Работа - сплошные путешествия. Чего может добиться женщина в сфере туризма

В гостях у Анжелики Сулхаевой генеральный директор агентства по развитию туризма Калужской области Татьяна Каледина

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. Это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Этим летом, по официальным данным, порядка 70 % россиян выберут для отдыха внутренний туризм. Ну, выберут, конечно, сказать достаточно громко. Выбора-то не особо много. Но, тем не менее, интерес к путешествиям по России последние два года, действительно, растет, туристическая инфраструктура, сервис, а вместе с ними и привлекательность наших мест отдыха, наших курортов развивается.

Что, собственно, могут предложить туристам наши регионы сегодня? Что будет дальше? Куда и почему стоит отправиться прямо сейчас? И какую роль в развитии туризма могут сыграть женщины-лидеры. Об этом, и не только, поговорим сегодня с нашей гостей. Встречайте, Татьяна Каледина, генеральный директор агентства по развитию туризма Калужской области и выпускница программы «Женщина – лидер» мастерской управления «Сенеж». Татьяна, здравствуйте.

Т. Каледина:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Большое спасибо за приглашение.

А. Сулхаева:

- Спасибо вам, что пришли. Татьяна, еще несколько лет назад по поводу вашего региона говорили, что там было целое такое калужское экономическое чудо. Буквально за короткий период привлекли какое-то колоссальное количество инвестиций, в том числе иностранных инвестиций. А было ли такое же чудо в туризме?

Т. Каледина:

- Вы совершенно правы. Калужская область, действительно, является тем самым эталоном экономического чуда и остается. То есть мы не сбавляем позиций. Сейчас, действительно, как показывает практика, мы можем приспособиться и адаптироваться к достаточно быстрым изменениям, которые происходят сейчас в мире. И я хочу сказать, что наш регион с этим успешно справляется.

То есть, действительно, вы совершенно правы, в свое время было привлечено огромное количество инвестиций – и российских, и зарубежных. Сейчас данная инвестиционная политика продолжается, инвестиции привлекаются в том числе.

Я возглавляю два учреждения, связанных с туризмом. У нас сейчас бум внутреннего туризма по России. И, действительно, мы, как регион, готовы предложить очень много возможностей для наших потенциальных туристов и инвесторов в сфере туризма.

Агентство по развитию туризма Калужской области занимается привлечением инвестиций в сферу туризма. То есть, когда инвестор хочет построить отель, базу отдыха, глэмпинг, кстати, сейчас очень большой спрос на глэмпинги, он приходит в агентство по развитию туризма и говорит: ребята, мне нужен участок, подберите мне, пожалуйста, участок. У нас есть реестр участков. Мы помогаем инвестору, сводим его с муниципалитетом и потом сопровождаем проект. Это абсолютно бесплатно. Это институт развития, который был создан в 2018 году для поддержки именно инвестиционных проектов в сфере туризма. Это было очень дальновидное решение. Очень правильное решение.

Мы, опять же, стали одним из первых регионов, где подобный институт развития с такой задачей был создан. И поэтому мы сопровождаем проекты. Как вот недавно случилось сейчас с проектом, может быть, вы слышали, у нас недалеко от полотняного завода открылся фито-отель, и там будут выращиваться настоящие лавандовые поля, не хуже, чем в Провансе. В этом году запустился, уже отель работает в тестовом режиме. И мы полагаем, что летом там будет безумно красиво.

Опять же, агентство по развитию туризма сейчас сопровождает интересный проект, называется «Лето на Оке». Все вспоминали с теплотой, как вот в те прежние времена можно было с ветерком прокатиться по Оке. И, когда к нам пришел инвестор, причем это был пандемийный год, 2020 год, когда все говорили о том, что, ну, туризм, о чем вы вообще говорите? Мы говорим: давайте рискнем. Мы поддержали этого инвестора. И в 2020 году был запущен проект «Лето на Оке». Это винтажный теплоход был куплен инвесторами, была проделана огромная работа по его запуску. Был разработан маршрут. И 2021 год они перевезли более 18 тысяч туристов. И сейчас мы совместно с нашим соседним регионом – Тулой – разрабатываем межрегиональный маршрут уже, водный межрегиональный маршрут, такой он будет мелководный, который будет ходить Калуга – Поленово. Это очень тоже большой шаг на самом деле.

А. Сулхаева:

- Получается, агентство занимается инвестициями в туристические объекты и продюсированием этих объектов для того, чтобы они стали более популярными, более привлекательными.

Т. Каледина:

- Да, обязательно, конечно же.

А. Сулхаева:

- Вернемся к цифрам.

Т. Каледина:

- Если говорить про цифры, 2018 год и 2019 год, в принципе, у нас держали одну и ту же цифру – 2,5 миллиона туристов. И экскурсантов. То есть мы считаем туристов и экскурсантов. То есть турист – тот, который переночевал на территории региона, да, так сказать, отметили, мы могли его посчитать. Экскурсант – который приехал к нам на один день. Их сейчас, ну, больше, чем туристов. 2020 год, конечно же, всех очень сильно расстроил. Но, тем не менее, благодаря федеральному проекту «Калуга – новогодняя столица», возможно, вы об этом проекте слышали, когда многие регионы были закрыты, мы же, наоборот, принимали туристов. Ну, естественно, с соблюдением всех рекомендованных норм. Цифра в пандемийный 2020 год составила 1,8 млн. туристов и экскурсантов.

За 2021 год, 2,7 миллионов туристов прибыло. То есть это очень здорово. Потому что мои самые смелые прогнозы говорили, что мы достигнем цифры 2,5, 2,7 сейчас вышли. Я думаю, что в этом году мы выйдем на цифру 3 миллиона туристов и экскурсантов.

А. Сулхаева:

- Мы затронули с вами пандемию. Безусловно, туризм считается одной из самых пострадавших отраслей. Но к любому кризису можно относиться с двух сторон, да. Вот вы как считаете, все-таки пандемия стала большим препятствием или точкой развития для внутреннего туризма?

Т. Каледина:

- Кризис – это новые возможности. Я думаю, что с этим многие согласятся. Потому что, действительно, для внутреннего туризма, скажем так, наступили новые возможности. Когда, действительно, нужно было очень быстро переупаковывать свой туристический продукт, предлагать что-то новое, особенно это касалось именно регионального туризма. И здесь, конечно же, очень здорово, что у нас стали появляться и авторские экскурсии, которые проводили наши экскурсоводы по городу, по городам, опять же. Наши туроператоры стали придумывать какие-то новые маршруты. Если говорить про пандемию, когда люди сидели дома, мы запустили онлайн-проект в туристско-информационном центре. И также в агентстве по развитию туризма. Назывался проект «Пока все дома».

А. Сулхаева:

- Ну, выдумывать ничего не стали.

Т. Каледина:

- Логично. С хэштегом #покавседома. Это был онлайн-проект, мы его выкладывали на наших ресурсах. То есть у нас заранее экскурсоводы записали маленькие мини-экскурсии минутные по городу. А потом уже как раз мы просили их записывать что-то из дома. Там или про старинные открытки, Калуга там в старину, и так далее. И это набирало большое количество просмотров. Потом мы подключили музеи. Часть музеев записало онлайн-экскурсии, мы это сразу выкладывали на наш единый туристический портал visit-kaluga.ru. Потом, конечно, туристы уже, ну, уже поехали воочию посмотреть, что же там, действительно, происходит.

А. Сулхаева:

- Смотрите, мне кажется, у развития внутреннего туризма есть еще одна такая абсолютно важная, в том числе и социальная, миграционная миссия. Люди стремятся переезжать куда-то в центр, в Москву, в Санкт-Петербург, за большими возможностями. Как вы считаете, внутренний туризм способен как-то нивелировать эту проблему, решать ее и становиться таким аргументом в пользу того, чтобы люди хотели оставаться у себя на малой родине?

Т. Каледина:

- Безусловно. Безусловно, так и есть .Например, если у вас есть маленький бизнес, допустим, маленькая пивоварня или сыроварня, или даже вы делаете какую-то интересную керамику, и вы живете, например, в Тарусе, да, небольшом, малом городе Калужской области, и вам не нужно ехать в Москву или даже в Калугу реализовывать свою продукцию, к вам все приезжают, заходят в ваш маленький магазинчик или находят вас где-то по соцсетям и покупают вашу продукцию. Вы также можете организовать экскурсии на свое предприятие. Сейчас очень востребованное. Это дает вам возможность заработать. Заработать и обеспечивать себя, семью и развивать свой бизнес дальше.

Вот приведу очень интересный пример. У нас есть малый город, старинный город Мещовск. Там есть музей трех цариц. Это, кстати, к Петру I имеет самое непосредственное отношение. Потому что его первая жена Евдокия Лопухина была как раз из Мещовска. Да, оттуда же Евдокия Стрешнева родом. Вообще Калужская область называется родиной трех цариц. Потому что Наталья Нарышкина она из-под Тарусы. То есть родина трехцариц…

А. Сулхаева:

- Очень интересно.

Т. Каледина:

- Да, это интересно. Я об этом могу очень долго рассказывать. Но, если говорить про Мещовск и про местное производство, появился местный производитель – чех, между прочим, по национальности, Ян Йираско, который приехал несколько лет назад, по-моему, даже где-то около 12 лет назад в Россию. Женившись на русской женщине. Он приехал из Чехии в Россию, в маленькую деревню Торкотино, где приобрел, по-моему, заброшенный старый коровник. И сейчас там у него сидроварня. Он варит мещовский сидр. Это, действительно, стало нашим брендом. Он мещовские эти яблоки собирает, наверное, по всем вот этим деревням нашего Мещовского уезда. Ян получил поддержку, во-первых, местной администрации, помогла ему организовать фестиваль сидра, который теперь ежегодно будет проходить на территории Калужской области. Вот уже в этом году будет 4 июня, я всех приглашаю к нам приехать на этот фестиваль. Плюс ко всему, он еще очень здорово подошел к брендингу свей продукции. Спросил: какое вот название, подскажи. Я говорю: так назови «Сидр Циолковский». Все-таки хочется, чтобы было очень много вот таких названий, связанные именно с местными, вот с местными либо известными людьми, либо с каким-то там, какой-то такой продукцией. Назвал «Сидр Циолковский».

А. Сулхаева:

- Замечательная история на самом деле. Проект, который вы разрабатывали и защищали на программе «Женщина-лидер» мастерской управления «Сенеж», тоже касался внутреннего туризма. Мы о нем коснемся. Но расскажите для начала, как вы вообще попали на программу «Женщина – лидер»?

Т. Каледина:

- Я, честно говоря, я думаю, что решение поучаствовать и быть отобранной для программы «Женщина – лидер», наверное, является для меня судьбоносным. Потому что такого потрясающего обучения у меня давно не было. Во-первых, очень сильный состав и участниц, потрясающий. Все женщины-лидеры, все сильные и прекрасные. Плюс ко всему, очень нам повезло с куратором. Куратором моей команды была Юлия Зубова. Человек, который, действительно, знает все опять же о брендинге территорий. И тот пул спикеров, экспертов, которые с нами работали, давали знания, вот эти бесценные просто лекции, вот я каждую лекцию ждала очень. Это было, конечно, безумно интересно и безумно полезно. «Женщина – лидер», данная программа дала мне очень много таких полезных знакомств, связей, людей, с которыми можно делать дальнейшие интересные проекты.

А. Сулхаева:

- В студии Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио "Комсомольская правда". У нас в гостях генеральный директор агентства по развитию туризма Калужской области, выпускница программы «Женщина – лидер» Татьяна Каледина.

Т. Каледина:

- У нас была маленькая команда. Нас всего было пять человек. Мы как-то очень прям здорово, гармонично сработались. И, мне кажется, выдали очень даже неплохой проект. Проект заключается в том, что, действительно, хотелось, чтобы обратили внимание на развитие малых городов.

А. Сулхаева:

- Насколько я знаю, что в рамках проекта вы разработали какой-то такой универсальный алгоритм по раскрутке, так сказать, малых городов в качестве столиц внутреннего туризма.

Т. Каледина:

- Алгоритм заключается в том, чтобы помочь муниципалитету продвинуть свой местный продукт. Суть заключается в том, чтобы научить именно муниципалитет работать в этом направлении. То есть, если вы не хотите, например, даже по рекомендациям… То есть отдельная часть алгоритма заключается в том, чтобы команда выезжала с экспедицией в малый город. Я, даже когда путешествую по Калужской области, например, включаю того же самого тайного покупателя. Допустим, меня как туриста, которому приглянулся, например, этот населенный пункт, я сразу буду искать там парковку, например, есть ли парковка, есть ли общественный туалет, где кафе. Потому что сейчас реально турист очень стал избалованный, и мы боремся за внутреннего туриста. И после того, когда, например, администрация может спросить: «Ну, а что там у нас не так?», мы сразу можем сказать, например: вам нужно сделать это, это и это. И сейчас мы этот проект продолжаем внедрять на территории Калужской области постепенно. В планах, если будет дополнительное финансирование, например, если мы будем масштабировать на всю Россию, потому что мы считаем наш алгоритм уникальным и универсальным, в том числе, то в этом случае, конечно же, мы будем искать финансовую поддержку. На данный момент то, что команда готова работать дальше… И сейчас мы, например, работаем плотно с малым городом Мещовском.

А. Сулхаева:

- Вы достаточно серьезно на самом деле продвигаете и пропагандируете свой проект, вы выступали с ним в Совете Федерации, вы принимали участие в Евразийском женском форуме. Как сейчас будет развиваться проект «Малые туристические столицы России», что будет дальше?

Т. Каледина:

- Есть интерес у малых городов, таких как Малоярославец, Козельск, Боровск, Таруса, Мещовск, которые хотят себя больше презентовать, лучше презентовать. Соответственно, сейчас мы работаем по кейсу Мещовска, и также в планах – дописать методичку по Боровску, в том числе.

А. Сулхаева:

- Хорошо. Давайте назовем три ключевых компетенции, которые вы приобрели в рамках обучения программы «Женщина – лидер» мастерской «Сенеж», которые вам сегодня полезны в жизни, помогают в работе?

Т. Каледина:

- Я стала более уверенной в себе, научилась лучше себя презентовать, мне так кажется. Затем хочу сказать, что у меня, действительно, получилось работать с лидерами. Это непросто, когда у тебя в команде женщины - и все лидеры, все с индивидуальным мнением, с уникальным мнением, как это собрать, например, договариваться. Я стала бережнее относиться к своему времени. Говоря про тайм-менеджмент, действительно, сейчас лучше отделяю, что важно, что неважно, по приоритетности.

А. Сулхаева:

- Правильно я понимаю, что вы сами родом из Калуги, родились и учились в этом городе?

Т. Каледина:

- Абсолютно верно.

А. Сулхаева:

- Именно оттуда у вас такая большая заинтересованность в развитии своего региона.

Т. Каледина:

- Ну, я там живу и работаю в принципе в туризме. Да, из Калуги я уезжала, обучалась в Штатах. Да, действительно, я коренная калужанка, мои родители тоже из Калуги, то есть в принципе город знаю очень хорошо, знаю свой регион теперь уже очень хорошо и, действительно, отношусь к своему родному городу с большой теплотой, любовью, нежностью.

А. Сулхаева:

- Давайте тогда немножко о личном. Вы в одном из своих интервью упоминали, что родители своим воспитанием заложили в вас как раз те самые качества лидера, которые сегодня проявляются. Как именно, в контексте того, как вообще воспитывать, на ваш взгляд, своего ребенка, чтобы он вырос лидером, уверенным в себе, на вашем примере?

Т. Каледина:

- Мне кажется, что, во-первых, огромную роль играет дисциплина и образование. Я сейчас знаю три иностранных языка:английский, немецкий, французский.

А. Сулхаева:

- И, по-моему, профессия у вас – переводчик.

Т. Каледина:

- Профессия у меня – преподаватель, учитель английского и немецкого, но, тем не менее, благодаря своей деятельности, работая как раз в различных проектах, я могу себя смело называть и переводчиком. Плюс ко всему, у меня еще есть в запасе, в копилке, я бы так сказала, я перевела автобиографию Джеффа Монсона «Путь бойца» с английского на русский, то есть отточила, скажем так, свое писательское мастерство. Плюс, конечно же, язык, и еще, конечно же, выучила очень много слов, относящихся к ММА, джиу-джитсу и так далее.

А. Сулхаева:

- А почему именно Джефф Монсон? Почему ваш выбор пал именно на эту автобиографию?

Т. Каледина:

- Джефф к нам приезжал в 2017 году в Калугу, и получилось… У моих знакомых, как раз они праздновали год, день рождения зала ММА как раз, который они открыли. И они пригласили Джеффа Монсона, звезду. Туда в принципе они пригласили большое количество человек, которые должны были с ним встретиться, потому что достаточно популярная личность и легенда в своем виде спорта. И был звонок: «Ты чего завтра делаешь?» Я говорю: «А что надо?» - «А надо перевести». – «Кого перевести?» - «Джеффа Монсона». Я говорю: «Вы что, серьезно?» Я вообще не знала, кто это. Загуглила и говорю: «Нет-нет, ребята, вы что? Я даже терминологию не знаю». Обычно, если какой-то перевод и новая тема, я обычно готовлюсь пару дней. Потому что нужно подготовиться, выучить терминологию.

А. Сулхаева:

- Ну да, тут же специализация.

Т. Каледина:

- Естественно. Тем не менее, они меня уговорили, потому что его переводчик не смог приехать. И к концу рабочего дня Джефф подошел ко мне и говорит: «Слушай, мне кажется, у тебя английский хороший, а ты не хочешь книгу мою перевести?» Я говорю: «А у тебя что, книга есть, написал?» - «Да, я написал книгу. Не хотела бы ты ее перевести?» Я думаю: надо попробовать. И, собственно, книга была выпущена в 2018 году. Это был безумно интересный проект.

А. Сулхаева:

- Всегда говорите «да» новым возможностям?

Т. Каледина:

- Я думаю, что да. Иначе бы я у вас здесь не была сегодня в студии.

А. Сулхаева:

- Вы же стипендиат почетной стипендии Фулбрайта, несколько лет жили в США, учились в университете Иллинойса. С какими чувствами сейчас, сегодня вспоминаете тот опыт?

Т. Каледина:

- Я думаю, что это был просто очень крутой опыт на самом деле. Хочу сказать, что я получила стипендию Фулбрайта в 26 лет. На тот момент я уже закончила иняз, я жила в Калуге, у меня были контракты с калужскими вузами. Но, знаете, всегда хотелось поучиться где-то за границей, получить эту квадратную шапку с кисточкой, знаете. И я думаю, ну, финансовой возможности нет, надо посмотреть гранты, стипендии и т.д. И я всем это рекомендую делать, всегда ищите возможности, их очень много, главное - их вовремя найти.

А. Сулхаева:

- Это правда.

Т. Каледина:

- Я подала как раз на Фулбрайт. Отбирали 40 человек всего из России, я была в первой десятке. Университет мы не могли выбрать, нас выбирал университет. И, таким образом, меня распределили в Северный Иллинойский университет. Это был уже не первый мой приезд в Штаты, я вообще очень много путешествовала благодаря своей работе, то есть в принципе со страной была знакома, более-менее была знакома с менталитетом. У меня были студенты, которые совершенно отличались от российских студентов, к ним должен был быть другой подход. Плюс ко всему я опять сама превратилась в студентку, потому что по вечерам мы еще ходили на занятия.

Я хочу сказать, что для меня вообще это было некой такой даже культурной миссией. Я могу, наверное, назвать себя культурным амбассадором (и продолжаю себя называть этим), потому что кросс-культура, вся эта история для меня безумно интересна. То есть, когда ты приезжаешь в другую страну, ты должен понимать, что по тебе (особенно если люди до этого не видели, например, русских) судят твою нацию. Тебя рассматривают буквально под микроскопом, и ты не можешь подвести свою страну. Это очень важно.

А. Сулхаева:

- Опыт жизни и учебы в США изменил вас как человека?

Т. Каледина:

- Я решила организовать там Русский клуб, в университете.

А. Сулхаева:

- И как пошло?

Т. Каледина:

- Пошло замечательно.

А. Сулхаева:

- Что обсуждали в Русском клубе?

Т. Каледина:

- Обсуждали все что угодно. Например, даже кафедра иностранных языков, к которой я была прикреплена, они говорят: «Слушай, а у вас есть какие-то традиции?» Я говорю: «Знаете, когда мы встречаемся с друзьями, мы обычно пьем чай». И мне выделяли даже чай, печенье. Студенты приходили, и сначала приходили только мои студенты, а потом уже приходили студенты с других потоков. И вот мы за этим Русским клубом, за чаепитием обсуждали жизнь в России. То есть я готовила презентации, знакомила их, например, с исполнителями нашими известными, их очень интересовала рок-музыка. Плюс ко всему, мы иногда смотрели фильмы на этом Русском клубе, им нравился фильм «Брат-2», потому что он снимался в Чикаго, а мы жили под Чикаго. Многие из них потом поехали в Россию – кто-то на стажировку поехал, кто-то поехал просто так. И потом, когда я уже вернулась (это было в 2011 году), я получала восторженные письма о том, что спасибо, что мы ходили к вам на занятия, что мы ходили к вам в клуб, потому что мы, действительно, открыли для себя Россию, русских с другой стороны. Это очень классно, это приятно.

А. Сулхаева:

- На этой простой замечательной, сладкой, я бы даже сказала, ноте будем прощаться. Спасибо огромное за этот разговор, за те важные слова, которые прозвучали. Это было «Время женщин» на радио "Комсомольская правда". Слушайте нас по воскресеньям в 12.00.

«Пять советов»

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. Это «Время женщин» на радио "Комсомольская правда». У нас в гостях генеральный директор агентства по развитию туризма Калужской области, выпускница программы «Женщина – лидер» Татьяна Каледина.

И сейчас в рубрике «Пять советов от гостя» она даст пять практических рекомендаций о том, как находить в любой ситуации новые возможности и говорить им «да».

Т. Каледина:

- Во-первых, надо развиваться. Новые знания дают новые возможности. Уделяйте этому время. Я не говорю, что нужно читать тонны книг и т.д. Новые знания – это могут быть практические. Хорошо, попробуйте себя, например, запишитесь на занятия йогой или скандинавской ходьбой. Новые знания, новые возможности, вы узнаете себя лучше, насколько вам это подходит. Плюс ко всему еще, мне кажется, не надо бояться трудностей, не надо бояться провалов, не надо бояться ошибки. Даже если, например, вы думали, что исход ваших действий будет иным, а получилось наоборот, не надо расстраиваться. Потому что успех состоит не только из одних каких-то побед, он состоит также из поражений, во время которых вы себя также можете лучше узнать.

Помогайте другим, делитесь тем, что у вас есть. Я не говорю сейчас про финансовую какую-то поддержку. Делитесь знаниями, делитесь позитивом, делитесь вашим хорошим настроением.

Больше путешествуйте. Путешествуйте по России, путешествуйте по своему родному региону. Путешествуйте по своему городу, больше ходите пешком, обращайте внимание на здания, на архитектуру, восхищайтесь этим, заряжайтесь искусством, просто обогащайте себя.

Пятое, наверное, самое важное. Никогда не сомневайтесь в себе, что бы вам ни говорили, помните, что это ваша жизнь, ваши возможности. Верьте в себя, идите к своей цели, у вас все получится.

А. Сулхаева:

- На этой замечательной ноте будем прощаться. Спасибо огромное за этот разговор, за те важные слова, которые прозвучали.

Это было «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12.00.