Скорость VS безопасность: как скорость влияет на безопасность дорожного движения

Всё, что вас касается, что случилось или случится, что отразится на вашей жизни. Главные темы дня разложат по полочкам журналисты, политологи и экономисты в программе What's up, страна!
В эфире Радио «Комсомольская правда» член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков рассказывает, как снизить аварийность на дорогах

М. Антонов:

- Друзья, у нас прямой эфир Радио «Комсомольская правда» и давайте прямо сейчас поговорим про скорость, про безопасность движения, про влияние скорости на нашу жизнь, в конце концов, на рост скоростей на трассах, причем, мы это будем обсуждать с Андреем Мухортиковым, членом Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Андрей Мухортиков с нами на прямой связи. Андрей, здравствуйте.

А. Мухортиков:

- Добрый день.

М. Антонов:

- У нас периодически поднимаются те или иные автомобильные темы в эфире. Сейчас, наверное, начнем со статистики. Какова ситуация с дорожно-транспортными происшествиями на российских дорогах? И когда мы говорим про скорость, это связано с количеством ДТП, с их увеличением?

А. Мухортиков:

- Ситуация с аварийностью и смертностью на российских дорогах постепенно становится лучше. Социальный риск - это количество погибших на 100 тысяч населения - за последние 15 лет снизился там более, чем вдвое. Но тем не менее, пока что у нас все равно один из самых высоких социальных рисков в Европе, то есть, у нас гибнет в два-три раза больше человек на 100 тысяч жителей, чем в странах, где уровень самый низкий. И скорость, конечно, влияет достаточно сильно. Скорость - это одна из основных причин ДТП и, в том числе, ДТП с тяжелыми последствиями, и в том числе, с погибшими. Поскольку, чем выше скорость, тем сложнее водителю вовремя затормозить скорость в случае выбежавшего ли пешехода или вылетевшего автомобиля. Поэтому, конечно, этот фактор очень важен.

М. Антонов:

- Мы говорим про скорость, но при этом не забываем о том, что везде развешаны камеры, которые следят за соблюдением скоростного режима и кому-то приходят письма счастья, если человек нарушает правила дорожного движения, превышая скорость там на те самые, превышая положенный километраж, установленный. И вот здесь вопрос. То есть, камеры не работают. Вы говорите, что ДТП больше из-за нарушений скоростного режима ДТП больше, кругом камеры и камеры, оказывается, не работают? Или работают не так, как хотелось бы?

А. Мухортиков:

- Не совсем так. Камеры работают. Как я сказал, смертность в ДТП у нас постепенно снижается, конечно, не только благодаря камерам, но и благодаря им, в том числе. Но, тем не менее, страна у нас большая, дорог у нас полтора миллиона километров и на каждый километр камеру не поставишь, поэтому работает это не так масштабно, не так эффективно, как хотелось бы, а вот там, где камеры ставят, действительно, количество аварий со смертельным исходом снижается, как правило, на 15-20, даже до 30 процентов. И количество превышений скорости в зоне действия камер снижается даже там на 60-80 процентов. Поэтому камеры работают, но, конечно, их пока, наверное, в масштабах страны недостаточно, хотя отдельные регионы - Москва, Московская область - ими оснащены весьма плотно.

М. Антонов:

- Андрей, ну, тогда еще один вопрос. То есть, насколько я понимаю, сейчас особое беспокойство возникает тот самый отрезок от камеры до камеры, назовем его так, который не фиксируется ни фото, ни видео - и на этом отрезке водитель может разогнаться, потому что он знает, что за ним никто не следит, контроля скоростного нет и вот здесь как раз мы начинаем говорить о популярном достаточно, причем, не только в нашей… не в нашей стране, популярном методе контроля средней скорости. Вот насколько это эффективно?

А. Мухортиков:

- Этот метод, действительно, в мире довольно распространен, а у нас пока не очень. Он эффективен для контроля скорости на закрытых протяженных участках дорог. То есть, от нескольких километров до там нескольких сотен километров. Действительно, он имеет свои преимущества, не секрет, что многие водители, ездящие постоянно на дороге, знают, где стоят камеры и именно в зоне камер они скорость снижают, а потом снова, так сказать, начинают ее превышать. И получается с одной стороны такой эффект очень локальный, с другой стороны, получается движение неравномерное. А неравномерное движение, когда разгон-торможение - это само по себе достаточно аварийно. Вот как раз метод средней скорости, он позволяет исключить вот эту неравномерность и водитель становится замотивирован в течение всего, всей длины участка, соблюдать разрешенную скорость движения. То есть, поток становится более равномерным, соответственно, нет вот этих скачков от скорости - разгон-торможение - поэтому это весьма эффективно. Вот. Но, к сожалению, в России, действительно, пока метод не очень распространен, а, поскольку такого понятия, как средняя скорость, прямо в законе нет, то есть, в другой стране это запрет - то есть, есть определение контроля скорости и вполне себе можно подвести, что и происходит в Москве, в Московской области, в Татарстане. Но большинство регионов пока что опасаются внедрять эту новую технологию из-за того, что прямо, так сказать, в нормативной документации понятия средней скорости не прописано.

М. Антонов:

- То есть, только потому, что закона не хватает? Ну, так-то, сама ведь формула понятна. Это мы еще в школах проходили - из пункта А в пункт Б со средней скоростью там 3 километра в час вышел поезд. Через сколько он достигнет… все это понятно, как рассчитывается. А опасения-то в чем? Что невозможно будет доказать? Я просто не вижу, в чем здесь могут быть опасения?

А. Мухортиков:

- Ну, опасения здесь в том, что, так сказать, можно попытаться юридически обжаловать. Что вот в законе прописана, соответственно, скорость там, подразумевается мгновенная, вот, а вы замерили среднюю, вот, а где доказательства, что я ехал быстрее? То есть, здесь, к сожалению…

М. Антонов:

- Ну, презумпция невиновности, я понимаю, да. То есть, вы докажите, вы мне покажите, что я ехал со скоростью 180, и тогда поговорим…

А. Мухортиков:

- Да. То есть, здесь, соответственно, задача не просто выписать штраф, а сделать это еще юридически корректно и юридически безупречно, да. Вот. Поэтому, конечно, нормативную документацию в этой части нужно дополнять и дорабатывать, чтобы было прямо прописано возможность администрирования средней скорости, в том числе.

М. Антонов:

- Угу. Есть еще такой термин, который применяется в последнее время довольно часто - безопасная скорость. Спрашиваю, как у специалиста: безопасная скорость - это вообще правильное понятие? То есть, корректное? Может ли скорость быть безопасной, безусловно безопасной?

А. Мухортиков:

- Да, конечно, это определение, понятно, корректное и уровень безопасности, уровень скорости зависит от технической категории дороги или улицы. Вот. Если брать какую-нибудь узкую улочку в центре города, для нее безопасная скорость 30-40 километров в час, не больше. А если мы говорим, допустим, про городскую магистраль, какое-нибудь шоссе, хоть и со светофорами, но с разделительным ограждением, все повороты левые, все переходы регулируемые - там безопасная скорость, наверное, 70 километров в час. Если мы говорим про какую-нибудь загородную магистраль, вообще без светофоров, с разделительным ограждением по бокам, без тротуаров, без пешеходов, там - 110, 120, даже 130 вполне могут быть безопасной скоростью. То есть, все зависит от категории дороги. Если говорить про населенные пункты, про города, а давно в большинстве стран Европы базовой скоростью основной является 50 километров в час. Причем, там нет такого вот межштрафного порога, как у нас, да - плюс 20 - там обычный штрафуемый порог плюс 3, плюс 5, ну, максимум, плюс 10 километров. Если 50 разрешено, то вот до 55 можно ехать, а быстрее уже оштрафуют. Нам тоже вот придется идти по этому пути рано или поздно, потому что, ну, объективно есть статистика, есть исследование, так сказать, последствия, например, для пешеходов после столкновения с разной скоростью. Вот при столкновение скорости, допустим, 40 и 60, отличаются, казалось бы, разница не очень большая, да. Но отличие в тяжести и последствиях кардинальное. То есть, в одном случае процентов 80, что пешеход выживет, а в другом случае процентов 80, что пешеход погибнет. Вот. Поэтому для населенных пунктов, скорее всего, эта тенденция неизбежна и нештрафуемый порог, естественно, снижать придется, и, так сказать, скорость базовую тоже до 50 поменять. Но, конечно же, и это очень важно, скорость должна соответствовать технической категории дороги. Если есть мегаполис и в нем есть сеть скоростных, бессветофорных дорог, где обусловлено, где понятно и необходимо, так сказать, обеспечить скоростной режим повышенный - 70, 80, 90 - это, так сказать, нормально и нужно делать. Если это безопасно, не надо всех заставлять ехать 50 по скоростным дорогам, потому что это, так сказать, некомфортно для водителей, они будут все равно искать возможность как-то скорость превысить и, самое главное, это сделает эти дороги менее привлекательными для транзиты и люди будут объезжать через переулки. Поэтому еще должно быть в меру все, должно быть здраво, все должно соответствовать техническим категориям.

М. Антонов:

- То есть, вы все-таки предсказываете снижение этого самого нештрафуемого порога. У нас - плюс 20. Как вы думаете, плюс 10 сделают?

А. Мухортиков:

- Я думаю, что рано или поздно, да, вернутся к плюс 10. Но, на мой взгляд, конечно, необходимо проводить аудит скоростного режима дорог, потому что не секрет, что у нас многие дороги, в том числе, загородные, в том числе, так сказать, реконструируемые, в том числе, в так называемых населенных пунктах, где давно там осталось два дома и никто не ходит, там людей, так сказать, сутками нет на дороге, все равно из каких-то соображений режим оставляют 60. Конечно, должна быть дорога в две стороны. То есть, с одной стороны, надо, там, где это объективно опасно для людей, нужно скорость разрешенную снижать, нештрафуемый порог снижать. С другой стороны, на дорогах, где это безопасно и для водителей, и для пешеходов, скорость необходимо повышать. И это, повторюсь, обусловлено технической категорией.

М. Антонов:

- Принято. Спасибо большое. Я напомню, что мы сегодня и про скорость, и про безопасность движения говорили с членом Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Андрей Мухортиков был с нами на прямой связи, - Андрей, спасибо за эфир и до новых встреч.