Не просто из точки А в точку В. Какими будут дороги и автомобили будущего

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Писатель Владимир Торин обсуждает вместе с экспертами новейшие технологии, которые помогут избежать аварий на дорогах

В. Торин:

- Меня зовут Владимир Торин. В программе «НЕфантастика» мы говорим о том, как нереальное сегодня превращается в наше абсолютное завтра, что ждет нас в будущем, каким оно будет. Что творится у нас на дорогах? На дорогах новые технологии. Автопилот «Тесла» вновь стал аварии со смертельным исходом. Автомобиль ехал без водителя и на большой скорости врезался в дерево, после чего произошло возгорание. И это далеко не первое ДТП, виной которого стала новая функция помощи водителям у автомобиля «Тесла». В общем, эти новые технологии приводят к новым опасностям на дорогах. Как сделать наши дороги безопаснее? В этом сегодня принимают участие не только сотрудники ГИБДД, но и IT-сообщество. Как сделать движение на дорогах безопасным не только для водителей, но и для пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов? И какую роль в этом могут сыграть большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение?

У нас в студии директор по продажам ГЛОНАСС БДДМихаил Жадов. Михаил, чем вы занимаетесь, что такое ГЛОНАСС БДД?

М. Жадов:

- Расшифровать можно как ГЛОНАСС Безопасность Дорожного Движения. Мы – компания, которую создали 4 организации, 3 из них государственные. Это компания АО «ГЛОНАС», компания Ростех и Ростелеком. И четвертая компания, которая дала умные технологии. Мы одни из тех, кто создал первые камеры контроля средней скорости, и повысили безопасность дорожного движения на протяженных участках. Поэтому безопасностью дорожного движения мы занимаемся больше 10 лет, и для нас как айтишников эта отрасль достаточно понятна, и большие данные нам уже помогли определить какие-то большие инсайты внутри, и мы их внедряем.

В. Торин:

- Вот у меня тут записано, что в ближайшие дни пройдет хакатон Emergency DataHack с главным призом в 900 тысяч рублей и задачей сделать с помощью светлых IT-умов наши дороги безопаснее. Причем этот самый хакатон проводится МЧС России, платформой ИНИД ГЛОНАСС БДД. Расскажите, что такое вообще хакатон, и зачем все это надо.

М. Жадов:

- Хакатон это такое мероприятие, в котором участвует неограниченное число команд (иногда бывает ограниченное, если это офлайн-хакатон), когда большое количество команд за очень ограниченное время (например, за сутки или двое) пытаются решить какую-то хитрую задачу. Понятно, что это не какие-то выдающиеся математические теории или теоремы, но конкретно прикладную понятную задачу, которую до этого не могли решить. И здесь как раз вступает несколько факторов, которые помогают им решить, во-первых, этот стресс, потому что они зачастую не спят, 24 часа работают. А во-вторых, какая-то невидимая синергия все равно существует, когда ты чувствуешь, что если это офлайн, то рядом с тобой программист пытается что-то сделать, и ты чувствуешь его энергию. Когда онлайн, я думаю, тоже это ощущение останется. И это в основном разработчики, программисты, аналитики данных, кто угодно, кому нравится, кто умеет работать с данными.

А в данном случае речь идет об Emergency DataHack. Это хакатон, который поможет спрогнозировать дорожно-транспортные происшествия при изменении каких-то условий, например, погодных условий, что будет, и где вероятнее всего может произойти дорожно-транспортное происшествие. Может быть, это поможет в дальнейшем не только держать силы МЧС в этом месте и быстро туда добраться, но, например, изменить эту ситуацию, что-то изменить с дорогой, чтобы туда не уезжать, а концентрироваться на каком-то другом месте, где будут не столь тяжелы последствия, как-то перераспределить свои усилия.

В. Торин:

- То есть это такая машина времени. Это устройство может взять и предотвратить дорожно-транспортное происшествие, предотвратить какую-то проблему на дороге, предвосхитить ее и направить в другую сторону, как в фантастических романах?

М. Жадов:

- Это, наверное, возможно в ближайшем будущем. Хакатон, наверное, больше направлен на поиск таких узких мест. Мы же давно уже прогнозируем погоду, нам достаточно четко говорят, что ожидает нас завтра. Сейчас вокруг столько data про дороги, которые нужно соотнести со всеми в одном месте и попытаться с этими данными что-то сделать. Вот как раз мы как ГЛОНАСС БДД даем огромнейший data-сет по цифровому двойнику дороги. То есть фактически каждое барьерное ограждение, каждый знак учтен, показано, где он стоит.

В. Торин:

- То есть где-то существует какая-то программа – цифровой двойник дороги. Где-то в компьютере лежит эта самая дорога, по которой едет реальный человек на реальном автомобиле, а есть компьютерный двойник этого самого человека и этой самой дороги. И вы его просчитываете.

М. Жадов:

- Мы его содержим, мы его актуализируем и пополняем. Но есть еще сторонние источники информации. Например, операторы мобильной связи знают о передвижении в достаточно больших объемах data движение всех автомобилистов, сколько их, где они находятся. Дорожные службы контролируют погоду, снимают тысячами датчиков интенсивность движения. И все это находится в разных местах. И как раз и платформа ИНИД, и МЧС вышли с такой инициативой – давайте попробуем со всех источников информации, всех собственников этой информации прийти в одно место, дать классным молодым (или немолодым) ребятам эту информацию, чтобы они нагенерировали, наштурмовали какие-то классные алгоритмы, которые помогут сделать в первую очередь дороги безопасными, а для МЧС сделают картину прозрачной. Допустим, что сотый километр трассы М8 Холмогоры очень внимательно нужно сегодня наблюдать, потому что там возможен туман, дорога резко уходит вправо, обзор ухудшается, и вероятность ДТП с тяжелыми последствиями там высота.

В. Торин:

- То есть можно считать, что это и есть основная работа участников хакатона – предусмотреть... А кто разрабатывает, какие люди, компании, этот программно-аппаратный комплекс по повышению безопасности дорожного движения?

М. Жадов:

- Наш продукт, который мы разрабатываем, основанный на цифровом двойнике дороги, называется Программно-аппаратный комплекс по повышению безопасности дорожного движения. Мы его создаем уже второй год на базе разных технологий, которые у нас были, в том числе облачные данные, машинное зрение, все, что сейчас принято называть искусственным интеллектом, все здесь существует. Производят его, наверное, простые, скромные ребята, какими чаще всего бывают программисты, которые очень фанатеют от того, что они делают. Мы, например, не так давно научились различать все виды снега на дорогах и можем сказать, чем одно снежное покрытие отличается от другого, чтобы сделать простым мониторинг города.

И это приходит в голову не дорожной службе, не мэриям городов, а простым ребятам, которые, кроме того что они умеют классно считать и классные программы писать, они еще заботятся о том, как доходят до дома, как переходят дорогу. И инициатива рождается, что называется, у станка.

Мы также включили в свою работу международные практики, которые существуют в мире и в России, по оценке безопасности дорожного движения. Потому что, с одной стороны, мы умеем работать с данными, но, с другой стороны, есть ученые, которые уже много лет занимаются оценкой дороги, то есть они знают, какая дорога безопасна, а какая нет. И чтобы не придумывать велосипед, взять какой-то базис, мы взяли две методологии (одна отечественная, которая была разработана Московским автодорожным институтом, а вторая – Международная система по оценке дорог). И та, и другая говорят, что дорога состоит из элементов, из инфраструктуры, и давайте эту инфраструктуру оценим, насколько она безопасна для всех участников движения, не только для водителя, но и для пешехода, мотоциклиста, велосипедиста. И эта методология как раз тоже будет апробирована в этом хакатоне. На основании ее мы дадим все элементы дорог.

В. Торин:

- Насколько в ближайшем будущем решения, выработанные участниками хакатона, могут помочь повышению уровня безопасности, и не только на столичных дорогах, в регионах? Когда это может быть?

М. Жадов:

- Это уже будет в ближайшее время однозначно. Потому что на многих площадках мы уже инициировали такие пилотные проекты, в рамках которых мы оценим порядка 20 или 30 тысяч километров дорог и на основании этого дадим анализ, оценку и рекомендации. А то, что сделают ребята, это некий новый вектор, возможно, алгоритмов, на которые мы не смотрели, по долгу службы уже привыкли смотреть в какую-то сторону.

В. Торин:

- И сейчас у нас на связи Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте!

Я. Хайцеэр:

- Добрый день.

В. Торин:

- И Андрей Викторович Голов, генеральный директор компании «Код Безопасности». Здравствуйте!

А. Голов:

- Добрый день!

В. Торин:

- Ян, BIG DATA, великий компьютерный гений, интернет, искусственный интеллект – поможет ли это нам в будущем улучшить ситуацию на дорогах?

Я. Хайцеэр:

- Все относительно. И тот архаизм, который существует из прошлого, что машина очень старая, они попадают в аварии, попадают. И будущее еще не совершенно. Но тенденции очевидны, что любая технология будет совершенствоваться и оттачиваться. И в будущем, бесспорно, без водителя управляемые машины, наверное, повысят безопасность дорожного движения. Но потеряем любимое удовольствие от вождения машиной.

В. Торин:

- Зачитываю новость: автопилот от Илона Маска, электрокар «Тесла» убил двух человек. Позавчерашняя новость. И серьезно обрушила эта новость акции «Теслы». Илон Маск обвинил в этом самоуверенных водителей. Казалось, самая современная технология. И две жизни буквально позавчера.

Я. Хайцеэр:

- Это пока сегодняшний день. Повторюсь, что технологии еще не отлажены. И это дело завтрашнего, может, даже послезавтрашнего дня. Сегодня мы пользуемся аналоговой системой управления. И соприкасание аналога доисторического или настоящего и современность – они достаточно не просты. В будущем, я предполагаю, что все будет легче, совершеннее.

В. Торин:

- Вы считаете, что чем больше развиваются технологии, тем все будет безопаснее?

Я. Хайцеэр:

- Конечно. Мы же не сравниваем это с количеством аварий, которые произошли по вине водителей, дорог и прочих факторов. Это сопоставление будет несоизмеримым. Если на дорогах России только погибает до 20 тысяч человек в год и в каком количестве смертей виноваты современные свойства, которыми обладают современные автомобили? Полагаю, что это мизер. И этого вообще нет. И, тем более, там вообще не принимали участие беспилотники, Яндексы или Илон Маск.

В. Торин:

- Андрей, а что вы думаете по этому поводу?

А. Голов:

- Вопрос обеспечения безопасности, информационной безопасности в современных автомобильных системах, причем, дело касается не только одного автомобиля, но и системы управления движения, оно, конечно, ключевое. Это одна из ключевых систем критической информационной инфраструктуры страны. Но вот представьте, что можно перехватить управление вашим автомобилем, зашифровать систему, сделать криптолокер, который вам скажет, что либо вы сейчас закинете денежку, либо машина тормозить не будет. И это уже не какое-то будущее. Эти вектора возможны к реализации сегодня. Автомашины прекрасно скачивают прошивки через интернет. Они обновляют свои системы. И возможно перехватить управление.

То же касается и компьютерных систем. Того же «Платона». Надо понимать, что информационная безопасность, стирается грань между физической безопасностью и виртуальной. И когда мы создаем автомобили иди компьютерные системы управления дорожным движением, надо это принимать во внимание. И сейчас это принимается очень сильно во внимание.

В. Торин:

- Физическая и компьютерная безопасность виртуальная становится одной из сложных.

А. Голов:

- Она сливается.

В. Торин:

- То есть условный аватар человека и реальный человек становятся одним целым, да? И нападение на аватар человека, на его информацию означает, по сути, нападение на человека. И если кто-то хочет сделать так, чтобы автомобиль будущего перестал управляться тем человеком, что сидит за рулем, то ему нужно просто похитить информацию этого человека. По сути, мы говорим о том, что речь не о безопасности автомобильного транспортного средства, а безопасность информации.

А. Голов:

- Конечно. И управление. Самое главное – управление. Потому что, вы понимаете, чтобы посеять хаос, который приведет к физическим жертвам, его сделать гораздо проще информационной, чем городить какие-то бомбы и все остальное. И создатели таких систем и автомобилей принимают это во внимание. И выдвигаются очень серьезные требования к таким системам.

В. Торин:

- Пишут наши постоянные радиослушатели: «Ничего не понял». Ян, скажите, почему стало так, что будущее автомобилей, дорог, нашего транспорта связано не с развитием автопрома, а с развитием информационных технологий?

Я. Хайцеэр:

- Я думаю, что причина достаточно простая. Автомобили становятся современными, уже не просто автомобили, а некие компьютеры, которым управляют современные технологии. И водитель все больше ограничивается в управлении машиной. И в будущем, мне кажется, к сожалению, водителя могут, в принципе, убрать от управления автомобилем. И за безопасностью будет следить некие системы. Это, конечно, грустный факт, но тенденция именно к этому. Возможно, машина будет окружена многочисленными датчиками, которые не будут давать возможность столкнуться с другим автомобилем, выехать на встречку и так далее.

Помните, раньше при ремонте существовала профессия автоэлектрик? Так вот, на сегодняшний день такая профессия практически исчезла. И у нас на станциях технического обслуживания есть диагност, к которому предъявляются другие по знаниям требования. Это компьютерная грамотность, определенно только высшее образование, знание иностранных языков. И все, что с этим связано. Это, к сожалению или к счастью, будущее. Это современная тенденция, которая ограничивает возможности самого человека и добавляет возможности неким электронным системам, которые того самого человека заменяют.

В. Торин:

- Спасибо огромное! Михаил, вы-то знаете про эту электронику все! Ваше мнение?

М. Жадов:

- Статистика ПДД с новыми автомобилями, она ведется. И ДТП с пострадавшими меньше 10%. Тренд и многие эксперты говорят, что сейчас большая часть снижения ДТП связана с тем, что усовершенствуется парк автомобилей. И все эти «умные помощники», которые выйдут еще на новый виток, это к счастью. И вовремя остановить машину перед пешеходным переходом, например, а треть всех погибших – это пешеходы, думаю, что «умные помощники» должны быть в каждом автомобиле, которые будут выпущены через три года.

В. Торин:

- Итак, самый простой вопрос. Наступило лето. Автомобилей стало больше. Проблем больше и больше аварий. Или нет, Ян?

Я. Хайцеэр:

- Обычно аварийность летом снижается, потому что дорога не скользкая. Но количество машин увеличивается, повышаются риски. И сейчас не так много людей, которые не ездят зимой, а ездят только летом. Мы их назвали «подснежники». А теперь ездят всегда. Опыт приобретается, причем, в зимний, осенний, весенний период – это более жесткий опыт, потому что сложнее ездить, а летом себя человек чувствует увереннее.

Плотность транспорта увеличивается, скорость увеличивается. И я думаю, что аварийности отчасти будет снижаться, хотя и пешеходы расслабляются. К сожалению, не редко, когда пешеход виноват в том, что он бросился, извините, под колеса автомобиля, потому что он всецело доверяет штрафам, но думает, что как в компьютерной игре, у него несколько жизней.

У меня нет под рукой статистики, но, думаю, в летний период аварий поменьше будет.

В. Торин:

- Национальный автомобильный союз, думаю, вы защищаете автомобилистов от пешеходов?

Я. Хайцеэр:

- Нет, не так. В ряды Национального автомобильного союза входят и автопроизводители, и автоимпортеры, и компании, занимающиеся тюнингом. Мы занимаемся защитой и водителей, но не забываем и о пешеходах, потому что они – часть нашего общества, а разделить автомобиль и пешехода невозможно. Одни угрожают другим и наоборот. Но на снижение аварийности на сегодняшний день больше всего влияет привычка соблюдать правила дорожного движения. Она появляется и благодаря многочисленным штрафам, и современным системам слежения за автомобилистами. И сегодня мы видим, как большая часть автомобилей останавливается перед переходом, осматривается и притормаживает. И водители ведут себе гораздо приличнее.

В. Торин:

- Наверное, потому что больше камер стало?

Я. Хайцеэр:

- Конечно. Но понимаете, начинается все с камер, с определенного ужесточения, но потом люди привыкают. И бесконечное ужесточение мер наказания, они влияют на укрепляющуюся привычку.
Я всегда говорю: начните соблюдать правила дорожного движения в семье, когда родители объясняют своим детям, как вести себя на дороге. И тогда соблюдение этих правил является частью этикета. Соблюдать правила так же прилично, как не бросать мусор на дорогу, не хамить, не сквернословить. Это все становится в порядке вещей.

Конечно, в семье не без урода. Их немало. С этим должно бороться общество, но если не будет бороться семья и общество против нарушений, то только штрафами и электронными системами слежения не поможешь.

В. Торин:

- Нужно воспитание будущих водителей и пешеходов.

Я. Хайцеэр:

- Конечно. Пример – европейские страны. Есть в Европе страны, где традиционно люди очень внимательно относятся к тому, как они водят автомобили. Скандинавские страны, Испания, Германия, Англия, где приятно ездить по дорогам и люди вежливые. Конечно, и там бывают исключения, но в целом картинка благоприятная. Правда, этому еще способствуют хорошие дороги, качественная деятельность дорожной полиции, которая занимается по-прежнему регулированием дорожного движения, что у нас, собственно, исчезает. Мы отдали сегодня все на откуп камерам, а зачастую нам нужны регулировщики, которые будет не штрафовать за создание аварийной ситуации, когда авария произошла или вот-вот произойдет, а именно тогда, когда мы можем предупреждать агрессивное вождение. Возможно, впоследствии электронные системы будут настолько совершенны, что они будут регулировать этот процесс. Но пока не хватает инспектора на дороге. И современные электронные средства слежения не идеальны. Да и не везде они существуют.

В. Торин:

- Андрей, новые технологии приносят нам улучшение ситуации с безопасностью?

А. Голов:

- Я считаю, что количество инцидентов будет сокращаться, но серьезность одного будет намного выше, чем сейчас. Вспомним простой пример. Пару месяцев назад был сбой в навигационной одной системе, она у нас одна – российская. И люди не смогли заказать такси, показали пробки 10 баллов. И город практически встал. И это может быть такой хаос и намеренно поселен. И вследствие компьютерной ошибки.

Естественно, уровень безопасности физической будет повышаться, но будет повышаться интерес злоумышленников к перехвату управлением такими системами. И к серьезности сбоя таких систем. Риски будут расти, их будет меньше, но они будут серьезнее.

В. Торин:

- Помню фантастический фильм. Выключились все приборы, люди полетели куда-то, они пытались остановить машину, но ничего сделать не могли.

А. Голов:

- Сейчас уже такое может быть с «Теслой». Туда можно заслать конечную точку управления, она привезет не туда, куда надо.

Стирается грань. И это связано не только с дорогами. Это связано с нашей жизнью, с компьютеризацией нашей жизни. Представьте, хулиган по лицу вам надает на улице или кто-то получит доступ ко всем вашим данным.

В. Торин:

- Министерство транспорта Германии в официальном письме попросило компанию «Тесла» убрать из рекламы слово «автопилот». Это связано с недавними авариями, произошедшими при участии автомобилей «Тесла» на дорогах Германии. Причем правительство Германии аргументировало свою просьбу тем, что данный термин вводит в заблуждение неопытных покупателей автомобилей «Тесла», которые могут подумать, что автомобиль может ездить сам.

И здесь правительство Германии сильно поддерживают наши радиослушатели, которые пишут нам. Александр из Перми: «Никогда машина не заменит человека». Какой-то человек из Испании пишет: «Искусственный интеллект не может противостоять человеку, никогда не будет искусственного водителя».

Да, с очень большим подозрением относятся наши сегодняшние автовладельцы к тому, что их автомобилями в будущем может управлять машина.

Вот из Перми пишет радиослушатель: «Это же уже будет не машина. Как же не покрутить баранку или не переключать ручку? Что, это будет делать машина?» Наши слушатели пишут, что никогда машина или искусственный интеллект не заменят человека. Ян, по-вашему, в ближайшем или далеком будущем заменит или не заменит? Будет ли машина ездить сама, без человека?

Я. Хайцеэр:

- Знаете, прежде чем ответить на вопрос, я хочу припомнить парочку авторов-фантастов и то, что мы читали в детстве. Например, это Жюль Верн, «Капитан Немо». И тогда никто не думал, что появятся настоящие подводные лодки. Еще ближе был Беляев – «Продавец воздуха», «Голова профессора Доуэля».

В. Торин:

- Ну, пока вроде голову не пришили.

Я. Хайцеэр:

- «Голова профессора Доуэля» - это, наверное, такой прототип современного искусственного интеллекта. Ну, тогда это была живая голова, оживленная ученым, но она говорила и давала советы.

В. Торин:

- Но это была реальная голова реального профессора, которую просто подключили к некому аппарату.

Я. Хайцеэр:

- Да. Но это аналог искусственного интеллекта. Просто трудно, наверное, было Беляеву что-то другое представить. И вообще, все, что писали фантасты, их гений в том, что рано или поздно это сбывается. Так же как и какие-то ученые-теоретики, которые что-то предполагали. В этом их гений – их мысли в большинстве случаев реализуется, не сегодня, так завтра. Да, мне тоже очень не хочется, чтобы машины…

В. Торин:

- Ну, хочется покрутить баранку, попереключать рычаг скорости, но, видимо, вы считаете, что в будущем все это будет делать машина.

Я. Хайцеэр:

- К сожалению, мне кажется, тенденции таковы. Давайте разделим на две части. Первая – это внутренняя безопасность, эти системы, которые непосредственно находятся в автомобили. Мы к ним уже привыкли. И одни из последних, которые стали для машин практически стандартом – и нахождение в полосе, и торможение перед препятствием, мы к ним уже нормально относимся. Но для нас еще такое неизведанное будущее, от которого нам страшно, это когда кто-то извне будет влиять на машину, может ее остановить, отправить ее не в ту сторону. И нас это пугает, это для нас просто какая-то черная дыра. Честно говоря, я и сам боюсь. Потому что мне не хочется оставлять баранку, тем более я 15 лет провел в автоспорте, и я до сих пор получаю от этого удовольствие. И мне даже страшно. А может такое произойти, что это удовольствие мы будем испытывать на специальных автомобилях где-нибудь на треке, а в городе нам баранку практически доверять не будут, ну, будем подстраховывать…

В. Торин:

- Как сейчас катаются на лошадях, например. Раньше все катались на лошадях, а теперь нужно выехать куда-то за город покататься или в специальное место, где можно покататься на лошадях, а потом сесть за руль «Теслы».

В. Торин:

- Андрей, а вы как считаете? Вы боитесь этого будущего?

А. Голов:

- Я думаю, на самом деле все это произойдет постепенно и незаметно для нас. Ну, давайте вспомним, буквально 50 лет назад мы звонили на станцию и говорили: «Барышня, номер такой-то, соедините, пожалуйста». А сейчас миллиарды людей звонят друг другу по мобильной связи, чего раньше не было. И как-то это все вошло в нашу жизнь достаточно постепенно, незаметно. Если мы, люди, рожденные в СССР, вспомним, как было 30 лет назад, что надо было покрутить диск телефона и договориться о встрече в метро около такой-то колонны, а пришли совершенно другие технологии, и мы это даже не заметили и не задумываемся, мы просто их используем.

Точно так же будет и с дорожным движением. Надо только понимать, что это огромный комплекс мер – и законодательных, и страховых, и технологических, и т.д. Но это все будет идти шаг за шагом. Вот автопилот 2.0, 3.0, 4.0 будет, и мы не заметим, мы поймем, что это удобно, что машины будут управляться большими информационными системами, что от этого, наверное, безопасность повысится. Вопросы будут чуть-чуть другие, но точно так же, как и с мобильной связью, это войдет в нашу жизнь буквально лет через 10-15, и мы это даже не заметим.

В. Торин:

- Ян, вы согласны с этим?

Я. Хайцеэр:

- Мне кажется, что эволюционный период ускорился, и все происходит в последние 10-15 лет гораздо быстрее, чем происходило в достаточно длительный предыдущий период. И вот такая сменяемость технологий, а вместе с ними и такое мироощущение происходит быстрее. Смотрите, как быстро мы перешли от пейджера к телефону, от большого телефона к маленькому.

В. Торин:

- И даже не заметили этого.

Я. Хайцеэр:

- И как бы мы ни сопротивлялись, появятся очень быстро электрические машины. Здесь, конечно, будут играть факторы погодные или в принципе развитие инфраструктуры, да и страны в целом.

В. Торин:

- Спасибо большое. К сожалению, наша программа подошла к концу.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!