Кто должен учить ребенка правилам дорожного движения?

Россия беz ДТП
В гостях на «Радио «Комсомольская правда» советник Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Татьяна Бердникова рассказывает про то, как профилактическая работа в школах влияет на поведение детей на дорогах

86% ДТП с участием детей происходит по вине водителей транспортных средств. Как заинтересовать автомобилистов-родителей, а также их детей, выполнять правила дорожного движения? Как ни странно, эти процессы взаимосвязаны, рассказала ведущим программы «Россия беz ДТП» Вадиму Мельникову и Антону Челышеву советник Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Татьяна Бердникова.

«НЕ БУДЕМ ОБВИНЯТЬ В ДТП ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ»

А. Челышев: - Татьяна Сергеевна, Министерство просвещения России имеет статистику аварийности с участием школьников. Как результаты этого аналитического труда применяются в работе школ и детских садов? Статистика как-то влияет на то, как с детьми по обучению их правилам дорожного движения работают учителя и воспитатели?

Т. Бердникова: - Конечно. Мы свою работу строим на основе анализа аварийности, на основе ситуации с дорожно-транспортным травматизмом, в том числе детским. И мы, конечно же, тщательно отслеживаем все тенденции, которые происходят. Наверное, вы сами знаете о том, что 5 лет назад, к примеру, количество детей-пассажиров, погибших в ДТП, составляло примерно 40%, сейчас это больше 60%. И эта тенденция развивается дальше: все больше дети в стране страдают в качестве пассажиров. Мы это, естественно, видим и отслеживаем.

Второй момент. Происшествия, в которых пострадали либо погибли дети, нередко связаны с отсутствием световозвращающих элементов на одежде. Мы не говорим о том, что это главная причина ДТП, но сопутствующий фактор, который мог повлиять в темное время суток на риск возникновения такого события. Поэтому, конечно, когда мы видим, что эта цифра стала выше или является какой-то значительной, мы все свои профилактические меры акцентируем на этом.

Точно так же мы выявляли весной в прошлом году резкий рост дорожно-транспортных происшествий с участием мопедов и мотоциклов. Я сейчас не говорю о средствах индивидуальной мобильности, я говорю именно о механических транспортных средствах. И в направлении мы тоже организовывали свои профилактические мероприятия. Поэтому, конечно же, мы очень тщательно эти моменты отслеживаем.

В. Мельников: - Напрашивается такой вопрос. А есть ли какой-то KPI для дошкольных и других образовательных организаций в случае выявления всплеска ДТП рядом с ними или это все передано на уровень муниципалитетов или регионы?

Т. Бердникова: - Вадим, наверное, не открою тайну, что работа эта настолько комплексная и системная, что, наверное, не совсем правильно обвинять руководителя образовательной организации за случай дорожно-транспортного происшествия, который произошел вне рамок его территории, к примеру, на пешеходном переходе. Тут все должно рассматриваться комплексно. В рамках проведения дознания по фактам дорожно-транспортных происшествий изучается роль главы администрации, как был выявлен или не выявлен какой-либо улично-дорожный недостаток. Проверяется, как ребенка обучали правилам дорожного движения. Но мы тут говорим больше не о правилах дорожного движения, а о способности ребенка оценить ситуацию, оценить ее рискованность и принять правильное решение.

Более того, мы на федеральном уровне составляем «дорожную карту» профилактических мероприятий совместно с ГУОБДД МВД России, для того чтобы выработать общую концепцию, общую политику. И каждый раз эта карта отличается от подобных документов прошлых лет. Потому что мы реагируем на изменение обстановки, у нас меняются акценты. Но региональные министерства образования, когда на основе нашего документа составляют свои региональные ведомственные документы, исходят уже из своего анализа аварийности, исходя из своих проблем, которые существуют на уровне региона.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ

А. Челышев: - Накануне интервью «Комсомольская правда» провела опрос слушателей и читателей в социальных сетях. Ответы предлагались следующие: да, ребенок хорошо знает ПДД и соблюдает их; ребенок знает только сигналы светофора; в нашей школе детей ПДД не учат; не надеемся на школу, обучаем сами. Опрос, проведенный в Одноклассниках, показал, что самая большая группа – «не надеемся на школу, обучаем сами». Тут нет варианта, что школа не учит, тут вариант «не надеемся на школу» (43,5%). Далее – «да, ребенок хорошо знает правила дорожного движения и соблюдает их» (почти 31%). «Ребенок знает только простейшие правила» (без малого 13%). И столько же, в районе 13%, «в нашей школе детей правилам дорожного движения не учат».

Еще провели опрос ВКонтакте. Здесь тоже больше половины (54%) сказали «не надеемся на школу, обучаем сами». При этом только 20% родителей считают, что их ребенок хорошо знает правила дорожного движения. 16,4% сообщили, что ребенок знает только простейшие правила. И лишь 10% сказали, что в школе детей правилам дорожного движения не учат. Но тут надо понимать, что, может быть, конечно, и учат, но родители не знают о том, как это происходит. Поэтому сейчас самое время поговорить о том, как построена схема преподавания основ безопасности дорожного движения в школах.

Т. Бердникова: - Мне кажется немного странной формулировка вопроса – «не надеемся на школу». Изначально предполагается некий обвинительный элемент. А мне видится за этой цифрой несколько другое. Что родители осознают как раз свою ответственность за то, чтобы его ребенок мог вести себя безопасно. И это очень радостный момент. Потому что те большие, массовые социальные кампании, которые проводятся в стране уже на протяжении длительного времени, все-таки дают свои результаты. Мы смогли поменять сознание водителей и родителей. Если ты сам не будешь примером для собственного ребенка, - пристегивая ребенка в автомобиле, передвигаясь по пешеходному переходу - никакая образовательная организация не научит ребенка вести себя безопасно. Это на самом деле здорово, что родители стали так относиться. Несколько больше сложностей возникает с более старшим поколением, которое является бабушками нашим подросткам и т.д. Вот у них, к сожалению, еще есть те остатки, что кто-то должен научить, а они ничего не должны, и не считают нужным соблюдать правила дорожного движения при своих внуках. В этом проблема.

А. Челышев: - Я хотел бы оттолкнуться от того, как вы прокомментировали результаты нашего опроса. Вы сказали, что родители стали больше уделять этому вопросу внимание. Это хорошо. А школа стала больше уделять этому внимание? Как сейчас построена схема преподавания основ ПДД в школах?

Т. Бердникова: - Сейчас, как вы знаете, вся деятельность образовательной организации, весь учебный процесс строится на федеральных государственных образовательных стандартах. Это очень эффективный инструмент. Причем эти ФГОСы обновлены буквально в мае 2021 года, и по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности» есть конкретные требования к результатам образовательных программ. То есть, какие бы формы ни применял учитель, какими бы методами и учебными программами он ни пользовался, в любом случае его выпускник при завершении какого-то определенного периода должен владеть навыками безопасного поведения на проезжей части, ребенок должен уметь увидеть опасность и правильно на нее отреагировать.

И в этой части очень эффективным инструментом является задействование дополнительного образования. Потому что тема безопасности дорожного движения сама по себе такая, которая не предполагает академического заучивания каких-либо тезисов, каких-либо требований, просто потому, что ребенок в силу своей возрастной психологии, развития своего не может соотнести знание, к примеру, каких-то жестов регулировщика на свою собственную жизнь. Поэтому, конечно, здорово, что у нас задействовано дополнительное образование, которое как раз дает возможность проходить это в игровой форме. В зависимости от возраста усложняются задания, объемы получаемых знаний. Например, в рамках поручения президента Российским союзом автостраховщиков совместно с МВД России был реализован проект «Лаборатория безопасности».

Так вот, как раз «Лаборатория безопасности» для меня, например, очень яркий пример правильного подхода, когда в рамках такой творческой, игровой деятельности отрабатываются правильные навыки поведения на дорогах. Есть отдельные тренинги для детей-пешеходов, есть тренинги, которые переносят ребенка в реальную обстановку и при возникновении опасности смотрят, как реагирует ребенок.

ВНЕУРОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯ

В. Мельников: - Татьяна Сергеевна, если безопасность детей на дорогах это так важно, почему у нас все-таки эта история пока не стала отдельным предметом? К этому мы должны прийти, либо такая цель сейчас пока не ставится?

Т. Бердникова: - Вадим, если мы исходим из анализа ситуации, у нас с каждым годом все меньше травм получают дети по своей собственной неосторожности. Более того, 86% ДТП с участием детей происходит по вине водителей транспортных средств. Поэтому именно как отдельный предмет в рамках того, что уже сейчас реализовано в ФГОСах, наверное, это направление не является настолько важным. Знаете, у нас проводился достаточно интересный мониторинг. Так вот, из 23 тысяч организаций дополнительного образования, которые приняли в нем участие, более чем в 7 тысячах реализуется предмет «Безопасность дорожного движения». Это очень большой показатель. Получается, что тема безопасности дорожного движения находится из 15 позиций на 2-4 месте, то есть в числе главенствующих, которые родители выбирают для своих детей для продолжения образования в рамках внеурочной деятельности.

В. Мельников: - Это действительно хороший результат, и мы с вами видим, что это приводит к улучшению ситуации на российских дорогах. Но, может быть, это будет интегрировано в существующие предметы… Знаете, когда родитель с ребенком выполняет домашнее задание, например, может быть, тогда это будет одним из инструментов, для того чтобы родителей в большей степени вовлечь в решение задачи.

А. Челышев: - И еще момент. Сейчас все меньше ДТП происходит по вине детей, больше по вине родителей. Но не нужно забывать, что сегодняшние дети завтра станут водителями и родителями. Поэтому от того, что мы заложим им в головы сейчас и как много будем это делать, как часто и как эффективно, зависят, собственно, показатели безопасности дорожного движения завтра, не только связанные с детьми, а вообще. То есть сегодняшние дети – это завтрашние взрослые, так что надо еще и с этой точки зрения, наверное, ситуацию оценивать каким-то образом.

Т. Бердникова: - Интересный момент такой. Мы родителей пытаемся вовлечь в другую совместную деятельность с детьми по безопасности дорожного движения. У нас есть конкурс «Безопасная дорога – детям», и очень много подобных конкурсов проводится в субъектах РФ, когда именно семейные команды показывают какой-либо свой результат. Об этом мы пытаемся достаточно активно рассказать и в социальных сетях, и в национальных приоритетах. Так вот, когда существует элемент совместного творчества, дети с родителями снимают ролики, пишут стихи, так или иначе, они погружаются в тему безопасности дорожного движения, а мы даем им возможность продемонстрировать, как они могут это делать.

Мы с прошлого года начали конкурс – Педагогический фестиваль межпредметных проектов по безопасности дорожного движения. Это как раз то, о чем вы сейчас говорите, про интеграцию темы основ безопасного поведения в другие межпредметные отрасли. Вы абсолютно правы, хороший пример был по физике. Точно так же здесь задействована алгебра, математика, геометрия. Даже у нас были проекты, которые представляли интеграцию ПДД в английский язык, к примеру. Почему на английском языке не повторить правило о том, что с велосипеда нужно спешиваться перед пешеходным переходом? Второй год этот конкурс показывает просто шикарные результаты. Поэтому сейчас мы будем создавать тот самый реестр образовательных практик, и на базе нашего вновь созданного ресурсного центра по профилактике детского травматизма будет создана электронная библиотека, где все эти педагогические практики будут размещены и рекомендованы педагогам для применения в своей деятельности.

В. Мельников: - Я уверен, что масса людей очень захотели бы узнать в ближайшее время адрес этого ресурсного портала.

Т. Бердникова: - Прямо сейчас мы можем сказать об этих межпредметных проектах, лауреатах и победителях конкурса Педагогического фестиваля. Все это размещено на сайте. Также все материалы размещены на сайте Всероссийского центра художественного творчества и гуманитарных технологий (нашей подведомственной организации), там есть рубрика «Событие», и в этой рубрике есть «Безопасность дорожного движения». Так вот, именно там собраны и размещены для открытого доступа все лучшие практики как по этому Педагогическому фестивалю, так и по лучшему педагогу, по обучению детей основам безопасного поведения. Наши педагогические работники об этом проинформированы, о том, что все материалы размещены на этом портале. Просто, наверное, дополнительный электронный ресурс, в котором тоже все будет аккумулировано в одном месте, станет тоже удобным подспорьем, и мы обязательно его проанонсируем.

А. Челышев: - Я зашел на сайт Всероссийского педагогического фестиваля межпредметных проектов по безопасности дорожного движения, festbdd.ru он называется. Так что можно заходить, смотреть.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

В. Мельников: - Насколько я знаю, на следующей неделе стартует большое всероссийское мероприятие, связанное с финалом автомногоборья. Вопрос такой – как министерство работает с юношескими автошколами и вообще, как они функционируют, как в них попасть, что это такое и, может быть, чуть-чуть про мероприятия следующей недели?

Т. Бердникова: - Да, вы совершенно правы, Минпросвещения России является организатором Всероссийского первенства по автомногоборью – это очень интересный конкурс, который привлекает команды ЮАШ (юношеских автошкол – «КП») от 14 до 17 лет. То есть, это тот самый подростковый возраст, который уже не совсем получается завлечь спектаклями по ПДД, либо какими пешими прогулками, но в рамках конкурса мы смотрим лучших ребят, которые прошли свои региональные этапы, которые уже владеют мастерством владения автомобиля, которые знают правила дорожного движения. Более того, в этом году мы ввели дополнительный этап впервые – это оказание первой помощи. Ни для кого не секрет – это очень важно. До этого мы тоже проводили опрос среди старшеклассников, в том числе, в рамках деятельности лаборатории безопасности. Так вот, много от старшеклассников и от педагогов, соответственно, было запросов на обучение оказания первой помощи. Потому что очень часто подростки, когда видят дорожное происшествие, не знают, как правильно себя вести. Не знают, кому звонить, какие элементарные действия по оказанию помощи пострадавшему можно оказать. Естественно, мы все знаем о требованиях, что желательно не трогать пострадавшего с места дорожного происшествия, но есть ситуации, где нужно принимать решение здесь и сейчас, и тем самым можно спасти жизнь человека. Поэтому нами было принято решение о расширении спектра этапов. Фигурное вождение и знание ПДД дополнили оказанием первой помощи. Таким образом у нас будут выявлены лучшие детские и юношеские команды, которые владеют этими навыками.

Вообще система ЮАШ очень интересная, потому что нет единой четкой организационной формы, но есть направления, как эти юношеские автомобильные школы должны существовать. Мы предпринимаем все усилия для того, чтобы их развитие все-таки продолжить.

В. Мельников: - Как в них попасть? Это один из вопросов, которые сейчас задают наши слушатели.

Т. Бердникова: - На следующей неделе, 26 апреля, состоится Всероссийский круглый стол, где ЮАШ разных форм организации представят свой опыт. Юношеские школы работают на базе организации дополнительного образования – это первое направление. Второе – при обычных автошколах. Третье – при организациях среднего профессионального образования. Однако законодательство не запрещает любой организации - некоммерческой, коммерческой - получать лицензию на осуществление образовательной деятельности и организовывать детско-юношеские автошколы. В прошлом – позапрошлом годах в связи с ограничительными мерами происходило некоторое укрупнение штатных организационных единиц. Количество автошкол немного уменьшилось, с 254 до 244, но увеличилось количество обучающихся в детско-юношеских автошколах детей: если в 2020 году это было 20 тысяч, то в 2021-м уже 32 тысячи детей. И это тоже говорит о том, что наши усилия по развитию этих школ приносят результат и, наверное, эти вопросы будут обсуждены у нас и на круглом столе.

В. Мельников: - Цифры, которые вы показали, свидетельствуют о том, что крайне высокий интерес есть со стороны подростков и их родителей. И если будут выявлены лучшие практики, которые могут быть полезны для других регионов и организаций, чтобы это движение росло и развивалось, это будет прекрасно! Может быть, кстати, открывать их на базе колледжей, школ и каких-то других учреждений...

Т. Бердникова: - Совершенно с вами согласна.

500 ТЫСЯЧ ДЕТЕЙ

А.Челышев: - Давайте поговорим о более массовом движении ЮИД (Юные инспекторы движения – «КП»). Сейчас Министерство просвещения оказывает движению какую-то централизованную поддержку? Создает ли условия для того, чтобы эти движения появлялись в разных школах?

Т. Бердникова: - Министерство просвещения Российской Федерации с 2021 года является исполнителем мероприятия федерального проекта «Безопасность дорожного движения» и национального проекта «Безопасные и качественные дороги» как раз по вовлечению детей в отряды ЮИД. Однако дело даже не в этом. Создание и развитие ЮИД – это огромная комплексная совместная с Госавтоинспекцией деятельность, которая тоже приносит свои плоды. Я очень надеюсь, что в этом году наконец-то этому большому движению, которое насчитывает практически 500 тысяч детей и 35 тысяч отрядов, удастся придать уже официальную организационную форму, чтобы она стала общественно-государственной организацией «Юные инспекторы движения», и получила уже более широкий спектр полномочий.

Что касается оказания поддержки ЮИД, конечно, в первую очередь это курсы повышения квалификации педагогов, которые занимаются развитием движения. Два года назад мы оказывали консультационную помощь Госавтоинспекции, когда был подготовлен большой комплекс мероприятий, комплекс материалов методических для педагогов в школах, включая в себя абсолютно все – и примерный план деятельности, и примерные мероприятия, и систему, вплоть до того, как составлять приказ по образовательной организации, как проводить собрания, на которых принимаются решения о создании ЮИД. То есть, весь спектр с точки зрения документальной помощи был подготовлен и направлен в образовательные организации. Поэтому сейчас мы работаем уже над повышением качества педагогов, которые этим занимаются. Поэтому у нас отдельно проводятся курсы повышения квалификации для педагогов, которые заняты организацией деятельности непосредственно отрядов ЮИД и на базе тех документов, которые были разработаны, в том числе, два года назад, сейчас мы уже объясняем педагогам, как правильно их применять. Поэтому наша поддержка, я считаю, тут есть и происходит на постоянной основе.

В. Мельников: - Это большой рассказ про деятельность большого объединения… Но еще раз смотрим на экраны - зрители хотят знать, как потенциально стать юидовцем, как записать туда своего ребенка?

Т. Бердников: - Обратиться к руководителю своей школы. Отряды ЮИД создаются на базе образовательных организаций, поэтому любой заинтересованный школьник, а уж тем более любой родитель может подойти к своему директору и сказать – если у нас до сих пор отряда ЮИД нет, давайте его создадим.

А.Челышев: - Будем надеяться, что завтра с утра масса школьников пойдет к своим учителям и наше движение ЮИД пополнится еще большим количеством участников. Полагаю, пора переходить от ЮИД к взаимодействию с Госавтоинспекцией МВД России. Татьяна Сергеевна, как оцениваете уровень взаимодействия с Госавтоинспекцией, как можно сделать совместную работу еще более эффективной, с точки зрения Министерства просвещения?

Т. Бердникова: - Образовательные организации, педагогические работники, когда занимаются темой безопасности дорожного движения, профилактикой детского травматизма, конечно, действуют в абсолютно тандеме и в постоянном взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции. Причем, этот симбиоз взаимовыгодный, потому что, с одной стороны, педагог владеет педагогическими методиками, но сотрудник Госавтоинспекции имеет более точные, правильные, емкие знания по правилам дорожного движения, включая опять же любимый всеми нами анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому на уровне региона подписываются планы, дорожные карты, где с учетом специфики региона прописываются мероприятия. Подписывается этот план Госавтоинспекцией и системой образования, мероприятия реализуются.

Я еще раз повторю – у каждого ведомства есть свои плюсы и, когда они работают вместе, они друг друга дополняют. Только тогда получается обучить детей правильно. Но не забывайте, у нас сотрудники Госавтоинспекции присутствуют очень часто на общерегиональных, общешкольных родительских собраниях, о чем недавно, кстати, мы говорили и в рамках межведомственного всероссийского совещания по профилактике детского травматизма, где были представители руководства ГУ БДД МВД России. Они тоже сделали на этом акцент, стараются сотрудников Госавтоинспекции привлекать для участия в родительских собраниях. Сотрудники Госавтоинспекции приходят и в школы к детям непосредственно - это еще и очень хороший элемент создания положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции.

САМОКАТЫ – НОВЫЙ СЕГМЕНТ ЖИЗНИ

В. Мельников: - Я думаю, что пример взаимодействия Госавтоинспекции и Министерства просвещения должен стать одним из образцов того, как налажено межведомственное взаимодействие, потому что действительно эта работа пронизывает друг друга и, мне кажется, что вот примеры и виды всего того, что показано сегодня в нашей передаче – это действительно классная практика и хорошо бы все министерства между собой так взаимодействовали.

Буквально на днях, проезжая по Москве, я увидел, что на улицах появилось большое количество самокатов, детей на велосипедах и т.д. Классно, что люди занимаются спортом! А с другой стороны, все-таки это крайне опасный с точки зрения безопасности на дорогах, вид транспорта. Может быть, интегрировать в каждый самокат смартфон и на нем показывать правила или как-то еще повышать безопасность участников движения?

Т. Бердникова: - Проблема так называемых… Я даже не назову это проблемой – это новый сегмент в нашей жизни, от которого мы никуда не денемся. Наверное, нужно уже его воспринимать, как раньше все время учили детей ездить на велосипедах и он был очень распространенным средством передвижения, то сейчас появляются новые средства индивидуальной мобильности – такие, как самокаты, гироскутеры – и их достаточно широкий спектр. Все, что касается детей, эта тема начала отрабатываться уже с 2016 года. В «Лаборатории безопасности» этот модуль был уже зашит. С каждым годом он увеличивался и обучение детей действиям при управлении средствами индивидуальной мобильности у нас, мало того, что включено опять же с нашему одному из основных документов – дорожной карте – у нас это реализуется в рамках дополнительного образования, в этом году мы совершаем уже следующий этап. Мы уже готовим методические материалы, готовим памятки и буклеты, которые целенаправленно будут направлены в органы образования, чтобы их продемонстрировать как детям, так и родителям. Но здесь тоже есть момент, о котором мы не должны забывать – мы ребенка учим в первую очередь вести себя безопасно на дорогах, и мы должны понимать, что все-таки самокаты по правилам дорожного движения относятся к категории «пешеход» и ребенок, управляющий самокатом, не должен находиться на проезжей части, а должен находиться на велодорожке, а если нет велодорожки, то на тротуаре. Вот это очень важное замечание. Нельзя детей пускать на дорогу. Это первое.

Второе. 98% дорожных происшествий, которые произошли с участием средств индивидуальной мобильности, произошли в крупных населенных пунктах. Таким образом, нам тоже эти знания дают возможность сконцентрировать свое внимание, в первую очередь, на тех населенных пунктах, где больше всего этих аварий происходит. Эта работа идет, и вы совершенно правы, Вадим, когда говорите о том, используется ли анализ аварийности. Так вот, эти данные нами тоже анализируются и, конечно же, используются. И мы стараемся идти в ногу со временем и успеть предупредить какие-то возможные беды тем, что мы учим детей вести себя безопасно при использовании средств индивидуальной мобильности.

А.Челышев: - Какая цель обозначалась методистами при разработке действующих сегодня схем преподавания безопасности дорожного движения? Какого ребенка мы должны получить по итогам преподавания в том виде, в котором оно есть сейчас?

Т. Бердникова: - В результате реализации федеральных государственных образовательных стандартов мы должны получить с вами ребенка, который умеет оценивать ситуацию в транспортной среде, умеет предвидеть возникающую опасность и находить правильный выход из ситуации. Это основное. А на самом деле, если вы сейчас переориентируете правила дорожного движения непосредственно на детей, наверное, вы со мной согласитесь, что, может быть, вот этих четко отработанных навыков, этих четких знаний там достаточно большой спектр. У нас могут быть и дорожные ловушки, и внезапно появившиеся автомобили, и автомобили, которые не останавливаются на запрещающий сигнал светофора. Очень большой спектр отработки. Но это приведет к результатам.