Избранники духов: есть ли будущее у шаманизма?

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
У костра, среди холодных скал и прозрачных северных озёр писатель Владимир Торин собрал настоящих шаманов, чьи родители и родители их родителей столетиями практиковали обращения за помощью к древним богам и загадочным духам

В. Торин:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Программа «НЕфантастика» выходит в эфир из города Ковдор, столицы Гипербореи, которая находится за Полярным кругом, где у костра, среди холодных скал и прозрачных северных озер я, писатель Владимир Торин, собрал настоящих шаманов, чьи родители и родители их родителей столетиями практиковали обращение за помощью к древним богам и загадочным духам. Сегодня к шаманам едут туристы. Сегодня мы собрались здесь на специальный форум, который называется «Гиперборейский диалог». С нами сегодня в студии самые настоящие шаманы. Потомственный саамский шаман-нойд Алевтина Сергина и солнечный шаман-нойд Елена Юрьева. Также у нас здесь «главный шаман» ВЦИОМа, генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. И с нами прекрасная, замечательная телеведущая, блогер, посол российского павильона «Экспо-2020» Виктория Лопырева.

Мы сегодня много говорили о шаманах и все время пытались представить, почему уже много тысяч лет эта профессия не вымирает, и что ее ждет в будущем. Я хотел бы предоставить слово Валерию Федорову, человеку, которому шаманство как-то очень близко с его работой, я так думаю. Валерий Валерьевич, что вы думаете про шаманов?

В. Федоров:

- Думаю, что очень неслучайно, что не вымирает эта профессия, как вы сказали. Есть большая традиция у всех северных народов. И хотя северные народы сегодня тоже приобщаются к новому, современному образу жизни, но многие традиции сохраняются. Более того, люди из больших городов, из индустриальных, современных, урбанизированных зон едут на Север, приходят к шаманам, тоже хотят приобщиться к чему-то нестандартному, экзотичному. Конечно, как любое такого рода занятие, возникает и всевдошаманизм, и стремление просто заработать деньги. Но сегодня, к счастью, мы находимся в правильном месте, это Ковдор, столица нашей российской Гипербореи. И здесь у нас самые настоящие и правильные шаманы. Я предлагаю с ними поговорить, они шаманы потомственные, они всё знают гораздо лучше нас и, надеюсь, посвятят нас в некоторые тайны своего ремесла.

В. Торин:

- Алевтина Сергина, насколько я знаю, это прямо потомственный-потомственный шаман. Алевтина, расскажите про ваше семейное ремесло.

А. Серегина:

- Все знания шаману переходят по крови. Если мои предки саамы, обязательно в нашем роду были люди знающие, то есть нойды, которые помогали морально, физически, то свои знания они должны были передать, потому что это суть жизни была. Нойды-шаманы довольно мудрые люди, поэтому и шли к ним за разъяснением каких-то жизненных ситуаций, к более посвященным, тем, которые могли взаимодействовать с духами, с предками обязательно, без предков никуда, это во всех религиях.

В. Торин:

- Алевтина, мы сегодня видели вас в деле. Вы сегодня у костра делали шаманский обряд. Я видел, как Виктория Лопырева фотографировала, а потом с вами долго о чем-то разговаривала. Виктория, о чем вы разговаривали с шаманами?

В. Лопырева:

- Мне было очень интересно посмотреть, как девушки демонстрируют этот обряд. Но в нашем приватном разговоре мне было интересно спросить, где эта тонкая грань, скажем так, между действием, которое происходит для туристов или для гостей, как это было с нами сегодня, и тем, что является настоящей деятельностью потомственного шамана, которая совсем не связана с какими-то танцами с бубном в ярких одеждах. Как правильно ты сказал, профессия шамана не может исчезнуть, потому что шаман это не просто ремесло, это не как обжигать глиняные сосуды, это призвание, это образ жизни и это специальный дар, который передается от матери к дочери и т.д. Об этом мы и разговаривали.

В. Торин:

- Да, есть шаманы, которые, скажем так, картиночные, туристические, и есть шаманы настоящие. Вот Алевтина мне сегодня рассказала историю, как ей позвонили люди из Белоруссии, специально из Белоруссии приехали на Кольский полуостров, чтобы она провела им обряд, чтобы она рассказала им о своем древнем ремесле. Алевтина, расскажите, как это было.

А. Серегина:

- Ну да, буквально два дня назад незнакомые люди звонят, говорят: «Мы едем на поезде из Белоруссии…»

В. Торин:

- Они, может быть, хотели что-то спросить про Лукашенко, как долго будет он у власти, например?

А. Серегина:

- Нет, они ехали в поезде, и не было времени разговаривать. Они сказали: «Примите, пожалуйста, нас, мы очень интересуемся саамскими нойдами». Без вопросов, конечно. То есть с поезда они успели на наш автобус, который идет из Мурманска в Ковдор, приехали. Естественно, мы их накормили, напоили, свозили на сейд, они задавали там вопросы. Я объяснила, как подходить к сейду, как общаться с ним. Все вопросы, которые они мне задавали, то, что очень их интересовало… Ну, продвинутые в этой теме были люди, и у нас состоялся очень хороший диалог. В итоге мы увезли их еще на наше Сейдозеро. У нас Кольскому полуострову 7 Сейдозер, то есть святые озера, святая гора, святая река. И там они купались, три раза окунались. Я говорю: «Ну вот, пожалуйста, духи озера приняли вас». Так как люди добрые, что-то было снято с них, воды озера святого омыли, и они получили то, что хотели. С великой благодарностью. Ну, какой-то подарок в виде конфет – ради бога, это очень хорошо.

В. Торин:

- Насколько я понимаю, люди, которые подходят к Сейдозеру или к древним богам без пиетета, у них появляются проблемы. Я слышал историю, ее рассказывала Елена, как однажды духи озера или какого-то святого места наказали нерадивых туристов. Можете рассказать эту историю?

Е. Юрьева:

- Да. Это было много лет назад, когда я училась в школе, это середина 80-х годов. К нам приехали в гости, скажем так, очень продвинутые на то время ученые, которые проектировали и запускали в космос «Буран». Соответственно, ни о каких духах и ни о каких потусторонних существах, конечно, никто не хотел слышать, потому что все очень скептически настроены - ну, научные сотрудники. И когда мы были в одном районе нашего озера, Ловозеро достаточно большое, оно протяженностью не один десяток километров. В одном из концов мой папа сделал замечание одному из представителей, что нельзя шуметь, потому что есть определенные порядки, правила, уважение. На что было сказано, что это ваши фантазии, ваши сказки, вы с ними и живите.

В. Торин:

- Да, было именно так сказано, без уважения к богам и душам. И что же произошло с этими туристами?

Е. Юрьева:

- Дальше произошла очень странная ситуация. Лодочный мотор повел себя очень странно, и турист получил травму. Травма была достаточно глубокая. Его привезли в село Ловозеро, наложили швы. Начались проблемы, началось воспаление. И так как товарищи были из Москвы, они вернулись в Москву. Но так как это институт, там все очень продвинуто, очень круто по тем временам, его лечили там лучшие врачи, со спецтехнологиями по тем временам, но становилось все хуже и хуже. И человек, видимо, что-то осознав, позвонил моему папе и сказал: «Да, ты был прав, съезди, пожалуйста, извинись за меня, я был не прав, я совершил ошибку». Ну, спустя какое-то время человек пошел на поправку. Могу сказать, что период его болезни продолжался больше месяца.

В. Торин:

- То есть, как только он поверил в то, что духи озера могут ему помочь, и попросил у них прощения, он тут же выздоровел. Но в принципе обратиться за советом к духам, вызвать духов для чего-то… Виктория, а ты когда-нибудь обращалась к колдунам, шаманам или хотела бы обратиться?

В. Лопырева:

- Знаешь, я, наверное, сама наделена какими-то определенными способностями, наверное, потомственно мне тоже это передалось, хотя я, конечно, не придаю это огласке. Я называю это просто очень сильной эмпатией. А если говорить серьезно, то в современном мире люди все больше возвращаются к себе, так сказать. И сейчас очень большой интерес к центрам саморазвития личности. Люди все больше пытаются получить какой-то новый опыт (как сейчас Алевтина рассказывала нам, приехали из Белоруссии), пройти какие-то обряды. Мне кажется, это очень интересно. Потому что мы живем в абсолютно материальном мире, но глупо же не признавать, что мир наш простирается за грани того, что мы видим. Поэтому мне взаимодействие с нашими шаманами было очень интересно.

В. Торин:

- А ты обратилась бы к шаманам, чтобы решить какую-то проблемы за деньги?

В. Лопырева:

- Знаешь, настоящие шаманы, кстати, деньги не берут.

В. Торин:

- Алевтина, это правда?

А. Серегина:

- Это правда.

В. Лопырева:

- На самом деле, если решается какой-то вопрос или какая-то проблема, то есть такое понятие, как человеческая благодарность. И каждый человек по-своему оценивает ту благодарность, как он хочет отблагодарить шамана.

А. Серегина:

- Да.

В. Торин:

- У нас, оказывается, есть исследование ВЦИОМ. Люди стали меньше доверять колдунам, шаманам и магам. Валерий Валерьевич, что случилось, почему вдруг люди перестали доверять шаманам, магам, волшебникам и колдунам?

В. Федоров:

- Это исследование двухлетней давности, 2019 года. Я уверен, что за последние полтора года эта тенденция вспять обратилась. Потому что весь мир наш находится в ситуации пандемии, это страшно, это непонятно, это для многих беспросветно, никто не знает, когда же все это закончится, и закончится ли вообще. И, конечно, в такой ситуации потерянности растет тяга как-то узнать, что же будет, что происходит, обратившись к нетрадиционным источникам. Хотя мы говорим о шаманах, а это как раз традиция, но в нашем секулярном мире отодвинутая куда-то на задворки, стигматизированная, признанная устаревшей, архаической, примитивной и т.д. Но мы сегодня видим, что в ситуации, когда стандартные научные методы не помогают…

В. Торин:

- Не работают.

В. Федоров:

- Или работают, но не помогают испуганному, растерянному человечеству успокоиться, найти какой-то путь, идет обращение, в том числе и к шаманам. Знаете, что еще хочу сказать? Больше 100 лет назад прозвучала работа знаменитого немецкого социолога Макса Вебера «Политика как призвание и профессия». Очень известная работа. Одной из молодых исследовательниц в Шанинке (это Московская высшая школа социальных и экономических наук, ведущая организация в России, где учатся аспиранты по социологии) выдали грант – «Шаманизм как призвание и профессия». И первые результаты исследования уже известны. Она, правда, не на российском Севере, а в Сибири, Забайкалье, Бурятии, Иркутской области. Знаете, что она говорит? «Шаманов становится в последнее время все больше, и они объединяются в организации». Раньше этого не было. Теперь вот такая эпидемия в каком-то смысле идет шаманизма. Она это называет даже неошаманизм и говорит, что это уже немножко другие шаманы. Это те, кто сам в себе видит, с одной стороны, потребность, а с другой стороны, способность как-то искать свои пути к душам предков, к духам всего живого. Оказывается, шаманизм – это не только прошлое, но и наше настоящее сумрачное и, может быть, наше менее сумрачное будущее.

В. Торин:

- Алевтина, Елена, скажите, вы почувствовали, что все больше и больше интереса появляется к тому, что делаете вы? Причем вы делаете это по призванию, я так понимаю, много лет, и этим много лет занимались ваши родители и родители ваших родителей. И вдруг вы почувствовали некую популярность. Или нет?

Е. Юрьева:

- Ну, как таковой популярности нет. Но наступил момент, когда люди стали осознавать, они стали обращаться. Но это так, по-тихому, когда один одному сказал, другой другому. И люди стали понимать, что шаманизм в первую очередь это единение человека с природой, а шаман – это тот, кто готов соединить того, кто пришел, и природу, и показать тому, кто пришел, с природой сложить его и показать, где его гармония.

В. Торин:

- Каким образом вы соединяете человека с природой?

А. Серегина:

- Этому не учатся, оно приходит, как говорится, дают дар, дар исцеления. Получается, мы больше врачи для душ людей, чтобы была какая-то гармония между человеком и природой.

В. Торин:

- У вас папа был шаман.

А. Серегина:

- Нет, у меня не было папы-шамана. Мы называем так. В нашем роду обязательно кто-то был нойд. То есть бог не оставил людей один на один с этой жизнью, с этой природой, он давал и врачевателей душ. Это наша жизнь, это все от жизни, и не было оно сверхъестественным. Люди были мудрые, тем более если дан дар, то всё раскладывали по полочкам, и к ним шли люди со всего поселения, было общение. И тогда они получали то, что они не понимали. Шаман мог это все растолковать.

В. Торин:

- Валерий Валерьевич, по-вашему, насколько вообще вот этот пункт в мистической программе – встреча с шаманом – может быть актуален и насколько это вообще развивает туризм?

В. Федоров:

- Шаманы – это магнит. Один из магнитов. Есть и другие. Это наскальные надписи, изображения, это сами скалы причудливого вида. Вот тут голова воина, вот скала-троль и т.д. Это, конечно, замечательная природа. Если речь идет о зимних видах спорта, значит, это возможность прокатиться на лыжах. То есть, магниты есть. И шаманы, конечно, один из них. Но это магнит, который притягивает особую породу людей. Даже несколько. Первые – это те, кто чувствителен к тонкому миру. Те, кто придает этому особое значение, интересуется, может быть, хочет что-то узнать, какую-то помощь получить. Второй вид – это искатели экзотики. То есть, их не очень интересует, что там на самом деле, но вот хочется прикоснуться к чему-то, причем, очень быстро, получить максимум ярких впечатлений и побежать дальше. И тут, конечно, проблема. Коммерческая я бы даже сказал проблема. Если мы хотим подтянуть сюда как можно больше туристов, то нам шаманы не нужны, нам достаточно ряженых, которые будут с бубнами скакать, произносить какие-то тарабарские речи и большинство туристов профанов радостно заплатят за это малую толику и поедут дальше по маршруту. А если мы все-таки понимаем, что туристический север это не масса китайских туристов, это все-таки поменьше людей, но людей немножко другого склада…

В. Торин:

- Нечто глубинное такое?

В. Федоров:

- Да, да. Они пытаются осмыслить мир по-своему, не руководствуясь только учебниками или передовицами газет или социальными сетями, как сейчас. У них есть свой взгляд и они хотят поделиться им или, наоборот, узнать что-то о тех, кто причастен к каким-то более фундаментальным, глубоким традициям. И с этой точки зрения, конечно, Ковдор – это очень интересное направление, интересная возможность для этих людей пообщаться, прикоснуться к этому тонкому миру.

В. Торин:

- Вот смотрите, потомственный саамский шаман нойд Алевтина Сергина перед новостями начинала рассказывать о том, как ее род развивался и обязательно кто-то в роду был нойдом, то есть, саамским шаманом. Вот вы сами как чувствуете, вот это появление большого количества ряженых шаманов оно делает для вас проблему или не делает? И как вы относитесь к тому, что возросла ваша популярность?

А. Серегина:

- Проблемы никакой нет. Человек вольная птица, кто как хочет. Так себя и проявляет. Даже и в этом направлении. То есть, все равно, как говорится, духи-то ведут тех, кто нуждается в чем-то глубинном. Тут никакой проблемы нет.

В. Торин:

- А вообще, в принципе, вот я так понял, что шаманы – они такие все добрые, хорошие, они не берут денег, они несут добро. Вот Елена Юрьева солнечный шаман нойд. Кстати, что такое солнечный шаман?

Е. Юрьева:

- Скажем так, я работаю под эгидой солнца. Вот у меня бубен – он достаточно большой. Это символ солнца.

В. Торин:

- Ага, вот такой квадрат и четыре линии, от него отходящие, это символ солнца у древних саамов?

Е. Юрьева:

- - Да. Бубен вообще сам по себе такой, скажем так, это не просто предмет, это продолжение шамана. То есть, это часть его. Защита его, это его друг, товарищ и в то же время как бы его наставник.

В. Торин:

- Я правильно понимаю, что у вас за спиной изображена голова воина, да? Это такой гимп Гипербореи. Правильно я понимаю, что, кроме бубна, для вас важны родные места? Вот то, о чем говорила Алевтина. У вас есть семь святых мест, которые вы оберегаете и именно там проводите свои обряды. Если, например, шамана перевести в другое место, он уже будет не силен, да?

Е. Юрьева:

- Почему? Он будет точно так же силен. Для этого достаточно просто договориться с этим местом. Просто договориться с духами. Вот прежде, чем мы уехали из леса, с поляны, мы оставили с Алевтиной подношение этому месту, для того, чтобы не накликать неприятности на себя и на всех, кто там был, потому, что все, кто был там, они были соучастниками этого действа и поэтому как бы нужно было сделать подношение. Это обязательно. Договориться можно в принципе с любой территорией, с любыми духами, если ты приходишь от души, от чистого сердца.

В. Торин:

- Как договориться с территорией?

Е. Юрьева:

- Скажем, так. У каждого нойда своя методика работы. Алевтина, например, работает одним образом.

В. Торин:

- Вы входите в транс? Вы слышите голоса?

Е. Юрьева:

- Можно войти в транс, можно видеть картинки, бывает ситуация, например, когда… вот у меня было несколько прецедентов, когда я работала и люди мне потом говорили – ой, я видел такое… о чем тебе это говорит? О, я понял, меня осенило… Я работаю не для того, чтобы увидеть сама, я работаю для того, чтобы человек увидел и понял, зачем он пришел.

В. Торин:

- Виктория Лопырева хочет что-то сказать. Она призналась в первой части нашей программы, что она владеет колдовством. Ну-ка, Виктория, а вот ты как входишь в транс? И когда ты будешь обращаться к шаману, что ты у него попросишь?

В. Лопырева:

- Давай мы не будем сегодня говорить о моих способностях. Но на самом деле истинные шаманы и наши девушки, с кем мы сегодня беседуем, это же по сути проводники. Проводники нас, людей, которые видят только то, что видят, именно с миром, который невозможно увидеть, но можно почувствовать. И как раз таки та самая проработка – это же те самые инсайты, про которые сейчас так модно говорить, и каждый человек создал намерения, загадал желание – если ты помнишь, мы все повязали потом ленточки на деревьях. Поэтому, я думаю, что у каждого желание свое и искренне желаю, что у всех эти желания сбылись.

В. Торин:

- Вот настоящее пожелание настоящего шамана.

Итак, Валерий Валерьевич, на ваш взгляд, профессия шамана – что ее ждет в будущем?

В. Федоров:

- Во-первых, уверен, что она будет в будущем. И некая статистика, пусть и несовершенная, но вот я уже говорил, что наши коллеги, исследователи, фиксируют рост числа тех, кто самодеятельно занимается шаманизмом. Ну, понятно, что есть традиционный шаманизм – те, кто из поколения в поколение передает эти знания, техники, а есть вот неофиты, которые в литературе или по своему собственному наитию пытаются все это освоить и тоже себя именуют шаманами. Эти шаманы даже объединяются в организации, ассоциации, чего раньше не было никогда. Поэтому мы видим приток людей – людям это интересно, люди хотят сами в этом участвовать. Будем надеяться, что под наплывом этих новых энтузиастов – все-таки традиция древняя, многовековая, которая у традиционных народов севера, Сибири, Дальнего Востока сохраняется, она все-таки не уйдет, а будет сохранена. Для этого, конечно, нам нужны настоящие шаманы. С двумя из них сегодня мы общаемся, давайте воспользуемся этой возможностью, чтобы узнать больше об этом древнем и очень красивом и нужном…

В. Торин:

- Итак, потомственный саамский шаман нойд Алевтина Сергина и солнечный шаман нойд Елена Юрьева. Скажите нам и нашим радиослушателям какие-то основные лайфхаки. Вот вы говорите, что нужно, например, договариваться всегда с территорией, с лесом. Может быть, еще какие-то простые, понятные рецепты, как людям можно было бы использовать какие-то простейшие приемы, которые используют шаманы. Вот что-нибудь посоветуйте.

Е. Юрьева:

- В первую очередь, нужно всегда относиться с уважением к тому месту, где ты находишься. Неважно, лес это, озеро, город, дом. Куда бы ты ни пришел, всегда с уважением. Как только от тебя пойдет уважение, и не просто там, ну, вот я пришел такой весь классный, любите меня, да. А действительно с глубоким уважением. Вокруг ситуация начинает складываться по-другому, потому что, транслируя уважение к окружающим, ты получаешь его в ответ. Соответственно, твои проблемы решаются, желания исполняются и в этом такого сверхъестественного ничего нет. Это просто элементарное уважение.

А. Серегина:

- А я добавлю, что любовь. Действительно, люди должны любить друг друга, независимо от того, какие они. Каких религий, концессий, профессий. Просто принимать человека таким, какой он есть и уважать.

В. Торин:

- Какие вы добрые, шаманы. А у меня сложилось какое-то такое понимание – из литературы, из фильмов – что шаманы какие-то немножко злые, агрессивные, бьют в бубны, они так раскрашены… или это какие-то другие шаманы?

А. Серегина:

- Да нет, это просто практики такие, что мало ли придет такой человек довольно-таки агрессивный или что… что-то изгнать из него плохое можно вот именно предварительно сам себя обезопасив от этого.

В. Торин:

- А как вы себя можете обезопасить?

А. Серегина:

- Обязательно амулеты. Вот, например, на моей одежде шаманской яркие цвета и вот такие простые треугольнички, которые колышутся там ветром или при движении. Это такая приманка и отвод глаз от меня самой злых духов, потому что человек может прийти с какими-то нехорошими настройками и плюс еще сущностями.

В. Торин:

- Ага, то есть, вот такой секрет – можно на одежде иметь что-то яркое, привлекающее внимание и злой человек обратит внимание на эту вещь и его негативная энергия уйдет к этой вещи, правильно?

А. Серегина:

- Конечно. Поэтому серьги для женщин, вот у меня, например, есть такой амулет моего рода, а у нас род медведя, у меня такая лапа медвежья, то есть, довольно таки мощная. То есть, не надо меня трогать. И если вы считаете, что вот мне бы нужно что-то, то можно и нужно. Обязательно, как и на Руси там женщины защищали рукава, горловина, пояс, элементы какие-то такие яркие. И плюс обязательно что-то металлическое. Вот у меня, например, раз мы в Гиперборее, то у меня такой вот змей.

В. Торин:

- Ух ты, какой у вас большой змей на руке.

А. Серегина:

- Да. По желанию – можно. А так если в бытовом элементарный прием – пусть будет что-то металлическое. Брошь. Булавка. То есть, у саамов это был нож.

В. Торин:

- Металл забирает отрицательную энергию.

А. Серегина:

- Да.

В. Торин:

- Спасибо огромное. Мы сегодня пообщались с настоящими, потомственными шаманами. Мы сегодня пообщались с ведущим блогером и послом российского павильона «Экспо-2020» Викторией Лопыревой, с генеральным директором ВЦИОМ Валерием Федоровым в программе «НЕфантастика» на радио «Комсомольская правда». Мы поговорили сегодня про шаманов прошлого и будущего. Спасибо вам огромное за этот интересный разговор.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!