Сергей Марков: Собчак больше не принадлежит к числу неприкасаемых. Неприкасаемых вообще больше нет

Политолог Сергей Марков
Сергей Мардан обсуждает вместе с политологом Сергеем Маркиным побег Собчак из России

С. Мардан:

- Сергей Марков, политолог, директор института политических исследований. Сергей Александрович, здравствуйте!

С. Марков:

- Здравствуйте!

С. Мардан:

- Сергей Александрович вчера был одним из тех людей, информированных людей, которые написали несколько заметных и важных постов по поводу истории с Собчак. История с Собчак – это сюжет, который дает несколько развилок для важных социальных группы. Это может служить иллюстрацией того, что будет происходить с российской оффшорной аристократией, что будет происходит с медиаполем.

Так начинаю с первого вопроса. Вы вчера были шокированы этим сюжетом или нет?

С. Марков:

- Я не был шокирован. Извините за нескромность, я хороший политический аналитик, я видел, к чему все это идет. И я эти вещи предсказывал. Абсолютное большинство российской элиты было шокировано. Дело в том, что Ксения Собчак была к числу неприкасаемых принадлежала на протяжении многих лет, поскольку является дочкой любимого наставника, учителя Владимира Путина. Поэтому ей позволялось очень многое, в том числе, переходить временами за рамки закона. И все знали, что трогать Собчак нельзя.

Однако не просто с началом специальной военной операции, а с началом больших проблем и трудностей, с сентября было принято решение о частично мобилизации, смене командующего на Суровикина и многие другие вещи, ну, стало абсолютно ясно, что Владимир Путин сбрасывает на себя эту ответственность. И поэтому неприкасаемая каста, которая сформировалась за это время, перестает существовать. И было ясно, что это вопрос времени, когда коснется Собчак и кого-то других еще так же неприкасаемых, в том числе, личных соратников Владимира Путина, с которыми он там служил в Дрездене или в Петербурге еще, КГБ и так далее.

Они были раньше неприкасаемыми, все, теперь этого нет. Наступил теперь для них новый мир. Для них и для российской элиты в целом – это, конечно, колоссальный шок. Но я это ожидал. И предсказывал. И писал об этом.

С. Мардан:

- Сергей Александрович, ведь в этой истории карикатурной и стыдной немного, здесь ведь дело не в Собчак, она тефлоновая, для нее история привычная. Ей ни за что не стыдно. Такой особый психотип. Но сейчас, думаю, в течение недели будут всячески трепать имя славного, великого, одного из самых влиятельных людей России – Чемезова. То есть, Чемезова в этой истории выставили как бы фронтлайнером, то есть, по его заявлению уголовное дело. И вот сейчас же будут задавать простой вопрос: а что же там такое, чем же угрожала-то редакция Собчак, что пришлось уголовку заводить? Вам не кажется, что и это является продолжением вашего тезиса о том, что многое поменялось с конца сентября?

С. Марков:

- Да, многое поменялось. В том числе, Чемезов, он принадлежит к числу боевых товарищей молодости Владимира Путина, вместе с ним работал в КГБ. И тоже он выходит из числа вот этих неприкасаемых. Там есть угроза, что они начнут драку друг с другом, но вот эта вот идея о том, что вот есть некие такие обязательства президента, они сброшены. Это происходит логически. Причем, думаю, с Собчак так происходило. И некоторые думают, что вот там кто-то попросил, чтобы Собчак закрыть, я уверен, что ничего подобного, никто Путина не просил. А он просто сбросил на себя и сказал, ко мне с этими вопросами не подходите, все. Я занят реальными проблемами, которые стали перед страной. А потом уже там хаотические процессы, кто-то начал вот эту кампанию. Я так думаю, что это связано с Тиной Канделаки, которая мстит Ксении Собчак, потому что заявление сделал не просто Чемезов, а заявление сделано от имени мужа Тины Канделаки. Но самое главное то, что президент прекратил заниматься этими проблемами. И сосредоточился на значительно более важных вещах, которые встают сейчас как огромнейший вызов перед страной. Мне кажется, что это хорошо. Ведь в свое время сказал великий Ли Куан Ю, руководитель Сингапура, если вы хотите, чтобы настоящая шла борьба с коррупцией, нужно, чтобы вы, руководители государства, кого-то из ваших личных друзей посадили за коррупцию. А за эти годы они там наверняка, образовались такие. Дайте из посадить за коррупцию. И все поймут, что борьба с коррупцией идет настоящая.

С. Мардан:

- Как вы думаете, мадам Нарусова здесь рядом стоит, тоже важный представитель семьи. И тоже много чего лишнего себе позволяла все последние годы. Как думаете, она долго просенаторствует теперь или нет?

С. Марков:

- Вы знаете, здесь, думаю, не будет чьего-то задания, заказа. Никого не интересует судьба Нарусовой сейчас. Просто она будет иметь отношение теперь уже с общими механизмами. Если выяснится, что она нарушает какой-то закон, пойдем по закону, будет арестована и, может, из сенаторов и так далее. И тоже по процедуре.

То есть, прекращается фаворитизм в отношении этих людей. Кстати, у него есть недостатки, но это понятно, почему, потому что Владимир Путин для того, чтобы ему большие изменения сделать в стране, нужна была бы команда доверенных людей, которым он мог бы доверять. И он взял на себя тоже какие-то обязательства на них, ну, за их судьбу и так далее, чтобы их не обижали. Но сейчас это прекращается. И это значит – новый мир. Понимаете, с какой точки зрения он немного лучше, чем предыдущий, кому-то кажется, что не совсем, не правильно. Но суть в том, что это новый мир, в котором мы живем с середине сентября и когда были приняты эти ключевые решения.

Не знаю, Нарусова теперь не будет беседовать, Нарусова теперь не будет возможность сделать телефонного звонка президента, где-то что-то такое попросить. Вот это самое главное.

Все, становится обычным человеком. И поэтому элита так и реагирует, когда не понимает, что правила игры кардинально поменялись. Как-то они ориентировались на каких-то людей из ближайшего окружения Путина, то теперь им, может, ориентироваться не надо, потому что такой помощи не будет. Все, товарищи, теперь по закону, по общим правилам.

С. Мардан:

- Я сейчас не о семействе Собчак – Нарусовой, я сейчас говорю о ближнем круге, как его называли последние годы в широком смысле, вы не боитесь, что поскольку руководитель сказал, все, мне не до вас, они сейчас просто передерутся и от этого будет много дополнительных и не нужных проблем для страны.

С. Марков:

- Да, боюсь. Такая угроза есть. И обязательно передерутся, потому что и ресурсы заканчиваются, и тревожная ситуация. Но это ничего страшного. Иногда элиты дерутся друг с другом. Это существует во всех странах, во все народы, во все периоды. Ничего страшного.

С. Мардан:

- По крайней мере, нам будет, за чем наблюдать и что с интересом и со злорадством обсуждать! Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно!