Как люди могут повлиять на создание комфортной городской среды

Рассказываем, для чего нужен национальный проект «Жилье и городская среда» и как он работает на практике

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья, дорогие слушатели и зрители нашей программы на канале Ютуб.

И. Осадчая:

- Это вновь «Женские истории», и мы ведущие программы – Ирина Осадчая

А. Сулхаева:

Анжелика Сулхаева. Компанию нам сегодня составят Юлия Талалайкина, заместитель директора департамента стратегических проектов в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

И. Осадчая:

- И Евгения Муринец, генеральный директор института градостроительной политики.

А. Сулхаева:

- Жилье и городская среда, да, хорошо. Забота о доме, забота об уюте в нашей стране, как это принято, традиционно это ответственность женщины. Мы решили пойти дальше и обсудить в нашей женской компании, но не менее экспертной от этого, национальный проект «Жилье и городская среда». Мы хотим, чтобы наши семьи, безусловно, жили в комфорте, в уюте, не только в квартире, но и в доме. И чтобы вся инфраструктура вокруг наших жилищ тоже была красивой, комфортной и благоустроенной, безопасной и с заботой о людях.

И. Осадчая:

- И поэтому мы сегодня будем говорить о нацпроекте «Жилье и городская среда» и затронем вопросы как раз создания комфортной городской среды.

А. Сулхаева:

- И в том числе, помимо этого, коснемся еще и чистой воды. Как одно, собственно, связано с другим и почему это все относится именно к национальному проекту «Жилье и городская среда», нам как раз и расскажут наши прекрасные гостьи. Здравствуйте, дорогие.

Расскажите, пожалуйста, почему действительно вот в пяти направлениях проекта, в том числе, и «Чистая вода», я, если честно, думала, что это больше подходит как-то к проекту «Экология». Но вот – «Жилье и комфортная среда».

Ю. Талалайкина:

- Изначально это и было в национальном проекте «Экология», этот проект. В итоге он оказался в нашем проекте, так как у нас жилищно-коммунальное хозяйство это сфера ведения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, плюс индекс качества городской среды, которую мы рассчитываем для каждого города, включает в себя, в том числе, показатель качества чистой воды, потому что невозможно наслаждаться красотами вокруг дома, не имея элементарно чистой воды для потребления каждый день.

А. Сулхаева:

- Все взаимосвязано.

Ю. Талалайкина:

- Все взаимосвязано, да.

И. Осадчая:

- Мы все, без исключения, говорим о том, что хотим жить в благоустроенных и комфортных городах и селах, и это очень масштабный вопрос, потому что страна у нас огромная, много климатических зон, люди разные. Это учитывается в формировании городской среды сегодня на уровне государства?

Ю. Талалайкина:

- На самом деле, с 2017 года со стороны государства оказывается невероятная поддержка именно формированию комфортной городской среды. Что это значит? Это значит о том, что федерация выделяет огромные средства на мероприятия по благоустройству общественных и дворовых пространств. На самом деле, в этом году нам 5 лет, реализации проекта, и, подводя некоторые итоги, мы можем говорить о том, что более 64 тысяч дворовых пространств на сегодняшний момент благоустроено, порядка 25 тысяч общественных пространств. В этом году еще в стадии реализации более 3 тысяч дворовых территорий и порядка 5 тысяч общественных пространств. Средств выделяется достаточно много, то есть, два мероприятия, которые в рамках комфортной городской среды реализуются, это и программные мероприятия, и благоустройство проектов больших комплексных в малых городах и исторических поселениях – это в рамках конкурсных, конкурсного отбора. И на сегодня мы можем отметить по оценкам независимых экспертов, удовлетворенность граждан комфортной городской средой выросла с 2019 года на 10%. В 2019-м, по сравнению с 2017-м, было 50% удовлетворенных граждан. На сегодня, по итогам 2021 года, количество удовлетворенных составляет 62%. И мы этим гордимся, мы понимаем, что не зря федеральные средства выделяются, настроение у граждан повышается и удовлетворенность их окружающей средой так же растет.

А. Сулхаева:

- А какими инструментами, собственно, замерялся этот уровень удовлетворенности граждан?

Ю. Талалайкина:

- Это были социологические опросы, которые проводили независимые органы. Эта информация предоставляется нам в Минстрой, мы ею оперативно владеем и можем сегодня оперировать и говорить достаточно уверенно, потому что это такие источники, которым можно доверять.

А. Сулхаева:

- А какие факторы вообще учитываются в уровне комфорта городской среды, на что обращают внимание в первую очередь, и какие цели есть в нацпроекте, вот как будет выражаться в каких-то конкретных, может быть, критериях или результатах уровень максимального улучшения комфортной городской среды?

Ю. Талалайкина:

- Ну, на самом деле качество городской среды – это не только общественное пространство, не только качество его благоустройства, но и вообще все, что мы видим вокруг – это не только видим, но и пользуемся. Это и пешеходная доступность транспортных средств, пешеходная доступность социальной инфраструктуры, это наличие аварийных домов, участие жителей тоже в решении вопросов. То есть, разнообразие услуг на зеленых насаждениях. То есть, масса показателей – освещенность тоже. Это такой достаточно многогранный показатель и на самом деле мы все это попытались учесть в индексе качества городской среды, которую мы посчитали по итогам 2018 года впервые в 2019 году и он составил 23,5%. Вот как раз индекс качества – это такой достаточно большой, комплексный показатель, который состоит из 36 индикаторов, каждый из которых еще имеет ряд подиндикаторов и оценивает там и уровень доступности инвалидов, и уровень озеленения территории, и пешеходную доступность, и транспортное обеспечение. То есть, очень большой многогранный показатель, который реально позволяет понять, оценить, насколько комфортно в этом городе проживать. Не только с точки зрения там видимого визуального эффекта, но вы когда выходите, вам тоже необходимо сесть и быстро доехать до какого-то определенного места, либо быстро дойти до поликлиники ли до детского сада, или до школы. Кстати, наши показатель включает еще и обеспеченность детскими садами. И есть еще экономические показатели в нашем индексе. Доля населения, занятого в непроизводственном секторе экономики. Поэтому он такой показатель, который на сегодняшний день является таким реальным инструментом для органов местного самоуправления для принятия тех или иных управленческих решений.

Е. Муринец:

- Я бы еще здесь добавила, что вот со многими общаешься когда и называешь цифры по показателю, они говорят – ну, это все цифры, которые там регионы рисуют и отправляют в министерство, а министерство делает какие-то выводы, а вот что в реальности? В реальности-то какая ситуация? Вот я, как человек, который очень много путешествую и езжу в силу своей рабочей специфики, вот буквально вчера из Астрахани вернулась, и это у меня каждую неделю, и не один город, и вот я что вижу и как архитектор для меня это очень большое удовлетворение, что вот эти пространства, которые благоустраиваются, они становятся таким центром общественной жизни района. То есть, для меня, как для человека, у которого основная жизненная и профессиональная цель – это сделать хорошими, красивыми все города в нашей стране, вот это показатель того, что обустроенный парк, в котором гуляют мамы с детьми, молодежь там тусит, даже вот просто люди, которые идут с работы домой, они теперь идут через парк, потому что им нравится проходить через какое-то комфортное и приятное пространство. Для меня вот это наиболее явный показатель. И я, как человек, не работающий в Минстрое, но очень сильно болею за этот проект, и нацпроект, и эту программу, потому что для меня это наиболее визуально ощутимая программа. То есть, приезжая в любой город, я сразу вижу, где вот эта программа есть. Я сразу прошу своих коллег архитекторов или если это органы власти, сразу – покажите мне эти пространства, если они есть. И они везут показывают, там всегда много людей. И это не статисты. Это люди, которые пользуются вот этим пространством. И самое главное то, что я вижу это ощущение у людей и вот это в глазах это спокойствие, да. То есть, обычно унылость или, наоборот, какая-то тревога, да, а вот когда человек попадает в такое пространство, ты видишь, что ему спокойно и комфортно. То есть, в общем-то это, наверное, какие-то основные показатели так называемого счастья, которое формируется именно вот той средой комфортной, в которой он живет. Поэтому я за эту программу и считаю, что индекс, который сейчас сформирован, которым пользуются, он во многом объективен. Безусловно. Всегда есть о чем поспорить, но все, что делают люди, и профессионалы, у человечества всегда есть свои плюсы и минусы, но он во многом объективен и поэтому я бы вот всем, кто даже не завязан на архитектуре, на градостроительстве, советовала бы смотреть этот индекс и как-то понимать, что можно улучшать. То есть, в каком формате его город живет и работает и что можно было бы предложить, в том числе, и жителям.

И. Осадчая:

- Евгения, вот вы говорите о профессионалах и о профессиональном взгляде – вы приезжаете в город и вы видите, что можно благоустроить и улучшить, да. Но здесь ведь тоже очень важна обратная связь от людей, которые пользуются этим на ежедневной основе и, наверное, у них тоже есть свой взгляд на то, что наиболее востребовано. Условно, благоустроить ли нам заброшенный сквер и сделать из него детскую площадку, или обустроить набережную, чтобы она была более привлекательна, в том числе, для туристов, да, которые бы приехали в эту уникальную деревню, поселок и т.д. Вот учитывается ли мнение людей и каким образом?

Е. Муринец:

- На самом деле, мы возвращаемся к целям национального проекта и это одна из целей, поставленных перед нами президентом – учитывать мнение граждан при реализации проектов формирования комфортной городской среды. И к 2024 году мы должны достичь 30-процентной вовлеченности граждан в решение вопросов развития городской среды.

И. Осадчая:

- А что это значит?

Е. Муринец:

- Это значит, что практически каждый третий человек должен сказать, где он хочет, что он хочет и как он хочет.

А. Сулхаева:

- А как именно они смогут это сделать, мы узнаем после перерыва.

- И снова здравствуйте, дорогие друзья, в студии программа «Женские истории» на радио «Комсомольская правда» и мы, ее ведущие – Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая, и я напомню, что у нас в гостях Юлия Талалайкина, заместитель директора департамента стратегических проектов в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Евгения Муринец, генеральный директор института градостроительной политики. И, как вы поняли уже, мы говорим о комфортной городской среде. И сразу следующий вопрос. Мы закончили свой предыдущий блок на том, что важно получать обратное мнение от горожан, а вот, собственно, каким образом, какие есть практики вовлечения жителей, которые вы используете в своей работе и о которых можете рассказать?

Е. Муринец:

- Вот есть так называемые мастер-планы, может быть, вы слышали или нет, - это планы комплексного развития территорий. Неважно какой. Может быть, это район, может, это город, может, это агломерация или целая область. И в рамках мастер-планов вовлечение жителей проходит прямо на каждом этапе. Начинается все с информирования о том, что будет такой проект, все должны знать о том, что он будет. Потом начинаются соцопросы, они проходят в онлайн и офлайн-формате. Обязательно. Потому что не все пользуются компьютерами и телефонами, кому-то хочется куда-то прийти, например, там в городскую управу или администрацию, там заполнить анкету, высказать свое мнение. И проводятся воркшопы с жителями – это очень важно. То есть, не просто опросы, анкеты, но когда приглашаются жители, все желающие, да, то есть, это идет рассылка по общественным организациям, идет везде, что вот будет такой-то воркшоп, приходите все желающие. Исходя из того, сколько регистрируется, обозначается точное помещение, в котором все могли бы поместиться. Как правило, это какое-то количество столов, за которыми люди садятся, там все есть – вода, там иногда чай-кофе, если побогаче город или поселение. И за этими столами раскладываются карты, на этих картах люди вместе с экспертами, да, архитекторами, благоустроителями, чиновниками, которые обязаны потом это все реализовывать, начинают рисовать, где что удобно. То есть, например, их спрашивает архитектор – вот как вам удобнее было бы пройти вот из этого места в это, да? И вот там, не знаю, например, пенсионер говорит – вот мне удобнее по прямой и чтобы ровно было, чтобы не было никаких скачков, ничего. Вот можно вот так? Рядом мама, у которой есть маленький ребенок, говорит – а вот нам еще бы прогуляться бы, чтобы было, да. И вот таким образом наслаиваются пожелания на эти карты, да.

А. Сулхаева:

- Я сейчас представила дикий балаган, когда лебедь, рак и щука кричат с пеной у рта – нет, тут дорожка должна быть, нет, вот так пойдем.

Е. Муринец:

- И они должны научиться с собой договариваться, это тоже очень важно. То есть, дать им возможность сесть за один стол и чтобы они проговорили сами. Не ты против всех, а ты со всеми, да, и ты со всеми обсуждаешь, да. Если кто-то говорит вот так, а ты, как архитектор, понимаешь, что это невозможно, ну, потому что там линии электропередач проходят или там какая-нибудь газовая труба и она низко проходит – там не надо проходить… ну, я прямо такие базовые истории говорю. Ты им подсказываешь, да, и таким образом жители фактически формируют техническое задание для проекта. Дальше делается этот проект, концепция, и она снова выносится на обсуждение. Она может вывешиваться где-то – ты собираешь мнение, да у нас иногда несколько тысяч мнений. Вот сейчас у нас по Ульяновску проект есть, по развитию ульяновской агломерации, уже больше 5000 анкет собрано за две недели с небольшим.

А. Сулхаева:

- Ну, прямо человекоцентричный подход в действии.

Е. Муринец:

- Есть такие проекты, где так все. Пока я бы не сказала, что это мегасистемно, что везде, но мы всячески к этому стремимся. Вот проекты, в которых участвует наша команда, в которых я участвую, везде мы на каждом этапе. Есть вот очень хороший стандарт вовлечения жителей в развитие городской среды, который разработан Минстроем России совместно с АСИ и там вот это все прописано поэтапно. И как раз вот прямо вплоть даже до того, когда введено уже в эксплуатацию это пространство, люди продолжают следить за тем, чтобы оно правильно эксплуатировалось, чтобы там полив работал. Сломалась скамейка – пожалуйста, на сайт вот этого проекта сообщите и администрация быстро примет решение по замене. То есть, вот это вовлечение оно идет на каждом этапе. Ну и потом практическая история. Администрации за всем не уследить, да. А тут есть жители, который каждый заинтересован в том, чтобы около его дома было все комфортно благоустроено и он сообщает, и это помогает администрации быстрое решение принимать.

И. Осадчая:

- Евгения, скажите, а есть какая-то региональная специфика, условно мы понимаем, что запросы у людей в зависимости от того, какой это регион, разнятся. В южных регионах может быть свой запрос на комфортную среду. Вот вы как-то эти нюансы отслеживаете? Есть какие-то примеры.

Е. Муринец:

- Есть, есть, да, есть запросы. Вот у меня сейчас актуальный проект в Астраханской области и, как вы понимаете, в Астрахани очень мало озеленения, мало деревьев и трава очень быстро жухнет. Две недели буквально, если ее не поливать – и все, это надо срезать, стелить новый газон или сеять, и везде у жителей запрос, вот мы когда делали мастер-план, мы формировали техническое задание, у жителей повальный был запрос – сделайте нам, пожалуйста, зеленое благоустроенное пространство, сделайте нам больше теневых зон. Потому что 300 солнечных дней в году – нужны тени. Нужны либо какие-то пергалы, навесы теневые, да. Либо нужны раскидистые деревья и желательно крупномеры. Не 10 лет ждать, вот саженец привез, а чтобы сразу, да. Это, конечно, дороже, но жители более удовлетворены именно такой историей. Тем более, что Астраханская область – это единственная область в стране с четвертой климатической зоной и зона пустынь и полупустынь. Поэтому там это наиболее актуальная история. Соседняя Калмыкия – то же самое. Южная часть, Элиста, тоже очень опустыненная и там у них тоже вот этот основной запрос. Да, безусловно, есть.

А. Сулхаева:

- Как я понимаю, у людей есть возможность голосовать онлайн за то, какие города, какие объекты будут и каким образом благоустроены, вот расскажите, пожалуйста, где, на каком портале, какие города могут голосовать и какими способами. Вопрос к вам, Юлия.

Ю. Талалайкина:

- На самом деле вот уже Евгения сказала по поводу стандарта вовлечения. Он на самом деле работает у нас с 2017 года. Мы его усовершенствовали в прошлом году, с учетом того, что пандемия показала, что необходимо какие-то другие механизмы развивать. Мы в этот стандарт добавили онлайн-голосование и мы пошли дальше – мы разработали единую платформу для голосования на которой могут голосование организовывать все муниципальные образования нашей страны. И называется она загородсреда.ру

На самом деле мы, начиная с прошлого года, провели два голосования. В прошлом году и в этом году. В одно и то же время оно проходило. В прошлом году в голосовании приняло участие 9 миллионов 700 тысяч человек. А в этом году на целый миллион жителей приняло участие больше. Соответственно, видно этот интерес, который проявляют жители к выбору того или иного пространства, которое будет благоустроено. На самом деле вот мы даже на работе девочки – а ты голосовала? А я вот голосовала, но не прошел. То есть, это реально интересный проект и реально следить за результатами его. И вот на сегодняшний день мы можем сказать, что в прошлом году из 5,5 тысяч объектов, которые были выставлены на голосование, 2466 было отобрано в качестве победителей и из них сегодня в реализации 2370 примерно. Почти все в этом году реализуются. Вот тоже около 80 уже завершены. Поэтому можно реально посмотреть, как влияет выбор каждого на результат.

И. Осадчая:

- А как изначальный список формируется, который выносится на голосование?

Ю. Талалайкина:

- Изначально он может формироваться разными путями. То есть, это может быть предложения муниципальных образований, а может муниципальное образование предложить жителям самим подать заявку на то, что они хотят, чтобы было благоустроено. Ну, соответственно, из большинства заявленных объектов уже выбирать и предлагать к голосованию на общее голосование.

Е. Муринец:

- Я бы одно предложение еще добавила. Что у нас в принципе Россия – это страна малых городов, то есть. Из 1100 больше 900 – это малые города. И в каждом городе люди уже давно знают, какие пространства им нужно благоустроить. Там не то чтобы – ой, какое бы из 20! Ой, сделайте нам площадь Ленина, пожалуйста, ну, главная площадь у нас, в конце концов, мы все ходим там. Половина жителей города ходит через эту площадь – сделайте нам ее, пожалуйста. А у нас набережная красивая вдоль Волги, сделайте нам набережную, у нас город с набережной смотрится. Люди, как правило, знают, поэтому как раз выставляют на голосование – это, скорее, даже не выбор победителя, а выбор приоритетного проекта, потому что остальные просто потом могут в следующем году так же стать победителями и тоже быть благоустроенными.

А. Сулхаева:

- А какие регионы самые активные?

Ю. Талалайкина:

- Вы знаете, очень сложно их сравнивать, потому что у нас регионы разные по численности. Если, например, взять Московскую область, ее нельзя сравнивать там с Алтайским краем. Это в десятки раз меньший субъект, поэтому говоря… поэтому я в этом году решила посмотреть, взяла коэффициент вывела. И в соответствии с этим коэффициентом у меня получилось, что самыми активными у нас были Ставропольский край, Свердловская область, Челябинская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский, по-моему…

А. Сулхаева:

- Ничего себе, как распространена система…

Ю. Талалайкина:

- Да. Свердловская область точно. Свердловская вообще показывает очень такую активную жизненную позицию горожан. Всегда. Причем, это либо негатив, либо позитив, у них всегда самая активная позиция. Поэтому они набрали и самое большое количество голосов за конкретный проект, но вот я ж говорю, я не сторонница сравнивать количество голосов за конкретный проект, потому что разная численность зрителей в конкретном городе, и тем более в субъекте. .

И. Осадчая:

- Мы рассказывали о том, что каждый из россиян имеет возможность выбрать те объекты благоустройства, которые будут в его городе развиваться и, в том числе, влиять на то, какая архитектурная концепция будет одобрена, как и когда это будет реализовано, и вот хотелось здесь подробнее спросить все-таки по итогам голосования, которое у нас состоялось этой весной – какие топовые объекты, какие самые востребованные объекты были в целом по России рассмотрены людьми?

А. Сулхаева:

- Чего чаще желают люди?

И. Осадчая:

- Что хотят женщины и мужчины?

Ю. Талалайкина:

- Вы знаете, проекты на самом деле абсолютно разные. Очень много парков. И в последнее время мы видим очень большой запрос на прибрежные зоны. Очень большой. То есть, люди хотят отдыха, хотят комфортного пребывания на природе и в рамках конкурсных проектов мы это видим, и так же мы это же увидели в рамках Всероссийского голосования, в рамках формирования комфортной городской среды, реализации этих программ, тоже очень большой запрос на прибрежные зоны.

Е. Муринец:

- Ну, у нас вообще способ семейного отдыха – это море и все виды морезаменителей. Водоемы, озера и так далее. Поэтому да, логично, что возникают здесь набережные.

А. Сулхаева:

- А вот после первого голосования, я так понимаю, оно было в 2021 году завершено, что дальше происходило с этими объектами? Они стали, они легли в самый ближайший план развития? Как это произошло?

Ю. Талалайкина:

- Как я уже говорила, из 5,5 тысяч объектов, которые были выставлены на голосование, 2466 объектов признаны победителями, из которых 2372 в этом году уже в реализации. И вот на сегодняшний момент 78 объектов уже завершено.

А. Сулхаева:

- То есть, это такой прямой путь…

Ю. Талалайкина:

- Это прямой путь к благоустройству конкретной территории, которая нужна жителям…

А. Сулхаева:

- Вот, жители, будьте активны!

Ю. Талалайкина:

- Да.

Е. Муринец:

- Я бы вот что еще добавила. Иногда проект очень большой, например, но хочется жителям длинную набережную вдоль всего города, да. Но денег хватает только на часть, из тех, которые выделяются в рамках нацпроекта на эту историю. Тогда дробится на несколько очередей и, например, выставляется каждый раз на голосование и, если жителям, например, понравилось, как в прошлом году сделали вот этот кусочек набережной, они хотят продолжения, они просто снова могут выбрать вот этот участок и набережная будет вот так потихоньку, в течение двух или трех лет благоустраиваться. Такое, кстати, достаточно часто встречается.

И. Осадчая:

- То есть, шанс у города возникает не единожды и это можно завершить?

Е. Муринец:

- Конечно. Это каждый год с обязательством у чиновников у городских реализовать - вот в этом году выбрали, в следующем вы обязаны реализовать. То есть, чиновники перед жителями обязаны это сделать в срок до конца года.

И. Осадчая:

- Юля говорила о том, что в этом году проект масштабный голосования был поддержан и в средствах массовой информации, и мы говорим о том, что у нас на миллион больше людей проголосовало, как вам кажется, что можно еще сделать, для того, чтобы люди большее активно были вовлечены в сам процесс выбора, в голосование? В непосредственно эту инициативу на местах что еще может быть?

Е. Муринец:

- Вот мое какое мнение. Что если какая-то вот информационная компания будет не только перед запуском голосования, но в течение всего года, то есть, должно быть, знаете, какой-нибудь бад, да. Вот мы любим с вами бады разные, там Омега-3 и т.д. То есть, если ты каждый день принимаешь эту таблетку, то ты здоровый в течение всего года. Может быть, здесь тоже нужно, чтобы каждый день, не знаю, может быть, это региональный, может быть, это блогеры – когда подсвечивается эта история, когда показывается, как реализуется этот проект, да, то есть, не просто вот жители выбрали, а что там произошло и только в конце года какой-нибудь отчет, да. И ты когда видишь то, что ты выбрал и в чем ты участвовал, оно реализовывается и видишь это в регулярном режиме, то, наверное, возникает – не наверное, а точно возникает доверие к этому проекту и ты в следующий раз уже понимаешь, что ты не просто так нажал на кнопку, а что ты нажал и ты действительно поучаствовал в выборе и в реализации.

Ю. Талалайкина:

- Вот мы еще с уровня министерства на самом деле рекомендуем органам местного самоуправления все-таки вливать жизнь в конкретное пространство, которое было реализовано. И, конечно, те мероприятия, которые там организованы и разговор о том, что это сделано благодаря выбору жителей, благодаря поддержке государства, конечно, он интерес граждан повышает к очередному выбору, к очередному пространству и их внутреннее, наверное, состояние участвовать в жизни города повышается. Поэтому вот и в рамках конкурсных процедур, когда мы отбираем объекты, одним из критериев оценки является как раз та жизнь, которую предполагают проводить на этом конкретном пространстве муниципальные образования для людей. То есть, те праздники, какие-то мероприятия, катки там будут зимой, либо как это пространство будет жить летом. То есть, прежде чем подать нам проект на конкурс, город задумывается, что с этим объектом дальше. Как он будет жить, какие мероприятия будут проводить, как будут люди там отдыхать? Нужна ли там коммерческая составляющая – мороженое, пирожки, еще что-то. Что будет на этом пространстве зимой? Будут ли там новогодние праздники и там ярмарки, масленицы или еще какие-то.

И. Осадчая:

- А вот возвращаясь к разнице между большим и малым городом, мы в предыдущей программе, посвященной туризму, говорили как раз о том, что сейчас развиваются национальные туристические маршруты и здесь как бы вот как раз в нацпрограмме «Жилье и городская среда» возникает такой новый слой в этом слоеном пироге туристического мастер-планирования возникает как раз слой туристических запросов. То есть, мы понимаем, что эта территория важна не только для жителей, но и для развития туризма. И особенно если какая-то маленькая деревня, маленькое поселение с исторической набережной, в которую в любом случае доедут туристы, поскольку в общем планируя свою поездку, они рассчитывают на определенный маршрут. И здесь у меня вопрос – как решаются эти вопросы финансовые и идейно по вот как раз преобразованию малых городов, исторических поселений? Что в нацпроекте делается для этого?

Ю. Талалайкина:

- на самом деле, наверное, начало всего этого мероприятия было положено как раз нашей программой в рамках конкурсных процедур, когда у нас президентом Российской Федерации в 2018 году был объявлен приоритет развития малых городов и исторических поселений, о необходимости сохранения идентичности, восстановления корней. Мы, подумав, определили правила, которые помогают тем, кто делает эти проекты, определить приоритеты развития конкретного населенного пункта. Допустим, это малый город исторический какой-то, да, и у жителей не всегда есть желание, чтобы здесь было много туристов, а у туристов, наоборот, много желания сюда приехать. И вот этот баланс он очень сложный. Поэтому, когда делаешь какое-то однонаправленное мероприятие, оно всегда вызывает какой-то конфликт интересов и не всегда это может быть полноценный проект, который будет иметь дальнейшую жизнь. Поэтому вот на сегодня, реализуя наш проект уже в течение пяти лет, муниципальные образования, вот малые города и исторические поселения, они все научились думать о том, что делать в первую очередь. С чего начать, как это пространство будет работать на их жителей, прежде всего, в том числе, на туризм. Поэтому вот этот баланс на сегодня, я считаю, что найден и конфликтных ситуаций становится все меньше и это мы тоже видим, когда анализируем публикации средств массовых информаций.

А. Сулхаева:

- Спасибо большое. Формирование комфортной городской среды централизованно началось по всей стране еще в 2017 году и в этом году у проекта первый юбилей. Каковы главные итоги этого проекта на сегодняшний день, какими результатами нацпроект и вся его команда может городиться?

Ю. Талалайкина:

- Нам есть чем похвастаться. У нас больше 90 тысяч объектов реализованных. В том числе, порядка 65 тысяч дворовых территорий и 25 тысяч общественных территорий. И отобрано у нас 560 проектов в малых городах и исторических поселениях, и это, хочу сказать, что очень большие масштабные проекты стоимостью более 50 миллионов рублей каждый. Из них реализовано уже 323, в стадии реализации находятся 227 проектов. Вот сейчас в конкретный момент идет очередной шестой конкурс, на нем мы отберем еще не менее 160 проектов, еще дадим денег и практически все муниципальные образования численностью до 100 тысяч человек получат хоть какое-то финансирование, причем, оно достаточно большое. То есть, от 50 до 100 миллионов рублей, в зависимости от численность населенного пункта. Сделана у нас платформа. У нас по итогам 2021 года вовлеченность граждан в решение вопросов развития городской среды составляет 16,5%. Перед собой ставим задачу на этот год добиться чтобы не менее 20%. Мы уже увидели рост в миллион человек в этом году на общероссийском голосовании и надеемся, что вот при разработке мастер-планов или еще каких-то мероприятий, да, жители будут вовлечены не только онлайн, но и офлайн в какие-то мероприятия по вовлечению граждан в решение вопросов.

Е. Муринец:

- Хотела бы, наверное, дополнить, ФГГС у нас на профессиональном, программа по горсреде, она стала таким, ну, как сейчас говорят триггером, да, для синхронизации множества программ. То есть, у Минстроя сейчас есть целая палитра разных программ и по дорогам, по инженерной инфраструктуре, да, и везде можно саккумулировать средства на развитие того или иного участка. То есть, сейчас просто главное, чтобы чиновники на местах смогли вот это все из разных источников, а у Минстроя просто целый веер, меню такое, саккумулировать в одном месте, чтобы был еще больше эффект. Потому что, условно говоря, ФГГС дает, например, красиво благоустроенную вот эту поверхность, по которой мы ходим. Ну, можно, например, еще же и сети поменять – у нас сети ветхие, в стране об этом уже во всеуслышание много раз говорили. Можно и дороги поменять. То есть, вот мы делаем парк, а к нему делаем хорошую дорогу. Например, вдоль него дорогу делаем. И вот синхронизируя все эти мероприятия, о чем Минстрой неоднократно говорит – синхронизируйте мероприятия, дорогие коллеги, архитекторы, проектировщики, обращаются к ним, обращаются к региону, к городам – синхронизируйте, чтобы был как раз бОльший эффект для города, для жителей в первую очередь. И это чисто управленческий момент. То есть, возможности все представляет Минстрой сегодня – бери и пользуйся. Только организуй процесс.

А. Сулхаева:

- И я уверена, что с этим в будущем у вас не будет никаких проблем. И в целом мне, могу сказать, и точно, я думаю, нашим слушателям однозначно, нравится тот человекоцентричный подход, который вы продемонстрировали сегодня просто и на словах, и в действиях по созданию действительно комфортной городской среды по всей нашей необъятной родине.

Это были «Женские истории» на Радио «Комсомольская правда», слушайте нас по пятницам в 18.00. До свидания.