Скандалы в опере. Будет ли в будущем «обнаженка» важнее искусства

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Пласидо Доминго обвинили в харассменте, Светлана Касьян и Анна Нетребко снялись в откровенных фотосессиях, а Василисе Бержанской удалось всего этого избежать

В. Торин:

- Добрый день! Программа «НеФантастика». Программа о будущем, в котором теперь возможно все! И сегодня тема нашего разговора о будущем нашей оперы. И что ждет оперу в будущем? Я посмотрел подборки новостей, все больше новостей про стиль «ню», о том, как звезды мировой оперы раздеваются, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы заполнить залы! Последние новости: секс-скандалы в опере! Касьян обнажила тылы для мужского глянца, Максакова разделась в соцсетях!

Касьян – речь идет о Светлане Касьян, звезде мировой оперы. И она сегодня у нас в студии. Здравствуйте, Светлана!

С. Касьян:

- Здравствуйте!

В. Торин:

- А что там случилось у вас в опере? Смотрю, Ксения Собчак делает в данный момент эфир с Пласидо Доминго, спрашивает его о сексуальных скандалах. Раздеваются у вас там. Что там произошло такого, в опере?

С. Касьян:

- На самом деле, в опере происходит все то же самое, что в мире. А скандалы? Я не вижу в этом ничего скандального, потому что я достаточно более одета, чем девушки на пляже в этой съемке. Красивая съемка.

В. Торин:

- Безусловно! Вот я сразу всем говорю, да, красивая девушка, красивая съемка. Мне коллеги говорят, что у нас ракеты, танки. Говорю, нет, вот наши главные ракеты! Мировой оперный голос!

И что же там происходит-то?

С. Касьян:

- Сначала я отказалась от этого предложения. А переговорив с рекламным редактором журнала, который убедил меня в том, чтобы я согласилась на эту съемку. И я ему благодарна за это, потому что это такая память… Почему бы не показать то, что и опера может быть прекрасна во всех смыслах этого слова?

Я принимала участие в постановке триптиха Джакомо Пуччини, где пела все главные роли, я играла в опере «Плащ» чувственную женщину, у которой был любовник. И в какой-то момент я оставалась в чулочках на подвязках, то есть, в момент близости со своим возлюбленным. И на сцене я выглядела более откровенно, чем в съемке этого мужского журнала, на самом деле.

У нас очень сложная работа, ты должен и языки знать, я уж не говорю про ноты.

В. Торин:

- А сколько языков вы знаете?

С. Касьян:

- Я знаю итальянский, английский, мой язык, немного грамматику немецкого и понимала французский, подзабыла немного. Чуть казахский. Я жила в Казахстане долгое время. И когда-то в совершенстве разговаривала на грузинском, я подзабыла. Языки нуждаются в практике.

Я, таким образом, хотела показать, что и оперные певицы могут красиво выглядеть. Там есть видеосъемка с журнала, где нет никакого фотошопа, все прилично и красиво.

В. Торин:

- Вот пишут про Анну Нетребко в основном, про вас, про Марину Максакову в основном. Причем, все говорят одно и то же, слушайте, мы, таким образом, пытаемся привлечь у народа интерес к опере. Это так или не так?

С. Касьян:

- Как говорят: на войне все средства хороши. После этой съемки на мои выступления стали раскупать все билеты. Прибавилась аудитория. И огромное количество мужчин мне пишут, что до этого они не любили оперу. Им казалось, что это что-то скучное, занудное. И после съемки этой влюбились в классическую музыку. Я очень рада. Я своего добилась. И пришла новая аудитория. И я продолжаю привлекать новую аудиторию. И рада, что цель достигнута.

В. Торин:

- Светлана, вот прилетел нам вопрос из города Смоленска: «Как стать оперной певицей?».

С. Касьян:

- Я начала петь будучи ребенком. Мама привела меня на прослушивание, мне было 5-6 лет. И сразу все сказали, что начали содрогаться стены. Это прослушивание было в детский хор. И сказали, что нет, в хоре ей не петь с таким масштабным голосом.

В. Торин:

- Давай сначала. Я просто знаю твою историю. Она душераздирающая!

С. Касьян:

- Началось с сольных выступлений после прослушиваний…

В. Торин:

- Не то. Я знаю правду. Насколько тяжело тебе было в детстве?

С. Касьян:

- Ну, да.

В. Торин:

- У вас не было денег у семьи, насколько я знаю. Вы были беженцы.

С. Касьян:

- Да.

В. Торин:

- После войны вы вынуждены были поменять страну. Не хватало денег ни на что. Ты рассказывала в цикле фильмов от лауреатов фестиваля «Русский Рим», а Светлана – лауреат этого фестиваля, я чуть не заплакал.

С. Касьян:

- Голос меня всю жизнь вел. С самого детства, как меня прослушали и стали ставить на все эти концерты. Помню, тайном от мамы подала на свои конкурсы заявки. И с божьей помощью везде получала первые премии. И так как семья была очень бедная, в десять лет я пошла зарабатывать деньги на жизнь…

В. Торин:

- В десять!

С. Касьян:

- Десять-одиннадцать лет мне было. Я смогла убедить маму, что меня надо отпустить работать продавцом на рынке, продавать сандалии и морковку. И зарабатывать на жизнь. Потому что я больше не могла ходить в рваных одеждах своего брата, которые были в жестких латках мужских. Меня высмеивали в школе. И, знаете, как дети это болезненно воспринимают. И я проснулась в десять лет и решила, что все, так больше продолжаться не может. И пошла зарабатывать. И параллельно мой голос стал приносить мне, помимо успеха, так же деньги. Это были и финансовые премии за голос, помню была премия – большой ковер подарили. Мама его продала, чтобы были деньги на еду. Люстру шикарную, мама ее тоже продавала. Потом технику. Была такая аппаратура с дисководом, это было что-то из области фантастики! Меня даже мой старший брат после этого зауважал.

В. Торин:

- Он до этого считал, что это ерунда какая-то.

С. Касьян:

- Да.

В. Торин:

- Это важный момент. Представьте, единственная в мире кавалер Ордена святого Сильвестра, дама Ордена, который вручал Папа Римский, на минуточку. И вот тогда в школе, когда нечего было носить, не было денег на еду, человек в десять лет пошел работать на рынок.

Итак, к обнаженке. Пласидо Доминго, домогался он до женщин или нет? И в вашем этом мире насколько это все работает?

С. Касьян:

- Я бы сказала так, что 90% равнодушны к женскому полу.

В. Торин:

- Вот так вот!

С. Касьян:

- Да. И, на самом деле, меня это всю жизнь радовало, потому что ты можешь спокойно делать свое дело, и не будет никаких таких моментов, которые были, безусловно, в моей жизни.

В. Торин:

- Ну-ка, расскажи!

С. Касьян:

- Были случаи, да, когда я еще была молодая и неопытная. И этот вот 1-2% мужчин, которые интересуются…

В. Торин:

- Тот небольшой процент!

С. Касьян:

- Оставляли после репетиций, в общем, домогались. Но! Я еще была молодая и неопытная. И я так резко отшивала, что потом у меня были определенные проблемы. Человек может потом развернуться ко всей дирекции и сказать, знаете, я проснулся и понял, что Касьян бездарность!

В. Торин:

- Вот такая месть!

С. Касьян:

- Никакого голоса у нее, не подойдет она для нашей продукции.

В. Торин:

- На самом интересном месте у нас прервался диалог со Светланой… Пласидо Доминго - приставал он к девушкам или нет? Его же уволили, насколько я понимаю, из Нью-Йоркской оперы… так вот, Светлана выходила на сцену с тем же самым Пласидо Доминго, Светлана пQueenела на самых лучших и самых больших площадках мира. Светлана, это правда или нет про все эти домгательства, что там происходит за кулисами оперы?

С. Касьян:

- Так вот, после такого неудачного опыта, который у меня был, когда я отказала… я, уже наученная горьким опытом, решила поступить иначе… Было наглое такое домогательство…

В. Торин:

- А кто это был, кто?

С. Касьян:

- Не буду говорить кто. На самом деле очень талантливый человек, я с глубоким уважением отношусь к этому дарованию, но… И как я себя повела? Мне очень на руку сыграл этот скандал с домогательствами, который плачевно отозвался на карьере Доминго, Витторио Григоло, известного певца тоже. И мир на самом деле сейчас немножечко так в напряжении… было-то 2%, а сейчас, мне кажется, уже и этих 2% не будет, которые как-то пытались… я не знаю, наверное, это плохо… не знаю, но могу поделиться выводом, что, когда была повторная такая ситуация и вот этот талантливый маэстро пытался очень нагло домогаться, я, уже наученная опытом, что такое отшивание может сказаться на карьере, я просто сыграла такую, как говорят, «сопрано» в таком понимании слова, когда, подняв на него глаза, сказала - боже, какая жалость, это страшная история, которая произошла и с Витторио Григоло, и с маэстро Доминго, с этими домогательствами, которые так плачевно отразились на их карьере… После этого - его как ошпарило…

В. Торин:

- Он отшатнулся от тебя?

С. Касьян:

- Он больше никогда в жизни ко мне не подходил и у нас остались только профессиональные отношения. Все замечательно закончилось, все хорошо прошло, и он уже стал смотреть на меня исключительно как на профессионала, как на певицу, а не как на женщину. То есть, он понял, что, если кто-то где-то что-то заметит его поползновения в мой адрес, что это может настолько плачевно отразиться на его карьере и репутации, а он достаточно известный такой маэстро…

В. Торин:

- Конечно. Ну, уж если даже Пласидо Доминго не пощадили, то тут уж разнесут любого…

С. Касьян:

- Да, да. И эта ситуация помогла мне… получается, что я никого грубо не посылала, но при этом протрезвила и таким образом смогла защитить себя. Потому что опять-таки, еще раз повторюсь, на войне все средства хороши и надо научиться выживать, и я понимаю, что в консерватории, помимо вокала, должны обучать и психологии - это очень важно в любой, наверное, профессии… Еще у меня была такая проблема в начале моей карьеры… сейчас уже многие знают, кто такая Касьян, в Европе, и что такой вообще мой голос, что двойной состав оркестра, тройной состав оркестра и любая сложнейшая опера драматическая, все это будет исполнено достойно, а раньше, в начале моей профессии, мне очень сильно мешала моя яркая внешность. И вот эта сексапильность, энергетика, я не знаю, что от меня исходит, потому что видели только это и говорили - что вот такая яркая сексапильная девушка, а у меня еще были более откровенные наряды, я сейчас как-то стала все это прикрывать, стала все это не то чтобы гасить, но прятать, и обнажаю только на сцене, когда того требует роль. И вот стереотип - ты предстаешь перед директором - он говорит: вот она еще даже петь не начала, а я понимаю, что там не может быть какого-то такого прямо дарования. А потом потрясало их, что может быть там и четыре октавы, и такой масштаб… и, как сказали в Германии, помню, когда я пела в Берлинской филармонии с Берлинским филармоническим оркестром, говорили - таких децибелов больше ни у кого нет. Они замеряли, у них такой аппарат есть, а я даже не знала об этом, пела еще даже не во всю мощь своего голоса, и это уже зашкаливало… А когда так же объем легких измерял пульмонолог, слава богу, которые я так же восстановила и после ковида дыхательными упражнениями… и вот не сочетание того стереотипа - внешность, сексапильность, фотографии в купальнике, которые я могу себе позволить с профессионализмом, с тем, что ты делаешь, с качеством, над которым ты работаешь так достаточно скрупулезно я бы сказала…

В. Торин:

- Понятно. Светлана, смотри, вот все больше и больше в опере обнаженки, вот эта несчастная опера «Саломея» - это уже притча во языцех, там уже все идут на «Саломею», чтобы посмотреть на эту «клубничку», да. Анна Нетребко в опере «Манон Леско» практически абсолютно обнаженная… и тебя вот уже обвиняют, что ты «обнажила тылы для мужского глянца». По-твоему, какое будущее у оперы? Есть ли оно? Или, может, опера становится такой поближе к народу, так скажем, или она, наоборот, останется каким-то особенным… почему билеты в оперу такие дорогие? Что ты думаешь? Что будет с оперой дальше?

С. Касьян:

- Ну, во-первых, почему билеты дорогие? Это декорации, это колоссальный труд на самом деле…

В. Торин:

- Стоп, стоп, я не предъявляю тебе за билеты. А вообще, в принципе, по-твоему, что будет дальше с оперой? Через 10 лет, через 50 лет, через 100 лет?

С. Касьян:

- Опера будет жить, потому что это великое искусство. Достаточно включить интермеццо к оперы «Сельская честь» или «Сестра Анжелика» - без слов все понятно. Это бессмертная музыка, это такое творение, которое лечит и на физическом уровне, и какое влияние оказывает даже на новорожденных детей… то есть, это такая сила - классическая музыка, опера… Поэтому опера, конечно, была, есть и будет. Другое дело, что вот раньше это все было настолько консервативно, выходила певица, становилась на определенную точку, внешность вообще не имела никакого значения, и пела. А сейчас уже требования настолько увеличились к оперному певцу… Ты должна и выглядеть прекрасно, и режиссеры требуют красивую картинку, ты лишние граммы набираешь, тебе надо бежать в спортзал… Потом знание языков. Я уж не говорю про репертуар, объем работы… Требований очень много. И при этом при всем, конечно, честно скажу, сложно выглядеть хорошо, потому что даже до ковида, до локдауна, когда закрылись все театры по всему миру, я не успевала пройти ни один в своей жизни полноценный курс массажа. Потому что у меня каждый день с утра до ночи - я в 8-9 утра выходила, с 11 ночи возвращалась… Это репетиции, интервью, съемки, концерты, гастроли, самолеты, аэропорты… Меня знакомая спросила - сколько ты массажей делаешь в год? Я говорю, в лучшем случае, один массаж… Вот сейчас впервые в жизни этот год мне был дан для такой, наверное, любви к себе, и вот заняться собой, своим телом - я получила такой кайф… Я ходила в салон красоты, я получила курс массажа, полноценное плавание в бассейне, фитнес… Такой кайф на самом деле заниматься собой…

В. Торин:

- То есть, повезло вам с пандемией?

С. Касьян:

- Повезло. Вдвойне ценно увидеть в мире оперы красивую примадонну.

В. Торин:

- И с нами выходит на связь еще одна звезда, которой рукоплещут ведущие театры Европы и мира – Василиса Бержанская, меццо-сопрано. Василиса, здравствуйте!

В. Бержанская:

- Здравствуйте!

В. Торин:

- У меня тут две красивейшие девушки мировой оперы! А что, в опере все красивые девушки такие?

В. Бержанская:

- Многие.

В. Торин:

- Ты – юное дарование, про тебя еще не пишут, что ты обнажаешься для мужских журналов, как про Светлану. Во-первых, готова ли ты обнажиться? Хорошо это или плохо? И что будет в будущем с этим, как ты считаешь?

В. Бержанская:

- Лично я не готова, но здесь дело каждого. Это личное дело!

В. Торин:

- Мы пытаемся рассуждать со Светланой, что будущего будет с оперой? И все больше говорим о том, что оперу сотрясают сексуальные скандалы. Одна история с Пласидо Доминго чего стоит!

Василиса, ты выбрала себе красивый, с другой стороны – страшный мир. Скажи, ты натыкалась на что-либо такое? Сексуальные домогательства, предложения где-то спеть неодетой, да и вообще, все больше и больше различных оперных постановок, там прямо без обнаженки ничего не получается!

В. Бержанская:

- У меня ни разу не было ни одной постановки, в которой мне пришлось бы себя обнажить. Я не сталкивалась ни с какими домогательствами. Видимо, это случается, но опыта такого не было.

В. Торин:

- Бог миловал.

В. Бержанская:

- Да.

В. Торин:

- Василиса, что ждет оперу в будущем?

В. Бержанская:

- Опера будет существовать, конечно, она столько всего пережила! А что нас ждет? Не знаю, посмотрим. Я не могу ответить на этот вопрос.

В. Торин:

- Светлана, пандемия. Удалось из-за пандемии отдохнуть. Были отменены гастроли, спектакли. А сейчас все возвращается или нет?

С. Касьян:

- Василиса, хочу поприветствовать!

В. Бержанская:

- Привет!

С. Касьян:

- В России нам повезло больше всех. У нас эта жизнь особо не останавливалась. И я не замолкала, могу по себе сказать. Огромное количество выступлений! Мне с тоской пишут мои европейские коллеги, что вы такие счастливые! У вас продолжается жизнь!

А по миру? У меня были контракты на осень, они перенесены на 2022 год. Этот год я в Москве пою, я рада. И меня узнает и наша публика, не только европейская. Были моменты, когда я только пять дней в году была в Москве, начиная с 2011 года. И до ковида.

В. Торин:

- Это была удивительная вещь, в твоих соцсетях десятки тысяч подписчиков, но все какие-то итальянцы, французы, а русские даже не знали про тебя.

Теперь ты можешь порадовать зрителей в Москве. Я был в театре «Зарядье», мне очень понравилось. Невероятное выступление! Спасибо тебе огромное!

А Василиса находится где-то далеко!

С. Касьян:

- Василиса замечательная!

Про обнаженку. Почему я и Нетребко, нас раздевают на сцене, а Василису нет. Потому что у нее меццо-сопрано. Нетребко поет «Манон Леско» Масне, роль такая…

В. Торин:

- Наконец, я узнаю, чем отличается меццо-сопрано от драматического сопрано.

С. Касьян:

- Часто мужские роли брючные Василиса может рассказать, исполняют женские голоса, то есть, либо мальчиков.

В. Бержанская:

- Да, у нас абсолютно разные роли. Амплуа сценические.

С. Касьян:

- А я пою, например…

В. Торин:

- А! Амплуа другое! Не повезло с амплуа!

С. Касьян:

- Так и есть. Повторюсь, та же «Манон Леско», та же Саломея – танец семи покрывал, тот же триптих Пуччини, где откровенная сцена и режиссер имеет право, а я пела в одних чулочках на подвязочках, выступала. Более обнаженная, чем в мужском журнале. Это роли такие. Ты обязана по роли обнажаться в некоторых операх.

В. Торин:

- Вот в чем дело!

Пишут про Касьян… Нетребко… Пишут про Максакову. А у нее что с голосом?

С. Касьян:

- Не знаю. Честно.

В. Торин:

- Василиса, ты где находишься?

В. Бержанская:

- Я на Алтае. У меня небольшой отпуск двухдневный.

С. Касьян:

- Это такая роскошь!

В. Бержанская:

- Да!

В. Торин:

- Собираешься в ближайшее время выезжать куда-то?

В. Бержанская:

- Я летом собираюсь в Италию на несколько месяцев.

В. Торин:

- Италия, конечно. И прекрасная Светлана Касьян является лауреатом премии «Русский Рим», а Василиса Бержанская на днях стала амбассадором фестиваля «Русский Рим». И когда же мы все увидимся в Риме?

С. Касьян:

- Это такое горячее желание, которое греет и грело меня все это время, когда мы были закрыты в России! Горячего итальянского солнца!

В. Торин:

- Девчонки, вы понимаете, что являетесь, по сути, нашим секретным оружием? Вы – та самая мягкая сила. Вы – солистки европейских оперных театров, вам рукоплещут люди. У вас поклонники сотни тысяч в ваших Instagram! Это иностранцы. Вы – есть наше оружие покруче тех ракет, которые буквально вчера шли по Красной Площади.

В. Бержанская:

- Я считаю, что мы ни в коем случае не оружие. Я считаю, что любой музыкант – он объединяет народы. И в музыке нет разницы, откуда ты – из Италии, из России, из Германии. Там нет граней. Музыка – есть музыка.

В. Торин:

- Нет политики.

Недавно мы разговаривали со спортсменами. Год назад. Они сказали, что в спорте нет политики, а…

С. Касьян:

- И музыка вне политики.

В. Торин:

- … теперь они уже так не говорят.

В. Бержанская:

- Мы должны делать все, чтобы объединять людей. И нести радость.

С. Касьян:

- Опера и классическая музыка обладает такой силой, которая может объединять весь мир. Приведу яркий пример моего концерта в Париже сольного, где я исполняла музыку наших композиторов – Рахманинов, Чайковский, военные песни, Молчанов. Французы рыдали. Не зная русского языка, перевода. Это еще раз подтверждает, что опера была, есть и будет. И это самое сильное оружие… Не оружие, а то, что может объединять весь мир. И вне политики абсолютно. Эта сила была продемонстрирована на концерте, когда люди рыдали, не зная русского языка.

В. Торин:

- Василиса, а у вас было такое было? А сейчас мы оборвали Василису на интересной истории, когда вдруг она почувствовала просто незримо у себя за спиной российский флаг и поняла, что она обладает некоей силой, которую она может обрушить на головы своих зрителей. Расскажи, пожалуйста, Василиса, про это.

В. Бержанская:

- У меня как раз эта история была недавно, неделю назад, у меня был сольный концерт в «Зарядье» и я исполняла одну арию на английском языке, не думая, что каждый зритель пришедший в совершенстве знает язык, знает, о чем эта ария, но вот в какой-то момент я увидела слезы на глазах у людей и, конечно, это очень дорогого стоит.

В. Торин:

- То есть, вы можете заставить людей плакать, да? Причем, как здорово, что сейчас в «Зарядье»… я видел в «Зарядье» прекрасную Светлану Касьян и просто сидел и тоже чуть не плакал. Василису Бержанскую я увидел совершенно случайно совсем недавно на одном дне рождения нашей общей подруги Нины Шацкой и я был тоже в совершеннейшем восторге, какие голоса, как это удается… и люди во Франции, в Италии, в Австрии рукоплещут нашим вот этим прекрасным звездам.

Давайте еще раз попытаемся с вами понять, что ждет оперу в будущем? Сегодня мы понимаем, что современное искусство - и опера, конечно, в том числе, давно идет на провокации, на эпатаж, для привлечения внимания. И, когда Анна Нетребко или Светлана Касьян, пусть они, конечно, и драматическое сопрано, как мы выяснили, и у них такое амплуа, тем не менее, им приходится обнажать себя и тогда сразу появляется несколько десятков тысяч подписчиков в Инстаграме. Не кажется ли вам, что оперное искусство, в том числе, как и все искусство, идет к такому опрощению, не на ту высоту, где она была, а куда-то вниз, вниз…

С. Касьян:

- Ни в коем случае не кажется. Потому что мне, как и Василисе, очень везет, я работаю в основном с очень талантливыми режиссерами и маэстро, и такие постановки, которые только привлекают новую аудиторию в мир оперы, в прекрасный мир классической музыки, и я приглашаю сюда новую аудиторию и из моих соцсетей, на эти постановки… и чаще всего остаются в таком восторге, влюбляются… даже более того, у меня недавно был концерт, когда я с огромным счастливым удивлением обнаружила на этом концерте аудиторию 14-16 лет - молодежи, по сути, как я думала, могут являться только поклонниками Моргенштерна и Бузовой, на самом деле, они пришли на мой концерт… и они подходили со слезами на глазах просить автограф и спрашивали, как стать оперной певицей, какие-то советы… это говорит о том, что опера будет расцветать, она уже расцветает, и мы все для этого делаем. Я, Василиса, мои замечательные коллеги…

В. Торин:

- И, если для этого нужно сняться ню, то почему бы и нет?

С. Касьян:

- Почему бы и нет?

В. Торин:

- Василиса, твое мнение?

В. Бержанская:

- Ну, сейчас в опере такой период… опера стала режиссерским театром. Очень многое сейчас зависит от режиссеров и некоторые режиссеры даже имеют такую власть, как выбирать певцов. Они четко говорят руководству театра, даже дирижерам, с какими певцами они хотели бы работать в спектаклях. Но посмотрим. Мне повезло, я не работаю с плохими режиссерами, с плохими дирижерами, которые что-либо делают просто так, неоправданно. Я с такими не встречалась, поэтому я не могу об этом сейчас рассуждать. А когда на сцене что-то происходит, может быть, немного эпатажное, но оно сделано талантливо и оправданно, для чего и почему - не возникает этих вопросов.

В. Торин:

- То есть, все-таки, если вещь сделана талантливо, любой эпатаж может быть оправдан?

С. Касьян:

- Да. Василиса права насчет того, что сейчас огромную власть приобрели режиссеры. Если раньше, как говорил великий Тосканини, они постоянно твердили, что вначале музыка, а потом слова, режиссеру и прочее, то сейчас время меняется и сейчас режиссер все чаще и чаще становится на первое место.

В. Торин:

- Причем, они все наверняка такие вредные, да?

С. Касьян:

- Ну, нет. Мне тоже попадались в основном хорошие и талантливые режиссеры. Чаще всего.

В. Торин:

- Да. Ну, все чаще и чаще спрашивают - как стать оперной певицей? Мы со Светланой об этом уже поговорили… Светлана из какой-то страшной, жуткой и ужасной нищеты поднималась, вот так за волосы себя, как барон Мюнхгаузен, вытащила, да… Василиса, а вот как вы в столь юном возрасте решили стать оперной певицей? Расскажите о своем пути.

В. Бержанская:

- Просто я всю жизнь хотела петь. Я всю жизнь мечтала что-нибудь делать на сцене. И в какой-то момент я поняла, что я не смогу жить дальше, если я не стану профессиональной оперной певицей. Это произошло абсолютно спонтанно. Но пела я с детства.

В. Торин:

- Вот, вот! Самое главное - иметь большое желание. Вот вам и ответ от двух наших прекрасных оперных див! А у нас сегодня в студии были - невероятные оперные дивы, которых знает весь мир, но они из России, они наши - Светлана Касьян, звезда мировой оперы, и кавалер Ордена Святого Сильвестра Василиса Бержанская, солистка ведущих европейских оперных театров. Спасибо вам огромное, вы наши гордость, мы вас любим!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!