Всё-таки «резиновая»? Иностранцам разрешили прописывать приезжих в российских квартирах

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертами и журналистами КП обсуждают уже принятый закон

Е. Афонина:

- Ведущие программы «Национальный вопрос» Андрей Баранов и Елена Афонина. Мы переходим к теме, которую, думаю, наши радиослушатели обсудят с не меньшим удовольствием и энергией. Это касается довольно болезненного вопроса: кто живет с нами в одном доме. Еще 8 июня этого года президент подписал федеральный закон 182 о внесении изменений в федеральный закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ. Согласно новому закону иностранные граждане и лица без гражданства, у которых в собственности есть жилое помещение на территории России, смогут предоставлять жилье другим иностранцам для фактического проживания и выступать в качестве принимающей стороны. Вы скажете, что так раньше не было? Было, но это касалось только высококвалифицированных специалистов.

А. Баранов:

- Это правило нарушалось сплошь и рядом.

Е. Афонина:

- Верно. Теперь все по закону.

А. Баранов:

- Я не совсем понимаю, зачем этот закон нужен-то?

Е. Афонина:

- А вот давайте уточним все нюансы юридически. С нами на связи риэлтор, адвокат, руководитель агентства недвижимости и юридической безопасности Кирилл Иванов. Кирилл Анатольевич, здравствуйте!

К. Иванов:

- Добрый день!

Е. Афонина:

- А на более общие вопросы, связанные с миграцией, нам ответит эксперт по миграции Наталья Власова. Здравствуйте!

Н. Власова:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Что изменил этот закон?

К. Иванов:

- Вы правильно сказали, что раньше можно было так же регистрировать на своей жилплощади своих родственников или знакомых иностранных граждан, но в основном можно было регистрировать только на своей жилплощади. Если ты являешься собственником, то ты регистрируешься сам и, как вы правильно сказали, там можно было регистрировать кого-то, если они являются квалифицированными специалистами. Сейчас можно регистрировать абсолютно любых людей – иностранных граждан. Но здесь не нужно забывать о том, что у нас была и остается ответственность за фиктивную регистрацию, а вот за это уже предусмотрено уголовная ответственность. Думаю, что многие иностранные граждане, они слышали закон о том, что можно теперь регистрировать любых…

Е. Афонина:

- А что такое фиктивная регистрация, Кирилл Анатольевич?

К. Иванов:

- За нее ответственность установлена Уголовным кодексом. Это когда само слово «фиктивная» говорит о фиктивности, фактически когда человек не проживает в этом жилом помещении.

Е. Афонина:

- А с какой периодичностью он должен там проживать? И как это фиксируется? Может, у него такая работа, что он раз в месяц заглядывает туда и уходит. А он там зарегистрирован, вроде как живет.

К. Иванов:

- Я, как практикующий адвокат, скажу, что здесь доходит вплоть до того, что приходит участковый, проверяет, где его кровать, есть ли его вещи. И если нет никакого места…

А. Баранов:

- Очень часто, что приходит участковый, берет взятку, берет под козырек, и уходит.

К. Иванов:

- Всякое бывает. Статью о ложном доносе никто не отменял, поэтому я тут вслух ничего говорить не буду. Но я вам скажу, как на практике, суды привлекают к уголовной ответственности людей за фиктивную регистрацию, то есть, элементарно, если нет вещей, если у человека нет кровати, где он может спать. И это уже считается фиктивная регистрация.

Е. Афонина:

- А у нас есть ограничения по количеству зарегистрированных на жилой площади?

К. Иванов:

- Нет. Ходили только слухи, что хотели ввести 18 квадратных метров для каждого человека, а у нас социальная норма жилья 18 квадратных метров. Там еще связано с черным риэлторством, чтобы на доли не дробили квартиры. Но на сегодняшний день такой нормы нет, квартиры, по сути, как раньше были так называемые «резиновые», так и сегодня их «резиновыми» делать можно.

А. Баранов:

- Это абсурд какой-то!

Е. Афонина:

- Мы все с ужасом это слушаем, потому что не знаем, что в данной ситуации хуже. Если они будут фиктивно зарегистрированы и будут жить, точнее, будут зарегистрированы, но жить будут где угодно. Или они будут зарегистрированы и будут жить в этой квартире. Для соседей это настоящий кошмар. Но это же еще и такие возможности открывает для…

А. Баранов:

- Для криминала.

Е. Афонина:

- Понимаете? С каждого такого зарегистрированного, а их может быть 10, 20.

А. Баранов:

- Да сто может быть!

Е. Афонина:

- И сто.

А. Баранов:

- Если нет ограничений, хоть пятьсот. И с каждого, извините, по тысяче рублей в месяц. И смотрите, сколько я с пятисот человек буду иметь в месяц? 500 тысяч. И что, я пойду работать? Нет. Я буду эти деньги нелегально полученные пускать дальше в криминал. Это мафия фактически.

Е. Афонина:

- Разве не так?

К. Иванов:

- Этот механизм – 322 статья прим.2, прим.3 УК, она рабочая. И практика судебная уже давно сформировалась по этой статье. Поэтому ее вполне можно применять, если делают «резиновые» квартиры, то можно отреагировать и прийти на место. И посмотреть, проживают ли там люди?

Е. Афонина:

- Кирилл Анатольевич, много ли мигранту трудовому надо? Мы сейчас говорим даже о не высококвалифицированных мигрантах, а вообще о человеке, который бел кола, без двора приехал, заплатил, как сказал Андрей Михайлович, тысячу рублей за регистрацию тому, кто купил эту квартиру. А это тоже может быть людей человек. И дальше, простите, бросил свой головной убор, зубную щетку и расческу на коврик в углу. И вроде как он живет. И вот его личные вещи там.

К. Иванов:

- Здесь ответственность предусмотрена не только тот, кто регистрируется, но и тот, кто регистрирует. И он является собственником жилье. И он будет привлечен к уголовной ответственности, там большие штрафы – минимум 100 тысяч и выше. И вплоть до лишения свободы, поэтому, думаю, не каждый собственник квартиры будет рисковать. Другое дело, что, может, не так люди знают о том, что за это предусмотрена ответственность. И здесь большой минус, я считаю, необходимо какое-то правовое просвещение для собственника, чтобы они вплоть до регистрации подписывали какое-то уведомление, что они предупреждены за уголовную ответственность. Вот такого у нас нет.

А. Баранов:

- Мне кажется, что очень сырой закон.

Е. Афонина:

- Да. Не просто сырой закон. Он уже работает.

Наталья Ивановна, а для чего это было сделано?

Н. Власова:

- Вы знаете, у нас иностранному гражданину очень сложно снять жилье. Многие россияне не хотят сдавать жилье выходцам из Средней Азии. Поэтому принятие такой нормы позволяет им вставать на миграционный учет, не нарушая российского законодательства.

С другой стороны, это очень важно для граждан – участников государственной программы переселения соотечественников в Россию. Им очень сложно приобрести жилье, пока они не получили статус гражданина России. И прописать туда членов своей семьи. Как правило, приезжает целая семья. И поэтому снимаются вот эти проблемы.

С другой стороны, конечно, возникает риск резиновых квартир, потому что нет никаких нормативов, которые позволяли бы ограничивать регистрацию в жилом помещении в зависимости от квадратных метров или от количества людей. И тут очень много зависит от добросовестности работников паспортных столов, которые видят, что в квартире прописано 30 или 40 человек, продолжают ставить на миграционный учет еще иностранных граждан.

Конечно, тут надо вносить какие-то поправки и нормативы, которые позволяли бы ограничивать число иностранных граждан, прописанных в этой квартире.

А. Баранов:

- Вот такая непрозрачность создает возможность для создания преступных схем, когда в сговор вступают и паспортисты, и участковые и те, кто сдает квартиру. И посредники, которые находят людей, чтобы их туда прописать. И создаются целые мафиозные структуры. И попробуй ее сковырни, эту структуру.

Н. Власова:

- Такая структура у нас и сейчас существовала, до принятия этого закона. Вспомните, еще ФМС России, сколько было «резиновых» квартир. И Ромодановский в свое время говорил, что ФМС знает о существовании огромного количества таких «резиновых» квартир.

А. Баранов:

- Поэтому и упразднили, да… И Ромодановский понес ответственность.

Н. Власова:

- Принимали какие-то меры, выписывали, штрафовали и так далее. \

Е. Афонина:

- Мы сейчас просто представим масштаб того, что может произойти. Понятно, что в связи с пандемией у нас количество мигрантов сократилось трудовых, Может, это возможность сказать, что приезжайте, вам теперь будет проще регистрироваться? Вам будет проще тут жить, детей рожать, помните тему, которую мы обсуждали, что нам мигранты помогут в демографическом вопросе. И ожидается к 30-му году до 300 тысяч ежегодно мигрантов должно приезжать в нашу страну, чтобы нам помогать решать эту проблему. Может, этот смысл, а не вовсе упростить жителям Донбасса возможность жить в России?

Н. Власова:

- Мигранты поедут в любом случае. Будет принят закон, не будет, откроют границы СНГ, они поедут в Россию, потому что в своих государствах у них нет возможности работать.

А. Баранов:

- Ну, элементарно не пускать! Или ограничить въезд этих мигрантов.

Н. Власова:

- Нет, ну, как ограничить? У нас уже сейчас многие работодатели жалуются, что у них не хватает работников для выполнения объема работ.

Все упирается в то, что мы не знаем, какая у нас потребность в рабочей силе в стране. Об этом говорят уже много лет, но, к сожалению, до сих пор никто не знает, что это такое. Сейчас хотят внести поправки в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан, которые готовит МВД России. Там они хотят отказаться от квоты на привлечение иностранной рабочей силы, а ввести банк данных трудовых мигрантов, которые хотят работать в России. И банк данных работодателей, которые нуждаются в таких иностранных гражданах. И попытаться как-то связать одно с другим. Но пока у нас не будет четко определена потребность…

А. Баранов:

- Все это как-то, где-то и, вообще, такие базовые вопросы, как и сколько нам нужно рабочей силы давным-давно нужно было решать! А сейчас мы даже этого не знаем!

Н. Власова:

- Понимаете, мы не можем это знать, потому что у нас предприятие сегодня есть, завтра его нет. В советское время был баланс трудовых ресурсов, который позволял определить потребность в работниках и наличие рабочей силы. И сопоставлялось, где есть потребность в работниках, а где ее нет.

Сейчас у нас рыночная экономика. И в этих условиях определить потребность в работниках, в том числе, в иностранной рабочей силе, очень сложно.

А. Баранов:

- Хорошо, давайте тогда строить лагеря для них, как это делают в Европе.

Н. Власова:

- Ну, зачем? Просто надо управлять трудовыми потоками. У нас, к сожалению, этого не делается. Как ехали мигранты в основном в Москву и в Московскую область и Санкт-Петербург, Ленинградскую область, так они и продолжают сюда ехать. Здесь около 60% всех трудовых мигрантов сосредоточены в этих четырех территориях. И, конечно, тут большой пресс на жителей этих регионов, на инфраструктуру и так далее.

Нужно решать эти вопросы и определять, где нам больше всего они нужны. Надо подключать соответствующие министерства и ведомства, которые определяли бы потребность в рабочей силы по субъектам РФ. И направлять ехать мигрантов туда, где в них большая потребность.

Е. Афонина:

- Наши радиослушатели благодаря нашему эфиру узнали, что у нас такой закон вступил в силу. Кстати, с 24 октября 2019-го года законопроект был внесен в Госдуму, прошел все стадии обсуждения и был подписан президентом. И на этой неделе вступил в силу. И слушатели спрашивают, а как же статья 36 Жилищного Кодекса? Это будет кошмар, драки, ужас, кто будет платить коммуналку? Действительно, вопросов у людей огромное количество, помимо основного, во что превратятся эти квартиры?

А. Баранов:

- Надо вернуться в одном из выпусков нашей программы в этой теме. И поговорить о ней подробнее.

Е. Афонина:

- Да. И мы посмотрим первые шаги этого закона. Спасибо нашим экспертам!

До следующего воскресенья!