Кто тут самое слабое звено? Мария Киселева - про ТВ, спорт и Россию

Кто тут самое слабое звено? Мария Киселева - про ТВ, спорт и Россию
Российская синхронистка, трехкратная чемпионка Олимпийских игр, трехкратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, телеведущая и актриса дала эксклюзивное интервью Радио «Комсомольская правда»

М. Баченина:

- В гостях у нас российская синхронистка, трехкратная чемпионка Олимпийских игр, трехкратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта, телеведущая, актриса, депутат Московской городской думы седьмого созыва Мария Киселева. Здравствуйте.

М. Киселева:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Скажите, пожалуйста, что интереснее – спорт, телевидение или политика?

М. Киселева:

- Все, чем я занимаюсь. Потому что, если мне неинтересно то, чем я занимаюсь, это очень быстро заканчивается в моей жизни. Поскольку спорт в моей жизни с 10 лет и по сегодняшний день, телевидение в моей жизни, начиная с 2000 года и по сей день, политика совсем недавно, но она продолжается уже несколько лет, поэтому интересно все. Но спорт – это, конечно, любовь всей жизни. Ровно, как и телевидение – это тоже любовь всей жизни.

М. Баченина:

- Я могу представить, какие трудности в спорте – понятно, что не вашего уровня, конечно. Могу представить себе, какие трудности на телевидении, потому что я работаю в СМИ. А вот с какими трудностями вы столкнулись, когда только стали депутатом? Потому что к этому вряд ли где-то готовят.

М. Киселева:

- Мне кажется, что многие к этому готовятся заранее и много лет, и идут к конкретной цели. Но это был не мой случай, я не могу сказать, что это была мечта моей жизни с детства, как другие направления, которыми я занимаюсь. Тем не менее, я пришла к этому осознанно и учусь с первого дня, как пришла в политику, и продолжаю учиться сегодня, и, уверена, что буду учиться постоянно. Но на самом деле, этому нужно учиться всегда любому направлению, в любой профессии, любому делу. И останавливаться нельзя. Даже когда ты являешься уже высочайшим профессионалом. Потому что все не стоит на месте, все изменяется, особенно технологии, если говорить про эти направления. Постоянная работа над собой, постоянное изучение профессии и специфики дает тебе возможность не стагнировать, а двигаться вперед.

М. Баченина:

- Есть, конечно, такие штампы, стереотипы у простых людей, особенно в отношении депутатов, и я решила так построить вопрос: пять главных плюсов от работы депутата?

М. Киселева:

- Ты можешь приносить пользу людям. Ты можешь изменять ситуацию к лучшему. Ты встречаешь и работаешь с интереснейшими людьми, с богатейшим набором внутренних сильных качеств, которые позволяют тебе развиваться еще больше. Мне кажется, эти три главенствуют и из этих трех можно сделать даже не пять, а пятнадцать.

М. Баченина:

- Безусловно. Но вы сейчас сказали о том, что есть возможность помочь. Но ведь часто бывает, что мы думаем в первую очередь о том, как власть меняет людей. Ведь каждому из нас иногда приходится пройти огонь, воду и медные трубы. Воду вы прошли, причем, с честью. А вот здесь были медные трубы? Потому что в спорте они у вас были.

М. Киселева:

- Мне кажется, что в моей жизни я прошла и огонь, и воду, и медные трубы, поэтому любую профессию, какую бы ты ни выбрал дальше, любое направление деятельности – это уже не проверка на прочность. Проверка на прочность уже пройдена, поэтому все остальное это просто работа над собой и развитие в том направлении, которое ты выбрал.

М. Баченина:

- Я представляю, сколько человек занят на съемках – я понимаю, что такое телевидение, я там работала и я понимаю, сколько это времени съедает. Так же, как и работа депутатом. А тут – раз, и мы все слышим про театр Марии Киселевой. И все обалдели! Потому что театр за пять минут нельзя создать. Это же не просто сцена, это театр, где принимают участие чемпионы, прославленные спортсмены… Расскажите, откуда возникла такая идея? Что вам помогло, а что мешало? Я понимаю, что сейчас будет некое сравнение с Татьяной Навкой – катков больше, чем бассейнов… а если ехать куда-то на гастроли, то там должна быть инфраструктура…

М. Киселева:

- Начнем с того, что нашему театру в этом году 20 лет. Это не бухты-барахты случилось, не вчера и не по щелчку пальца. Это длительная долгая история создания, рождения, становления, развития, движения вперед. Началось все в момент окончания спортивной карьеры. Это был 2004 год и первый проект, который мы сделали, это было шоу олимпийских чемпионов по синхронному плаванию, вместе с Ольгой Брусникиной, когда мы еще выступали на последней Олимпиаде, уже подумывали о том, что нам нужно сделать какое-то такое общеобъединяющее важное мероприятие, благодаря которому мы сможем сказать спасибо всем тем людям, которые нас вели по спортивному пути, и всем нашим болельщикам, которые нас поддерживали все эти долгие годы. И это вылилось в некое шоу олимпийских чемпионов. Конечно, в тот момент о создании какого-то театра речи не шло и в тот момент мы даже не думали о том, что это мероприятие станет ежегодным. Но оно прошло очень хорошо, очень тепло, это всем понравилось, оно проходило еще в олимпийском бассейне, в старом здании, и тогда на трибунах люди сидели на ступеньках – то есть, там вообще не было места. И с того года это мероприятие стало ежегодным. В этом году 20 лет шоу олимпийских чемпионов. Мы всегда его проводили только в Москве, перед новым годом, а в этом году впервые этот проект проводим сразу в нескольких городах. Мы уже показали его в Краснодаре – премьеру этого юбилейного шоу. 26 ноября показываем его в Калининграде, прямо перед новым годом будем показывать в Санкт-Петербурге, и финал будет в Москве 30 декабря. Участвует большое количество чемпионок, которые уже закончили карьеру, в том числе, спортсменки, которые принимают участие сегодня в соревновательной деятельности, и сборная команда обязательно, и старшая юниорская, и дуэты, и соло, и микс-дуэты – поэтому это такое объединение нашего российского синхронного плавания, которое 25 лет является сильнейшим во всем мире.

М. Баченина:

- Вы говорите программа, а на сайте я вижу спектакли. «Русалочка», «Миссия Одиссея», «Страна снов», «Сказка о царе Салтане»… и тут пиротехнику я вижу на фотографиях.

М. Киселева:

- Совершенно верно.

М. Баченина:

- Вы каким-то образом понимаете, что не все возможно на воде, или, наоборот, это для вас какой-то вызов?

М. Киселева:

- Когда мы 20 лет назад начинали делать, мы, конечно, не знали, что с этим можно вообще сделать, мы пытались просто выйти за рамки соревнований. С каждым годом, когда мы подходили к следующему созданию проекта, эти рамки расширялись все шире, раскрывались. И мы, придумывая что-то у себя в голове, вынашивая какую-то идею, приходя на постановку, понимали, что это можно сделать еще круче, то, чего даже в голове не могло родиться.

М. Баченина:

- Это вы сами понимали или уже сразу работали с режиссером-постановщиком?

М. Киселева:

- И сами, и с режиссером. Все, кто касается наших проектов, все начинали с нуля. Не было опыта и наш режиссер Алексей Малыхин, с которым мы работаем все 20 лет, мы с ним вдвоем идем по этому пути проб пера, путем ошибок, путем каких-то новых историй, новых явлений для себя. И в какой-то момент пришла в голову идея – она пришла мне в голову, когда я родила свою старшую дочь, а реализовалась она, когда родилась уже моя младшая дочь. То есть, на реализацию первого спектакля на воде у нас ушло 4 года. На то, чтобы выносить эту идею, продумать ее, решиться на нее.

М. Баченина:

- А приходилось ли изучать какие-то новые элементы?

М. Киселева:

- Здесь в постановках нет рамок, нет правил. Здесь открытая фантазия, вопрос – куда она тебя занесет и насколько широко она может разрастись. И работа большого коллектива творческих профессиональных людей, каждый из которых вносит свою лепту. Ведь это же не только мы вдвоем с режиссером придумали и сделали, нет, у нас очень большая режиссерско-постановочная группа, у нас очень большая техническая команда, организационная команда – и каждый отвечает за свое. Композитор пишет музыку, сценарист пишет сценарий, художник по костюмам создает костюмы, художник-постановщик создает декорации, придумывает. Технический директор решает, как это можно построить, выдержат ли нагрузки и все остальное. И это можно продолжать до бесконечности. У нас есть руководитель синхронисток, у нас есть руководитель прыгунов в воду, у нас есть хореограф, который со своим коллективом приходит и делает постоянные отборы. Это можно продолжать до бесконечности. До волонтеров, до тех, кто работает за кулисами, до оргкоманды, которая занимается всей этой организацией. Наш флайборт, который летает, актеры профессиональные, музыканты, которые записывают музыку, звукозаписывающая станция…

М. Баченина:

- Нет, я поняла, что это шоу-бизнес… да, я понимаю, тем не менее, вот интересно, какой был самый главный вызов? Может быть, переодеться?

М. Киселева:

- Таких вызовов было миллион на самом деле, и они продолжаются сегодня. До создания первого спектакля, а первый спектакль у нас вышел в 2010 году, это была «Русалочка»… Мы первый раз это делали и, конечно, мы какие-то вещи не могли предусмотреть. Мы понимали, что надо разбить, кто главный герой, кого исполняют одни синхронистки, кого исполняют прыгуны, кого исполняет хореография и т.д.

М. Баченина:

- То есть, у вас было гендерное разделение?

М. Киселева:

- Нет, гендерного разделения не было. Мужчины в синхронном плавании есть, более того, у нас во второй «Русалочке» Александр Мальцев играл роль Левиафана, еще когда он не был членом сборной команды страны, еще когда не было принято решение о введении мужского синхронного плавания.

М. Баченина:

- Помните, это шокировало очень многих в свое время…

М. Киселева:

- Если брать первую «Русалочку», то роль самой русалочки у нас исполняло четыре актрисы. За один спектакль. Это была подмена, потому что мы не понимали, как это решить. Для зрителя это было не видно. Для зрителя это одна героиня. У нас было четыре костюма, они все с одинаковыми прическами. Первая это была синхронистка, у нас исполняла первую роль олимпийская чемпионка Ольга Кужела. Дальше была прыгунья в воду, потому что был момент, когда она должна была падать в воду, спасая своего любимого. Дальше была хореографическая актриса, которая прекрасно двигалась и танцевала шикарно на сцене. И четвертая была цирковая актриса, которая исполняла номер под куполом – над водой, наверху, делала цирковой профессиональный номер. Сегодня, когда мы имеем новую «Русалочку», а когда мы сделали уже несколько спектаклей, я сказала своим коллегам, что, если наше творчество будет развиваться и мы проживем 10 лет после первого спектакля, когда будет ровно десятый год, мы сделаем «Русалочку»2:0, то есть, обновленную версию. И ровно через 10 лет мы действительно сделали новую «Русалочку».

М. Баченина:

- А зачем?

М. Киселева:

- А это разные спектакли.

М. Баченина:

- Новые технологии пришли, что ли?

М. Киселева:

- Конечно. Пришли новые технологии. Пришло осознание наше совершенно другое. Восприятие того, что можно и как можно сделать. То есть, если посмотреть сегодня «Русалочку» 2010 года и «Русалочку» сегодняшнюю, это абсолютно две разные планеты. И сегодня в последней «Русалочке» русалочку играет только одна героиня. Она совмещает в себе все.

М. Баченина:

- Подождите, а что, синхронистки не могут прыгнуть с 10-метровой вышки?

М. Киселева:

- Не все, но могут. Но это даже не самое главное. Можно прыгнуть с вышки, можно прыгнуть не 10, можно прыгнуть с 5 метров. Могут, да, но не все. Но сегодня некоторые синхронистки могут делать цирковые номера и ты не увидишь разницы. Наши зрители, когда смотрят, как русалочка или какая-то другая героиня из другого спектакля, выполняя номер в воздухе, думает, что это, наверное, цирковая актриса. А потом эта цирковая актриса попадает в воду и начинает делать номер профессиональной синхронистки, да еще на самом высоком уровне, потому что, как правило, это чемпионки или юниоры, чемпионки мира и Европы среди юниоров, или это чемпионы сегодняшние уже. То же самое можно сказать и о наших ребятах, прыгунах в воду. У нас главные герои зачастую в спектакля являются ребята-прыгуны. Например, Константин Ханбеков, заслуженный мастер спорта по прыжкам в воду, чемпион, он не только исполняет профессиональные трюки, как прыгун в воду, он еще и является главным героем многих наших спектаклей. И надо сказать, что у него блестяще это получается, и никто из зрителей не может понять – это профессиональный актер или профессиональный прыгун в воду? Вот такая коллаборация в спектаклях позволяет раскрываться людям, которые работают, находить в себе новые грани. И это просто потрясающе. У людей светятся глаза, они находят какой-то дополнительный смысл, они находят что-то свое новое, в чем они могут двигаться дальше. Это же потрясающе, это же новый виток, новый смысл, который у тебя появляется.

М. Баченина:

- Бесспорно. Мария, а какой функционал выполняете вы? Или вы одна за всех? И почему вы не участвуете? Вы же не разучились плавать. Вам туда не хочется?

М. Киселева:

- Нет, не хочется. Последний раз я плавала в 2004 году. Нет, мы с Ольгой плавали в шоу олимпийских чемпионов в 2005-м в последний раз, наверное, но после этого мы уже не возвращались. Нет, зачем. Чтобы это делать красиво, профессионально, привлекательно, чтобы от этого невозможно было оторвать глаз, это должны делать профессионалы, которые делают это постоянно – те, кто поддерживают себя в форме. Потому что, в отличие от многих других видов спорта, в синхронном плавании, если ты не занимаешься этим в регулярном режиме, то очень быстро выходишь из формы и не можешь сделать профессиональные вещи на хорошем уровне, так, чтобы это цепляло глаз, так, чтобы на это можно было смотреть и не насмотреться. Вот это крайне важно. Поэтому, конечно, сейчас это делают спортсмены, которые или недавно закончили, или которые еще продолжают свою карьеру, для того, чтобы привлекать этим новых девчонок и новых мальчишек уже сегодня в наш вид спорта, для того, чтобы популяризировать наш вид спорта. Собственно говоря, для этого и был создан когда-то наш театр и первое шоу чемпионов и все сегодняшние спектакли. Потому что мы лично видим, наблюдаем за тем, как дети на трибунах подходят к родителям после спектакля и говорят: мама, я хочу плавать, как эта русалочка; папа, я хочу прыгать, как этот моряк. А таких спектаклей у нас сегодня 11, каждый из которых это отдельное произведение, созданное абсолютно с нуля и в который вложены сердца всех людей, которые работают вместе над этими проектами.

М. Баченина:

- Вы – мама двух дочерей – 18 и 13 лет. Они вас просили хотя бы раз… вот гитариста всегда просят – поиграй на гитаре… вот это как карма какая-то у людей. Что просят друзья вас, когда вы рядом с водой? Показать некий элемент?

М. Киселева:

- Мне кажется, уже давно никто ничего не просит, все уже давно привыкли. Друзья, наверное, единственные, кто не просит меня сказать фразу «Слабое звено», в отличие от всех остальных. Ну, а мои дети с детства живут с этим, поэтому…

М. Баченина:

- Кстати, а вы строгая мама? У вас две дочери – Даше 18, Саше 13. Что запрещали, что запрещаете? Можно ли смотреть американские фильмы, например? Высказываете ли свое мнение по поводу музыки? Вы же не просто спортсмен, у вас совмещение художественного, спорта – вот это настолько скручен переплет… Вы на экране, вы человек, который занимается политикой, вы человек, который занимается искусством, вы миссионер, потому что человек, который принес своей стране столько медалей, не может уже от этого отмахнуться – ну, миссия с вами до конца дней. Собственно, иногда это лежит и на плечах наших детей. Какие ограничения вы им выстраиваете? Или у вас какие-то свои методы?

М. Киселева:

- Мне кажется, что методы все равно традиционные и, конечно, в бОльшей степени привнесенные, взятые из своей семьи. Казалось бы, когда ты подросток, ты категоричен и думаешь – когда у меня будут дети, я никогда так не буду поступать с ними. Но потом, когда у тебя есть свои дети, вдруг случается какая-то ситуация и ты на нее как-то реагируешь, и ты подсознательно вдруг вспоминаешь – господи, то же самое было в моем детстве.

М. Баченина:

- Вы вспоминаете про себя такое?

М. Киселева:

- Бывает, почему нет. Да, ты просто смотришь на какие-то ситуации другими глазами. Не глазами подростка, когда родители что-то тебе говорят или пытаются чему-то научить или подсказать, или на что-то поставить запрет, а ты реагируешь на это по-своему в подростковом возрасте. А вот сегодня ты смотришь как раз глазами родителей и понимаешь, что во многом родители были правы.

М. Баченина:

- Я с этим не спорю. Но, допустим, если ребенок Моргенштерна? Может ли дочь Марии Киселевой такое себе позволить?

М. Киселева:

- Моя старшая дочь слушала года три назад его, а сегодня она его не слушает. Она просто переросла. Они перерастают какую-то музыку, каких-то исполнителей. К кому-то, наоборот, прикипают, кто-то нравится. Очень многое нравится из того, что слушаю, например, я. А мне какие-то вещи начинают нравиться и я узнаю каких-то новых исполнителей, которых слушают они. То есть. у нас происходит какая-то коллаборация. Если мне что-то не нравится в песне, я конкретно про это говорю и говорю почему. Я не говорю, что это слушать нельзя.

М. Баченина:

- А вот мат, везде сейчас мат – сплошь и рядом…

М. Киселева:

- Они слушают эти песни. Мне кажется, эти песни слушают все… Но если вдруг эта песня включается в плейлисте, когда я нахожусь рядом в машине, они выключают и говорят – ой, мам, извини. И я считаю, что это нормально, это корректно. Здесь вопрос не запретов, а вопрос объяснения своей позиции, почему тебе не нравится это, почему нравится это. Мне кажется, все родители с этим сталкиваются.

М. Баченина:

- Да, я просто думаю – ну, вот страшно ли, что опозорят где-нибудь? Подростки они же ведь совершенно из другого теста…

М. Киселева:

- Нет, мне не страшно, что мои дети меня опозорят. Во-первых, потому, что у них есть свое мнение и это абсолютно нормально и абсолютно правильно. Во-вторых, мы прислушиваемся друг к другу – они слышат меня, а я слышу их. В-третьих, мы воспитанные и я доверяю своим детям.

М. Баченина:

- Раз разговор зашел о музыке, у нас есть музыкальная рубрика. Расскажите про свою любимую песню, чтобы далеко не уходить, раз вы слушаете музыку и у вас есть какие-то свои предпочтения.

М. Киселева:

- Я не могу сказать, что у меня есть какая-то абсолютно моя любимая музыка и любимая моя песня. У меня тоже есть какой-то плейлист, в котором достаточно много песен, начиная от «Любэ» и заканчивая «Дорсом», грубо говоря. И классические произведения там тоже есть. И там может появиться музыка, которую я вдруг где-то услышала и мне нужно ее обязательно найти, для того, чтобы…

М. Баченина:

- …лайкнуть и поставить в свой плейлист.

М. Киселева:

- Ну, на самом деле, да. Даже если взять составление программ в синхронном плавании. У меня в плейлисте может оказаться музыка, под которую я ставила спортсменке сольную программу, потому что меня эта музыка очень зацепила. Я была в Санкт-Петербурге на каком-то сборном концерте в театре, услышала на выступлении эту музыку и я поняла, что я не могу не сделать на нее соло.

М. Баченина:

- То есть, «Комбат батяня» и рядом Шостакович?

М. Киселева:

- Абсолютно. Но у меня не «Комбат батяня», а «Река». При этом, я люблю «Ночных снайперов». У меня абсолютно разное может быть в плейлисте, все по настроению абсолютно. От лирики, классики до рока, до Агузаровой – до чего угодно. Такая очень широкая гамма. И еще раз повторю, что для детей ретро то, что для нас как бы считалось современностью.

М. Баченина:

- Конечно. Какк для нас, например, Анна Герман – это ретро. Но она же крутая, она же местами такая за душу берущая… И главное, в молодости, когда бабушка ее слушала, ты вообще не врубалась, а сейчас прямо …

М. Киселева:

- Да, они Магомаева могут у меня слушать и сказать – господи, это такие классные песни! И это, я считаю, нормально. При этом многие песни и многих современных исполнителей я узнаю как раз через своих детей.

М. Баченина:

- А современные это кто?

М. Киселева:

- Я не готова сейчас какие-то фамилии называть…

М. Баченина:

- Мария, давайте вернемся к спортсменам. Потому что я не могу вас не спросить следующее. В нынешнее время, когда у нас забирают Олимпиаду, забирают возможность выступать под флагом, кто-то обязательно скажет, что все, что остается великим спортсменам или тем, кто только что закончил, и у них не случилось Олимпиады, выступать с шоу. На ваш взгляд, если бы вы сейчас были действующей спортсменкой и вы бы уже попробовали, что такое получить медаль… ваши ощущения, ваше мнение, ваша точка зрения?

М. Киселева:

- Самое главное, что можно сказать, что спорт всегда должен быть вне политики. Это просто две несовместимые вещи.

М. Баченина:

- То есть, вас возмущает то, что сейчас происходит?

М. Киселева:

- Спорт есть спорт, политика есть политика. Это две разные вещи, которые нельзя смешивать, которые сейчас, к сожалению, сильно замешаны. Во-вторых, я хочу преклониться перед всеми спортсменами и тренерами, которые сегодня находятся в работе. Время сложное и никто из них не сбавляет темп своей работы. Ни спортсмены, ни тренеры. Тренеры ставят задачи, тренеры рисуют планы, а спортсмены по ним работают, для того, чтобы в любой момент, когда появится такая возможность, можно было выйти и показать свой максимальный уровень, на котором ты сегодня тренируешься. Но вот вы говорите про спортсменов – особенно если ты уже являешься чемпионом. Мне кажется, сегодня сложнее именно тем, кто находится в шаге от своей первой медали. Те, которые стали чемпионами, они уже знают, что это такое.

М. Баченина:

- Ну, тут жадность некая возникает в хорошем смысле этого слова. Ведь у спортсменов-то век недолог. Ведь мы же видим иногда, как люди выходят и показывают всем, что напрасно вы меня списывали со счетов…

М. Киселева:

- Никого нельзя списывать со счетов никогда. Потому что спорт – это такая история, особенно Олимпийские игры, которые непредсказуемые чаще всего бывают, что ты думаешь – а, этот уже все, не сможет, а он берет и выигрывает. Поэтому соперника нельзя недооценивать ни в какой ситуации. Нужно всегда держать ухо востро и всегда работать на полную катушку, чтобы быть честным перед собой.

М. Баченина:

- Вот в России в 2024 году, в сентябре, пройдут Всемирные Игры дружбы. Международный олимпийский комитет, которого вообще это движение не касается, потому что есть олимпийское движение, а есть все остальные… ну, МОК уже высказался – мы вас всех предостерегаем, чтобы с осторожностью относились к этой инициативе. На ваш взгляд, мы способны перехватить инициативу и организовать что-то свое, что еще при нашей жизни будет обладать статусом, как обладают статусом Олимпийские игры? Мы знаем, сколько им понадобилось лет.

М. Киселева:

- У вас какой-то странный вопрос. Неужели вы не видите всю историю, сколько мероприятий, сколько стартов было организовано в нашей стране и проведены они были на таком высоком уровне, что они могут поспорить за звание самых сильнейших турниров на планете.

М. Баченина:

- Я с этим не спорю, да.

М.Киселева:

- Поэтому у меня нет никакого сомнения, что этот старт, Игры дружбы, будут проведены на самом высоком уровне и я считаю, что это очень важный и нужный старт, и спасибо за то, что эта идея пришла в голову. Я знаю, что сейчас все спортсмены как раз очень активно к нему готовятся. Потому что всем очень важно именно на этом старте показать свой уровень. Весь мир будет следить, весь мир будет смотреть. В каждом виде спорте наши соперники и наши конкуренты не дремлют и не закрывают интернет и все пространство, где можно хотя бы что-то узнать об уровне наших российских спортсменов. И на этот старт, конечно, все готовятся как на Олимпийские игры, для того, чтобы быть на пике и показать свой максимальный уровень.

М. Баченина:

- Вы, как прославленная спортсменка, считаете, что изоляция России от всего мира пойдет на пользу нашему спорту?

М. Киселева:

- Я считаю, что спортсмены и тренеры наши, находясь в сегодняшней ситуации, станут сильнее. Потому что выдержать это сложно. И это морально тяжело. И нужно иметь героическую силу воли, для того, чтобы каждый день сегодня выходить на тренировку, повышая свой уровень, и доказывать себе и всему миру, что ты находишься на верхней строчке этой турнирной таблицы.

М. Баченина:.

- А как поддержать наших спортсменов, которые лишены возможности выступать на международной арене?

М. Киселева:

- Мотивация есть сегодня у всех и она, как ни странно, не пропадает и не теряется. И те внутренние старты, которые сегодня создаются, та конкурентная среда, которая существует сегодня здесь, и возможность приезжать другим странам, она, конечно, дает возможность держать руку на пульсе, потому что соревновательный период – это крайне важный этап в подготовке и в становлении любого спортсмена и любого тренера. Для тренера это такая лакмусовая бумажка, когда ты можешь посмотреть, как твой спортсмен справляется в стрессовой ситуации с выполненным этапом рабочим, и для спортсмена проверить себя. Потому что одно дело это тренировочный процесс, а другое дело, когда ты делаешь это при судьях, спортсменах, зрителях и соперниках.

М. Баченина:

- Да, а, получается, если у них нет этой возможности…

М. Киселева:

- Есть возможность сегодня внутренними стартами, она компенсируется сегодня большим количеством внутренних стартов, которые в каждом виде спорта расширяются в нашем внутрироссийском календаре, куда приглашаются, в том числе, и дружественные страны. И как раз Игры дружбы, которые планируются на следующий год, это такое крупнейший старт, который объединяет другие виды спорта.

М. Баченина:

- Мария, скажите, выступление под белым флагом – ведь страна раскололась на две половинки – и мы это слышим из каждого утюга, когда особенно это актуально. Как вы считаете, это позор и предательство? Или же спорт есть спорт? Спорта – это моя работа и я должен ее выполнять, под белым флагом или под триколором…

М. Киселева:

- Каждый спортсмен выходит за свою страну. Каждый спортсмен, выходя на старт, представляет свою страну, и каждый спортсмен об этом знает. Конечно, того флага не хватает. И сколько сейчас уже выходили наши спортсмены, несколько лет подряд, на соревнованиях без флага своей страны. Но каждый из них внутри знает, что он из России и представляет Россию. Более того, все соперники и весь мир знают, что этот человек представляет Россию. Все до единого.

М. Баченина:

- Отличный ответ. Я с вами согласна. Скажите, а когда вы профессионально занимались спортом, выезжали на соревнования, сталкивались ли вы или, может быть, ощущали русофобию со стороны спортсменов из других стран – США, Польша, Англия, Украина?

М. Киселева:

- Мы дружили с нашими соперниками, общались с ними не только в соревновательный период, но и внесоревновательный. Это не зависело от страны, это зависело от твоих предпочтений и от человека.

М. Баченина:

-В ваших ответах на мои вопросы идет некая линия, с которой вы начали – что спорт вне политики. И сюда же я отношу, что все зависит не от страны, а от человека. То есть, если человек нормальный, он и будет продолжать общаться.

М. Киселева:

- В тот момент, когда наша сборная выступала, наши главные соперники тогда были японцы. Сегодня другие страны, сегодня Китай у нас сильно вырос в синхронном плавании, а тогда Китай еще только делал свои шаги на подступе к лидирующим странам, а Япония была страной, которая всегда с нами конкурировала за первое место. Но мы больше всего дружили именно с японками. Мы чаще всего к ним приезжали на старты и все время почему-то именно с ними ближе всех было общение. Наша команда очень дружна была с итальянской командой, мы тоже очень часто пересекались на соревнованиях.

М. Баченина:

- То есть, никакой русофобии тогда не было?

М. Киселева:

- Нет, мы все общались друг с другом, мы все друга уважали, мы все друг другом интересовались и все вместе занимались развитием нашего вида спорта.

М. Баченина:

- Сейчас, когда довольно-таки сильно изменилось все вокруг, на ваш взгляд, люди, которые из спорта, и так, как вы еще занимаетесь шоу-бизнесом, вот про уехавших артистов тоже ведь многие разные мнения бытуют. Понять и простить? Или не понять и не простить? Допустим, приходится с кем-то разрывать отношения или продолжаете общаться с теми, кого сегодня называют иноагентами?

М. Киселева:

- У нас есть в Мосгордуме несколько иноагентов, с которыми мы работаем сегодня.

М. Баченина:

- В смысле?

М. Киселева:

- У нас есть иноагенты, которые на сегодняшний момент работают в думе, но всегда, когда этот депутат выступает, мы видим подпись, что это иноагент.

М. Баченина:

- Ого!

М. Киселева:

- Из моих друзей не уехал никто, поэтому я ни с кем никакие контакты не прерывала.

М. Баченина:

- Я думаю, что мне наши слушатели не простят, если я не поговорю о «Слабом звене». Вас расстраивает то, что вас постоянно об этом спрашивают?

М. Киселева:

- Нет, а почему это должно меня расстраивать?

М. Баченина:

- Ну, потому что 20 лет все вас знают и воспринимают, как главную ведущую «Слабого звена».

М. Киселева:

- Я вам даже еще более страшную вещь скажу. 23 года эта программа как вышла и за эти 23 года не прошло ни одного дня, чтобы мне кто-то не напомнил про эту программу.

М. Баченина:

- И вас это не огорчает?

М. Киселева:

- Нет.

М. Баченина:

- Ну, это хорошо. Я верю вам. Для нашей аудитории расскажите, пожалуйста, как вы попали на эту передачу и сложно ли было вжиться в этот образ? Или там образа никакого не было? Но просто вы такая отточенная там, такая леди, которая породила другой образ… С годами он вас поглотил, кстати, или вы в жизни мягкая и пушистая?

М. Киселева:

- Я вот с вами общаюсь, не на площадке «Слабого звена», наверное, у вас нужно спрашивать.

М. Баченина:

- Мария, на мой взгляд, уважаемые слушатели, я бы не сказала, что мягкая и пушистая. Мария нормальная и адекватная… Но все-таки – про образ.

М. Киселева:

- Ну, это же программа лицензионная, программа, которая пришла с определенными правилами, по которым нужно ее снимать и показывать. Естественно, мы обязаны быть в неких рамках, за которые мы не можем выйти. Хотя программа же не выходила несколько лет в эфир и вот возрождение ее на телеканале «Мир», потом на телеканале СТС, «На выход» она называлась, здесь как раз мы позволили себе больше вольностей – тех, которые не позволяли в первоначальной версии в начале 2000-х, когда она только выходила на Первом канале. И мне кажется, что это как раз дало новые краски. Как нам показалось, поэтому она выглядела свежей, а не нафталиновой.

М. Баченина:

- Леонид Якубович вас после стольких лет не давал советы, как не надоесть аудитории?

М. Киселева:

- Я видела Леонида Аркадьевича буквально пару дней назад – открывали звезду его имени в «Останкино» - это было очень почетно и торжественно, и он сказал: «Я же смотрю все твои выпуски, которые обновленные. Мне это нравится гораздо больше, чем это было раньше. Это круто!». Получить такую оценку от профессионала такого уровня, как Леонид Аркадьевич, это, конечно, очень ценно.

М. Баченина:

- Мария, а у вас есть право голоса в программе? За кем финальное слово?

М. Киселева:

- Конечно. А как же?

М. Баченина:

- То есть, с вами шутки плохи? Вы главная там?

М. Киселева:

- Что значит главная? Главный –всегда продюсер. Команда, которая сейчас снимает программу, настолько профессиональная команда, настолько точно подобрана и отобрана, и климат, который царит во время съемок и подготовки, безумно комфортный. Когда тебя слышат, ты слышишь других, все относятся с уважением, с пониманием, очень корректно по всем позициям, и если есть какие-то нюансы, ну, бывают вещи, когда ты понимаешь, что ты не готов высказать какую-то фразу или какую-то позицию, тебе она не нравится, она противоречит какому-то твоему внутреннему устою, никто не давит и не будет говорить, что нет, это надо сказать. Пожалуйста, вопросов нет – как ты это видишь. То есть, вот это всегда в диалоге. Мне кажется, что это такое идеальное попадание – сочетание профессионализма с уважением и внимательным отношением друг к другу, для того, чтобы программа выходила в максимальном качестве.

М. Баченина:

- Я хотела как депутата вас сейчас спросить. Как московская гордума помогает нашим ребятам на фронте и ездили ли вы на новые территории? Может быть, планируется такая поездка? Если нет, то почему?

М. Киселева:

- Безусловно. Как можно остаться в стороне от этой темы? Просто невозможно. Мы буквально несколько дней назад принимали бюджет на следующий год и на плановый 2025-2026-й и, конечно, в бюджете города были учтены, в том числе, и ситуации, в которой живет сегодня страна и наш город, для поддержки участников и семей специальной военной операции. А как по другому может быть? По-другому невозможно. Да, я была на новых территориях, я ездила в Мариуполь, мы открывали там футбольный стадион новый.

М. Баченина:

- Страшно было?

М. Киселева:

- Честно? Да. И семья волновалась очень сильно. И на самом деле впечатления очень яркие. Когда ты проезжаешь по городу, ты, правда, ловишь себя на мысли, что ты как будто находишься в декорациях киностудии. Когда ты видишь дома разрушенные, а потом ты выезжаешь на следующую улицу и видишь большое количество домов только что построенных. И вот ты понимаешь, что это не декорации, что это все на самом деле, и от этого становится еще страшнее. А потом ты приезжаешь туда, где построен новый стадион, общаешься с людьми, которые там работают, понимаешь, что загрузка этого стадиона с утра до ночи и времени не хватает, и желающих тренироваться, ходить и заниматься там большое количество, и ты понимаешь, что это жизнь, это жажда жизни, которая сильнее всего.

М. Баченина:

- Ваш прогноз? Звучит, конечно, немного странно, но, я думаю, вы все равно размышляли об этом. Уж слишком вы многогранная личность. Ваше количество деятельности в разных областях само за себя говорит. Так вот, ваш прогноз - когда и чем закончится СВО?

М. Киселева:

- Чем закончится, мы все знаем. Победой. Когда закончится? Я думаю, мы все хотим узнать, конечно же, эту дату.

М. Баченина:

- И все-таки, кто сейчас в России самое слабое звено, а кто самое сильное?

М. Киселева:

- В России? Или в мире? Все сильные звенья у нас находятся здесь. В стране.

М. Баченина:

- Принято. Хорошо. Давайте тогда пригласим всех на представление, которое будет в ближайшее время.

М. Киселева:

- Да, шоу олимпийских чемпионов в этом году 20 лет, мы уже показали его в Краснодаре, 26 ноября в Калининграде, 27-го и 28-го декабря это будет Санкт-Петербург и 30 декабря – это будет Москва. И еще очень важно, что сейчас у нас готовится премьера нашего нового спектакля. Я уже говорила, что у нас 11 спектаклей в нашем театре, спектакль будет называться «Сказ о русских берегах». Мы сейчас находимся как раз в стадии окончания его создания, написана музыка, создаются декорации, уже дошиваются костюмы и мы уже находимся в постановке конкретных номеров, и этот спектакль, благодаря президентскому фонду культурных инициатив, мы сможем показать в пяти городах. Премьера будет в Москве со 2 по 8 января, в «Динамо» на водном стадионе, а дальше мы покажем этот спектакль в Екатеринбурге. Мы ни разу еще не показывали там проекты. А дальше будет спектакль в Иркутске, мы тоже там ни разу не показывали наш спектакль. Мы привезем его в Красноярск – вот в этот город мы как раз уже успели привезти наш предыдущий спектакль «Живая вода», который был создан по истории путешествия по рекам и озерам нашей страны и знакомства с разными народностями. Это такой объединяющий и очень вдохновляющий, кстати, тоже мы смогли вывезти его в других города, где ни разу не показывали, благодаря президентскому фонду культурных инициатив, за что благодарны.

М. Баченина:

- Друзья, можно зайти на сайт МК-театр.ру или набирайте – театр Марии Киселевой.

Вот мне сейчас пришло сообщение. «А есть ли у вас планы баллотироваться в Госдуму? И как вообще стать женщиной-президентом, первой в России?»

М. Киселева:

- Я об этом никогда не думала. У меня так много направлений, я настолько люблю все, чем я занимаюсь сегодня – и наш театр, который развивается, и появляются новые проекты и новые города; и школа синхронного плавания, которой уже 13 лет в этом году. И телевидение и все, что с ним связано. И работа в думе. Направлений настолько много, что нужно хорошо делать то, чем ты занимаешься сегодня.

М. Баченина:

- Спасибо вам большое. Сегодня у нас в гостях была Мария Киселева…вот как вы любите, чтобы вас представляли?

М. Киселева:

- Мария Киселева.

М. Баченина:

- Российская синхронистка, трехкратная чемпионка Олимпийских игр, трехкратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта, телеведущая, актриса, депутат Мария Киселева. Спасибо вам большое.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью