь. В этом смысле мы приносим двойную пользу, дисциплинируя наших условно конкурентов на этом рынке.

А. Милкус:

- Я бы очень хотел подчеркнуть, что школьные каникулы – это не только время развития школьника, но и время развития родителей. Не отвергайте возможности платформы «Россия – страна возможностей». Там у вас есть конкурсы, где можно участвовать до 55 лет?

А. Сериков:

- Конечно. И у нас есть мысли подумать, что в некоторых конкурсах можно участвовать семьями, но, думаю, все впереди. Почему бы и нет?

Я бы предложил нашим взрослым пройти вместе с детьми, допустим, конкурс «Планирование и организация». Если пройдет вместе ребенок с родителями этот курс, почем бы и нет?

И у нас на сайте можно пройти курсы «Управление проектами», по креативу проекты курсы и быть во всеоружии, чтобы прийти на конкурс Ларисы! Понимая, что их ждет впереди. И помните, друзья, что Россия – страна возможностей! Для любого человека.

А. Милкус:

- И это не только название платформы, это лозунг!

Лариса, ваши самые любимые курсы?

Л. Пастухова:

- Хочу сказать, что у нас участвуют в конкурсах семьями, у нас есть победители-родители, они уже подросли – участвуют дети. Не так давно на нашей странице ВКонтакте мы запустили передачу для родителей «Родительский час». Мы собираем от родителей вопросы, приглашаем в студию совместно с российским обществом «Знание» топовых экспертов.

А. Милкус:

- Много интересного! Подключайтесь к платформе «РСВ»!