Заедая ковид. Во время пандемии россияне стали есть шоколада в 2,5 раза чаще

Анжелика Сулхаева говорит о мечте, счастье и шоколаде с генеральным директором кондитерской фабрики «Победа» Ольгой Муравьевой

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. Это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда», проект о рецептах успеха, женском лидерстве и интересных людях. В жизни абсолютно каждой женщины рано или поздно наступает такой момент, когда хочется залезть на диван, под плед, с большой-большой шоколадкой в руках. Именно это примерно будет происходить у нас сегодня в эфире, но не потому, что грустно или плохая погода за окном, а потому что у нас в гостях сегодня настоящий гуру шоколада и сладостей – генеральный директор кондитерской фабрики «Победа»Ольга Муравьева. Говорить будем о мечте, счастье и шоколаде. Ольга, здравствуйте.

О. Муравьева:

- Здравствуйте.

А. Сулхаева:

- Ольга, вы замечали, стоит только заговорить о конфетах, о сладостях, как улыбка сама собой приходит на лицо, скажем так.

Ольга, вы замечали, что как только мы говорим о шоколаде, о сладостях, настроение само собой сразу приподнимается, как будто бы уровень серотонина подскакивает буквально от одной мысли? Вы сами всегда в хорошем настроении?

О. Муравьева:

- Да, вы знаете, это мое кредо – быть всегда в хорошем настроении, радоваться жизни, радоваться тому, что происходит вокруг. Это очень приятно. Потому что сам продукт, который мы делаем, он служит для того, чтобы всем вокруг было хорошо. Знаете, это как концепция бренда – нести добро, нести радость, счастье.

А. Сулхаева:

- Прекрасно. А вот в фильмах, особенно зарубежных, герои чаще всего едят сладкое, когда что-то в жизни не так, какая-то проблема – и вот человек залезает на тот же самый пресловутый диван с коробкой мороженого или шоколадом и начинает его уплетать. По вашей практике все-таки… Во-первых, шоколад это такой достаточно недешевый продукт, и это означает, что в жизни все не так уж и плохо, если человек его употребляет достаточно часто. Все-таки мы чаще едим шоколад, когда мы грустим или когда радуемся?

О. Муравьева:

- Я считаю, что шоколад, как хорошее вино, можно есть всегда – и в хорошей компании, с подругой, с чайком, чтобы обсудить все проблемы и найти решение, и когда тебе грустно, можно съесть кусочек шоколада, поднимется настроение, появится энергия, и ты преодолеешь все свои проблемы. Поэтому шоколад это тот продукт, который должен быть с нами всегда. А если говорить о том, что он дорогой, знаете, когда начинаются кризисы, люди от шоколада не отказываются, просто они заменяют более дорогие покупки покупкой шоколада. Кто-то раньше покупал дорогой телефон, а сейчас он может купить себе вкусную шоколадку и получить такое же удовольствие.

А. Сулхаева:

- Интересная концепция. А как вы думаете, в принципе счастье может быть связано с количеством потребления шоколада? Допустим, ООН каждый год публикует глобальный отчет о счастье, это рейтинг стран по индексу счастья в каждой стране. В этом рейтинге, конечно же, учитывается огромное количество факторов, от ВВП и продолжительности жизни, но также и опросы о том, насколько счастливыми себя чувствуют граждане той или иной страны. Вот Россия, к сожалению, не на первых местах, рейтинг падает. Может ли это быть, потому что мы мало шоколада употребляем, или нет, как, на ваш взгляд? Вообще, шоколад дарит счастье или нет?

О. Муравьева:

- Расскажу о том, что у нас на фабрике, когда приходят гости или экскурсии, они видят, что все сотрудники улыбаются, абсолютно все, и неважно, какой работой они занимаются. Потому что они вдыхают этот запах шоколада, они кушают шоколад. У нас разрешено на производстве всем сотрудникам без ограничения кушать шоколад. И поэтому люди, потребляя шоколад, у них, естественно, вырабатывается гормон радости, удовольствия – серотонин, и им становится хорошо, они не чувствуют усталости. Это такой очень универсальный продукт.

А. Сулхаева:

- Вы уже упомянули, что люди в кризис не отказываются от шоколада. И действительно, есть статистика, что в 2020 году, в сложном пандемийном году, в первые недели самоизоляции, когда люди сидели дома и была тревожная обстановка, и было вообще непонятно, как себя дальше вести и чего ожидать, продажи конфет в России выросли почти на 400%, а шоколада – почти на 250%. То есть настали сложные времена, и люди начали есть конфеты. А что происходит со спросом на шоколад сейчас, когда вроде как чуть-чуть поспокойнее стало?

О. Муравьева:

- Я начну как раз с пандемии. Когда началась пандемия и люди начали болеть, мы были, как на фронте, потому что мы знали, что не можем отпустить людей с фабрики домой, мы работали, мы делали все возможное, чтобы защитить людей от болезни. И нам было очень важно помочь врачам, которые находились на переднем крае. И мы выпустили шоколад с поддержкой иммунитета, шоколад серии Charged. И мы рассылали этот шоколад всем врачам во всех крупных городах, во все крупные больницы бесплатно. Потому что нам казалось, что мы должны помочь, мы должны принять участие в этой борьбе с вирусом. Никто не знал, насколько это, мы думали, что, может быть, три месяца, может быть, полгода. Конечно, эта история затянулась, но нам казалось в тот момент, что это самое важное, мы должны сделать, это наша миссия, как во время войны многие фабрики помогали фронту, так мы помогали врачам.

А. Сулхаева:

- Чувствовали отдачу, благодарность?

О. Муравьева:

- Да. Знаете, когда мы в нашу больницу сначала отправили шоколад… Первый шоколад мы отправили в больницу в Коммунарке, первый такой ковидный госпиталь. Вы знаете, врачи, они не ожидали, что мы не просим кого-то устроить в больницу, а просто присылаем им шоколад. И все врачи, они очень были благодарны. Потому что в такой тяжелый момент вот эта плитка шоколада, еще с поддержкой иммунитета…

А. Сулхаева:

- …немножечко радости добавляла в их сложные будни.

О. Муравьева:

- Да, совершенно верно. Безусловно, у нас продажи выросли в ковидный год, мы подключили большое количество маркетплейсов, в нашем интернет-магазине в 300 раз увеличились продажи, и это было очень здорово. Сейчас некоторые сегменты рынка просели, но в общем был плюс. За ковидный год у нас по продажам был плюс 18%, это очень хороший показатель для такого сложного времени. В этом году мы перекрыли свои результаты, и у нас еще больше рост, потому что я думаю, что люди, когда им было тяжело и они встретились с хорошим, качественным продуктом, который поднял им настроение, они испытывают доверие к нему и сейчас потребляют его больше, чем потребляли раньше.

А. Сулхаева:

- В любом случае, мы такую параллель можем провести, что в сложные времена люди начинают есть сладкое больше.

О. Муравьева:

- Да, совершенно верно.

А. Сулхаева:

- А что все-таки с ценами? Ведь сейчас действительно дорожает абсолютно всё, и я думаю, что кондитерские изделия не исключение. Недавно совсем прошла новость о том, что цены на них будут расти, и мы решили провести свое собственное исследование, спросить прохожих, жителей Москвы об их отношении к сладкому и его подорожанию. Давайте послушаем, а потом прокомментируем.

- Привет, ребята. Это Юрий Кораблев и «Радиодозор». Россиян предупредили о подорожании сладостей – шоколад, конфеты и пирожные. Спросим у обычных прохожих, любят ли они сладкое и как часто его едят.

Какие сладости вы предпочитаете?

- Господи, это очень сложный вопрос. Я люблю мороженое с шоколадной крошкой.

- Сладкое едите когда? Когда вам плохо, и вы что-то заедаете или когда вам хорошо, наоборот?

- Я ем сладкое тогда, когда мне хочется есть сладкое.

- Горький шоколад.

- Горький?

- Это вот этот, невкусный который?

- Да.

- А зачем же вы его едите?

- Полезный. Для настроения.

- А ты, ребенок, какие сладости предпочитаешь, что самое вкусное?

- Шоколадки, молочный шоколад.

- Вот, говорят, подорожает сладкое, шоколад и шоколадные конфеты. А как часто вы это едите?

- Шоколадные конфеты?

- Да, шоколадные конфеты.

- Ем.

- Часто?

- Да. Вечером с чаем.

- Каждый день?

- Каждый день.

- Вы часто едите пирожные и шоколадные конфеты?

- Нет, наверное. Я занимаюсь спортом.

- А что, конфетки – это вредно?

- Отчасти да.

- Ну ладно, сколько раз в месяц вы можете себе позволить шоколадные конфеты?

- Раза 4, думаю.

- Не больше?

- Ну, бывает иногда больше.

- Какая у вас сила воли.

- Мармелад люблю. И шоколадки еще.

- Можете себя назвать сладкоежкой?

- Нет, не могу.

- Если подорожают сладости, это отразится на вашем бюджете или не сильно, пусть оно дорожает?

- Да нет, не сильно. Мы сейчас не особо по сладкому.

- А чего вы тогда едите?

- Все остальное.

- Авокадо, папайю и вот это всё?

- Да.

- Вы какие сладости предпочитаете?

- Конфеты, шоколад.

- Любите или так?

- Люблю.

- А что лучше – кусок мяса или гость шоколадных конфет?

- Кусок мяса.

- А потом шоколадные конфеты?

- Ну да.

А. Сулхаева:

- Ну, вот такие ответы от наших жителей, от москвичей. Как сами прокомментируете, будут ли цены по вашей фабрике расти на шоколад или нет?

О. Муравьева:

- Безусловно, цены растут. Потому что и курс доллара меняется, а сырье, какао-бобы, в России не растут, мы возим их из Африки. Конечно, подорожали очень сильно картон, бумага, то есть упаковочные материалы. Поэтому, конечно, подорожание будет. Сахар даже подорожал, молоко подорожало.

А. Сулхаева:

- Все дорожает.

О. Муравьева:

- Все ингредиенты. Но я услышала, что люди говорят о том, что они предпочитают полезную еду. И тут мы сделали тоже свой ход от фабрики и сделали шоколад без сахара для тех, кто худеет, а также выпустили целую линейку конфет без сахара – вафельные конфеты, трюфели без сахара. И люди очень хорошо откликнулись на эти новинки и с удовольствием их покупают.

А. Сулхаева:

- Полезные конфеты из-за той самой тенденции и моды на ЗОЖ и правильное питание, о котором говорили как раз наши слушатели и участники опроса, идет спрос именно на такие конфеты без сахара, с заменителями.

О. Муравьева:

- Да.

А. Сулхаева:

- А насколько они полезны? Существует много мифов о том, что все эти полезные добавки, заменители сахара, они не очень-то полезны для организма.

О. Муравьева:

- Есть химические заменители сахара, а есть натуральные. Мы используем стевию. Это растение, которое в 300 раз слаще сахара. Поэтому такие продукты, они очень полезные, если они сделаны на стевии. Мы используем тот сахар, который должен был быть в продукте, мы заменяем пищевыми волокнами. Это инулин, он очень полезен для организма, присутствует даже в детском питании, потому что это натуральный пребиотик. И добавляем небольшое количество стевии, для того чтобы вкус оставался сладким. Поэтому продукт очень полезный. И мы сделали линейку специальную для спортсменов, линейка шоколада для похудения со специальными добавками, называется «Слим энд фит».

А. Сулхаева:

- Вот, друзья, сбылась мечта всех сладкоежек, теперь можно есть шоколад и не толстеть, в любых количествах. Скажите, пожалуйста, а главные покупатели и потребители конфет в нашей стране – это все-таки женщины или мужчины?

О. Муравьева:

- Безусловно, женщины. Мы рассматривали срез своих покупателей. И оказалось, что 65% - это женщины в возрасте от 35 лет, активные, с активной жизненной позицией, в основном с высшим образованием. Потому что женщины активные, они смотрят состав, им очень важно, что они едят. Поэтому они выбирают именно нашу фабрику, потому что мы следим за тем, чтобы продукты были не только вкусные, но полезные и безопасные для организма.

А. Сулхаева:

- Как-то сейчас, в наше сложное пандемийное время, поддерживает государство кондитерскую отрасль? Ведь наверняка это такая, скажем, не первая необходимости продукция, не хлеб, не картофель, а все-таки сладкое, без него можно и обойтись.

О. Муравьева:

- Вы, наверное, сильно удивитесь, что кондитерская отрасль, она отнесена к Министерству сельского хозяйства. А поскольку это очень активное министерство, они нас сильно поддерживают, помогают, у них есть программы поддержки бизнеса, малого, среднего и крупного. Мы относимся к крупному бизнесу. Есть определенные субсидии, нам помогают, субсидируют, например, транспорт, доставку. Если мы отправляем свою продукцию за границу – в Америку, в Китай, в другие страны, нам возвращают стоимость транспорта. Предположим, если мы участвуем в выставке международной (а мы участвуем минимум 10-12 выставок в год), нам возмещают стоимость этой выставки, застройку стенда. То есть большие меры поддержки.

А сейчас правительство организовало обучение по повышению производительности труда. Есть такой Федеральный центр компетенций, и они абсолютно бесплатно приезжают на предприятия и в течение года обучают сотрудников, как повысить производительность труда на предприятии, как сделать производство бережливым, чтобы были минимальные затраты. Причем, если, например, необходима реконструкция производства либо покупка какого-то оборудования, они выдают деньги под 1% годовых на 5 лет. Это огромная поддержка, потому что сейчас, конечно же, кредитные деньги стоят дорого, все это знают, и здесь такая субсидированная ставка, это очень здорово, большая помощь.

А. Сулхаева:

- Слушайте, очень здорово. Вообще редко какой предприниматель может сказать, что ему сильно помогает государство. Это прям какой-то нонсенс сейчас у нас в программе происходит.

О. Муравьева:

- Это новая тенденция.

А. Сулхаева:

- Здорово. Будем рассчитывать, что и на другие отрасли она также как можно скорее распространится. Готовясь к нашему эфиру, я, конечно же, читала вашу биографию и удивлялась, насколько вы на самом деле редкая и, не побоюсь этого слова, уникальная даже в чем-то женщина. Почему? Не только как личность, а еще и чисто статистически. Во-первых, вы мама пятерых детей. Таких семей в нашей стране всего около 100 тысяч.

О. Муравьева:

- Да ладно!

А. Сулхаева:

- Да. Среди ваших детей есть тройняшки. Это еще большая редкость. Вы в браке со своим мужем Виталием более 30 лет. Таких семей у нас тоже очень мало. А еще (что еще более редкое, чем даже тройняшки в семье) вы генеральный директор крупного бизнеса, крупной кондитерской фабрики «Победа». И это как раз случается с нашими женщинами гораздо реже, чем все вышеперечисленное. Потому что буквально несколько дней назад были опубликованы данные исследования международной консалтинговой компании Deloitte, по которому статистика такова, что женщины в советах директоров (даже не генеральные директора), они становятся всего лишь в 5% случаев в нашей стране. Как вы думаете, почему так мало? Вообще задумывались об этом?

О. Муравьева:

- Знаете, у меня на этот счет есть своя теория. Я думаю, что это не потому, что их туда не пускают, а потому что многие женщины не хотят становиться генеральными директорами, потому что у них меньше времени остается на себя, на свою семью. И даже в школе, если опросить девочек, сколько девочек из класса хотят стать домохозяйками и растить дома детей, - 50%.

А. Сулхаева:

- Да?

О. Муравьева:

- Да. А сколько мальчиков хотят стать домохозяином и растить дома детей? Ни одного. Поэтому мальчики вырастают, становятся генеральными директорами, а девочки становятся многие домохозяйками либо занимаются какими-то небольшими бизнесами либо работают где-то.

А. Сулхаева:

- Но вы пошли по пути совмещения того и другого, реализовали себя как в семейной жизни, так и в профессиональной. Как удается успевать и вообще быть настолько продуктивной? Есть какой-то рецепт?

О. Муравьева:

- Да, безусловно, рецепт есть. Я стараюсь планировать свое время максимально. И на всех тренингах говорят, что нужно распланировать 60%, а 40 оставить на непредвиденное. Я планирую 100%, а все непредвиденное – за счет сна.

А. Сулхаева:

- А когда же вы спите? При этом прекрасно выглядите. Как это удается?

О. Муравьева:

- Ну, знаете, как оказалось, человеку можно спать меньше 8 часов и при этом чувствовать себя очень хорошо. Важно знать свои фазы сна и вовремя засыпать.

А. Сулхаева:

- То есть качество сна повышать.

О. Муравьева:

- Да, качество сна. Совершенно верно.

А. Сулхаева:

- У вас семейный бизнес, вы открыли свое кондитерское производство вместе с мужем еще в 1999 году. Как получилось так? И вообще, как вы решили, что должность генерального директора именно ваша, а не мужа?

О. Муравьева:

- Ну, мы очень многое делаем вместе. И для нас было очень важно, кому что нравится делать. Мне очень нравится создавать новые вкусы, строить заводы, покупать оборудование. Это, знаете, даже больше, чем покупать сумочки и сапоги. Поэтому женщины меня поймут, это такой драйв, когда ты задумываешь новую линию и можешь ее реализовать, отчертить и получить именно тот продукт, который ты задумал.

А. Сулхаева:

- А его какая функция?

О. Муравьева:

- Муж, он, знаете… Виталий, он стратег. Поэтому он отвечает за стратегическое развитие, за финансирование. Безусловно, у него есть огромная творческая составляющая, потому что он закончил художественную школу в свое время, он прекрасно рисует, и все дизайны наших изделий сначала делал он сам, потом уже под его руководством делает наш дизайн-отдел. Идеи в основном все его. Он занимается продажами, потому что там тоже нужна четкая стратегия. Поэтому мы с ним поделили функции, которые каждый взял на себя. И поскольку я больше времени нахожусь на фабриках - у нас сейчас 3 производственные площадки, две в России и одна в Латвии, и мы были первым производством, российское производство, которое открылось в Европе.

А. Сулхаева:

- Расскажите сначала. Вы всегда мечтали об этой жизни в шоколаде (назовем это так), с детства?

О. Муравьева:

- Шоколад я любила с детства. И поскольку шоколад мы ели очень редко, один раз в году, дедушка приносил нам такой пакет с шоколадом, и нас отправляли в Питер на дачу. И надо было терпеть, одну плитку можно было съесть в поезде, а вторую нужно было оставить до дня рождения, когда придут дети, каждому по кусочку, нужно было угостить. И я всегда мечтала, что когда-нибудь вырасту и съем столько шоколада, сколько захочу.

А. Сулхаева:

- Ну, хорошо, многие дети мечтают о шоколаде и любят его, но не все строят шоколадные фабрики. Как вы, собственно, пришли к тому, что… Как ваша фабрика появилась, с чего все началось?

О. Муравьева:

- Знаете, когда… Мы сначала сделали торговый бизнес…

А. Сулхаева:

- Многие дети любят шоколад и мечтают съесть его столько, сколько им никогда не разрешают или не дают, но не все строят шоколадные фабрики. Как вы пришли к тому, что это стало вашим бизнесом, а не только мечтой?

О. Муравьева:

- Я физик-математик по образованию, а муж биофизик. И в какой-то момент, когда я ушла в первый декрет, мы поняли, что невозможно прожить на наши зарплаты и нужно подумать о бизнесе. Сначала это был небольшой бизнес, небольшой цех, скажем так, в центре Москвы, на Новослободской, где муж варил массу для «Птичьего молока» - мы делали пирожные и торты – а я их продавала. Поскольку время декрета, на работу я не ходила, занимались этим. Ну, мы были тогда еще студентами и нам эта очень нравилась затея. Потом мы поняли, что бизнес нужно развивать и мы сначала открыли торговую кампанию, но поскольку муж очень классно рисовал, то он делал дизайны для иностранных конфет. Конфеты покупали в разных странах – во Франции, в Болгарии, Польше – и делали наш русский дизайн, а я подгоняла вкусы, работая с их технологами, чтобы вкусы соответствовали российским. После 1998 года, когда был сильный кризис, мы поняли, что больше невозможно привозить оттуда, для наших людей это уже слишком дорого, и тогда мы приняли решение открыть фабрику здесь. Безусловно, мы не были производственниками и мало знали о производстве, поэтому я поехала сначала в Германию, поучилась там две недели кондитерскому мастерству, потом я прошла ускоренный курс здесь у нас в институте, прочитала много книжек по технологии, по оборудованию, ну и мы решили, что этого достаточно, чтобы открыть фабрику.

А. Сулхаева:

- А помните вот именно свои первые кондитерские изделия? Как создавались рецепты?

О. Муравьева:

- Первое наше кондитерское изделие – это были конфеты «Мишки в лесу». 4 сентября – это такая важная для нас дата – 2000 года мы произвели свои первые конфеты, линию для их производства мы купили в Бельгии, потому что считали, что бельгийские шоколатье лучшие и поэтому у нас должна быть самая лучшая линия, которую мы привезли из Бельгии. Мы сделали эти конфеты, мы очень радовались, линия была малюсенькой, всего 10 метров в длину, площадь фабрики в тот момент у нас всего была 1200 метров.

А. Сулхаева:

- Это мало, считается?

О. Муравьева:

- Со складами, с линиями, вот все-все вместе, с офисом, и она делала 150 килограмм в час всего продукции.

А. Сулхаева:

- А сейчас?

О. Муравьева:

- Сейчас площадь наших фабрик составляет 40 тысяч квадратных метров и мы выпускаем ежедневно или, можно сказать, ежемесячно (какая цифра интереснее) – 8 тонн в час выпускает фабрика шоколада. Вот в час, наверное, людям… фура шоколада – это вот огромная такая машина, - это 20 тонн. Вот 8 тонн в час. Представляете себе это количество?

А. Сулхаева:

- Сумасшествие какое-то. Да. Насколько я знаю, ведь вы же экспортируете свою продукцию. Не только ее в России реализовываете, но и отправляете в США, в Китай. Вообще в разных странах вкусы на шоколад и на кондитерские изделия, они разные? Или плюс-минус все любят сладкое?

О. Муравьева:

- Да, конечно, разные. Например, американцы любят более сладкий шоколад и, когда они у нас покупают, они просят – добавьте больше сахара, а то ваш шоколад не сладкий. Россияне наоборот любят несладкий шоколад. Но самый несладкий шоколад любят в Китае. Они считают наш шоколад сильно сладким и просят положить сахара поменьше.

А. Сулхаева:

- А есть там какие-то специфические вкусы? Не знаю, острый шоколад?

О. Муравьева:

- Вы знаете, да, в каждой стране есть свои вкусы, например, в Польше любят шоколад с клубникой, очень любят клубничные вкусы. В Европе любят такой мятный вкус. В Италии любят с сыром маскарпоне шоколад, и мы делаем такие трюфели и шоколад с сыром маскарпоне. В каждой стране есть свои традиции и мы стараемся производить для них продукт, который традиционен не только в России, но и в той стране, в которую мы поставляем.

А. Сулхаева:

- Очень интересно. В 2016 году вы открыли свою первую фабрику в Латвии, вот скажите, пожалуйста, как у нее сейчас дела, потому что с тех пор очень много всего поменялось в мире, ну и вообще в целом.

О. Муравьева:

- В Европе очень хорошо относятся к бизнесу и невзирая на политику, к российскому бизнесу относятся хорошо. Нам очень помогало руководство порта, а мы находимся в портовом городе Вентспилс в Латвии, буквально в километре от моря. И, вы знаете, это поменяло вкус нашего продукта. Потому что мы купили такое же оборудование, как в России, завезли такое же сырье, а вкус такой же не получили. И мы долго не могли понять, почему. Оказалось, что в воздухе такое количество соли и йода, в морском воздухе, что вкус шоколада меняется.

А. Сулхаева:

- Ничего себе!

О. Муравьева:

- Теперь наши фабрики спорят, какой же шоколад вкуснее – латышский или русский?

А. Сулхаева:

- Очень интересно. Я даже не могла задуматься о том, что даже воздух и наличие в нем каких-то определенных микроэлементов может менять вкус шоколада. С ума сойти!

О. Муравьева:

- Да.

А. Сулхаева:

- Я думаю, что вы замечали, что, когда берут интервью у мужчин, их обычно спрашивают только о карьере, ну, максимум, еще о политике. Конечно, когда мы берем интервью у женщин и разговор так или иначе, даже если мы хотим говорить только о делах с суперуспешной бизнесвумен или женщиной-политиком, мы все равно приходим к теме семьи. И, конечно же, у меня, тем более, с вашим уникальным семейным бэкграундом, есть вопросы именно личного характера. Расскажите, пожалуйста, для начала о том, как вы познакомились со своим супругом? Я так понимаю, что это такая еще студенческая история.

О. Муравьева:

- Да, совершенно верно. Нас познакомил мой брат. Он вместе с моим мужем работал во Втором Медицинском институте, они были там лаборантами, и так получилось, что мы встретились как раз около этого Второго Медицинского института и как-то сразу поняли, что нам нужно быть вместе.

А. Сулхаева:

- Здорово. А как вы поняли, что вам комфортно не только жить вместе, но и работать?

О. Муравьева:

- Мы начали работать вместе еще до того, как поженились. Мы хотели ходить в бассейн и для того, чтобы туда пойти, нужно было как-то добыть денег. И мы придумали делать различные игрушки – мы делали сережки, мы делали какие-то украшения – в то время было очень модно делать из гитарной струны и женских колготок бабочек. Вот бабочек делали и таким образом заработали себе деньги и ходили вместе в бассейн.

А. Сулхаева:

- В общем, творческие идеи всегда двигали вас вперед?

О. Муравьева:

- Да, совершенно верно.

А. Сулхаева:

- Очень здорово. А не убивает ли… вот вы сейчас действительно много времени проводите с мужем как дома, так и на работе. Вот совместный бизнес, постоянное общение по профессиональным каким-то задачам, не убивает романтику в отношениях?

О. Муравьева:

- Нет, конечно. Дело в том, что отношения и любовь – это такие сильные чувства. Мы стараемся уделять время и своим отношениям. На день рождения мужа мы всегда уезжаем на 4-5 дней куда-то – каждый раз выбираем новую страну – чтобы побыть вдвоем, чтобы почувствовать вот эту нежность, близость и то удовольствие, которое мы испытываем друг от друга. Потому что, когда рядом дети, это тоже очень хорошо, я очень люблю совместные поездки с детьми, но все равно, вот той романтики отношений рядом с детьми, конечно же, нет.

А. Сулхаева:

- Ну, другое, конечно. Вот скажите, пятеро детей – это такое осознанное решение? Вы всегда хотели большую семью, в которой будет много детей? Или так вот бог дал?

О. Муравьева:

- Вы знаете, я с детства мечтала, что я буду жить в домике на опушке леса, что у меня обязательно будет лошадь, на которой я буду ездить на работу. И что обязательно будет много детей и много животных.

А. Сулхаева:

- Что из этого сбылось?

О. Муравьева:

- Вы знаете, все.

А. Сулхаева:

- Прекрасно!

О. Муравьева:

- Кроме того, что я не езжу на лошади на работу…

А. Сулхаева:

- Но лошадь есть?

О. Муравьева:

- Однозначно. Конечно. У нас живут две маленькие пони – это мини-пони шотландские, они всего 80 сантиметров в высоту, но удовольствие от них необыкновенное. Это как такие огромные собаки, но только пони.

А. Сулхаева:

- Как интересно! Скажите, пожалуйста, вот о детях. Все-таки действительно большой бизнес накладывает временные ограничения по времени, которое вы проводите с семьей и правда ли, что это за история, что ваш старший сын Андрей в детстве так редко видел маму и папу, что в какой-то момент заявил в школе, что он сирота? Что это такое? Изменило ли это ваше отношение к времени, которое вы проводите с детьми?

О. Муравьева:

- Да, безусловно. Когда мне позвонила его учительница и спросила, все ли у меня хорошо, потому что Андрей сказал, что он сегодня уже сирота, я поняла, что фабрика слишком много времени моего занимает и что сын от этого страдает, нужно больше ему уделять времени. И я ездила каждый день из Москвы на фабрику, а фабрика 100 километров от Москвы, ну еще там по Москве нужно было проехать километров 50 – 150 километров каждый день, туда и обратно. Чтобы все-таки видеться с ребенком. И для него было очень важно, что мама готова…

А. Сулхаева:

- …этот подвиг совершать.

О. Муравьева:

- Этот подвиг совершать ради него, да. И когда родились тройняшки, и мы задумались строить фабрику в Латвии, старший сын пришел и сказал – мама, я хочу, чтобы дети себя видели, поэтому сам поеду в Латвию и сам буду строить фабрику. Ему в тот момент было всего 26 лет. Но решение было такое уже взрослое и осознанное, хотя тяжело было бросить ту среду, в которой он вырос, друзей, знакомых, девушек, и уехать в чужую страну. Но он это сделал ради братьев и, конечно, братья ему очень благодарны, потому что мама уезжала всего там на пару дней в неделю, а так бы я находилась там целыми месяцами.

А. Сулхаева:

- Вы рады, что он продолжает ваше такое семейное дело?

О. Муравьева:

- Да.

А. Сулхаева:

- Он нашел в этом свое призвание?

О. Муравьева:

- Маленький, он говорил, что у меня будет ресторанный бизнес – я так люблю вкусно покушать, что только рестораны. А когда он окунулся в бизнес, в эту структуру, то он сейчас направление вот европейское он ведет, у него там фабрика в Латвии, все продажи на Европу – он считает, что это его часть бизнеса. То есть, он не нанятый сотрудник, он член команды, он компаньон. И это очень здорово, что в таком молодом возрасте он смог так хорошо влиться в команду.

А. Сулхаева:

- Невозможно не согласиться. Рождение тройняшек стало большой неожиданностью для вас? Ну, то есть, шли за вторым, а получили сразу четверо детей!

О. Муравьева:

- Да, да, шли за девочкой, а получили трех мальчиков!

А. Сулхаева:

- Прекрасно!

О. Муравьева:

- Знаете, сын спорил со всеми и говорил – давай поспорим на сто долларов, что мама родит тройняшек. Ну, все смеялись и говорили – ну, мама же ездит на работу, конечно, никого она не родит. Ну и, конечно, он подзаработал на рождении братьев, и мы очень волновались, что у него будет ревность, и для того, чтобы она не возникла, для того, чтобы рождение братьев было для него большим праздником, мы купили ему мотоцикл. Поэтому у него был двойной праздник.

А. Сулхаева:

- Подкуп!

О. Муравьева:

- Да. Появление братьев и мотоцикл.

А. Сулхаева:

- Ну хорошо, один ребенок был – понятно, много дел по открытию фабрик, управлению бизнесом – как-то еще можно совместить с воспитанием одного сына. Но тут их стало еще трое – плюс три – как это все успевалось? Понятно, что фабрика в Латвии была отдана старшему сыну и вы немножко там меньше уделяли внимания, но бизнес в Москве он же все равно развивался, масштабировался в это время.

О. Муравьева:

- Ну, прежде всего, я не стала делить жизнь на работу и семью. Я решила, что мне надо и то, и другое ,и поэтому я совмещала. Это очень сильно мне помогло. Второе - мы образовали такую домашнюю команду, поделили обязанности, кто за что отвечает, и от этого было легче, потому что, например, за купание детей отвечала я и старший сын, мы сразу клали всех троих в ванну и, пока он двоих держал, я третьего мыла, потом он принимал, следующего – и так далее. То есть, все обязанности были поделены, за счет этого было легче. Бабушки помогали, безусловно. Я с детьми, мы на пятый день вышли из роддома и на седьмой день поехали на работу. Я загрузила детей в машину и подумала, что на фабрике свежий воздух – это даже лучше, чем в Москве – поэтому они гуляли во дворе фабрики, я их забирала покормиться в кабинет, и они снова гуляли. И теперь, когда дети приходят на фабрику и помогают мне, они говорят – мама, у нас такое впечатление, что вся фабрика нас растила. Потому что подходят какие-то незнакомые люди и говорят – я тебя качал в колясочке, я тебя кормил. И так далее. Поэтому для них фабрика стала чем-то таким важным – частью их дома, частью их жизни. И мне было легче, что я не бросаю их дома, что они со мной, что они рядом. И благодаря этому появились новые продукты, новые конфеты. Конфеты с трюфелем для похудения, с кислородом и горьким шоколадом. То есть, дети – они помогают…

А. Сулхаева:

- Они как-то вот именно вовлекаются в ваш сейчас бизнес? Помогают какие-то новые вкусы создавать?

О. Муравьева:

- Да, конечно. Знаете, поскольку они с самого раннего детства находились на фабрике, сначала они там клеили стикеры на блоки, потом они складывали конфетки. А когда в выходные, они очень часто любят работать в лаборатории, и у них, знаете, такое творчество идет. И как-то раз я оставила их в лаборатории, потому что у меня было очень серьезное совещание и, когда я пришла, я увидела, что они все белые, в крахмале – думаю, боже, что такое, дети, что вы тут делали? Мама, говорят, мы делали все и сразу. И так появилась новая серия конфет из мармелада «Все и сразу» с разными вкусами, потому что такое название «Все и сразу» - дети, они же очень творческие – и есть такой способ отливки в крахмал, когда лоток заполняется крахмалом и дальше выштамповывается формочка, то есть, такая луночка в крахмале и туда заливается уже мармеладная масса. Так образуется форма мармелада. И дети, они ставили пальцы в этот крахмал, язык, уши, нос, глаз – в общем, все части тела, которые подходили, они туда – и заливали смесью ароматизированной и, когда я увидела, мне показалось, что это очень круто. И благодаря им появилась серия «Злые языки» - это такие мармеладные языки, посыпанные сахаром и кислотой. Они такие очень едкие, и они появились тоже благодаря детям.

А. Сулхаева:

- Прекрасная творческая энергия царит у вас на фабрике. Я думаю, я хочу на экскурсию.

О. Муравьева:

- Приглашаю.

А. Сулхаева:

- Вот у вас же есть еще младшая дочка, Алена, единственная девочка среди стольких братьев. Какая у нее позиция в семье? Она, наверное, всеобщая принцесса и все ее оберегают, холят и лелеют? Или как? Или вы ее тоже растите целеустремленной?

О. Муравьева:

- Алена тоже, когда родилась, хотя это самый поздний ребенок, самый последний, так же она была со мной на фабрике, жила в кабинете и во дворе фабрики, в зависимости от погодных условий. Так же клеила стикеры, так же помогала укладывать конфеты, работала в лаборатории. Конечно, братья ее защищают. Не дай бог, в школе кто-то к ней подойдет и что-то не так скажет – они всегда придут и разберутся. Конечно, она всеобщая любимица, мы все ее обожаем. Но она очень целеустремленный человек и в шесть лет она приняла решение, что она будет заниматься гимнастикой. Сама приняла такое решение и попросила отдать ее в секцию художественной гимнастики. Вот уже пять лет она непрерывно занимается гимнастикой, ходит на соревнования, занимает там призовые места. Для нее это очень важно. Потому что в большой семье очень сложно самореализоваться. Потому что она видит, что кто-то уже играет на гитаре, этот прекрасно поет, этот пишет какие-то сценарии, а как же я, кто же я, как же мне самореализоваться? Поэтому она очень хорошо рисует, занимается художественной гимнастикой. Ходила в модельную школу…

А. Сулхаева:

- Как вы помогаете детям вот как раз раскрыть свой какой-то потенциал? Ведь действительно в большой семье много и конкуренции, и какого-то копирования друг друга. Как ребенку в такой многодетной семье понять, что именно его призвание? Есть у вас какой-то метод?

О. Муравьева:

- Ну, я думаю, что, прежде всего, нужно с ними общаться, уделять время общению не только всем вместе, но и с каждым отдельно. Я прихожу вечером, когда они ложатся спать, мы разговариваем о том или ином, о том, что хотелось бы. Вместе ходим в музеи, вместе ходим в кино, катаемся на лыжах, на коньках. И в это время рождаются какие-то идеи, мысли, чем бы заняться еще, что бы еще попробовать. И там дочка в какой-то момент сказала – я хочу учить китайский язык, мне это интересно. Я говорю – классно, здорово, давай попробуем. Но обычно я не сразу соглашаюсь, я жду три месяца, если желание не пропадет, а оно укрепится, значит, идем и занимаемся.

А. Сулхаева:

- Хороший метод. Мы поговорили с вами о бизнесе, о взаимоотношениях с супругом, о ваших детях, о вашем плотном графике и умении совмещать все эти ипостаси, а вот есть ли в вашем плотном графике такое важное личное время конкретно для Ольги Муравьевой, женщины, личности, ценной самой по себе, которое вы уделяете именно вот своим личным каким-то планам, мечтам, удовольствиям?

О. Муравьева:

- У меня есть хобби – это животные. Я уже говорила про это. У меня дома есть небольшой зоопарк, в котором живут разные животные, и для меня это очень важное время, которое я уделяю себе и животным, потому что это очень расслабляет, разгружает, дает какие-то дополнительные возможности по энергии, по пониманию себя. Потому что животные – они очень искренние. Люди бывают фальшивыми иногда, а животные – никогда. Поэтому это вот такое место отдыха…

А. Сулхаева:

… для души.

О. Муравьева:

- Для души, да, совершенно верно.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, это важно, конечно, для каждого человека иметь такое внутреннее пространство, да. Скажите, пожалуйста, вы счастливый человек?

О. Муравьева:

- Да, конечно. Очень.

А. Сулхаева:

- А что такое вот счастье для Ольги Муравьевой? В какой момент жизни, когда вы, может быть, что-то конкретное делаете и вы ощущаете себя максимально счастливой?

О. Муравьева:

- Ну, счастье – это совместный отдых с семьей, с мужем и детьми. Счастье – это когда закончились проверки на фабрике. Счастье – это когда все здоровы. И дети, и бабушки, и все члены семьи. Счастье – когда я создаю новые продукты, это безумное счастье! Счастье – это семья. Счастье – это работа. Счастье – это творчество. Это очень многогранно. Знаете, счастье – это как брильянт, чем больше у него граней, тем больше счастье.

А. Сулхаева:

- Здорово! На этой прекрасной ноте в завершение нашего разговора финальная рубрика «Пять советов от гостя». Ольга, от вас, как от человека, который превратил свою детскую мечту в реальность, успел построить целую шоколадную империю и реализовал все свои желания, хочется услышать таких вот пять практических лайфхаков, рекомендаций для наших слушателей, как идти за своей мечтой и совмещать большой бизнес, большую семью и при этом оставаться счастливой.

О. Муравьева:

- Ну, первое – мечтайте. Идите за своей мечтой. Не бойтесь. Обязательно получится.

Второе. Обязательно создавайте команду, с которой вы пойдете к своей мечте. Никогда не делите работу и семью. Занимайтесь всем сразу. Обязательно планируйте свое время на сто процентов – тогда успеете на 110, а, может быть, даже на 120. И будьте добрыми и жизнерадостными, тогда все вокруг будет прекрасным и солнечным.

А. Сулхаева:

- Спасибо огромное за этот по-настоящему вдохновляющий эфир!

Это было «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям, в 12.00.