«Это убило мою психику»: Оля Маркес из «Alai Oli» рассказала, как записывала «Реку» с Филиппом Хмыровым

В интервью Радио «Комсомольская правда» Ольга Маркес и Филипп Хмыров рассказывают, как познакомились и дошли до совместного альбома люди совершенно непохожие
В интервью Радио «Комсомольская правда» Ольга Маркес и Филипп Хмыров рассказывают, как познакомились и дошли до совместного альбома люди совершенно непохожие

М. Антонов:

- Друзья, радио «Комсомольская правда». У нас сегодня встреча с прекрасными людьми. И это, во-первых, группа «Alai Oli» в лице Ольги Маркес. Ольга, здравствуйте.

О. Маркес:

- Приветики.

М. Антонов:

- И музыкант Филипп Хмыров. Филипп, приветствую, здравствуйте.

Ф. Хмыров:

- Привет.

М. Антонов:

- Почему они у нас появились в эфире? Потому что это совместное творение… Во-первых, новый альбом – «Последний из ушедших». Во-вторых, песня «Река» в «Хит-параде». И альбом, и песня – это совместный такой тандем, произведение. Давайте сделаем так, Оля расскажет для наших слушателей про Филиппа, а Филипп про свое отношение к творчеству Оли

О. Маркес:

- Филипп открылся для меня сначала в таких андеграундных плей-листах. У нас есть один питерский парень, который собирает новую музыку, в том числе и российскую, делает плей-листы. И первый раз я услышала Филиппа в этих подборках, мне очень понравилось. И потом на дне рождения Алекса Дубаса мы встретились. Мы выступали на одном квартирнике, я первый раз увидела Филиппа вживую, и Алекс говорил: «Боже, это новый Цой, это просто нечто, это гений, талант, послушайте его тексты». Меня настолько поразило, как они круто сделали вживую, что я стала настоящим фанатом. Я его звала в наш спортивный лагерь летний выступать, в общем, как-то к нему подкатывала в творческом плане, но он был достаточно как-то неприступен, но потом все-таки мы законтачились. Но к тому времени я уже знала просто все его песни наизусть, особенно из последнего альбома. Я до сих пор считаю, что это гений, особенно поработав с ним, могу только подписаться под этим.

М. Антонов:

- Филипп сидит, улыбается. Филипп, а вы как познакомились с творчеством группы «Alai Oli»? Меня однажды занесло в театр «Русская песня», так я познакомился с театром «Русская песня». Как вы познакомились? Вроде как бы, с одной стороны, и то и другое – музыка, то, что вы делаете, то, что Оля Маркес делает, это музыка, но как там Евклид говорит, не пересекаются, параллельно идете. Но вы пересеклись каким-то образом.

Ф. Хмыров:

- Я познакомился с творчеством группы «Alai Oli» на том же квартирнике, где она познакомилась со мной. Мы там вышли, отыграли какие-то песни, я довольный ушел в гримерку. Потом вышла Оля, под гитару спела в 10 раз круче, чем я.

О. Маркес:

- Я думала, он скажет «в 10 раз хуже, чем я».

Ф. Хмыров:

- Причем, если видно, что я стараюсь, у Оли настолько это получилось органично и харизматично, что я просто был шокирован. Вот так я познакомился с ее творчеством.

М. Антонов:

- Как сказала Оля, она подкатывала к вам. Чего же вы эти подкаты…

Ф. Хмыров:

- Я писал материал.

М. Антонов:

- То есть…

Ф. Хмыров:

- Я писал альбом просто, я не мог никуда особо поехать. Когда пишу альбом, я сижу дома просто достаточно аутично. Ну и все, потом суть да дело… Был вопрос про то, как мы начали вместе что-то делать?

М. Антонов:

- Считайте, что был.

Ф. Хмыров:

- Потом, когда мы уже… Оля абсолютно неожиданно для меня дала нам место, чтобы выступить с акустической программой, мы выступили, потом чуть-чуть пообщались, посидели, и я понял, что не могу просто упускать возможность, с таким человеком не поработать, сочинять песни вдвоем.

М. Антонов:

- Ну, и альбом легкий какой получился. Оля, я сейчас буду говорить субъективное мнение, а точнее, субъективное, с учетом мнения нашей редакции. Потому что нам показалось, что «Последний из ушедших» слушается очень легко, а предыдущий альбом («Человек, который пытается переехать из Петербурга в Москву» - так называется он) – такого ощущения не было. За год что же такое произошло, что же перепахало-то?

О. Маркес:

- Это сложный вопрос. Потому что для меня нет такого ощущения, что альбомы как-то… Ну, как человек меняется? Наверное, незаметно для себя. Также и творчество меняется незаметно. Что-то просто более актуально тебе сейчас. Но я обожаю предыдущий альбом, и он меня очень… То есть я не так часто могу переслушивать свой материал, но последние два альбома я и люблю играть вживую, и люблю переслушивать, то есть они для меня оба классные. Конечно, Филипп это первый человек, первый продюсер, которому настолько я отдала именно музыкальную часть и вообще свободу рулить. И у нас реально мощный ко-криэйшн, ни с кем никогда не было такого классного творческого союза. Конечно, это добавило свежести. Конечно, мне самой интереснее слушать треки, в которых есть не только я. Поэтому я с вами абсолютно согласна, но нет такого, что это какие-то жизненные перемены.

М. Антонов:

- Есть ли при этом… Вернее, когда происходила запись альбома (как это писалось, я отдельно спрошу), было ли такое ощущение, что это могут не принять слушатели, могут не принять слушатели Хмырова, могут не принять слушатели «Alai Oli»? То есть, с одной стороны, эксперимент, а с другой стороны, ответственность-то перед слушателями есть. Ну как это? Мы хотим слушать Олю Маркес, мы хотим слушать Филиппа отдельно, без всяких этих совместных проектов. Было такое ощущение, что ответственность перед слушателями? Филипп, вы поморщились, вам и отвечать.

Ф. Хмыров:

- Нет, у меня абсолютно нет никакой ответственности ни перед своими слушателями, ни перед слушателями группы «Alai Oli». Потому что они на то и слушатели мои, что я не пытаюсь угодить каким-то образом, я их заставляю послушать то, что сам придумаю. Возможно, их у меня поэтому не так много, но, тем не менее, мне кажется, это… Есть радикально два разных пути. Ты узнаёшь тренды зарубежного рэпа, переводишь их на русский, выкладываешь, и у тебя очень-очень много детей, которые слушают тебя. И ты пытаешься в этом ключе и продолжать. А есть немножко другой подход, что ты что-то придумал, ты это и выкладываешь, ты это записал, хотите – слушайте, не хотите – слушайте старые альбомы, никто не заставляет. Но ни опасений, ничего такого не было. Ну, наконец-то про меня есть хейтерские комментарии в интернете, это же прекрасно, я ждал этого.

М. Антонов:

- Все-таки хейтерские… Оля, как отнеслись? Самый такой хейтерский комментарий? Я был на твоей странице, я посмотрел, там самый хейтерский комментарий был: «Кто это?» Это прекрасно, по-моему.

О. Маркес:

- А вы заходили на страничку ВКонтакте? Вот там можно почерпнуть. Там, типа, из серии: «Кто эта вторая телка, почему нельзя было обойтись без нее?»

М. Антонов:

- Кто эта вторая телка, ругающаяся матом к тому же?

О. Маркес:

- Да, что-то такое. На самом деле у меня тоже такого нет. Потому что, мне кажется, самое главное – получать удовольствие от творчества. И большинство слушателей, которые чаще всего молчат, не пишут комментарии, но любят нашу музыку, им как раз классно вместе с нами исследовать, пробовать. Нет какого-то особого жанра, в котором мы закрепились и в котором должны держаться. То есть все это жанровое, оно давно отвалилось, и люди просто воспринимают нашу музыку как музыку. Если песня им интересна, заходит, то они слушают, если это неактуально, не слушают, слушают старые. Все уже взрослые люди.

М. Антонов:

- Ваша песня «Река» занимает в нашем «Хит-параде» первые места (ну, фактически первые строчки), каждый раз все выше и выше поднимаясь. Очень короткую историю расскажу. Когда мы ставили песню «Река», я попросил музыкального редактора закачать эту песню. Она сказала: «Да, все в порядке». Я говорю: «А ты там мат запикала?» - «Как, там мат есть?» Я говорю: «Ну, ты послушай, начиная с двух минут, там начинает петь Филипп». И больше всего мне понравилась рецензия на «Реку»: «Маркес поет максимально нежно, а Хмыров совсем перестаёт выбирать цензурные выражения». Это такая милота. При этом я знаю, что существует две версии альбома – та, которую могут послушать абсолютно все, люди знающие слова на буквы «п», «е» и «х», и для прослушивания с детьми. Ребята, вы чего, вы не рокеры, что ли, нафига это делать, зачем эта выхолощенная версия? Я послушал эту выхолощенную «Реку», Филипп проглатывает слова в этой версии.

Первый вопрос. Оля, на «Реку» делалась ставка как на хит?

О. Маркес:

- Мне кажется, мы уже столько… То есть, из-за того, что мы не привязаны к каким-то радиоротациям, нам гораздо интереснее выпускать целый концертный альбом, то есть целый альбом хороших песен, потому что нам все равно надо делать концертную программу. Потому что самое главное, наверное, мы делаем музыку все-таки для концертов. И вообще, в «Реку» я не то что не верила. Первую версию когда мне прислал Филипп, первая моя мысль была – боже, во-первых, я больше ни разу в жизни не переслушаю это, потому что это так ужасно, что просто это убило мою психику. Я думала, что это навсегда будет просто выброшено в мусорное ведро. У нас уже была песня «Что со мной» сделана, и «Река» была нашей второй попыткой. И я такая, типа, «Что со мной», ему просто повезло, он просто как-то попал удачно в настроение, а «Река» - это вообще не то. Но потом, мне кажется, я походила, может, несколько недель или даже месяцы, вернулась к этому и подумала, что с этим можно сделать. И там был только мой текст, я его совершенно по-другому перечитала, то есть на музыку Филиппа я прочитала в два раза быстрее. И потом, когда начал появляться куплет Филиппа, вот это уже был просто разрыв. То есть он сначала сделал короткую, я не знаю, сколько там, строчек, наверное, 8 было у него текста. Это был хороший задел, но этого было явно недостаточно. Я послушала и говорю: «Допиши еще в 2 раза больше или столько же хотя бы». И он вроде как не говорил «нет», но я чувствовала, что он очень сильно злится. И на самом деле почему-то с Филиппом мне его нормально, так легко критиковать, говорить ему правду. Это на самом деле редкость для меня в каком-то творческом союзе, мне очень тяжело обычно говорить то, что я думаю. А тут это как-то… Ну, у нас доверительные отношения, которые располагают к этому, и куплет получился реально очень сильный. И когда эта песня уже появилась, я просто не могла перестать ее слушать, то есть я просто в нее влюбилась. И я уже не думала, понравится она другим людям или нет, но мне она очень нравится.

М. Антонов:

- Филипп, используя обсценную лексику, это важно, это потому что другого слова не нашлось? Да, я так думаю, я так говорю, и никакой синоним более приличный, литературный просто не подходит?

Ф. Хмыров:

- Типа: так ли это?

М. Антонов:

- Это было написано специально?

Ф. Хмыров:

- Концепция такая, простите за это слово.

М. Антонов:

- Очень хорошее слово. Драматургия и концепция альбома – это то, на чем мы строим вообще все разговоры с музыкантами.

Ф. Хмыров:

- Концепция и драматургия этого альбома в том, что один человек говорит что-то другому человеку. И в зависимости от ситуации там и используется та или иная лексика. Я сто процентов знаю, что, когда я в жизни будут кому-то рассказывать про свои очень сильные чувства, я не буду особо сильно подбирать слова. Более того, я уверен, что большинство людей именно так и будут делать. Когда человеку что-то очень сильно нравится, или, наоборот, у него что-то очень сильно болит, он использует мат в основном русский.

М. Антонов:

- Теперь вы понимаете, как мне иногда трудно работать на радио.

Ф. Хмыров:

- И поэтому я пишу строчку, я понимаю, что человек в этом моменте сказал бы так. И плюс еще по звуку хорошо подходит. Если по логике и по чувствам подходит другое слово, оно не матерное, я использую его. Это не какая-то работа: о, а вот здесь мы вставим обсценную лексику.

М. Антонов:

- У вас получается песня льда и пламени. Вы такие разные, а в симбиозе это какая-то химическая реакция получается. Я не могу ее назвать. Потому что в кино химией называют взаимоотношения. У вас музыкальные взаимоотношения. И при этом ты сказала, что ты с этой самой «Рекой» ходила чуть ли не месяц. Сколько же писался альбом?

О. Маркес:

- Мы очень быстро его написали. Первую песню я написала в октябре. А в Новый год, после Нового года мы уже встретились в Сочи и мы его презентовали для наших самых яростных фанатов, которые попали на этот маленький квартирник наш.

Ф. Хмыров:

- Мне позвонила Оля 1 февраля, сказала, что вроде бы как надо начать доделать альбом. А на следующий день перезвонил ее директор и сказал: ну что, к 14 февраля вы успеете? А у нас еще было плюс-минус ничего. В пропорциях альбом было ничего. Я просто сказал: да, конечно, успеем. И по классике, мы еще откладывали. Но по рабочим часам это мы сделали достаточно быстро. Полные рабочие дней десять было.

М. Антонов:

- Оля писала свой текст, ты писал свой?

Ф. Хмыров:

- Кроме одного случая, которым я очень горжусь. Я в одной песне «Горы» ей придумал куплет. И это было мое суперпереживание. Потому что я могу позаигрывать с музыкой, которую Оле могу предложить. Но я всегда был уверен, что она точно скажет о тексте – я сама. И вот я скинул ей куплет, и она говорит: да, подойдет. И потом начинает его петь. И все ложится органично. Есть один кусочек, куплетик, который я придумал для Оли.

О. Маркес:

- Филипп – точно продюсер.

М. Антонов:

- Оля, ты родом из Екатеринбурга. Тебя задели слова Владимира Соловьева про «мерзотную либероту»?

О. Маркес:

- В принципе, я не могу сказать, что меня, как выпускницу журфака, могли задеть такие слова, сказанные явным пропагандистом. Кстати, кого конкретно он ругал, мои коллеги – уральские журналисты, в том числе и Дима Колезев, который рецензировал мою дипломную работу, это мои ребята. На самом деле работать и наблюдать за этими людьми последние больше десяти лет, с тех пор, как я закончила журфак, это, действительно, гордость. Нас учили на журфаке очень хорошо. У нас была и толерантность, и у нас была политическая журналистика. Нам говорили очень много. Нам давали ценности – свобода слова, свобода СМИ. Какие функции может выполнять СМИ. Это очень важная вещь для здоровья общества.

Либеральная повестка, в принципе либералы очень нужны. Либерал у нас стало ругательством. Нет никакого диалога между какой-то реакционной политикой и охранительной, и либеральной. Это вещи, которые противопоставляются. Либерал – предатель общества, предатель своей страны, а вот как называются с той стороны, есть какое-нибудь слово? Патриот…

М. Антонов:

- Но такой, в кавычках «патриот», ура-патриот.

О. Маркес:

- Ура-патриот – тоже имеет немножко негативную коннотацию. И это в том числе забирает у либералов право быть патриотом. Хотя на самом деле для здоровья общества нужен диалог. Нужны разные люди, которые смотрят на разные сферы жизни. И власть постоянно нужно критиковать. Потому что это двигает вперед.

М. Антонов:

- То есть ответ твоего земляка Александра Новикова Владимиру Соловьеву «штрибан, фильтруй хрюканину», в принципе, ты бы подписалась под этими словами?

О. Маркес:

- Я не хочу вступать на путь полемики такими же выражениями. Просто мне хочется, я за то, чтобы наше общество перестали разделять. Я за диалог, за то, чтобы перестать ругаться, начать говорить человеческим языком, вести диалог. И тут губернатор, которого не очень у нас любят, если честно, в Екатеринбурге, как раз имел возможность классно высказаться от лица жителей Екатеринбурга. И это было в очень вежливой манере. И не скатываясь к оскорблениям, которые журналисты себе позволить не могут, тем более официальные лица.

М. Антонов:

- Будем наблюдать за событиями. Сейчас слышали, наверное, про культуру отмены. Я знаю, что ты, Оля, недавно вернулась из США. Какое отношение к русским? Я понимаю, что фамилия Маркес не очень намекает на русскую. Но ты говоришь по-русски, ты пишешь на русском, ты поешь на русском языке. Столкнулась ли ты с какой-нибудь неприязнью?

О. Маркес:

- Вообще нет. И мы много об этом разговаривали, и с теми, кто там живет, и как они сначала переживали, будет ли какая-то травля детей в школе. Нет, в этой стране, действительно… Чем хороша свобода слова, что там ругать власти за военные действия в Сирии, в Ираке – это абсолютно нормальная вещь. И там очень много людей, которые были не согласны с военными действиями, выходили на митинги. И их родители выходили против вьетнамской войны. Там в принципе понимание, что народ может не поддерживать власть в ее решениях, это абсолютная норма. И там решения властей не переносят на всех жителей, на всех граждан.

Если честно, я не сталкивалась с таким. Я делала какую-то услугу в официальном учреждении, девушка сказала: о, вы из России, я люблю русскую музыку, я слушала русский рэп.

М. Антонов:

- Вот вам наш новый альбом! Филипп, мы говорим про этот совместный альбом, группа «Alai Oli», Филипп Хмыров, Ольга Маркес. И пластинка записана, все закончилось, выдыхать. А вы вместе. Говорит ли это о том, что нам будут и в дальнейшем ждать совместные проекты?

Ф. Хмыров:

- Да, конечно. Но мне нужно быть особо одаренным человеком, чтобы отказываться в дальнейшем от работ с такими музыкантами как группа «Alai Oli», с такой публикой, как у группы «Alai Oli». Конечно. В моем идеальном мире я бы хотел уже в следующий раз прям спродюсировать альбом. Не появляться на нем, а придумывать его так, придумывать такие аранжировки и уместить туда Олю, и на этом все.

О. Маркес:

- А сам – не читать?

Ф. Хмыров:

- А сам вот как бы… Но, скорее всего, это не получится. Поэтому будет просто лучше, чем вот этот, который вышел.

М. Антонов:

- Я закончу фразой из «Касабланки»: «По-моему, это начало большой дружбы». Спасибо вам большое за то, что вы сделали. В перспективе – за то, что вы сделаете. Успехов вам в нашем «Хит-параде». Ольга Маркес, группа «Alai Oli», Филипп Хмыров. До новых встреч.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.