Российский бизнес - как Илья Муромец. Не знает, с чем придется бороться завтра

Открытая студия
На завершившимся в Москве Международном таможенном форуме обсуждали, как помочь бизнесу, занимающемуся трансграничной торговлей

А. Иванов:

- Завершившийся в Москве Международный таможенный форум стал, пожалуй, главным и самым долгожданным событием года как для компаний, занимающихся трансграничной торговлей, так и для государственных органов, которые администрируют эту деятельность. Безусловно, одной из обсуждаемых тем на форуме в этом году стала цифровизация процессов в трансграничной торговле. Об этом говорили и на одной из центральных дискуссий первого дня Таможенного форума – мастер-классе под названием «Как управлять изменениями в международной торговле». Его совместно проводили банк «Открытие» и платежная система «Таможенная карта». Инновации и переход в диджитал помогают государственным и частным компаниям совершать значительный прорыв в профессиональной деятельности и бизнесе. Эта мысль проходила красной нитью через выступления всех участников.

А мы попросили основных спикеров мероприятия рассказать о том, что показалось им самым важным в дискуссии.

Я обращаю свой вопрос к Владимиру Ивину, заместителю руководителя Федеральной таможенной службы России. Кто меняется быстрее – государство и таможня как представитель государства или бизнес?

В. Ивин:

- Да, в общем-то, все меняются. Безусловно, наверное, присутствует такой стереотип, что государственная машина все-таки чуть более инертная, чем бизнес. И под этим, безусловно, есть основания, поскольку мы (в том числе и таможенная служба) в значительной степени работаем по регламенту. В данном случае отступление от регламентов, даже если оно выглядит логичным, не может совершиться, поскольку это может быть воспринято как нарушение в определенных случаях каких-то законов, в том числе и с определенными взысканиями в отношении того сотрудника, который эти регламенты нарушит.

Но в то же время понимание о том, что мы не можем быть бюрократической системой, это, безусловно, присутствует во всей нашей системе, и мы используем те возможности, которые у нас есть, мы пытаемся управлять этими процессами таким образом, чтобы эти регламенты не становились догмой, чтобы они максимально гибко подстраивались под новые меняющиеся системы. Какие-то вопросы, которые раньше казались необходимыми с точки зрения регулирования, на каком-то этапе развития просто уже перестают быть актуальными и в принципе могут отпасть.

Поэтому наша задача – поддерживать нашу систему в таком состоянии постоянного мониторинга, чтобы, не дай бог, не забронзоветь, не превратиться в бюрократическую систему. А взаимодействие с бизнесом нам, конечно, в этом очень сильно помогает. Потому что, вы правы, особенно когда люди рискуют своими деньгами, они очень чувствительны к изменениям, и они, конечно, быстрее нас могут почувствовать те тенденции, которые начинают происходить в мировой торговле, во взаимной торговле, в регулировании, насколько они влияют на возможности осуществления их бизнеса. И вот эта обратная связь, постоянный контакт с бизнесом, возможность постоянного общения, она как раз и дает нам возможность мониторить те процессы, которые происходят внутри нашей системы, в том числе смотреть на себя со стороны.

А. Иванов:

- С нами Юлия Зуйкова, начальник Управления внешнеэкономической деятельности департамента развития среднего бизнеса банка «Открытие». Вы сегодня на мастер-классе говорили о том, с какими проблемами приходят ваши клиенты, какие риски они ощущают. Можете и нашей аудитории тоже об этом рассказать?

Ю. Зуйкова:

- Основные тренды, которые мы видим сейчас прежде всего, и запросы среди участников внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса – это потребность в специализированной экспертизе для ведения бизнеса на международной арене, для правильного структурирования этого бизнеса со своими иностранными партнерами. Естественно, внешнеэкономическая деятельность сопряжена с множеством различных рисков, и в данном аспекте мы тоже готовы предлагать решения, финансовые решения прежде всего, от банка, такие как, например, страхование от валютных колебаний, от валютных рисков. Мы часто слышим от наших клиентов, что не прогнозируемость национального курса валют создает просто неопределенность в бизнесе.

Точно так же у нас есть и другие инструменты, безусловно, которые помогают решить стандартные и не всегда стандартные вопросы, связанные с расчетами, прежде всего в международной сфере.

А. Иванов:

- Елена Черникова, основатель компании «Культура инноваций». Вы сегодня модерировали мастер-класс на Международном таможенном форуме, который был посвящен управлению изменениями в международной торговле, но даже шире, как мне показалось, это все вышло. Не только в торговле, а в том, как менять себя, менять коллектив свой и так далее. Но вопрос такой. Насколько менталитет общества способствует или противоречит изменениям? Вот вы, когда работаете со многими российскими компаниями, вы чувствуете, что готовы к изменениям бизнесмены, люди, которые работают в командах? Вообще, наш российский народ насколько готов к таким быстрым изменениям, которые требует сейчас время?

Е. Черникова:

- Крутой вопрос. Я его очень люблю. Я некоторое время изучала российский менталитет в сфере инноваций. Есть такой профессор Хапров, я к нему обращусь. Вообще, реально для этого менталитет приспособлен. Я очень люблю такую метафору, что если мы возьмем усредненного европейца, то он очень специализирован, то есть он, как Марио, то есть у него есть какой-то путь, он старается стать в этом экспертом, следует четко правилам, и это помогает ему достигать успеха.

Наш российский сотрудник – больше Илья Муромец, у которого, знаете, такой баул, у него, значит, и меч, и шпага, и что-то еще, он априори готов ко всему. Это вообще можно в российских людях увидеть, что мы вот готовы, что завтра выйдем – и все перевернется. С одной стороны, это наше преимущество. То есть, есть такое даже видео в интернете, где камера, которая в машине фиксирует все, что происходит, записывает, как метеорит падает, и у русского нет ни одной реакции, то есть он не кричит, не паникует. Ну, как бы просто падает метеорит. Поэтому, с одной стороны, мы как будто бы к ним привыкли, к этим изменениям.

Проблема заключается в том, что наша российская ментальность, мы немножко до конца не отдаем права никому устанавливать и регламентировать правила, и это мешает нам систематизировать эти подходы. То есть мы как бы готовы к изменениям, но каждый действует на свое усмотрение. Поэтому долгосрочные проекты, какие-то вещи, которые требуют подготовки, более тщательного анализа, больше удерживать фокус на том, что менять, нам удаются гораздо хуже.

А. Иванов:

- Когда вы говорите, что российский человек похож на Илью Муромца, нужно, наверное, помнить, что это человек, который 30 лет лежал на печи, прежде чем совершить изменения.

Е. Черникова:

- Вот смотрите, у нас есть этапы мобилизации и этапы расслабления. Психологически это очень связано с тем местом, где мы живем, с тем, что нас кормило раньше, то есть на чем построена была наша деятельность. Поэтому нам всегда нужна война какая-то (я условно). То есть нам нужна какая-то…

А. Иванов:

- Вызов.

Е. Черникова:

…сверхзадача, вызов, чтобы мобилизироваться и что-то начать делать. Именно поэтому мы делаем серьезные прорывы, изменения, но мы не можем, нам сложно качественно долго улучшать сервисы в компании или качественно долго фокусироваться на каких-то подходах. Да, это действительно так, и это к изменениям имеет прямое отношение.

А. Иванов:

- Еще одним участником мастер-класса на Международном таможенном форуме стал Борис Нейман, генеральный директор компании PAL, официального сервисного партнера – торговой площадки Alibaba.com в России.

Борис, вопрос к вам такой. Какие изменения в торговле произошли за последний год, что вы считаете самым важным?

Б. Нейман:

- Основные изменения, которые бы я хотел отметить, о которых я говорил сегодня на форуме, заключаются в том, что предприниматели стали больше доверять интернету с точки зрения поиска и привлечения новых поставщиков и размещения заказов. В первую очередь это произошло именно за счет того, что отсутствует возможность перемещаться.

А. Иванов:

- Насколько позитивны эти изменения? Может быть, кто-то жалеет о том, что было раньше?

Б. Нейман:

- Это очень позитивные изменения. Потому что это позволяет сократить значительно расходы на перемещение, этим гораздо проще управлять. Потому что вам нужно будет составлять гораздо легче расписание, договариваться о встречах и т.д. Ну, и в-третьих, это гораздо безопаснее с точки зрения здоровья, как для сотрудников, так и для руководителей любого предприятия.

А. Иванов:

- Генеральный директор платежной системы «Таможенная карта» Андрей Возмилов. На мастер-классе вы рассказывали о том, как трансформировали свою команду. Расскажите, какие главные принципы вы использовали при этом, какие инструменты вы посоветуете другим компаниям, которые могут последовать вашему примеру?

А. Возмилов:

- Наверное, самое главное, о чем я говорил. Мы изначально, когда перед нами поставил акционер такую, скажем так, сверхзадачу – трансформация компании и переход от монопродуктового сервиса к мульти, мы посчитали, что во главу угла надо поставить, конечно, внедрение культуры инноваций. Работа с командой, переход на новые принципы работы. Как я уже говорил, мы дали команде право на ошибку. То есть мы понимаем, что в таком быстро изменяющемся мире сейчас нет времени как бы долго думать и размышлять, надо какими-то новациями, надо пробовать и как бы двигаться дальше.

Как я уже сказал, во главу угла мы поставили систему OKR. Это система целеполагания, которая строится… Дальнейшие действия команда строит для себя изнутри. Она, безусловно, интегрируется и синхронизируется с целями компании, но это тоже нам дало такой большой быстрый толчок, потому что мы мобильно работали с этой системой, на ежемесячной основе планы и инициативы могли пересматриваться. И мы отказывались от таких вещей, которые «не летят», и концентрировались, таким образом, отсеивали то, что уже как бы двигается, то, что летит.

Второй очень важный момент – это цифровизация внутри компании. Для того чтобы стать цифровым, выйти на рынок и предлагать эти услуги вовне, надо эти вещи внедрить вначале в компании. Как я говорил в самом начале, мы исходили из того, что… Ну, как стать классной компанией? Надо начать с себя. То есть вначале перестроить мышление внутри, поменять культуру, внедрить инновации, цифровизацию, а дальше это уже можно трансформировать в продукты и предлагать это на рынок.

А. Иванов:

- Спасибо вам.