Максим Кадаков: Полностью российский автомобиль появится через 10-15 лет

Евгений Сазонов и главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков обсуждают, на что обращать внимание при покупке автомобиля, так ли уж плохи китайские машины, когда возродится российский автопром и нужны ли в России электромобили

Е. Сазонов:

- В гостях у нас сегодня Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». У микрофона Евгений Сазонов. Почему я? Потому что я очень люблю автомобили и очень люблю ездить по России. Максим, первый вопрос у меня простой, возможно, он глупым вам покажется, но он мне не дает покоя и не дает мне уснуть долгими летними ночами. Я мечтаю купить автомобиль. Какой автомобиль мне сейчас брать в России?

М. Кадаков:

- Хороший вопрос и однозначного ответа на него нет. Потому что хочется ответить – покупайте то, что нравится. Это вообще правильный подход. Нравится – я имею в виду среди того сегмента ценового, к которому вы подступаетесь. Потому что когда человек покупает то, что ему нравится, он оправдывается, как правило. Какие-то недостатки автомобиля – маленький багажник, зато машина красивая; не очень быстро едет, зато запчасти дешевые - понимаете, да? У каждого человека свое какое-то мировоззрение по отношение вот к этому бренду, к этому и к этому. Другое дело, что сейчас вы-то вопрос задаете с прицелом – как обслуживать, а что подешевле, возможно, купить, а что будет завтра?

Е. Сазонов:

- Да. У моей очень хорошей знакомой автомобиль БМВ Х1.

М. Кадаков:

- Купленный в сказочные времена в кредит?

Е. Сазонов:

- Совершенно верно.

М. Кадаков:

- Да, и таких людей много. И вдруг оказалось, что это не тыква, а это серьезная машина, которая требует к себе серьезного подхода. Да, таких людей много. В основном это крупные города, офисные работники, это была вот такая повальная история. Молодые специалисты начали зарабатывать какие-то первые деньги…

Е. Сазонов:

- …и купили машину, которая им нравится.

М. Кадаков:

- Сначала телефон, который нравится – прямо с первой же зарплаты. А потом машину в кредит, которая нравится. И вдруг оказывается, что, во-первых, все беспросветно дорого – по запчастям, по ремонту и т.д.

Е. Сазонов:

- Мне назвали, сколько будет стоить ТО, у меня, честно говоря, уши завяли. Безумные деньги!

М. Кадаков:

- Там 50+.

Е. Сазонов:

- Больше.

М. Кадаков:

- Да. И не все еще найдешь. Не дай бог, где-то что-то потребуется, не знаю, глюканет какой-нибудь блок или зацепишь что-нибудь, или фара разобьется, лобовое стекло – вот поменять его… ты сначала его найди, а потом ты попробуй его оплати, если у тебя машина не застрахована по КАСКО. А КАСКО тоже на БМВ стоит! То есть, обложили… замуровали, демоны! И, конечно, сейчас возникает очень сложный вопрос. И каждый действует по-своему. Сейчас паттерн поведения такие, что иногда диву даешься. Понятно, что таких владельцев автомобилей судьба вынуждает идти на, казалось бы, такие вещи, о которых они два года назад не то что не думали, а они бы оскорбились.

Е. Сазонов:

- Вы про китайцев?

М. Кадаков:

- Да. И реально приходят к дилерам и говорят – у меня есть какой-то автомобиль, он не свежий – у кого-то 3 года, у кого-то 5 лет, у кого-то 7 – надо менять, я уже устал платить деньги. Во-вторых, понятно, что человек хочет купить после этого автомобиля новый автомобиль, с гарантией. И он привык к хорошему. А с гарантией БМВ купить – запредельные деньги. Дальше содержать тоже дорого – я устал ждать запчасти, я не понимаю, оригинал мне ставят или не оригинал, я ушел обслуживаться от официального дилера, потому что дорого, к какому-то неофициальному, но там тоже не намного дешевле. И вот человек приходит в трейд-ин и говорит – заберите у меня этот БМВ и дальше вопрос – а что купить?

Е. Сазонов:

- У нас два пути, да. Налево пойдешь – российский автомобиль приобретешь, направо пойдешь – китайский.

М. Кадаков:

- Ну, вы пока после БМВ-то не говорили бы про российский.

Е. Сазонов:

- Хорошо, китайский.

М. Кадаков:

- Да, китайский. Там выбирай – то ли «Хавал» купить, то ли какой-нибудь «Джили» или еще что-то. И глаза разбегаются, потому что ориентиров нет. Для большинства людей непонятно, что лучше – Chery или Omoda?

Е. Сазонов:

- Вы, как человек, обладающий тайным знанием, скажите, китайца стоит покупать?

М. Кадаков:

- И да, и нет. Потому что ни один китайский автомобиль не едет так, как едет европейский хороший автомобиль, в частности БМВХ1.

Е. Сазонов:

- Да? А мне распевали, что китайцы не хуже стали делать, чем немцы.

М. Кадаков:

- Нет, я говорю про ездовые ощущения. Я понимаю, что все это интересует 10% покупателей, а, может, и 5. Но если человек поездил на БМВ и вкусил этот кайф, как она катится, как она поворачивает… я вот сейчас приехал на Фольксвагене, на Гольфе – и я понял, как он рулится, какой кайф! Я ни от одного китайского автомобиля сейчас этого не получаю. Да, есть некоторые модели опять же как БМВ, но, если мы говорим про массовый сегмент… ну, есть там Geely некоторые… там есть какие-то нотки в характере. Но в целом, конечно, ни один китайский автомобиль так не едет. Почему? Потому что китайцы не ставят задачей вваливать деньги в это. Потому что, чтобы научить автомобиль ехать так, как едет Ауди или БМВ, надо потратить не один год и не два, и не пять, надо потратить огромные средства, а оценят это 10% покупателей. Зачем? Надо вваливать во что? В решетки радиаторов – оно такое, знаете, ты не знаешь, то ли тебе страшно от этого, то ли красиво. Вкладываются в интерьеры – хорошие стали интерьеры, красивые, спору нет. В экраны. То есть, они вкладываются в то, что может оценить каждый человек не то что не поездив, а даже не заведя мотор. Ты зашел в салон – о, тут два экрана больших. А вот соседняя тачка – о, там три экрана! И все.

Е. Сазонов:

- Хорошо, давайте не про избалованных БМВ, давайте про меня – человека, который пока еще ездит на Qashqai. Я абсолютно средний ценовой сегмент, человек, слаще одного экрана не видевший…

М. Кадаков:

- …слаще полноприводного Qashqai… даже моноприводного.

Е. Сазонов:

- Моноприводного.

М. Кадаков:

- Тогда вообще вопросов нет.

Е. Сазонов:

- Вот меня – миллионы! Чего мне брать китайского если?

М. Кадаков:

- Я думаю, что Geely автомобили неплохие. Опять же, даже хорошие, но Тугела тоже денег стоит.

Е. Сазонов:

- Порядка 2,5?

М. Кадаков:

- Тугела больше. А Monjaro так вообще 4, а то и больше. Опять же, у кого покупать и т.д. Coolray неплохой автомобиль, я считаю, да он и сделан неплохо, и более-менее едет нормально. А Haval по-своему хороши, большие вот автомобили Haval. Вот Н9, например, это как бы Лэндкрузер, он такой же увалень, такой же массивный, многим нравится вот эта массивность… когда пандемия наступила, оказалось, что у меня, извините, подпопный автомобиль Н9 и я звоню в компанию и говорю – машину-то вам пригнать? Ой, нет, не надо, мы все на пандемии. И я половину пандемии, несколько месяцев ездил на этом огромном Haval, а-ля Лэндкрузер. И я присиделся к нему и мне он понравился. Потому что реально он прет, я по грязи лазил по такой… там, где уазики ездят. Он прикольный своей мускулистостью, вот этой массивностью. Классно. То есть, многим понравится. А так в основном люди из чего выбирают? Ну, все вот эти недорогие Чери – там Тиго7 и ему подобные, или Haval F7, XF7 и т.д. Просто машины неплохие, можно вполне ездить, городские, в основном переднеприводные, хотя сейчас стали появляться и полноприводные версии. Понимаете, тут все упирается в бюджет.

Е. Сазонов:

- Главный вопрос. То, что с друзьями обсуждаем и опять же самые разные мнения, но ответов нет, поскольку совсем недавно китайцы к нам пришли. Как у них с поломками?

М. Кадаков:

- Давайте посмотрим на Chery Arrizo, например, который у нас продавался в 2012-, 2013-м, в 2014-м. Седанчики были. Вот сейчас открываете какой-нибудь сервис по продаже онлайн и, смотришь, там машины с пробегом продаются – 150 тысяч, 200 тысяч, 250 тысяч, 600-700 тысяч. Я так смотрю – 700 тысяч рублей за машину с пробегом в 180, Chery, 10-летний, и я-то думаю, что я вот сейчас прямо… ну, я просто из интереса, я не собирался покупать, но… Ни фига. Я к чему говорю? Уже тогда были и турбомоторы у них, и ходят они нормально. Понятно, что, наверное, можно найти и разваленную машину. Потому что гнили очень многие китайцы за милую душу – ржавели за 2-3 года, такие модели тоже есть, разные. Я к тому говорю, что есть китайские машины, которые уже даже десятилетние еще живые и ездят. А китайцы что сделали за последние эти 10-15-20 лет, от чего у нас глаза вот такие были!! Они же на чем начали зарабатывать? На барахле. На каких-то ручках, каких-то часах дешевых, на каких-то сумках. Потом они стали зарабатывать на дешевой электроник5е. Потом правительство сказало после всех этих преференций. Которые они имели с выходом на какие-то внешние рынки, на самые дешевые рынки, в том числе, и на Россию тогда, 20 лет назад, правительство им сказало – мы теперь разрешим выпускать или будем давать преференции только тем, кто выпускает хорошую электронику. Короче говоря, а потом пошли дешевые машины, потом пошли получше, и сейчас у них такая масса денег, что они покупают самые лучшие средства производства. У нас беда всего автопрома и не только авто, а всего прома – это средства производства. Что-то есть, что-то было закуплено, что-то было с советских времен неплохим, но в массе своей у нас беда со средствами производства.

Е. Сазонов:

- Но если передо мной будет стоять вопрос – китаец, либо российский автомобиль, мне что выбирать?

М. Кадаков:

- А вы не будете выбирать между китайским и российским автомобилем, потому что ценовая пропасть бешеная. Потому что самая дорогая Веста сейчас стоит миллион семьсот. Ну, наверное, да, может такой вопрос стоять. Мне, условно говоря, чуть-чуть добавить и купить Kaiyi E5 седан или BAICU5 – тоже седан, тоже калининградской сборки, или все-таки не совсем затягивать пояс так, чтобы уже глаза на лоб лезли и все-таки купить Весту? Наверное, да. Но смотрите – китайцы лучше оснащены, китайцы имеют даже систему стабилизации, которой пока нет на Весте, но при этом понятно, что Веста это не кот в мешке. Я сам в последний год езжу на Весте. Мне самому интересно, я должен понимать, на чем большинство людей сейчас будет ездить… Понятно, что Веста со своими огрехами, но она дешевле в эксплуатации, она дешевле в ремонте.

Е. Сазонов:

- Это хороший автомобиль?

М. Кадаков:

- Я за год проехал 50 тысяч. Правда, уже чуть больше года и 55 тысяч. Ничего не ломается. Она ездит, ездит и ездит. Какой-то сверчок появился там – да. Мне не нравится, как настроено – у меня мотор 1.8, механика, мне не нравится, как настроен вот этот момент трогания – вот надо стараться, чтобы плавно тронуться. Если у кого Веста 1.8 – они знают, на первой передаче плавно едешь в пробке, она слегка подергивается, как будто у тебя карбюратор подзасорен, подкашливает. Есть способы, как с этим бороться, есть нюансы. Но если не копаться в этом, в рафинированных вещах, а просто ездить – нормальная машина.

Е. Сазонов:

- То есть, покупай российское.

М. Кадаков:

- На Весту универсал когда смотришь, он же покатый такой, он же такой приземистый, там же нет места. Я складываю задние сиденья и я увожу в этом универсале две 200-литровые бочки на дачу.

Е. Сазонов:

- Я не думаю, что я мог бы в БМВ засунуть их…

М. Кадаков:

- Влезли бы. Но факт в том, что в эту Весту приземистую с покатым задком таким универсалом они тоже влезают. Как бы машина практичная – подвеска хорошая, ездить можно. Если я еду в Питер, в Ярославль или еще куда-то, на платную трассу – едешь нормально. Подвеска длинноходная, для наших дорог прекрасная. Если где-то попадалешь на какие-то буераки, пожалуйста. Кстати, еще можно поспорить – где проедет Кашкай переднеприводный и где проедет Веста. Я думаю, результат будет близким. Но это универсал с названием Кросс, а это кроссовер с передним приводом.

Е. Сазонов:

- Кроме Весты, на какие еще можно обратить внимание наши автомобили?

М. Кадаков:

- А у нас ничего больше нет. Если мы говорим про наш автомобиль… Значит, все, Гранта, две Нивы – и вот весь Автоваз родной, больше пока ничего не выпускается. Ларгус сейчас запустят в августе пробную партию. Такая пробнопрощальная. Значит, на заводе в Тольятти, там, где Ларгусы собирали все эти годы, соберут партию из 635 машин и на этом Тольяттинская история Ларгуса, видимо, заканчивается. Они это производство Ларгуса переносят в Ижевск. Оттуда перетащили Весту, теперь подумали-подумали – давайте мы туда перенесем Ларгус. Все слышали о том, что в Ижевске хотят выпускать электрический Ларгус. То есть, все равно какая-то движуха в том направлении есть, давай туда и обычный бензиновый перенесем. Почему? Потому что три нитки основного конвейера в Тольятти сейчас в ближайшие годы должны быть не просто загружены, а перегружены. То есть, максимально сейчас разгоняют линию, которая выпускает Гранты – и это правильно, народу нужен дешевый автомобиль. Правда, сейчас бы нам сказали – это вы Гранту считаете народной? Знаете, сколько она сейчас стоит? Я знаю. Но дешевле все равно ничего нет, никакого автомобиля. Самый дешевый – 700 тысяч. Который еще надо поискать. А так – 800-850. Но времена изменились, мы сейчас говорим о той ценовой парадигме, в которой существуем. Дешевле новых автомобилей нет. Это самый дешевый. То, что большинству людей даже с зарплатами в 35-40 тысяч это дорого, я понимаю. Но дешевле нового автомобиля нет. Две «Нивы» на соседней линии конвейера.

Е. Сазонов:

- Кстати, от «Нивы» у меня очень хорошие ощущения.

М. Кадаков:

- От трехдверки или от трэвел?

Е. Сазонов:

- От трэвел. Потому что у нас был автопробег год назад на полуостров Рыбачий…

М. Кадаков:

- Классное место, сумасшедшее! На «Нивах» там ездить самое то.

Е. Сазонов:

- Вот мы ехали по автобанам, она, конечно, покашливала… Но как только она пришла в свою стезю – она ни разу не поломалась. Причем, это были не специально нам подогнанные машины, это были обыкновенные машины. И она прошла там, где ходили танки.

М. Кадаков:

- В этом как раз есть важная такая характеристика. Если ты покупаешь машину ездить по буеракам, «Нива» хороша. Но все-таки нужен какой-то симбиоз.

Е. Сазонов:

- Но на трассе она, бедная, аж тряслась…

М. Кадаков:

- Да, у «Нивы» никогда не было мотора, с самого рождения… Сейчас там 87, 1.7 уже мотор, а раньше был 1.6, все равно его не хватает, тяжело. И сейчас они готовят «Ниву-спорт», где будут стоять развернутые продольно поперечные моторы, то есть, моторы с поперечной платформой, вот эти вестовские, грантовские, там будет что-то под сто сил мотор и 120 почти. Вот это будет повеселее. Там трансмиссия тянет, уже более универсальное, но все равно все эти шумы, вибрации никуда не денутся. А дальше что нашего? То есть, мы выделили Весту, Гранту, две Нивы… Да, почему Ларгус перевели? Потому что на конвейере, на нитке, на которой сейчас делают Весту, там же еще должны поставить Искру через год. Искра – это новая машина совсем, которую еще начали делать на платформе Рено. Сейчас Автоваз после ухода Рено как раз занимается тем, чтобы эту машину перевести полностью на наши рельсы, на наши комплектующие. Если они оставят все, как было, я эту машину видел, будете смеяться, за два дня до того, как все поменялось – 22 февраля я смотрел эту машину 2022 года. Это красивая машина, она размером чуть меньше Весты, но больше Гранты. То есть, раньше ее когда-то называли Гранта Нью. Сейчас ей дали имя Лада Искра. Красивая, очень приятная внутри.

Е. Сазонов:

- В чем подвох?

М. Кадаков:

- Ни в чем. В том, что эта машина бы уже появилась, но поскольку теперь Рено ушла и Автоваз остался с этой моделью один на один, вот они сейчас работают над тем, чтобы перевести все на российские комплектующие, на наши моторы и т.д. Через год, в конце 2024-го, они ее поставят на конвейер. Поэтому весь тольяттинский конвейер будет полностью загружен. Именно поэтому Ларгус отправляют в Ижевск. Но пока его нет. Поэтому из нашего-нашего остается только УАЗ. Но это совсем специфическая машина. И дальше начинаются машины почти наши или наши с некоторой натяжкой. Не уходя далеко от Автоваза – в Питере на бывшем заводе «Ниссан» начали собирать Ладу из Кросс5. Мы знаем, что это FAW Bestune T77, кроссовер переднеприводный, размером чуть меньше Спортажа, но крупнее Весты. Наша машина. Бред наш – Лада, но собирается пока крупноузловым методом из китайских машинокомплектов. А это не самое сложное производство. Москвич. Та же история. Электромобили Evolute - та же история. И есть Автотор, с большим уже рядом китайских машин, они ни под каким нашим брендом не выпускают, но метод тот же. Вот сейчас они начинают машины собирать с голого кузова. Голый окрашенный кузов приходит и они начинают всем. Приходится отдельно мотор с коробкой соединять вместе, заправляют… То есть, выбор некий есть.

Е. Сазонов:

- Это хорошо, что мы не свое что-то изобретаем, а берем китайский конструктор и что-то там отверточкой…

М. Кадаков:

- Ну, останови сейчас 100 человек на улице, и 95 (а может быть, и больше) скажут: надо своё. Я готов с этим согласиться, надо свое.

Е. Сазонов:

- Но позже.

М. Кадаков:

- Я сейчас мысль доведу, зайду с неожиданной стороны. Надо свое, но свое мы будем проектировать, во-первых, очень долго. Спроектировать новый автомобиль – это лет 5-6. Огромные инвестиции. А самое главное, неизвестен результат. Потому что мы спроектируем что-то… Если мы сейчас сядем проектировать автомобиль, его невозможно проектировать так, что у тебя просто лист ватмана или на компьютере, и вот ты сидишь. Так не бывает. Ты должен иметь выбор. Ты должен понимать: у тебя есть такие-то моторы (или будут), у тебя есть такая-то электроника (или будет). Как мы обед готовим? Мы приходим в супермаркет, купил муку, мясо и т.д. Ты набираешь ингредиенты. Что ты делаешь сам? Ты можешь сам тесто замесить и т.д. Вот такая аналогия, может быть, дурацкая, но тем не менее. Здесь ты с полки готовой продукции должен набрать комплектующие. «АвтоВАЗ» или кто-то не должен выпускать амортизаторы. Пример, который понятен всем. Должен «АвтоВАЗ» сам выпускать шины? Нет, это шинные заводы. Стекла он должен сам делать? Нет, конечно.

Смотрите, что получается. Если мы сейчас садимся проектировать автомобиль, неважно где, на «АвтоВАЗе», на «УАЗе» или вот в этой студии, и захотим заказать через 5 лет поставку шин на наш автомобиль будущий, у нас будет из ныне действующих заводов примерно 5-6 предложений. Ну, это какой-то выбор – подороже, подешевле, наше российское производство. Хорошо, есть выбор. Если мы захотим амортизаторы, у нас будет выбор примерно из двух поставщиков. Если мы захотим стекла, примерно тоже два поставщика. Если мы захотим подушки безопасности…

Е. Сазонов:

- Мы не производим?

М. Кадаков:

- Ну, было совместное предприятие, которое тоже в Тольятти располагается, но, в общем-то, нашего нет. Если мы захотим систему стабилизации, то сейчас только в Костроме запустили производство АБС китайских, и вот-вот запустят систему стабилизации. Ну, хорошо, один поставщик. А по некоторым позициям, по некоторым электронным блокам, по некоторому сырью нет ни одного. Если мы мысленно перемещаемся в Китай и там начинаем проектировать автомобиль, у тебя по каждой позиции 20 поставщиков, по некоторым позициям 30. Это как два сорта колбасы или 22. То есть ты говоришь: «Вот по такой цене? Да мне твои амортизаторы… У меня тут очередь из 19 амортизаторщиков, я выберу». То есть ты можешь выбирать.

Возвращаясь к китайским автомобилям на нашем рынке. Иногда возникают проблемы с обслуживанием машин, потому что у китайцев все плохо с каталогизацией запчастей. Иногда невозможно найти на машину запчасть. Вот так, как у немцев, - номер, VIN. Приходит, а запчасть не подходит. Мне люди рассказывают, что запчасть пришла, подошла, встала на место с третьего раза. Потому что эти поставщики, эта вакханалия (в хорошем смысле слова)… Тебя не устраивал поставщик, он разорился, еще что-то – да плевать, у меня тут еще 19 стоит, я у этого буду покупать. Понятно, что есть присоединительные размеры, есть документация. Но и машины постепенно меняются, поставщики меняются, то есть может что-то не подходить. Они успевают каталогизацию полную проводить.

Е. Сазонов:

- У нас когда это будет, выбор из 20?

М. Кадаков:

- В этом проблема. Кстати, получаются забавные вещи. «Лада Х-Кросс 5», которую выпускают на заводе Nissan, о котором я сказал. FAW Bestune T77 продается у нас года 1,5-2. Если ты сейчас приезжаешь с этой машиной на станцию, у тебя что-то серьезное сломалось, на фирменных станциях полной русскоязычной документации на машину нет. Весь наш рынок в этом. А «Лада» сейчас, «АвтоВАЗ», этим занимается. Она сейчас начинает выпускать «Х-Кросс 5», который, по сути, FAW T77 с эмблемой «Лада»…

Е. Сазонов:

- И решается проблема запчастей.

М. Кадаков:

- На эту машину вся полностью технологическая, техническая документация на русском языке будет. И человек, который имеет родной «FAW T77», он в принципе сможет приехать на станцию «Лада» фирменную и обслужить там свою машину, потому что у них будет всё – технологические карты, запчасти и т.д. То есть насколько шиворот-навыворот сейчас все происходит.

Е. Сазонов:

- Ну, отчаянные времена.

М. Кадаков:

- Да. Возвращаюсь к вопросу. Конечно, надо все свое. Но я обещал зайти с неожиданной стороны. «Жигули»…

Е. Сазонов:

- Я понял, куда вы клоните. «Жигули» - это у нас «Фиат», по-моему?

М. Кадаков:

- «Фиат-124».

Е. Сазонов:

- Тогда купили завод и…

М. Кадаков:

- Фактически купили завод.

Е. Сазонов:

- И модель.

М. Кадаков:

- Возвращаюсь, кстати, к средствам производства. Мы разрыли котлован, построили стены, а итальянцы начинили весь «АвтоВАЗ» импортным оборудованием.

Е. Сазонов:

- Причем самым современным на тот момент.

М. Кадаков:

- И не только итальянским. И немецким, и американским. Это была целая, как сейчас модно говорить, спецоперация. Надо было привезти все это, поставить, доставить. И это хорошо. Потому что мы стали выпускать современный, хороший автомобиль.

Е. Сазонов:

- А потом уже на него придумывали…

М. Кадаков:

- С нашей эмблемой. Да, это не совсем «Фиат-124», поскольку его модернизировали под нас. Потому что когда мы сказали: ой, тут надо подвеску переделать, тут надо усилить, - итальянцы смотрят на наших и говорят (это был конец 60-х): «Слушайте, а вы дороги строить вообще не собираетесь?» То есть под наше ТЗ они переделали подвеску, усилили кузов, переделали двигатель на верхнеклапанный. И через какое-то время мы уже не задавались вопросом, никто не говорил: ты знаешь, это не советская машина, это итальянская машина. Все как-то привыкли. Потому появились другие модификации, «трешка». Да, она перекликается с Fiat «Speciale», но неважно, потом «шестерка». А уж когда «Нива» появилась – всё, это абсолютно наш завод, наши люди делают и т.д.

Потому что еще и степень локализации была сумасшедшая. Ну, по мизеру мы что-то получали из соцстран, некоторую оптику из Венгрии, Югославии, но на 99% все было локализовано. Итальянцы же тоже хитрые. На самом деле мы, во-первых, спасли «Фиат» этим огромным заказом от разорения, он был на грани. А во-вторых, на самом деле нам продали вчерашний день. Я не в смысле машины, хотя она тоже была уже устаревшая, заднеприводная, а вся Европа пошла на передний привод. Для нашей страны задний привод был нормальный, потому что у нас не было ни эксплуатационных жидкостей нормальных, ничего. Они продали нам завод полного цикла, когда в Европе и в Америке уже поняли, что это отживающая схема. Потому что (возвращаемся к комплектующим) сиденья должен делать поставщик сидений, который руку на этом набил, который делает сиденья и такие, и сякие, и вот эти, условно и на «БМВ», и на «Мерседесы», и еще куда-то. Или амортизаторы, или еще что-то. А «АвтоВАЗ» практически все делал сам. В этом плюс и в этом большой минус. Потому что вот эта классика советских фильмов 70-80-х годов – завод и смежник. И вот они с этим смежником бодаются: вы нам поставили, недопоставили, вот брак. А куда ты денешься? У тебя один смежник, который работает только на тебя, а ты можешь купить только у него. Вот Китай от этого ушел. Как бы нам от этого уйти? И будет нам счастье.

Е. Сазонов:

- Все говорят: будущее уже стучится в дверь. Электроавтомобили – это пока все-таки развлекуха, или уже пора присматриваться и покупать?

М. Кадаков:

- Тут история известная - Love Or Hate. То есть любить или ненавидеть. У нас либо адепты электромобилей: вы ничего не понимаете, это будущее. Либо, наоборот, хейтеры, которые говорят: ребята, какие электромобили у нас в России, и зачем? Здесь тоже нет четкого единого такого не то чтобы мнения, а понимания, нужны ли они нам. Я считаю, что нам нужно всё. Нам нужны бензиновые машины, нам нужны дизельные машины, нам нужны битопливные, газовые. У нас газа в стране столько, что мы на газу можем ездить лет 50, а вообще-то, я думаю, лет 70 или 75. И это на газе, который легко добывается.

Е. Сазонов:

- И это дешевле.

М. Кадаков:

- У нас его навалом. И электромобили нам тоже нужны. Потому что мы не знаем, как оно все выстрелит завтра, послезавтра, какие технологии будут. Сейчас все говорят: вот запас хода, вот батареи… Вот-вот на пороге твердотельные батареи, там все будет гораздо лучше. Но проблема с электромобилями для нас, она не в запасе хода, хотя запас хода важен, безусловно. Проблема не в зарядных станциях, хотя они тоже нужны.

Е. Сазонов:

- А в чем? Мне казалось всегда, что в поиске розетки главная проблема.

М. Кадаков:

- Мы можем вернуться к розеткам, но я хочу к главному подвести. Адепты говорят: «Знаешь, старик, ты будешь экономить на топливе, потому что электричество дешевле». В общем, да, я согласен. «Ты знаешь, старик, ты будешь экономить на обслуживании». И это так. Потому что ты все равно будешь приезжать на СТО, тебя дилер заставит, все равно надо посмотреть состояние колодок, хотя они меньше изнашиваются, подвески, фары. Ну, проверить машину. Но там нет масла, не надо менять фильтры и т.д. Дешевле, согласен.

А потом мне говорят: «Старик, ты понимаешь, еще есть налоговые преференции». У нас регионы могут устанавливать льготы. И в некоторых регионах есть льготы для электромобиля, нулевой транспортный налог. А еще, допустим, бесплатная парковка. Вот тебе кайф-то, рай на земле. Все правильно, кроме одной вещи – цены. Я уже в ответ говорю: «Знаешь что, старик, чтобы вот так потихонечку экономить на транспортном налоге и т.д., мне надо сейчас за электромобиль отвалить вот столько денег». Потому что электромобиль в среднем на 30-50% дороже, чем точно такая же машина, такого же размера, бензиновая. А у людей денег нет на бензиновый автомобиль. У нас сейчас опять поперли все в кредит, кредитные продажи растут. Уже пошли автомобильные кредиты на 7 лет. И тут мы говорим человеку: подожди покупать бензиновую машину, ты купи электромобиль, который всего лишь на 40% дороже. То есть ты погоди покупать бензиновую машину за 2 миллиона, ты купи электрическую за 3. И потом будешь постепенно экономить. Люди на нас смотрят и говорят: вы чего, у меня и на бензиновую машину нет денег.

Е. Сазонов:

- Хорошо, если я найду вдруг деньги, наследство получу, и будет стоять вопрос – бензиновый или электрический…

М. Кадаков:

- А если наследство, тогда покупаешь то, что хочешь. Потому что у нас с электромобилями два сегмента – либо покупают бэушки… Покупали, пока Япония не перекрыла нам этот кислород. Это одна история. Либо покупали дорогие электромобили. Когда у тебя есть уже, допустим, «БМВ», «Мерседес», и ты думаешь: а вот бы еще «Теслу» или Volkswagen ID.6, например. Я знаю чиновников из крупных корпораций, которые говорят: «Я купил себе ID.6». Я говорю: «Круто, молодец. Ну, и как?» - «Вообще отлично. Экономлю». Представляешь, сколько миллионов ID.6 сейчас стоит?

Е. Сазонов:

- Не знаю.

М. Кадаков:

- Я подумал, что тоже не отказался бы так экономить, было бы здорово. А между этими бэушками, которые действительно стоили до последнего времени более-менее адекватные деньги, и многие эти Nissan LEAF любили, есть адепты действительно. И я не про Москву говорю. В Иркутске огромное количество этих LEAF. В Иркутской области до последнего момента было до 10% всех электромобилей страны сосредоточено.

Е. Сазонов:

- Это из-за дешевой электроэнергии?

М. Кадаков:

- Там дешевая электроэнергия и там плохая газификация. Там 1 р. 30 коп. киловатт стоит, то есть примерно раз в пять дешевле… Так вот, между этими бэушными LEAF и вот этими «Теслами», ID.6, «БМВ» и «Ягуарами» дыра, в которой почти ничего нет. И в эту дыру попадают либо самые недорогие «Эволюты», либо «Москвич 3е» (который тоже недавно подорожал), но все равно эти машины для обычного человека вряд ли доступны, потому что они стоят 3,5 миллиона.

Е. Сазонов:

- А если говорить не о стоимости, а об обслуживании?

М. Кадаков:

- Если человеку дали денег, тогда хорошо.

Е. Сазонов:

- Я буду себя чувствовать каким-то ущербным и бегать, искать розетку по Москве?

М. Кадаков:

- Смотря где. Я, например, могу заряжать электромобиль в своем загородном доме. У меня нет зарядки. Правда, у меня три фазы, там быстрее получается. Все думают: сколько часов? Необязательно машину разряжать в ноль, а потом заряжать до 100%. Ты приехал, у тебя 40% заряда. Воткнул в розетку, и он у тебя стоит.

Е. Сазонов:

- Ну, как айфон.

М. Кадаков:

- Да, как айфон. У меня телефон все время на зарядке. И здесь ровно то же самое. Говорят: а вот, циклы зарядки и разрядки… Современный электромобиль в состоянии выдержать столько же циклов зарядки и разрядки, сколько тот же айфон.

Е. Сазонов:

- У нас объявили массовую пересадку чиновников на отечественные автомобили. Удастся это?

М. Кадаков:

- Во-первых, если бы они хотели по-настоящему, они бы давно пересели, а не занимались бы вот этими заявлениями. Во-вторых, на что пересаживать? У нас нет автомобиля среднего класса, если мы хотим чиновников какого-то более-менее среднего уровня посадить на какие-то другие автомобили. Сейчас все скажут: а почему это мы должны им какие-то дорогие машины покупать, пусть на «Грантах» ездят. Такой подход тоже может быть. Но в моем понимании все-таки, условно говоря, замминистра или руководитель области, наверное, должен ездить не на «Гранте» все-таки, а на каком-то приличном автомобиле. У нас его нет. У нас есть Aurus, но у нас пупок развяжется всех на Aurus пересаживать. Чтобы пересадить только Госдуму (недавно коллеги подсчитали), депутатов вместе с помощниками, там 2800 человек. Никакой бюджет не выдержит.

Что делать? Либо мы выбираем очередной китайский автомобиль и называем его «Волгой», или «Победой», или «Чайкой», как угодно (это, опять же, не наша машина). Либо волевым методом пересаживаем всех на Vesta. Либо «АвтоВАЗ» запускает Aura, эту длинную Vesta. По запасу пространства для ног я там сижу прекрасно сзади, но мы понимаем все равно, что уровень автомобиля – это не только запас пространства сзади, это бренд, это престиж, эргономика, шумоизоляция, какое-то оснащение.

Знаешь, в чем еще дело? Можно им запретить покупать машину. Вопрос – как их заставить на этих машинах ездить? Запретить покупать иномарки, покупать вот эти Vesta, а как ездить заставить? Ведь они все люди небедные. Человек просто имеет право. Он просто пересядет на свой «Мерседес», или на свою Camry, или на свой Land Cruiser и будет ездить. «Госмашина есть?» - «Есть, вот стоит на парковке. Езжу на своей».

Если мы хотим, чтобы они ездили на наших автомобилях, тогда должен быть какой-то указ президента или распоряжение премьер-министра – госслужащие в рабочее время должны ездить только на рабочем автомобиле (на российском).

Е. Сазонов:

- Lada Granta.

М. Кадаков:

- Ну, на российском. Вот тогда – да. От этого автопром не изменится, это заблуждение.

Е. Сазонов:

- То есть возрождения резкого не будет?

М. Кадаков:

- Ну что, Соколову, главе «АвтоВАЗа», будут все звонить: «Что ты нам такую машину сделал?» - тут же он побежит и сделает хорошую? Нет. Нужны средства производства. Возвращаемся к тому, с чего начали, - средства производства, компоненты, компонентные базы и т.д. Ну, какое-то давление будет оказано.

Е. Сазонов:

- Что, нам надо купить какой-нибудь китайский завод под ноль?

М. Кадаков:

- Нам надо много чего. Не завод, а заводы, линии производства. Что-то у нас есть. Не все так плохо, у нас много чего есть, но много чего не хватает. Вот этим надо заниматься, и, конечно, при поддержке государства. Потенциал есть, люди у нас умные. На самом деле мы много чего можем сделать.

Е. Сазонов:

- На этой оптимистической ноте мы заканчиваем нашу программу «Диалоги». У микрофона был Евгений Сазонов. А в гостях у меня был Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».

М. Кадаков:

- Спасибо.