Подвиги женщин Великой Отечественной Войны. Лидия Литвяк, сбившая больше всех немецких самолётов

Советский лётчик-истребитель Лидия Литвяк
Совместный проект Радио «Комсомольская правда» и лектория «Достоевский»

Радио «Комсомольская правда» и лекторий «Достоевский» представляет совместный проект «Подвиги женщин Великой Отечественной войны»

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. Меня зовут Мария Баченина и я с гордостью представляю совместный проект лектория «Достоевский» и Радио «Комсомольская правда». Мы назвали его «Подвиги женщин на войне». На сайте лектория Достоевский можно найти множество лекций на исторические, культурные темы, а сегодня мы поговорим о подвиге Лидии Литвяк. В студии «Комсомольской правды» научный сотрудник «Российского военно-исторического общества» Никита Буранов. Здравствуйте.

Н. Буранов:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Расскажите нам, пожалуйста, о ней - о том, когда она родилась, где родилась, кто она такая? Вот детство, юность, вот то, с чего все начинается.

Н. Буранов:

- Ну, собственно говоря, что мы можем сказать и о ней, да и вообще о многих наших героях и героинях, которые, к сожалению, не выжили в ходе войны, не смогли завершить ее, и не оставили после себя каких-то внятных воспоминаний, которые могли бы пролить нам свет на то, кто эти люди, откуда они вышли, кем они были, поэтому в большинстве своем мы будем сталкиваться с тем, что информация об их ранних годах она довольно такая обрывочная. Причем, это касается не только наших девушек или молодых людей, которые отличились в годы войны, но погибли, но и даже крупных военачальников. Там, скажем, например, какой-нибудь комендант Берлина после его захвата, наш один генерал попал в автокатастрофу и не оставил после себя ни мемуаров, ничего. А это ведь целая крупная операция. То есть, это даже не его личная частная жизнь, а целый пласт военной истории вместе с ним, собственно говоря, сгинул. Ну и такая же история тут. Но из того, что мы можем сказать, мы можем сказать, что она родилась в 1921 году 18 августа, причем, как мы знаем, она будет вести свой боевой путь в рядах авиации истребительной советской, а 18 августа - это, по иронии судьбы, день вот красной авиации, так вот совпало, она родилась в этот день и, наверное, может быть, это каким-то образом предопределило ее дальнейшую судьбу. Москвичка. Правда, они переезжали с семьей, но интересно, что с ранних лет она, как и многие, наверное, тогда другие наши люди, молодые ребята, она заболела, можно сказать, авиацией и, как и все остальные, ходила вот в эти многочисленные, вы знаете, аэроклубы, планеристы там,..

М. Баченина:

- ДОСААФы.

Н. Буранов:

- ДОСААФы, моделисты, ОСОАВИАХИМы - вот это все. И любопытно, что до начала Великой Отечественной войны она уже считалась летчиком инструктором и подготовила даже 40 других ребят.

М. Баченина:

- Ничего себе!

Н. Буранов:

- Это по документам, официальные данные, то есть, почти 40 человек она подготовила, многие из которых в будущем приходили в 1942-м, в 1043-м, в 1944-м году в истребительную авиацию и били врага. То есть, это целая такая школа большая.

М. Баченина:

- Подождите, это сколько ей лет было, Никита? Вот вы говорите, что 40 человек она подготовила, 40 ребят еще до войны.

Н. Буранов:

- До 18 лет, даже ей не было 18 лет и действительно она уже считалась летчиком-инструктором довольно опытным. Конечно, гражданским. То есть, мы не говорим о…

М. Баченина:

- Да какая разница! Я даже сейчас это не берусь обсуждать! Еще мы не дошли до этого. Я просто сравниваю серьезность намерений.

Н. Буранов:

- Ну да, да.

М. Баченина:

- Ощущение идеалов, мира вокруг себя, с нынешними поколениями. Я не берусь их ругать, нет, боже упаси, они прекрасны. И всему свое время. Но это поражает просто до глубины души.

Н. Буранов:

- Ну, надо понимать, что тогда и новости люди как бы смотрели точно так же, как и мы сейчас, просто из других источников. Будь то газеты или там даже просто рупор, который висел на столбе и передавал какие-то там сводки. Люди знали, люди смотрели, они видели уже своих героев, тех, кто сражался с фашистами, с нацистами в небе Испании, которые были примером, вот эти вот советские истребители, в кожаных куртках такие красивые.

М. Баченина:

- Да, конечно же, эстетика она никуда не может пропасть, это очень важная часть. Хорошо. Мы уже коснулись мотивации, давайте о ней тогда. Вот вы сказали - и герои испанской войны, и комсомол - она же была комсомолка, я в этом уверена, да?

Н. Буранов:

- Да.

М. Баченина:

- Почему человек - остается один вопрос вот из этого списка - так горел любовью к родине, что рвался на войну? Я имею в виду, конечно же, женщина. Потому что это вообще то, чем отличается Советский Союз и его участие в войне, что воевали женщины, как нигде.

Н. Буранов:

- Да, действительно. Ведь помимо тех пилотов, о которых я вам говорил, у нас же Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко - то есть, это первые вообще, наверное, в истории воздухоплавания женский экипаж, который совершал такие просто немыслимые раньше для женщин подвиги. Не потому что даже там женщина что-то не может или может, а потому что действительно в те годы любой самолет, боевой или даже гражданский, все-таки это для женского организма гораздо более существенные перегрузки, нежели чем для мужского. Просто из-за того, что они маленькие. Вот и Лидия Литвяк, кстати, тоже отличалась довольно миниатюрными формами. Она была такая маленькая блондиночка, до метра шестидесяти и т.д. То есть, совсем непохожа на сурового воздушного бойца. Но все равно по примеру первых советских летчиц она рвалась в авиацию, обивала пороги военкомата, как это принято у нас, ну, наверное, у всех, кто тогда стремился как-то попасть в армию в действующую, бить врага. Она так же, как все, ходила, упрашивала военкома, он ее уже знал хорошо. Это один из московских военкоматов был. То есть, он ее уже успел выучить.

М. Баченина:

- А что, ее не хотели брать на фронт?

Н. Буранов:

- Ее не хотели брать, потому что у нее не хватало налета. Она приписала себе 100 часов налета…

М. Баченина:

- То есть, пошла на такое преступление по тем временам-то?

Н. Буранов:

- Да, приписала. И как раз тогда в газетах, в «Правде» опубликовали небольшую заметочку о том, что та самая Марина Раскова собирает истребительный авиаполк женский, первый в нашей, так сказать, истории войны. Ну, на самом-то деле и такой единственный, можно сказать, не считая, если мы будем говорить о полках бомбардировочных ночных, ну, там эти «ночные ведьмы» - это уже другая история. И она, собственно говоря, просится туда, и попадает туда, приписав себе эти самые часы, и там же с ней первые казусы случаются. Например, ее сослуживицы вспоминают, что она отрезала верх у унтов, такие сапоги летные с мехом, чтобы ногам было не холодно, и пришивала себе на воротник - ну, как это… мода, в общем.

М. Баченина:

- Серьезно?

Н. Буранов:

- Да.

М. Баченина:

- Это такое чисто женское.

Н. Буранов:

- Да, чисто женское. Ее даже посадили на гауптвахту за это, отругали, велели спорить, лично Раскова ей выговор выносила и т.д. То есть, никто даже не верил, что она действительно попадет в ряды настоящей боевой авиации и сможет, собственно говоря, бить противника. И как только она попадает в составе этого 586-го полка женского истребительного, они проходят в основном подготовку, и в один из своих первых боевых вылетов, с подругой со своей Катей Будановой, они в районе Сталинграда, они обороняли небо Сталинграда в 1942 года, и в районе Сталинграда, по-моему, это был 6-й боевой вылет, они сразу же отправляют к земле немецкий Юнкерс, бомбардировщик, вдвоем. Вот такая вот история.

М. Баченина:

- Слушайте, это очень сложно сейчас оценить. Но я чувствую по вашему тону, что это что-то очень серьезное.

Н. Буранов:

- Ну, конечно. Ну, представьте, летит самолет - это двухмоторный Юнкерс-88, у него несколько пулеметов в разных местах, сидят несколько пулеметчиков, которые ты не просто там стреляешь по какой-то мишени, а она еще огрызается в тебя. А это один из твоих первых действительно реальных боев. Ну, то есть, представьте себе, какой мандраж, ну и все вот это…

М. Баченина:

- Напоминаем, что вы слушаете совместный проект лектория «Достоевский» и Радио «Комсомольская правда».

Ой, это сложно почувствовать и, вы знаете, не хотелось бы. Хорошо. Я хочу вот какой, пожалуй, вопрос задать. Наверное, гибель и чем она была особенна? Почему ее знают?

Н. Буранов:

- Давайте по порядку. Если так, значит, все-таки асом считался человек, еще в годы первой мировой войны, который завалил пять самолетов. На счету Лидии Литвяк 16.

М. Баченина:

- Ого! Подтвержденных?

Н. Буранов:

- Да. Из них 12 лично и 4 в группе. Например, вот первый - у нас был такой зачет, групповые тоже считались. Ну, то есть, если вдвоем стреляли, значит, сбили. И это до сих пор является мировым рекордом среди женщин. То есть, ни одна женщина летчик-истребитель больше не сбила столько самолетов.

М. Баченина:

- Очень хочу спросить, я понимаю, наверное, не совсем корректность этого вопроса - почему у нее так получалось? Это какие-то способности? Это какая-то предрасположенность? Что? В чем?

Н. Буранов:

- Ну, я думаю, что и способность, и предрасположенность, и вот довоенная летная подготовка, потому что она летала на истребителях модели Як, который считался довольно сложным даже среди мужчин. У нас было два таких рекордсмена - Як и И-16, такой маленький, довоенный, который встретил, собственно говоря, самые тяжелые годы войны, первый год. И вот Як, его освоить было довольно тяжело, а ей удалось это сделать, у нее получилось. И она неплохо довольно справлялась с этим самолетом. Хотя, конечно, можно найти в интернете различные версии всяких очернителей, как я их называю, и т.д. Но они под собой не имеют никакого основания. В основном это какие-то эмоциональные заявления людей таких с постперестроечным мышлением, ну, это не подкрепленные никакими фактами вещи.

М. Баченина:

- Ну и не будем о них. И не будем о них. То есть, она известна как ас, как человек, который создал такую планку, задал такую планку, которой не достиг никто еще. Ну и мирное время все-таки. Я даже не хочу, так сказать .сожалеть об этом.

Спасибо вам большое.

Подвиги таких героических женщин действительно заслуживают того, чтобы о них снимали кино. Не только говорили, но и слагали песни, снимали кино, читали лекции и, кстати, в кинотеатрах идет фильм «Зоя» - о Зое Космодемьянской, так что, уважаемые слушатели, успейте посмотреть (Для лиц старше 12 лет).

Это был совместный проект лектория «Достоевский» и Радио «Комсомольская правда» «Подвиги женщин на войне».

 Научный сотрудник «Российского военно-исторического общества» Никита Буранов

Научный сотрудник «Российского военно-исторического общества» Никита Буранов.