Религии будущего. Куда поведет духовная скрепа

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Писатель Владимир Торин обсуждает вместе с директором православного радио «Радонеж» Евгением Никифоровым, что такое Крещение, почему на него гадать не нужно и стоит ли окунаться в прорубь

В. Торин:

- Сегодня святки. Когда загадывают желания, гадают. С нами на связи директор православного радио «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров.

Е. Никифоров:

- Здравствуйте. Всем нашим слушателям я хотел сказать, что вы перечислили все, что не надо делать. Никаких гаданий. Это все языческое, все дурацкое суеверие, которого, конечно же, нужно избегать. Это к делу не имеет отношения. А праздник, действительно, великий. Он в разное время в церкви вообще праздновался одновременно – и Рождество, и Богоявление, или Крещение, или Просвещение, по-разному назывался. И сейчас тоже называется по-разному. И объединяется он этими 12 днями, которые называются Святки. Поэтому можно сказать, что эти 12 дней от Рождества Христова до Богоявления – это один праздник, который мы празднуем две недели. Это великий день, в который Господь явился миру. И в этом его самое большое значение.

В. Торин:

- Тогда давайте разбираться. У нас огромное количество вопросов. Вся ли вода становится святой? И обязательно ли ходить куда-то далеко в прорубь? Это вопрос из Нижегородской области.

Е. Никифоров:

- По преданию, вся вода. То есть тут происходит по-настоящему великое чудо. Освящаются в храмах воды, освящаются в иорданях – прямо в речках, в прудах, вырубается крест. И вот там батюшка освящает воду. И в результате мы имеем удивительное изменение самого естества воды. Это так называемая агиасма. Великое водосвятие, когда, действительно, на какое-то время изменяется само естество водное, которое и освящает, и просвещает человека, и всячески благотворно на нас влияет.

Но вместе с тем это купание крещенское, конечно же, не является церковным обычаем, ритуалом. Но вместе с тем, это мило, это мы все любим. Мы к этому привыкли. Это такое молодечество, это бух – в воду, выскакиваешь, как будто Иванушка из котла. Вы этом есть нечто такое, что отказаться от этого невероятно сложно. Некоторые батюшки борются с этим. Я считаю, что не стоит с этим бороться, если это доставляет такое огромное удовольствие народу.

В. Торин:

- Совершено не обязательно нырять в прорубь, достаточно просто помыть лицо водой из-под крана, эта вода все равно будет святой.

Е. Никифоров:

- Совершенно верно. Дело в том, что люди пытаются заменить этим исповедь, причастие, настоящее изменение человека вот таким – раз окунулся и уже очистился. Не пройдет! Не очиститесь, друзья мои. Не получится.

В. Торин:

- Люди спрашивают: когда можно набирать воду?

Е. Никифоров:

- Как только на церковной вечери, когда освящается вода. Мы на Земном шаре живем. И Крещение православное началось еще во Владивостоке. Уже состоялось. И уже к нам эти воды текут. Как быстро происходит? Кто может сказать, как электричество быстро течет? Вот так же и святая вода – как она быстро превращается в святую воду, на какое время? Мы этого сказать не можем. Но то, что это, действительно, происходит, это факт. И это радует. Поэтому, если кто с верой сейчас откроет кран и будет мыться, греха большого нет, но и пользы тоже.

Вообще это важно совершать в храме. Где идет молитва, где все делается с молитвой. Где по-настоящему преображается душа человека. Но те, кто маловеры, неофиты, люди, которые малоцерковные, им, видимо, достаточно и этого. Хотя бы так, учитывая общую дикость нашего народа, прямо скажем, религиозного одичания, то и это хорошо. Все нужно приветствовать. Что делается Христа ради, все превосходно.

В. Торин:

- Спрашивают про гадания на святки и на Крещение. Это ведь традиция. Считается, что в ночь с 18 на 19 января открываются небеса, и есть шанс узнать свою судьбу. А девушки традиционно именно в этот вечер гадают на суженого.

Е. Никифоров:

- Опровергаю. Дело в том, что этот праздник называется Богоявление или Просвещение. Вот хочется всем этим суеверным людям, которые хотят получить знания небесных тайн, вот так попросту гоняя по блюдечку яблочко или как они это все делают…

В. Торин:

- А как же русская литература? Жуковский, «Светлана»?

Е. Никифоров:

- Зря. Но это поэтические образы. Там, где поэтические образы, это все доступно, это все мило, хорошо. «Три девицы под окном…» и все прочее. Это мы все прекрасно понимаем. Но это поэтические образы, не имеющие отношения к церкви. Даже наоборот. Когда усиливается благодать, тогда, конечно же, усиливаются и злые духи. И что вам там они подсунут, вы же проверить не можете. Что вам подсунет лукавый? Вы это тоже проверить не можете.

Мало того, церковь утверждает, что большей частью, пользуясь неопытностью, иногда такой глупостью, люди попадают просто в когти дьявольские. Это опасная вещь. Не шутите с этим. Потому что дьявол – это не тот черт, который у Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», над которым можно посмеяться. Это все не так. Бесы, дьявольские козни, это все очень серьезно. Это мощнейшие ангелы, это «первенец творения», это страшная духовная сила, хотя она отрицательная. Но это мощная духовная сила. Не надо лезть туда, куда вас не просят, не пускают, еще и говорят вам: не надо два пальца вставлять в розетку. Мало того, вы не знаете, чем это все закончится. Закончится крахом. Вместо суженого, какого-нибудь рогатого и плешивого получите.

В. Торин:

- «Говорят, что в крещенский вечер крайне нежелательно принимать в доме гостей. 18 января – день разгула нечисти, старающейся проникнуть в дом под любой личиной. Самая надежная защита от нее – начерченный и освященный мелом крест на окнах, стенах. Или, если дом в побелке, то углем». Что на это скажете?

Е. Никифоров:

- Такой обычай был, он древний. Он и до сих пор остается и у благочестивых христиан, в маленьких храмах иногда можно найти очерченные свечной сажей кресты. Берется свечка, и косяк дверной освящается, рисуется крест, как защита. Крест и есть защита. Это то, что спасает нас от нечистой силы. Но уж гости-то при чем, люди, которые пришли вас поздравить?

В. Торин:

- Нечистую силу не пускаем, гостей пускаем. Договорились.

И вот вопрос такой. Мне нравится то, что нам написал радиослушатель. «Табу 18 и 19 января! Любые проявления негатива, ссора, крик, ругани и плохие мысли. Нужно думать только о благостном». Как вы к этому относитесь?

Е. Никифоров:

- Сочту за благо подтвердить этого мудрого человека. На то это и богоявление, когда является сам Бог. Какие могут быть ссоры? О чем можно еще думать? Давайте проведем праздник так, как полагается, как велит церковь. А что такое церковь? Это экспертное сообщество, которое веками проверило все вот эти обряды и ритуалы, суеверия отбросила вон, что не гоже, что вредно для человека.

Самое надежное – это следовать церкви. Прийти на вечере, помолиться, взять святой водички, постоять на литургии, причаститься, поисповедоваться. Вот это нормальное течение всего. Ну, и искупаться, может, кто хочет, в проруби. В Иордани. Хотя это не является церковным обрядом, как я уже говорил, это не обязательно.

Главное, чтобы люди не заблуждались, что никакого магического и ритуального значения это купание не имеет. Оно не способно очищать в том смысле, как очищает причастие.

В. Торин:

- Тут вопрос: помогает ли святая вод, которая набрана в Крещение, от коронавируса?

Е. Никифоров:

- Ох, ты, бог ты мой! Да ни в коем случае! Не лечитесь святой водой! Для этого доктора есть!

Это символический акт, где вы проявляете просто свое послушание церкви, Богу, где вы объединяетесь в красоте этого празднования. Вот в чем смысл.

Что наш слушатель сейчас сказал? Он считает, что это магия. Взял водички, поплескал, что-то такое произошло. Никакой магии не совершается. Это не магический обряд, это символический обряд, который называется по-разному. И праздник света, праздник просвещения, Богоявления и Крещения Господня. Это имеет значение духовное.

В. Торин:

- То есть, это в некоем роде сила духа.

Е. Никифоров:

- Можно так сказать. Но говорить о том, что это как-то лечит? Что такое суеверие? Очень простой способ приблизиться к Богу. Люди считают, что они могут это сделать. Не могут. Как и лечиться маслицем из лампадки. Не лечит!

В. Торин:

- У нас тут слушатели разделились на две части! Одни пишут из Белгородской области: смешно, честное слово, в двадцать первом веке рассуждать о святой воде! А из Нижегородской области пишут: а почему вода год тогда не портится?

Е. Никифоров:

- По вере она преображается. И около года можно и дольше, действительно, вода… Я с чего начал? Изменяется само естество воды.

В. Торин:

- А что такое естество воды?

Е. Никифоров:

- Как? Я не знаю. Это тайна. Это таинство. Вообще, чем меньше мы рассуждаем, тем оно и лучше. Вот там сказано, что… Я большой не любитель богословствовать на эти вопросы. Есть простые вещи, которые мы должны знать, которым должны следовать.

Мы знаем, что в этот день Дух Святой нисходит в воды. И на какое-то время вода преображается, действительно. Она становится водою, ручьями растекается по всей земле. И мы радуемся, купаемся, умываемся ею. Берем с собой. Но это все делается с верой, вот что важно. Когда мы утречком встаем, этой святой водички выпьем, просфорку съедим перед началом трудового дня. И мы дополняем таким образом свою утреннюю молитву. А когда люди не знают простых молитв, но зато с удовольствием думают, что вот съедим хлебушка, запьем водичкой, то это всуе, пустое. Оно ничего не означает для человека.

В. Торин:

- И очень много вопросов про застолье. Давайте еще раз. Совместное застолье – чем больше родственников за столом, тем лучше. Вот нам это пишет радиослушатель.

Так ли это? Давайте еще раз про застолье и вечер в Сочельник.

Е. Никифоров:

- Обычно люди проводят это время в храме. И после литургии они набрали святой водички, приходят домой и разговелись. Дело в том, что Сочельник – мы все находимся во время Сочельника. До первой звезды. Хотя я думаю, что вот уже у меня из окна скоро появится звездочка. До первой звезды люди ничего не вкушают. Это Великий Пост. Какие гости тут? Никаких гостей.

В. Торин:

- А если сейчас появится звездочка? После семи гости могут идти?

Е. Никифоров:

- Но не для этого это, чтобы звать гостей. А для того, чтобы можно было разговеться. Главное в православном обиходе, что после литургии утренней завтра спокойно пришли, если вы с гостями придете, и у вас хватит сил, а это ведь три часа ночи, все будут очень уставшие, какие здесь гости? Лучше утречком или днем, когда вы позовете гостей на торжественный обед.

Трапеза – это одно из святых изобретений человечества, когда мы вместе садимся за стол, когда мы радуемся. Христианство – это бесконечная радость. Это религия любви! И трапеза – это великая кульминация того, что происходит. Недаром одна из частей храма так и называется – трапезная.

В. Торин:

- Спасибо!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.