Как научить ребенка безопасному поведению

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Мария Баченина и руководитель социального проекта «Безопасное детство» Дмитрий Орлов рассказывают основы детской безопасности

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья! В эфире «Родительский вопрос». Меня зовут Мария Баченина, сегодня я веду эту программу соло, потому что Александр Борисович Милкус отправился в командировку в очередную экспедицию. Я пригласила к беседе основателя и руководителя социального проекта «Безопасное детство» Дмитрия Орлова.

Я, наверное, начну общего и предлагаю от общего к частному двигаться постепенно. Поэтому первый вопрос будет таким. Как научить ребенка безопасному поведению? Понимаю, что он очень объемный, огромный, но, может быть, есть какие-то конкретные такие крючки-маяки?

Д. Орлов:

- Безусловно, такие крючки-маячки есть, с одной стороны. С другой стороны, давайте немножко расскажем о том, что такое безопасность.

М. Баченина:

- Отличная идея.

Д. Орлов:

- Обычно люди, когда сталкиваются с этим термином, они немного внутренне напрягаются, становятся такими внимательными. Мы все-таки занимаемся вопросами, которые связаны с предотвращением, то есть с профилактикой. Поэтому я предлагаю смотреть на это более позитивно, поскольку, так или иначе, вся эта безопасность должна быть внедрена в обычную жизнь каждого человека, каждой семьи. И, по сути дела, это инструменты, которые делают жизнь вашей семьи проще, комфортнее и благополучнее.

М. Баченина:

- Да, я согласна. Тогда получается, что в обычной жизни я должна как-то интегрировать в предлагаемые обстоятельства эту самую безопасность. С чего мне начать?

Д. Орлов:

- На самом деле существует несколько базовых опорных методик. Мы разработали целую систему детской безопасности, которая состоит из 5 главных разделов. Это создание безопасной детской среды, обучение детей навыкам безопасного поведения, контроль наблюдения за ребенком, выстраивание и поддержание детско-родительских отношений и укрепление отношений между родителями в семье. Все эти базовые пункты, в общем-то, хорошо, если будут присутствовать. Они, так или иначе, присутствуют в вашей семье, но для того чтобы строить уже какую-то системную работу по безопасности, лучше на них обращать внимание на все.

Я могу предложить вам пример того, как бы это выглядело. Например, у меня ребенок 6 лет, моя собственная дочь Алена. Если мы говорим о создании безопасной детской среды, то, например, в квартире это будет, конечно же, защита окон. Потому что риски случайного выпадения из окна сохраняются до 12 лет, мы должны все с вами это знать. И даже те, у кого дети младшего школьного возраста, все равно имейте в виду, что и режим использования окон, режим проветривания, мойки и т.д.

Если мы говорим о какой-то безопасной среде вне дома, то мы, например, переезжали из одного жилья в другое, выбирали специально жилье, где безопасный двор, закрытый, защищенный, в котором нет движения автомобилей. То есть это было таким важным фактором для нашей семьи.

Если мы говорим об обучении детей навыкам безопасного поведения, то для нашего ребенка это две основные опорные методики. Это правило нижнего белья, которое подразумевает то, что никто не может без ее согласия трогать, прикасаться, обращать внимание на то, что покрыто нижним бельем (ну так, если по-простому).

И методика «круги отношений». Эта методика подразумевает взаимодействие с разными людьми. То есть предлагаются прямо модели, как с кем взаимодействовать. Мы обучили ребенка, она четко знает свой адрес, наизусть она знает телефоны мамы и папы. Она знает, как обратиться к взрослому человеку за помощью, к кому можно обращаться и т.д.

М. Баченина:

- Вы начали про окна. Как вы выбирали защиту на окна? В том смысле, что многие стремятся сэкономить, а потом жалуются в отзывах, что это не экономия. Вам было понятно: я хочу именно такие, за замках? Никаких липучек, никаких запретов выхода на балкон, просто всё на замках, что мне сложно открыть без ключа. То есть не жалели рамы, а шли именно этим путем?

Д. Орлов:

- Да, безусловно, мы шли этим путем. Более того, я сам лично это сделал. И это может сделать не только мужчина, но и любая женщина.

М. Баченина:

- Остальные вещи – про телефон, про правило нижнего белья и т.д. Много ли вы потратили времени, чтобы 6-летнему ребенку это объяснить? Как донести до ребенка, что это серьезно, и не напугать его?

Д. Орлов:

- Очень просто. Есть специальная методика, она в виде листков для раскрашивания. То есть распечатываете, вы можете их раскрасить вместе с ребенком и в непринужденной атмосфере обсудить. Мы это делали с 4 лет, несколько раз повторяя.

М. Баченина:

- Какой я вывод сделала? Что это нужно начинать заранее, то есть с 4 лет, и проводить в такой игровой форме, чтобы ребенку было занимательно, легко понять и не страшно.

Д. Орлов:

- Конечно. Основные все эти вопросы могут быть уже где-то с 3-4 лет, в зависимости от уровня развития ребенка. И это в принципе нормально. Потому что наш ребенок, например, ходит в детский коллектив (в детский садик), и там уже возникают разные вопросы и т.д.

М. Баченина:

- Я вас прервала на середине. Продолжите этот ряд на примере собственной семьи.

Д. Орлов:

- Следующий раздел – контроль и наблюдение за ребенком. Хочу обратить внимание на то, что я предпочитаю визуальный контроль за ребенком, чтобы я мог ребенка видеть. Потому что даже в нашем условно безопасном дворе возникают разные ситуации. Более того, эти вещи важны, когда вы находитесь рядом с водоемами. Есть правило 30 секунд, каждые 30 секунд (ну, это мы разработали такое правило) вы должны иметь визуальный контакт. Кстати, хочу сказать, это очень важный момент, потому что если вы в течение 30 секунд не можете наблюдать своего ребенка, а он находится в воде, не дай бог, что-то лучилось, там критически важно прийти на помощь быстрее. И это при условии того, что вы обладаете навыками оказания первой помощи. Кстати, детей с 7 лет уже можно обучать этим навыкам.

М. Баченина:

- Вот здесь тоже допвопрос возникает. А как вы обеспечиваете это видео, с помощью гаджетов, программ?

Д. Орлов:

- Вы имеете в виду…

М. Баченина:

- Видеонаблюдение за ребенком во дворе том же самом.

Д. Орлов:

- Нет, во дворе я наблюдаю лично.

М. Баченина:

- Вы гуляете вместе?

Д. Орлов:

- Да, я стараюсь находиться вместе с ребенком во дворе.

М. Баченина:

- Дмитрий, а со скольких лет вы рекомендуете выпускать ребенку на прогулку самостоятельно?

Д. Орлов:

- Ну, все зависит от условий. Все живут в разных условиях. Если это какой-то частный двор, закрытая территория, где никого нет, то это может быть очень ранний возраст. Если это уже какие-то общественные пространства, где присутствуют другие дети или другие люди, опять вопрос – закрытые они или открытые. Потому что очень часто… Родители больше всего боятся, что их ребенка похитят, хотя в России это очень редкое явление. Все похищения у нас в России происходят между разведенными родителями, когда один родитель забирает ребенка у другого (или родственники одной семьи у другой).

Поэтому, конечно, вы должны понимать, где ваш ребенок находится и есть ли на нем какие-то маячки наблюдения (либо телефон, либо «умные» часы, либо специальные геометки). Но я хочу обратить внимание сразу. Всегда должен быть баланс между техническими средствами… Нельзя положиться только, условно говоря, на «умные» часы: вот вы часы купили – и он пошел гулять сам. Нет. Хочу обратить внимание, что, пожалуйста, обучите, потратьте это время. Это же вы потратите время на самом деле со своим любимым человеком. И для него это такая же игра, как и любая другая, вопрос – как ее подать. Но здесь, конечно, должен быть индивидуальный подход, и родители как никто другой должны это знать. А особенно то, что касается половой неприкосновенности. Потому что это на самом деле важный момент. Многие говорят, в общественном пространстве слышно: давайте уроки полового воспитания в школе введем. Друзья, ну а как? Здесь тоже все вступит в противоречие. Знаете, школа где-нибудь условно в Дагестане и школа в Москве или в Петербурге – это разные школы, с разными сообществами, вы единую методику этого воспитания не всегда сможете привить.

М. Баченина:

- И в каком возрасте они собираются это ввести? Необходимость в этом возникает, в общем-то, гораздо раньше, чем введутся эти уроки по возрастной категории. Я убеждена в том, что, конечно же, сохраняя доверие между родителями и детьми, воспитать эту безопасность половой неприкосновенности гораздо проще, чем давать это на аутсорсинг кому-то. А что чаще всего с точки зрения безопасности угрожает ребенку - посторонние люди со злым умыслом (я сейчас не только про похищения, а про разные виды вредительства) или окружающая среда и неверное поведение ребенка в ней?

Д. Орлов:

- Ну, в общем-то, это комплекс разных вещей. Тут все зависит от возраста, конечно. Когда ребенок совсем маленький, это ребенок условно до 3 лет, в основном главная опасность – какая-то окружающая среда. Потому что ребенок развивается, познаёт это все, и, безусловно, здесь эти вопросы очень важны. Я хочу сказать сразу, пользуясь случаем, что мало у кого эти вопросы дома решены в значительной степени.

М. Баченина:

- Не зря нас уходящая из России IKEA приучила любую мебель крепить к стене. До нее этого не было вообще.

Д. Орлов:

- Это связано, знаете с чем? С тем, что у них мебель корпусная. В нашем с вами детстве, возможно, такой мебели было очень мало. Мебель была тяжелая.

М. Баченина:

- Стенки были.

Д. Орлов:

- Да. И ребенок не мог ее на себя перевернуть.

М. Баченина:

- Мы с вами выяснили, что правилам безопасности в первую очередь должны обучать родители, потому что это начинается до школы, до детского сада. Верно?

Д. Орлов:

- Да, конечно. Это во-первых. А во-вторых, даже не то что обучать. Когда мы говорим слово «обучать», у многих родителей в голове: посадить ребенка перед собой, зачитать ему какую-то важную программу и т.д. На самом деле нет. Обучение – это просто-напросто следование определенным правилам, внедрение этих правил в жизнь семьи.

И мы как раз можем перейти к следующему разделу системы детской безопасности. Это создание и поддержание устойчивых детско-родительских отношений.

М. Баченина:

- А что это означает?

Д. Орлов:

- Во-первых, это означает, по сути дела, некое доверие, когда есть родительский авторитет, и этот авторитет сохраняется, ребенок соответствующим образом воспринимает родителя. Даже не как человека, который руководитель, а как человека, который в некоторых случаях просто друг. Потому что дети подросткового возраста, тут важно уже не давлением сохранять авторитет. И все же люди индивидуальны, где-то вот так, где-то так, это целая дипломатия. И базис этого строится как раз с самого начала, именно с дошкольного, младшего школьного возраста, когда вы все эти методики воплощаете в жизнь, обучаете ребенка, коммуницируете с ним, вводите какие-то ритуалы, если у вас их нет.

М. Баченина:

- Например, какой-нибудь ритуал нам дайте.

Д. Орлов:

- Пожалуйста. Ритуал, когда вы читаете книжку ребенку перед сном. Такой простейший ритуал, и это ритуал, который позволяет вам поговорить с ребенком: а как у тебя дела, как прошел день, что тебя беспокоит и т.д. Вообще рекомендуется это, насколько сохраняется, если до подросткового возраста это возможно сохранять, то сохраняйте, пожалуйста.

М. Баченина:

- Близость равно доверие.

Д. Орлов:

- Да, конечно. Ну, и совместная деятельность. Это важный элемент. Эти ритуалы создают именно вот эту обстановку доверительного общения.

М. Баченина:

- Да, я согласна с вами. Вы очень понятно объясняете, что на каких-то элементарных вещах выстраивается эта великая вещь под названием доверие. Я бы хотела вот что с вами обсудить. Стоит ли готовиться к поездке в другой город, в лагерь или куда-то еще с точки зрения безопасности? Если он едет в лагерь, где он будет без родителей, как тут нужно себя правильно вести?

Д. Орлов:

- Здесь есть ряд моментов, на которые следует сразу обратить внимание. Самое главное – пообщаться с руководством лагеря и, если возможно, с теми вожатыми, кто будет взаимодействовать с детьми, понять, что это за люди, какая у них будет там программа, чем они будут там заниматься, какой примерный состав коллектива, куда ребенок едет. Дальше все это, конечно же, соотнести с вашим ребенком, его индивидуальными особенностями и потребностями. Это очень важно начать делать при выборе лагеря. Потому что лагерей сейчас очень много, и вы можете выбирать, куда он поедет.

Дальше. Есть ли у вашего ребенка компания, один он едет или с какими-то своими однокашниками – одноклассниками, одногруппниками из садика и т.д.

М. Баченина:

- Люди, которых он знает давно, с которыми предположительно дружит.

Д. Орлов:

- Так или иначе, базовые методики - круги отношений, правило нижнего белья. Этого в принципе, если вы с ребенком это прорабатываете, достаточно для его базовой безопасности.

М. Баченина:

- Давайте поговорим о таком деликатном правиле, как правило нижнего белья. Обычно надо начинать сначала, то есть с правильного возраста. Но я уверена, что нас сейчас могут услышать те, кто не начал, скажем так, опоздал. Как это сделать с мальчиками и девочками, которые уже вступили в пубертат? Допустим, берем 10-12 лет. Здесь как правильно поступить?

Д. Орлов:

- Здесь важно поступить следующим образом. Совершенно простой алгоритм. Вы идете сами в книжный магазин (или в интернете посмотрите), подбираете там ту литературу, которая вам ложится на душу, на вашу семью, на ваши взаимоотношения с ребенком. И дальше, используя эти материалы, взаимодействуете с ребенком. Конечно, в 11 лет правило нижнего белья – уже поздно это говорить, потому что ребенок в курсе всех этих вещей. Этот процесс никогда не поздно начать, возобновить, восстановить.

Надо почитать какие-то отрывки, посмотреть, что и как вам ложится, и дальше использовать эти материалы. Они все разнообразные, все по-разному подаются, и вы всегда найдете для любого возраста, любого пола, на любую ситуацию то, что вам подойдет.

М. Баченина:

- Еще вот какой момент. Как распознать, что что-то случилось? Ведь мы не всегда говорим о жизни и смерти, слава богу. Может случиться что-то плохое. Подросток придет домой и промолчит, и вроде с ним, на первый взгляд, все в порядке, но он просто скрывает. У кого-то не столь доверительные отношения, но это не значит, что родитель не любит свое чадо. Или, допустим, второй вариант. Ребенка нет дома. Когда надо начинать беспокоиться, где он, как он и т.д.?

Д. Орлов:

- Давайте начнем с первого вопроса. Всегда заметно каждому родителю, который более-менее взаимодействует со своим ребенком, что с ребенком что-то не так. Тут важно не строить допрос на наших классических примерах, когда мы сажаем ребенка перед собой, начинаем заламывать руки и говорить: «Что же случилось?» А он будет говорить: «Нет, все со мной в порядке». Так это не работает. Вопросы больше про травлю, но они используются и в реальной жизни.

М. Баченина:

- Когда ребенка нет дома, когда начинать беспокоиться?

Д. Орлов:

- Тут все зависит от возраста ребенка, с одной стороны. С другой стороны, если вы заранее установили какие-то правила взаимодействия с ребенком, они идут с самого начала. Я приведу пример. Есть правило поведения ребенка в подъезде и возле него, когда правило трех звонков. Ребенок звонит, когда выходит из школы, просто говорит: «Мама, я выхожу из школы и иду домой». Ребенок звонит от подъезда, говорит: «Мама, я нахожусь в подъезде, сейчас буду подниматься домой». И третий звонок: «Мама, я дома, дверь закрыта, все в порядке». Вы примерно понимаете, сколько времени нужно на то-то и то-то. И вы понимаете, где в данный момент находится ребенок. Для многих это актуально, потому что нет, допустим, системы видеонаблюдения, еще чего-то. Если вы это правило начинаете вводить с самого начального возраста, когда ребенок сам начинает ходить в школу, поверьте, оно будет тянуться и дальше, и в подростковом возрасте у вас не будет никакой проблемы, ребенок точно так же будет звонить вам, а вы будете звонить ему.

М. Баченина:

- Хотела закончить на ноте, что все наши дети – это наши дети, а получается, на такой тяжеловатой…

Д. Орлов:

- Нет, я сейчас закончу хорошей нотой. Давайте сохранять семьи, давайте сохранять отношения между родителями. Для этого у нас есть отдельная система – система поддержки родителей.

М. Баченина:

- Где искать эти сообщества поддержки?

Д. Орлов:

- Эти сообщества у нас существуют сейчас в Telegram, и мы создавали, по-моему, около 70 сообществ в разных городах. Они существуют, вы можете к нам в Telegram-канал обратиться, мы подскажем, есть ли сообщество в соответствующем городе.

М. Баченина:

- То есть ищем Telegram-канал «Безопасное детство», туда обращаемся, и вас в такое сообщество, которое заботится друг о друге и поддерживает, направят.

Спасибо вам большое, Дмитрий.