Какое будущее ждет традиционное радио

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Писатель Владимир Торин говорит с мэтрами российской радиожурналистики, в чем плюсы и минусы радио и сможет ли оно трансформироваться, чтобы не умереть

В. Торин:

- День радио! Поздравляю всех, кто варится в этом цехе, кто знает, что такое радио и понимает. В нашей сегодняшней программе «НЕфантастика», мы понимаем - радио было, есть и будет. И надеемся, что эту точку зрения поддержат сегодняшние наши эксперты. С нами сегодня Виктор Набутов, автор и ведущий утреннего шоу на радио «Серебряный дождь». Виктор, здравствуйте.

В. Набутов:

- Привет, привет!

В. Торин:

- А что такое радио в вашей жизни, Виктор?

В. Набутов:

- Радио в моей жизни - это большая профессиональная любовь.

В. Торин:

- Почему так странно получается, что отмирают какие-то телеграф, телетайп, а радио остается? Радио, которое изобрели 7 мая 1895 года! Российский физик Попов на заседании русского физико-химического общества продемонстрировал прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве. И до сих пор эта штука работает. Почему?

В. Набутов:

- Ты знаешь, это сложный вопрос. Конечно, радио немножко теряет. Вот если мы говорим об ФМ-диапазоне, то радио, конечно, немножко теряет свои позиции на медийной поляне. Может, не так сильно, как классические глянцевые журналы и печатная пресса, которая становится таким лакшери приложением для больших изданий, чисто по бизнес-причинам. А радио немножко теряет в ФМ, но зато компенсируется через прослушивание через интернет и через мобильные приложения. Почему радио живет и может даже пережить своего конкурента, который появился чуть-чуть позже, в 30-е годы… это классическое телевидение вещательное? Ну, наверное, потому, что человеку всегда хочется какого-то не визуального иногда контента, а просто голосовой картинки. Это немножко другой способ потребления информации. Именно во многом с этим связана популярность вдруг неожиданно клабхауса, например, который многие даже радийщики… это по большому счету такой и подкастный… потому что многие говорили - ну, что такое, без картинки, какие-то люди будут сидеть, трындеть там, ругаться, там будет звук друг на друга накладываться, это все будет базар-вокзал - а ничего, по пять тысяч на популярных спикеров заходят и в этих комнатах с большим удовольствием слушают. Потому что, наверное, иногда человеку хочется просто что-то послушать, а не посмотреть.

В. Торин:

- Все чаще говорят, что клабхаус сдулся. А радио - нет. Потому что клабхаус по большому счету, как я понимаю, это радио и есть. Это радио, только в интернете. Ты заходишь в некую комнату, где сидим мы с тобой и рассуждаем о будущем радио… и все наши радиослушатели с удовольствием пишут нам вопросы сюда в эфир, задают эти вопросы, а многие звонят в эфир - в общем, по сути, это тот же самый клабхаус, но все-таки это частота…

В. Набутов:

- Во-первых, прелесть радио заключается в том, что это тот вид потребления информации, который позволяет тебе заниматься чем-то еще. Конечно, в этом же основной смысл и есть. Ты можешь завтракать и слушать радио, ты можешь вести машину - что самое важное - вот серьезный удар по классическому радио, а 65% потребления радиоконтента в России - это цифра лета прошлого года. Это я тебе не только как ведущий, но еще и как опытный радиоменеджер могу сказать, я отслеживаю все современные тренды… вот 64 с чем-то процентов потребления радиоконтента - это автомобили. И большая часть приходится на утренний прайм и вечерний прайм, когда люди едут на работу. К чему я это вспомнил? Да, вот люди продолжают слушать радио, соответственно, они ведут машину, они смотрят в этот момент на дорогу., и они потребляют какую-то информацию…

В. Торин:

- Ну, теоретически это подкасты…

В. Набутов:

- Пожалуйста, нет вопросов. Да, в рынке контента для прослушивания возрастает конкуренция, можно включить интернет-радио. Это не первый день существующая история, она будет только набирать обороты и я могу сказать, что только в 2016 году в России появилось 170 интернет-радиостанций на любой вкус.

В. Торин:

- Это очень много… Нет, это удивительная вещь. Вот мой папа слушает радио «Нафталин» так называемое и он был очень удивлен, что это у этого радио нет частоты, это интернет-радио. И как ты думаешь, может быть, за этими радиостанциями будущее? Ведь каждый из нас теперь может сделать свою собственную радиостанцию в интернете и вещать с утра до ночи…

В. Набутов:

- Ты знаешь, если бы все было так легко, конечно, может. Но дело в том, что это требует определенных затрат - это раз. Во-вторых, есть конкретные производственные затраты - не знаю, там покупка микрофона, оплата за проигрывание музыки - если ты у себя на радиостанции ставишь музыкальные треки - ты ж должен платить за это… Потом, ты не можешь сидеть 24 часа трепаться... ты будешь работать утром и вечером, предположим, но зато в самые конкурентные слоты, когда все внимание у тебя будут отбирать крупные игроки рынка. А, может, по выходным. Короче говоря, тебе чем-то надо занимать паузы, правильно? Ты будешь ставить музыку, а за нее надо платить деньги. Либо кого-то приглашать, каких-то гостей, сделать рубрики - тут ты уже начинаешь заниматься производством, а это требует редактора, продюсера, того, сего… Ну, не все так однозначно. Хотя сейчас для производителя контента, творческих людей - это круто, что у тебя появляется колоссальная поляна для самореализации и ты не зависишь теперь от радиостанции, которая тебе будет диктовать свои условия, в том числе, и цензурные… Или там вот то, во что превратилось современное телевидение… Как бы ты не зависишь от канала - делай, что хочешь. Это круто. Мне это очень нравится.

В. Торин:

- Тогда несколько советов от знаменитого автора и ведущего на радио «Серебряный дождь» Виктора Набутова. Кто хочет сделать свой собственный канал, вот что нужно для этого?

В. Набутов:

- Я небольшой специалист. Насколько я знаю, есть специальные платформы, где ты можешь зарегистрировать свою радиостанцию и там многие процессы автоматизированы - то есть, придумываешь бренд, логотип и через них вещаешь. Ну, это как подкаст-платформа по большому счету, правильно? Если есть интерес, нужно пошукать и заплатить маленькие какие-то денежки и все реализовать. Есть Ютюб-каналы, свое телевидение, вот мы, например, с отцом запустили Ютюб-канал «Набутовы», где и про политику, и про спорт, и про путешествия, и про науку… Это тоже, кстати говоря, альтернатива телевидению по большому счету. И Ютюб-вещание, кстати говоря, становится все более и более качественным сейчас.

В. Торин:

- Я так понимаю, вы сейчас летали в Непал, мы чудом вас успели поймать… я так понимаю, по делам этого самого канала?

В. Набутов:

- Нет, у меня есть другие проекты, связанные с путешествием, но я как раз там снимаю видеоматериал, который я теперь не выкладываю у себя в Инстаграме или в Фейсбуке, а я делаю какие-то видеозарисовки, которые я буду показывать в рамках нашего Ютюб-канала. Соответственно, я тоже это могу монетизировать. Например, историю о том, как я два дня назад сбегал из Непала, потому что позавчера там за два часа до закрытия страны авиасообщения мне удалось спуститься…

В. Торин:

- Вот-вот, расскажите, пожалуйста.

В. Набутов:

- А вот я не буду тебе рассказывать, потому что это контент. Со всеми нюансами. Что делать, если вы застряли, с кучей приключений, с интересным видео про то, как живет Непал, непальцы, что такое Эверест, как там все работает, что такое карма и т.д. Я тебе это сдавать не буду, я это для себя припасу.

В. Торин:

- Понимаю. А сейчас к нам присоединяется знаменитая телеведущаяМаргарита Митрофанова. Маргарита, привет!

М. Митрофанова:

- Здравствуйте!

В. Торин:

- Нас всех собрал День радио!

М. Митрофанова:

- Вы меня назвали телеведущей, а я, наоборот, радиоведущая…

В. Торин:

- Про тебя пишут, что ты обладательница всех возможных премий!.. Как так вышло, что ты собрала все возможные радиопремии?

М. Митрофанова:

- Я просто рано начала. Раньше вышла на эту дистанцию и вот как раз первое радио, на котором я работала, на «Максимум», я узнала в 1991 году, как раз 30 лет назад, они в декабре открылись, и я поняла, когда их услышала, что это то, что мне надо. А я как раз доучивалась на юридическом факультете МГУ и как-то встретила в тусовке правильных людей и сказала, что я хочу там работать, и в 1993-м меня взяли на радио «Максимум» и я там 17 лет оттрубила… Набутов не даст соврать!

В. Набутов:

- Не дам. Засосало! 30 лет назад! Рита, какой кошмар!

В. Торин:

- Да, время-то как летит! Радийное время-то как летит!

М. Митрофанова:

- Ну, в принципе, а что тут такого-то…

В. Торин:

- Рит, с Днем радио мы тебя поздравляем вместе с Виктором Набутовым и мы в первой части как раз говорили о том, а как же так получилось, почему вдруг телеграф умирает, телефакс, телетайп, а радио остается. Что за нонсенс такой?

М. Митрофанова:

- Вить, а ты что говорил?

В. Набутов:

- Я пытался сказать что-то умное, я хотел сказать, что все равно людям нужно иногда не потреблять картинку глазами, а что-то слушать, поэтому сейчас популярны подкасты, поэтому радио сохраняется… поэтому, пока машины не станут беспилотными, не так много времени-то осталось, то есть, когда ты сможешь вообще не смотреть на дорогу, тогда, наверное, видео как-то еще подвинет радио больше… тем не менее, пока свои позиции радио сохраняет более-менее на фоне других классических медиа. Более того, как я понимаю, многие современные подкасты и Ютюб-каналы они же на себя перетянули всю прелесть, которая всегда была у радио, в отличие от телевидения. Это возможность обратной связи и моментальной оценки твоей работы. Звонок, смс, все живое, радио всегда живое, а не записное.

М. Митрофанова:

- Но подкасты - это же…

В. Набутов:

- Но ты можешь же писать комментарии, а потом в следующем подкасте тебе на них отвечают. То есть, какая-то возможность обратной связи есть.

М. Митрофанова:

- Ну, ребята, давайте я скажу в хорошем смысле. У нас до сих пор популярно телевидение и радио у нас тоже будет популярно еще лет 15 - до тех пор, пока вот такие, как мы, садимся в машину и включаем сразу радиоточку. У нас на выбор там 20 станций, может, больше. И потом, есть еще вариант интернет-радио… и это очень круто. Я не знаю, просто этот маленький рынок вещания все поделят и каждый свое найдет. Поэтому, я думаю, никто никуда не денется. Это как театр и кино.

В. Набутов:

- Но сейчас рынок вещания значительно больше, он теперь не ограничивается ФМ-диапазоном. Он есть и в компьютере… например, у нашего «Серебряного дождя» значительная часть аудитории находится за пределами России. Мое утреннее шоу комментируют и в Австралии, и в… И это круто… вот сейчас, в пандемию, ты можешь спросить - так, ребята, кто там сейчас в Израиле сидит, или в Канаде, напишите, как у вас там? И ты моментально получаешь информацию оттуда. А сейчас еще и видеоизображение. Потому что радио перестает быть только звуком.

М. Митрофанова:

- Вот! Ты сам себе тогда противоречишь, ты говорил, что черт с ним, с этим видео, людям важно, что мы доносим…

В. Набутов:

- Но все-таки радио - это, прежде всего, слушание. Даже с учетом того, что у нас появилась телекартинка из студии, все-таки мы не можем претендовать на полноценный телевизионный продакшн с большим количеством камер. С постановкой, с режиссурой, с другими бюджетами и т.д. Но если ты что-то с собой принес показать интересное, вот, смотрите, я пользуюсь дешевым мобильным телефоном…

М. Митрофанова:

- У меня тоже вот… Нет, парни, я о чем хочу сказать… Иногда тоже собеседников, экспертов очень интересно иногда видеть на картинке, а так - какая разница, видишь ты или не видишь?.. А если вот как первая, помнишь, группа «Кирпичи», если радиоведущая реально страшная? Ну, куда смотреть? В пол?

В. Набутов:

- Это, кстати, накладывает новые требования на радио, новые требования и к радиоведущим. Потому что всегда если сравнивали людей, которые работают в кадре на телевидении и радиоведущих, то радиоведущий всегда приходил в каких-нибудь там обносках - не следил за собой. А сейчас уже видеотрансляция, так вот сейчас некоторые радиостанции, богатые, государственные, они себе даже в общем начинают приобретать луки для своих ведущих.

В. Торин:

- Слушайте, я сижу, я просто балдею, я слушаю вас, таких замечательных красивых и великолепных, я просто в восторге! Еще раз поздравляю вас с праздником! И у меня такой вопрос. Как вы думаете, в будущем будет радио или не будет? А если будет, то какое? Скажем, лет через 10?

М. Митрофанова:

- Ну да, видимо, это будет источник такой… ну, думаю, что ФМ не будет, думаю, что это будет спутниковое такое, еще частоту нам военные парочку… будет мир во всем мире, нам отдадут еще пару какой-нибудь frequency и будет хороший прием в разных местах нашей страны… ну а так может быть отложенное вещание - то, что Витя говорил. Оно принципиально может измениться. Будут ведущие, наверное, и, если новые придут - то они будут другие… Вот я сегодня благодарна судьбе… поскольку я на даче, я книжки читаю, о природе, о судьбах родины думаю и тут я Куприна решила перечитать… И посмотрела Ютюб… и там какой-то ребенок или юная девушка пишет… заголовок Ютюб-канала «Куприн. 10 неизвестных и самых интересных фактов». Я нажала посмотреть и тут она говорит - Куприн родился в семье чиновников, Куприн учился, рано пошел в офицеры… и, когда он написал свой первый рассказ, учителями для него были Чехов и Толстый.

В. Набутов:

- Ха-ха-ха!!! Культурка! А действительно ведь не худой!

М. Митрофанова:

- Да! И я поняла, что это все! Это финал. Ты можешь делать как угодно, что угодно, но, если ты не знаешь, кто такой Толстый, тебе даже не смешно! Все. Это конец! То есть, главное - подача интересная и своя аудитория.

В. Набутов:

- А ты понимаешь, что на самом деле, если бы она сказала Толстой, то бы не позволило собрать нужное количество просмотров. Вот это ужас современности…

В. Торин:

- Да, кстати, это правда.

В. Набутов:

- Ребята, а я думаю, что все будет в порядке. Главное - чтобы было здоровье, а остальное - прорвемся!

В. Торин:

- Спасибо огромное! А сейчас с нами Александр Моисеевич Полесицкий - легендарный человек в радио, председатель правления фонда Российской академии радио, вице-президент Российской академии радио, до недавнего времени - первый заместитель генерального директора крупнейшего российского радиохолдинга «Европейская медиагруппа», куда входят «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM» и другие радиостанции.Александр Моисеевич, здравствуйте.

А. Полесицкий:

- Добрый день.

В. Торин:

- Как вы сегодня отмечаете праздник? Или вы вообще его не отмечаете? Вы сидите так тихо, спокойно, нету застолья какого-то, я вот вижу.

А. Полесицкий:

- Нет, нет, я всегда в День радио разве что поздравляю всех своих коллег, принимаю ответные поздравления, а никаких специальных по этому поводу бурных празднеств не бывает. В принципе, для человека, который работает на радио, каждый день должен быть праздник.

В. Торин:

- Каждый день на радио - это день радио! Александр Моисеевич, мы тут вот пытались представить, как может выглядеть будущее? И есть ли у радио будущее? На ваш взгляд, есть ли у радио будущее, а если есть, то какое?

А. Полесицкий:

- Я думаю, что, если бы где-то в начале 2000-х годов мы побывали с вами на конференции пейджинговых компаний, они бы тоже делали бы презентации и друг друга убеждали в том, что все всегда будут получать послания, поэтому у пейджеров большое будущее. У радийного человека спроси, есть ли будущее у радио, он, конечно, скажет, что будет, он никогда не будет предсказывать собственную кончину. Но если посмотреть объективно, что будет всегда? У человека всегда будут уши, человек всегда будет воспринимать какую-то информацию не только глазами, но и ушами. Если уши есть, значит, в них что-то должно вкладываться. Каким образом будет это вкладываться? Мы люди радийные и считаем, что всегда останется место для программ, которые делаются людьми, которые люди хотят слушать, которые вызывают доверие, которые создают настроение. Всегда будет музыка, которая не механически воспроизводится музыкальным сервисом, а которая производится людьми, которые внушают тебе доверие. Всегда есть информация, которая не обезличена, но которая… Вот вы включите сегодня «Эхо Москвы» и вы поймете, что там есть определенная информация, включите «Вести» - там другая, включите «Комсомольскую правду» - вы знаете, что ожидать от бренда. И всегда, пока существует бренд, пока существует эмоциональное отношение слушателя к тому, что в уши ему вкладывают, будет существовать и радио. Что может измениться? Конечно же, будет изменяться соотношение разных способов доставки сигнала. Раньше это было УКВ или трехпрограммники - я помню, сколько и каким для нас было вызовом в какой-то момент отказаться от УКВ и оставить себе только ФМ - мы считали, ой, от нас столько слушателей уйдет! Не ушли. Доля ФМ-вещания, вероятнее всего, будет уменьшаться и больше будет вещания через онлайн-возможности. Можно представить себе, что через 30 лет чипы будут в голове. Некоторые считают, что они будут гораздо раньше, но тогда в них тоже будет играть то, что можно назвать радио. Ну, мы все говорим, что слухи о смерти преждевременны, но я бы в этом смысле сравнивал бы радио с театром, с кино, с теми видами творческой деятельности, которые не исчезают, а просто несколько видоизменяются.

В. Торин:

- Спасибо. Но вот сейчас появилось очень много радио такого нечастотного, интернет-радио так называемого. То есть, каждый человек может взять и открыть свое собственное радио, которое ему нравится, и с утра до ночи говорить в микрофон что-нибудь и отправлять это в интернет. Как вы думаете, у интернет-радио - видимо, это и есть будущее всего радио? Или нет?

А. Полесицкий:

- Еще раз. Интернет - это всего лишь способ доставки. Способ доставки вторичен, контент - первичен. В этом смысле человек, который выходит в интернет, вживую, он в каком-то смысле, естественно, делает радио. Потому что он производит некую информацию, которая существует здесь и сейчас, информацию, которую вместе с ним слушает определенное количество народа и, в отличие от подкаста или в отличие от любой записанной заранее программы, создает у слушателя ощущение общности со всеми теми, кто в это же время воспринимает ту же самую информацию.

В. Торин:

- То есть, все дело в контенте? Контент правит всем?

А. Полесицкий:

- Да, потому что радио в конечном счете это в более общем плане аудиоконтент, но тот, который создается сейчас, который подразумевает эмоциональное отношение человека к бренду и к тому, что ему рассказывают, создает вот эта общность людей.

В. Торин:

- Отлично. А прямо сейчас к нам на связь выходит Елена Зелинская, журналист, писатель, общественный деятель, президент Общероссийской общественной организации работников СМИ «Медиасоюз». Елена, привет.

Е. Зелинская:

- Здравствуйте. Рада слышать родные голоса. Саша слышит меня?

А. Полесицкий:

- Слышу. Лена, привет.

Е. Зелинская:

- Привет, Саша. Это хороший подарок на День радио нам всем собраться вместе. Спасибо, Володя, что ты это сделал.

В. Торин:

- Лен, я помню, когда-то давным-давно, в каком-то 2001-2002-м году, когда мы придумывали премию под названием «Радиомания», этот золотой микрофон, прекрасный Александр Моисеевич возглавлял в «Медиасоюзе» радиогильдию, да… вот тогда мы придумывали этот суперприз для лучшего контента на радио, понимала ли ты, что то, что делается, это на многие годы вперед уже?

Е. Зелинская:

- Ну, я бы по-другому и не начинала, если бы я не верила в прекрасное будущее того, что я делаю. На самом деле для меня «Радиомания» сейчас - это, наверное, одно из самых важных событий в моей жизни. Потому что я перестала заниматься этой премией вот уже пять лет, с тех пор, как я переехала на Балканы, а она продолжает развиваться, менять каждый год свой облик и, знаете ли, мы немного можем с вами вспомнить событий таких важных медийных событий, которые живут уже, как ты сейчас правильно вспомнил, с 2002 года, то есть, уже 20 лет практически. Столько не живут, а наша премия живет!

В. Торин:

- Я помню, мы для этого снимали прекрасный зал в гостинице «Россия».

Е. Зелинская:

- Да, да. Уже и зала нет, а «Радиомания» жива!

В. Торин:

- Александр Моисеевич, вы, как человек, который сейчас принимает самое деятельное участие в этой премии, вы член высшего совета, расскажите, как это все развивается и какой контент сегодня важен и нужен для людей, которые слушают радио?

А. Полесицкий:

- Сегодня нужен, еще раз повторюсь, сегодня именно на радио нужно то, что рождает эмоцию, с одной стороны, либо, с другой стороны, дает информацию, которая заслуживает доверия. Весь контент развивается в эту сторону. Если мы говорим о музыке, то в музыке, при наличии музыкальных сервисов важно то, что эту музыку подбирают люди, которые ассоциируются с определенным обликом. У каждого слушателя в голове есть какой-то виртуальный облик, в этом и преимущество аудио, что ты ничего не видишь и все представляешь себе. Вот «Авторадио» имеет какой-то один облик мужчины за рулем, «Дорожное радио» имеет облик какого-нибудь Васи, который… «Европа Плюс» - тоже есть совершенно определенные ассоциации с человеком определенного возраста, определенного вкуса. Это усредненный образ зрителя и он представляет себе вот это радио как некий определенный бренд и он ему доверяет. Он не слушает просто музыку, он слушает музыку, которую ему ставит «Европа Плюс». И если ту же музыку может поставить, например, радио «Энерджи», он воспринимать будет немножко по-другому, как если одну и ту же историю рассказывают два разных человека. Поэтому радио развивается в направлении эмоциональной связи со слушателем. А информационное радио - ну, доверие, отсутствие фейка, сиюминутность, быстрота реакции, объективность.

В. Торин:

- Спасибо огромное, Александр Моисеевич. Так, ну, что, мы сегодня говорим про то, что каждое радио имеет какой-то свой почерк, я даже вспомнил шутку в «Камеди-клабе», там такой образ Венедиктова говорил - мы «Эхо Москвы», мы радио, которое придумал не Попов, а Маркони! Отсюда у меня вопрос - Александр Моисеевич, а вы как считаете, кто придумал радио - Попов или Маркони?

А. Полесицкий:

- Я думаю, что ни тот и ни другой. Они всего лишь придумали средство доставки. А вот радио уже придумали те люди, которые его создавали. Которые создавали тот контент, который этим техническим способом, как я уже говорил, достигал ушей слушателей. Но возможность эту сделал… ну, знаете, кто там изобрел паровоз, кто изобрел паровую машину?... На эту тему был один анекдот, я его рассказывал… но в принципе то, что в разных странах, когда мир еще не был настолько соединен, как сегодня, в разных странах люди придумывали одно и тоже. Для нас радио - это Попов. Вот пока мы в нашей России делаем радио российское, для нс есть Попов.

В. Торин:

- Понятно. Лена, скажи, пожалуйста, а вот те радиостанции, которые работают сейчас, и те, которые работали тогда, в 2000-м году, какая между ними разница? И есть ли она?

Е. Зелинская:

- Я даже задумалась, что со мной редко бывает, когда я работаю на радио. Там нужно отвечать мгновенно и сразу. Нет, разницы никакой нету. Действительно, Саша правильно сказал - меняются только средства доставки, способы, меняется, может быть, темп, но основное осталось то же самое. Вот что отличает наше новое радио, которое создавалось в последние годы? Это стремительность развития. И она связана не только с тем, что нас подгоняют другие средства массовой информации и тот же интернет, а нас подгоняет публика, которая меняется очень быстро, и у нее растут требования, у нее появляется значительно больше возможностей. И от тех лет, когда мы создавали «Радиоманию», когда мы впервые объединили коллективы радиостанций в одно сообщество, конечно, вызовы очень изменились. И тогда выбор был меньше, тогда только становилась на ноги новая пресса. Сегодня выбор колоссальный и он включает в себя не только и возможности нашей страны - а сегодня через интернет мы можем слушать там радио Зимбабве, например, кто желает. И изменилась публика - самое главное - а за ней тянется стремительный рост и тех, кто создает радио.

В. Торин:

- Лен, ты уже более пяти лет живешь в Черногории. Ты слушаешь российское радио?

Е. Зелинская:

- На Балканах, я живу и работаю в Сербии, да. Конечно, слушаю. Особенно хорошо и внимательно слушаю радио "Комсомольская правда". Особенно когда там ты выступаешь.

В. Торин:

- Ой, это приятно. Спасибо тебе большое. Мы сегодня как та кукушка, которая хвалит петуха. А здесь мы все друг друга поздравляем с Днем радио и у меня отдельно вопрос к Александру Моисеевичу, человеку, который сегодня уже, наверное, раз сто или больше услышал поздравление с Днем радио и сам, наверное, не меньше раз уже поздравил. Может быть, вы уже используете какие-то шаблоны в такой день, как сегодня?

А. Полесицкий:

- Нет, каждый раз надо постараться придумывать какие-то новые слова, хотя на самом деле слова - это всего лишь способ передать любовь своим коллегам, слушателям.

В. Торин:

- Давайте попробуем это сделать.

А. Полесицкий:

- Дорогие друзья! До тех пор, пока существуют у людей уши, с одной стороны, а с другой стороны - ум, идеи, теплота - одно будет всегда передаваться другим. И радио - прекрасный способ для того. Чтобы это делать. А радио "Комсомольская правда", за развитием которого я смотрю и слежу очень пристально и прямо вижу, как оно набирает аудиторию, как меняется его облик, насколько интересные гости появляются в эфире, насколько смело, без оглядки на какие-то шаблоны и инструкции происходит в эфире то, что происходит, я убеждаюсь, что у радио есть будущее и оно будет существовать не только за счет зубров, мастодонтов и т.д., которые существуют в эфире, оно будет существовать за счет появляющихся новых идей, новых проектов, новых формаций, новых ведущих - всего того, что составляет звук ???

В. Торин:

- Спасибо огромное, Александр Моисеевич! Елена Зелинская, а вам есть что сказать нам?

Е. Зелинская:

- Ну, мы сегодня должны только поздравлять друг друга и радоваться долголетнему существованию наших программ, и приветствовать новые. И если у меня есть такой шанс сегодня поздравить с Днем радио, я в первую очередь поздравляю наших радиослушателей, поздравляю их с новыми возможностями, с новыми открытиями, с новыми молодыми голосами, которые вы будете слушать всегда, потому что главное, что отличает настоящее радио от того радио, которое, слава богу, в большом количестве появляется сейчас в интернете, и в качестве я бы сказала такой самодеятельности, главное, что отличает - это профессионализм и это, надо сказать, главная характеристика нашего современного радио. С чем вас и поздравляю!

В. Торин:

- Спасибо огромное! С праздником вас! Сегодня у нас День радио, и мы сегодня весь день слушаем радио, принимаем поздравляю и сами поздравляем весь наш большой коллектив! В общем, мы выяснили в течении этого часа, что главное. Контент и профессионализм. В общем, ничего не меняется вот уже последние пять тысяч лет на земле…

Спасибо огромное!

А. Полесицкий:

- Давайте не забывать про эмоцию!

В. Торин:

- Да, нужна эмоция и мы ее сегодня даем в полной мере! Спасибо огромное! Это была программа «Нефантастика».

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!