Уступи дорогу или Есть ли в России культура вождения?

Культурный код
Режиссер Юрий Грымов обсуждает вместе с координатором движения «Синие Ведёрки» Петром Шкуматовым, откуда у людей берется тяга быть особенными на дороге, пролезать без очереди, парковаться черти как и можно ли привить россиянам культуру вождения

Ю. Грымов:

- Добрый вечер, это программа «Культурный код». Я вот на самом деле давно хотел взять тему - что такое за понятие «уступи дорогу». Вот такое хорошее понятие - уступи дорогу. И вообще, есть ли в России культура вождения? Как человек себя ведет на дороге, что такое автомобильные понты, влияет ли на них какая-то мода, влияют ли на них СМИ, - и мы сегодня на эту тему поговорим. Поговорим о культуре вождения - есть ли вообще в России такое понятие или это просто все лирика. Только что вот мы в театре «Модерн» выпустили спектакль с таким кричащим названием «Кладбище понтов», где главный герой - автомобиль. Понятно, что все связано. То, что мы высказались в театре - куда уходят понты, какая ответственность перед машинами - и вряд ли большинство автовладельцев вообще задумываются о том, что к любой машине нужно относиться внимательно и понимать, что у тебя в руках бесконечная бесконтрольная сила. Ну, мы знаем массу примеров, что для кого-то средство передвижения, а для какого-то поддонка это орудие убийства. Мы все это знаем и переживаем, как любой нормальный человек. И поговорить мы сегодня пригласили к нам координатора общественного движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова. Петр, добрый вечер.

П. Шкуматов:

- Добрый вечер.

Ю. Грымов:

- Петр, а вот скажите, как вы запарковались? Вот вы сейчас стоите?

П. Шкуматов:

- Абсолютно аккуратно и, более того, мы с продюсером передачи переговаривались как раз перед началом, и я говорил, что мне запарковаться нормально. А нормально - это значит, никому не мешая.

Ю. Грымов:

- Вот если мы говорим про парковочный ряд, вы встали как? Вот вы запарковались в ряду машин передом или задом?

П. Шкуматов:

- Нет, я запарковался на прилегающей территории, то есть, на площадочке, которая не является проезжей частью. Запарковался я передом, но запарковался я передом потому, что здесь довольно много места.

Ю. Грымов:

- Я не просто так спросил. Я довольно-таки часто до пандемии бывал в Японии, очень люблю Японию, меня там это очень сильно поразило - в Японии все паркуются задом, чтобы удобно было выезжать. Всегда. Нет такого разнообразия - перед, зад - все паркуются задом, чтобы потом выезд был удобнее. Меня это удивило. Прямо поголовное - 99% паркуются очень аккуратно. Вот скажите, пожалуйста, вы - координатор движения «Синие ведерки», я помню начало, довольно много было сказано о вас, вы выступали, я смотрел, меня тоже все это возмущало… то есть, мы как бы снимаем все эти мигалки, маячки - я все понимаю. Вот как вы думаете, откуда берется эта тяга людей быть особенными на дороге? Ездить с мигалками, с маячками, вот эти тонированные стекла - как в танке…

П. Шкуматов:

- На самом деле очень простой ответ. Дело в том, что люди хотят комфорта, скорости передвижения и некоторые не хотят стоять в очереди. Если мы говорим про пробки, то ситуация здесь очень простая. Если, допустим, я встаю в пробку, мне как-то религия не позволяет, ну, как религия, - «Синие ведерки» не позволяют - брать и вас объезжать, например, просто потому, что я такой умный, выехал на обочину и вас объехал, да. Я так не делаю. Но, если посмотреть на других людей, то такое неуважение к окружающим иногда они все-таки допускают. Но простые люди все-таки опасаются наказания - то есть, инспектора или камеры, которая их оштрафует или там водительское удостоверение отнимет. А вот у этих людей с мигалками абсолютная безнаказанность. То есть, грубо говоря, инспектор их не оштрафует никогда, камеры их ловят, конечно, но штрафы, если они приходят, то они приходят на государство. То есть, государство фактически само себе платит. Но на многие машины с маячками штрафы не приходят, потому что их просто нет в базе данных ГИБДД. То есть, это спецномера…

Ю. Грымов:

- Понятно. Но мы же с вами прекрасно понимаем, Петр, что для нашей с вами безопасности есть же машины, есть такие органы, которые без этих маячков не могут проехать. Мы говорим про скорые помощи, мы говорим про полицию… А вот вы сказали про наказание. По этому поводу много идет разных разговоров и я вот недавно услышал такую историю, которую все обсуждают и почему-то хотят ввести. Привязать размер штрафа к доходу автовладельца. Как это сделано в Финляндии. Я сразу скажу, что я вообще этого не понимаю, почему это должно быть привязано к тому, человек больше зарабатывает или меньше? Значит, получается, что человек больше зарабатывает, поэтому он должен больше платить за нарушение? Для меня это неравенство, я против этого. Но мне интересно ваше мнение. Что вы думаете по этому поводу? Финский законодательный опыт приживется в России?

П. Шкуматов:

- Я очень надеюсь, что нет. Я с вами здесь полностью согласен. Действительно, любое нарушение правил дорожного движения имеет самостоятельную сущность. То есть, оно одинаково опасно, вне зависимости от того, кто его совершил. И когда вот люди так говорят, что, дескать, давайте мы людей с бОльшим доходом будем наказывать сильнее, потому что у них доход больше, они на самом деле подразумевают следующее. Они говорят, что величина наказания для большинства российских граждан даже в 500 рублей штраф и то большой. Я напомню, средний заработок России в 2019 году составлял чуть более 200 рублей в час. 200 рублей в час зарабатывают люди, соответственно, 500 рублей - это 2,5 часа работы в среднем, который они должны просто отдать…

Ю. Грымов:

- Петр, давайте все-таки скажем, сколько это в месяц, как вы считаете?

П. Шкуматов:

- В месяц это порядка 33 тысяч рублей. То есть, это уже просто вот наличные деньги, которые у человека в кармане - 33 тысячи рублей - это средний заработок по стране. Медианный, кстати, еще меньше. Медианный - это когда наиболее справедливый расчет. Там 29 тысяч рублей. Но я опять же подчеркну, что те люди, которые говорят про дифференцированные штрафы, они как раз и говорят о том, что для одних это штрафы высокие, для других, более состоятельных людей, штрафы низкие и низкий размер штрафов провоцирует нарушать…

Ю. Грымов:

- Петр, мы прекрасно понимаем, о чем мы говорим, но, мне кажется, что мы говорим все-таки об уровне культуры. Я все-таки надеюсь, что люди… ну, все равно, у нас у всех одинаковый старт, согласны?.. И если человек на эту тему задумывается, то, конечно, он все-таки как-то держит себя в руках, да. Вот вашему сообществу за такое долгое время существования, «Синие ведерки», вы можете назвать победы, которые вы сделали? Понятно, что вы лишили мигалки Михалкова - это было, да. А вот какие победы были в последнее время сделаны вашим обществом?

П. Шкуматов:

- На текущий момент сообщество «Синие ведерки» довольно широко занимает автомобильная тема. Это не только мигалки, но это и парковки, и штрафы, незаконные штрафы. В общем-то, наверное, можно сказать, что в последнее время мы отбили атаку по повышению штрафов для автовладельцев - это раз. И сейчас пытаемся отбить атаку департамента транспорта Москвы по расширению зоны платных парковок, которую они хотят делать в ближайшее время, несмотря на всю пандемическую ситуацию. Но если говорить в целом о том, что получилось с мигалками, то начинали мы с 10 тысяч мигалок, а промежуточный итог такой - 600. Мне кажется, что сокращение мигалок почти в 20 раз - это хорошее достижение.

Ю. Грымов:

- Петр, а у вас есть какой-то анализ или, может быть, есть данные, или вы сами, может быть, лично наблюдали, вот московские водители менее или более агрессивны, чем водители из регионов на дорогах?

П. Шкуматов:

- Я лично объездил всю нашу страну от севера до юга и добрался до Екатеринбурга на машине, и я могу сказать, что, конечно, везде есть свои нюансы. Самые отчаянные водители - это водители в Ростове-на-Дону. Там прямо, конечно, все совсем по-другому. В Москве, кстати, движение очень похоже на движение в Екатеринбурге. И вообще в целом я бы сказал, что за последние 10 лет движение в городе стало очень культурным, очень вежливым, прямо даже уже хочется, чтобы немножко пешеходы взялись за голову. Потому что пешеходы настолько привыкли, что водители им уступают, что не глядя, в капюшоне, в наушниках, вообще не смотря по сторонам, начинают выходить на дорогу. И вот это проблема.

Ю. Грымов:

- Нет, ну, конечно, мы идем семимильными шагами, потому что, если вспомнить, как совсем недавно, лет там 15 назад, люди не пристегивались и этим гордились, или я совершенно четко помню, как были скандалы на дорогах «ты меня не пропустил», когда мы говорим о пешеходах, да. Сегодня, конечно, я считаю, да, вы правы, это большой прогресс и это говорит о нас, что мы все-таки понимаем, что мы сидим в машине, а пешеход идет не по самой комфортной улице все-таки…

П. Шкуматов:

- Юрий, есть все-таки законы физики, машина не может остановиться мгновенно, водитель - человек, со своими физиологическими ограничениями. Вот, например, я сейчас, перед тем, как запарковаться, я проехал по Москве и на самом деле ни черта не видно на дорогах. То есть, я ехал аккуратно, перед каждой «зеброй» я крутил головой направо, налево, назад, вверх, вниз… Но, видите ли, если так честно посмотреть, то за безопасность на дороге всегда отвечают двое. Всегда. Это нужно говорить везде и всем. То есть, всегда есть два участника дорожного движения. Допустим, пешеход и водитель. У нас принято почему-то ругать водителей и говорить, что водитель такой негодяй, не заметил, не пропустил пешехода. Но на самом деле пешеход тоже должен смотреть по сторонам. Особенно в условиях, когда темно и ничего не видно, и водитель просто может банально не заметить. Я вот, допустим, стараюсь ходить хоть с какими-то световозвращающими элементами на одежде. Но это я. Я понимаю особенности восприятия человеческого зрения в вечернее время суток или, например, в плохую погоду. Но люди-то этого не понимают, им никто не рассказывает.

Ю. Грымов:

- Нет, люди об этом понимают. Я думаю, что вот сейчас мы ведем эфир, и 400 городов нас слушают на радио «Комсомольская правда» и, знаете, для меня вот в свое время было такое небольшое открытие, и вы об этом знаете, что фары, которые светят, они светят на 50 метров в среднем. А тормозной путь машины, которая едет со скоростью 60 км в час, примерно 60 метров. То есть, вы там вдалеке не видите человека, просто ваши фары просто не добивают, - и вот это для меня было удивительно. Вот скажите, пожалуйста, вот «синие ведерки», все понятно, мне вообще кажется, что это немножко все в прошлом, все эти амбиции «ведерок», антенн на машинах и т.д. Вот не думаете ли вы о том, что нужно создать какую-то программу для нас, для автолюбителей, а я автолюбитель со стажем… вот, например, появились платные дороги, да. Слава богу, появились платные дороги, на которых дорожное покрытие позволяет развивать скорость, и некоторые люди носятся со скоростью 180-200 км в час. Но при этом эти люди, автолюбители, никогда не оттормаживали на скорости 200, они никогда не тормозили на этой скорости, они просто едут, комфортно, хорошая резина, хорошее покрытие… но тормозной путь, стресс, который вы можете испытать. Вот кто-нибудь занимается в вашей организации «Синие ведерки» вот таких обучающих программ для людей?

П. Шкуматов:

- Вообще для России хорошие дороги, на которых можно развивать скорость, безопасность развивать скорость 200 км в час, - это достижение буквально последних лет. До 2016 года, наверное, таких участков дорог просто не было. Физически не было. Нет, конечно, некоторые люди ездили 200, но там, где они ехали 200, ехать 200 не надо было. А вот сейчас у нас появились дороги местами лучше, чем немецкие автобаны. Я проводил техническое сравнение дороги М11 «Нева» и немецкого автобана, так вот, технические особенности проекта делают эту дорогу лучше, чем немецкий автобан, на котором вы едете абсолютно без каких-либо ограничений. Это, кстати, подтверждает статистика госкомпании «Автодор», которая говорит о том, что на этих участках в 4 раза меньше погибших, чем на участках, где все не так хорошо по проекту.

Ю. Грымов:

- Но одно другое не исключает. Я же говорю про другое. Человек, который летит в снаряде - а машина некий снаряд - 180 км в час, тормозной путь, ускорение, масса… это же никто не учит, нигде не учат людей тормозить на скорость 200 - я про это. Я сейчас не про дороги. Конечно, дорога хорошая - это хорошо. Но я говорю про ответственность водителей, которые нас слушают. 180!

П. Шкуматов:

- Юрий, если бы статистика показывала, что люди не умеют оттормаживаться на 180 и врезаются куда-то, я бы с вами согласился. Но статистика показывает, что пока ни одной аварии из-за того, что кто-то не умел тормозить… я вот сейчас лихорадочно вспоминаю, я бы подготовился, если бы знал, что такой вопрос последует, но ни одной аварии за последние 2 года на трассе М11 по причине того, что человек разогнался и не успел оттормозиться, не было. Основная причина аварии на М11 другая. Ужасная, но, тем не менее. Это наезд на препятствие. Это означает, что человек едет, причем, неважно, на какой скорости, там уже после 130 км в час абсолютно неважно, сколько это - 130, 150, 170… И вдруг на дороге стоит грузовик или люди оформляют ДТП. И человек пытается каким-то образом уйти от столкновения - то есть, либо тормозит, либо тормозит и маневрирует, либо просто маневрирует, и у него это не получается сделать. То есть, внезапное появление препятствия, которое исключает возможность своевременной реакции. Я специально посмотрел на видимость на М11, то есть, это проектная видимость, по идее, она 300 метров, то есть, за 300 метров можно затормозить даже на скорости 180, это дает 5 секунд на принятие решения. Но вот иногда оказывается так, что люди ошибаются и врезаются в тех, кто оформляет аварии или припарковался на скоростной дороге. То есть, надо людей учить, наверное, не тормозить, а надо людей учить культуре вождения на скоростных дорогах. Это для нашей страны в новинку, но, тем не менее, это есть. Это касается и дальнобойщиков, которые на скоростных дорогах едут 90, и им нужно обогнать машину, такую же фуру, которая едет 88 км в час. И вот он вылезает в левый ряд и начинает медленно опережать эту машину. Это называется гонки слонов. В Германии за такое крупный штраф.

Ю. Грымов:

- Ну, на самом деле, конечно, я считаю, что все те новые реалии, которые на нас обрушиваются: я имею в виду хорошая машина, мощный двигатель, прекрасная дорога - для нас это все новое и к этому надо тоже адаптироваться. Да, это все прекрасно, но все равно надо к этому относиться бережно и я очень хочу, чтобы нас все слышали, и те, кто едет за рулем в том числе…

К нам присоединяется начальник Ситуационного центра организации дорожного движения Александр Вячеславович Евсин. Как сейчас ситуация в Москве?

А. Евсин:

- Я думаю, культура вождения в Москве вполне на уровне. Есть отдельные люди, которые ведут себя некультурно. Но в целом люди уважают друг друга, относятся с уважением.

Ю. Грымов:

- Люди стали более культурно себя вести. Пропускают пешеходов. Все изменилось. Неожиданно у нас появились хорошие дороги. Мы немножко к этому не были готовы. Но уже привыкаем даже к хорошим дорогам. Я говорю про Москву. Но вообще штрафы, которые многие критикуют, они жесткие, это единственный сегодня инструмент, который держит в рамках бескультурного водителя?

А. Евсин:

- Я считаю, что это не единственный инструмент. Вообще культура вождения – это во многом фактор эволюции, когда много людей действуют в одном пространстве. Там возникают определенные правила, которые предполагают то, что люди не приносят проблем друг для друга. Даже без внешнего воздействия люди все равно устанавливают такие правила, которые им удобны, которые содержат уважение друг к другу. Но штрафы и воздействие государственных органов – это дополнительный эволюционный фактор, вернее, дополнительный фактор эволюции, ускоренной эволюции, к этой культуре.

Поэтому я воспринимаю, что первое – это законы поведения общества, которые диктуют, что люди приходят в итоге к необходимости уважительного сосуществования. А усилия государства в виде контроля и штрафов – это тот фактор, который ускоряет эту эволюцию.

Ю. Грымов:

- Сотрудники ГИБДД, я считаю, что от них очень многое зависит. В Японии на перекрестке я один раз увидел полицейского, который сидел на мотоцикле как в рекламе боевика. Белый мотоцикл, бело-серый костюм, широко расставленные ноги, осанка. Спрашиваю у живущего в Японии друга: а что это он так сидит? Он сказал потрясающую фразу: так он на работе. Я часто проезжаю по Смоленской площади. Когда там сходит снег, там есть угол, где сотрудники ГИБДД стоят, он весь в окурках от них. Такая работа ведется? От них многое зависит, от тех людей, которые тебя останавливают, представляются.

А. Евсин:

- Естественно, присутствие сотрудников полиции, в частности, сотрудников ГИБДД, это крайне важный в том числе психологический фактор. Люди должны видеть, что есть люди, которые соблюдают и наблюдают, контролируют соблюдение правил, к которым можно обратиться в случае проблем.

По моему опыту, я не вижу каких-то проблем с сотрудниками ГИБДД.

Ю. Грымов:

- У вас не может быть проблем. А сплошь и рядом я это вижу, скажу честно, даже когда я еду на машине, я иногда прошу по-другому формулировать вопрос, который задают мне. Останавливают машину, сотрудник ГИБДД спрашивает: «Вы пьете?» Я говорю, что не понимаю вопроса. Он думает и говорит: «Вы сегодня выпивали?» Вот тогда отвечаю.

А. Евсин:

- Вопросы об этом следует задавать начальству ГИБДД. Я работаю в другой сфере. Мне никогда некорректных вопросов не задавали. И вели себя исключительно корректно и вежливо. Даже те случаи, когда я был виноват в нарушении правил, даже в таких ситуациях сотрудники ГИБДД были абсолютно вежливы и корректны. А те отступления от официального протокола – в рамках обычного человеческого общения. Тоже не хотелось бы разговаривать с неким ходячим скриптом, который говорил как оператор телефонной линии. Мне важно, чтобы была возможность общения на человеческом языке.

Ю. Грымов:

- Я про это и говорю. Я говорю про общение и понимание, что если человек попал в ДТП на своей машине, он находится в стрессе. Это же страшно.

А. Евсин:

- Согласен, что человек, который попадает в новую для себя ситуацию, а для водителя ДТП – это нетипичная и новая ситуация, возможно, водители как-то путаются, в том числе не вполне адекватно воспринимая вопросы от сотрудников ГИБДД. Для них это повседневная ситуация. Поэтому они в этой ситуации, как правило, спокойны и задают вопрос по существу дела. А люди воспринимают это остро. Наверное, нужно больше внимания этому уделять.

Ю. Грымов:

- За последний год ситуация в Москве стала спокойней или жестче в плане нарушений, аварийности и так далее?

А. Евсин:

- Этот год не вполне типичный. Потому что на фоне этих ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией, значительно сократилось количество автомобилей на дорогах. Соответственно, меньшее количество и конфликтов на дорогах. Потому что, как правило, какие-то ссоры, некультурные проявления возникают в пробках, когда люди пытаются проехать побыстрее, не уважая интересы друг друга. Таких случаев объективно стал меньше. Поэтому я констатирую в целом вполне значимое улучшение. Но обусловлено оно общими обстоятельствами или ростом культуры, я не готов ответить. Но я верю в лучшее, я оптимист, я верю в человеческий разум и потенциал. И считаю, что с течением времени культура и взаимоотношения на дорогах в нашей стране становятся лучше.

Ю. Грымов:

- Спасибо, что были с нами. У меня вопрос к Петру Шкуматову.

П. Шкуматов:

- Я хочу дополнить. Очень интересно Александр говорил. Вообще автомобили в массовой эксплуатации у российских граждан появились очень недавно, всего лишь двадцать лет назад началась массовая автомобилизация, когда автомобиль стал доступен для среднего человека. У моих родителей не было автомобиля. У моих дедушек с бабушками – тем более. В реальности мы все впервые за рулем. И у нас вообще такое массовое автомобильное движение в стране появилось двадцать лет назад.

Конечно же, мы не понимали, как ребенок рождается, его же пеленают, потому что он не понимает, что с руками делать, что с ногами делать, он еще не осознал себя в этом мире, - так вот, зародившееся автомобильное движение начало себя осознавать в этом мире, у него был период взросления, когда были эти понты подростковые – все эти мигалки, странные…

Ю. Грымов:

- В интернете много рекламируют красивые номера. Люди их покупают. Это что такое? Зачем надо тратить такие деньги, чтобы у тебя был номер 777?

П. Шкуматов:

- А это явление стало уже совсем другим. Раньше люди покупали красивые номера, чтобы нарушать, чтобы тебе за это ничего не было. А сейчас просто людям хочется иметь к «Порше 911» номер с цифрами 911. Это не влияет на поведение на дороге, на культуру. Просто так хочется человеку.

Ю. Грымов:

- Наверное, да. Но мне все время казалось, что обращать на себя внимание красивым номером… Не помню, в каком регионе, чтобы убить эту коррупцию – продажу номеров, эти красивые номера стали вешать на машины, которые возят мусор. И никому не захотелось больше покупать красивые номера в этом регионе.

Перейдем к блицу. Что всегда должно быть в машине у грамотного водителя?

П. Шкуматов:

- Фонарик, световозвращающий жилет и нормальный огнетушитель. Еще я бы добавил для нашей погоды – плед или любую теплую одежду. И, конечно, какой-то запас топлива. Но это если человек уезжает за город или в длинное путешествие. Еще рекомендую иметь обязательно трос. Говорю как человек, который несколько раз улетал в кювет, которого вытаскивали. Нормальный трос. И купите в любом гипермаркете за абсолютные копейки комплект для ремонта шин. Стоит он около ста рублей. Но в ситуации, если вы уехали куда-то в дальнее путешествие, вокруг вас лет, ничего нет, никаких шиномонтажей на 50-100 километров вокруг, а вы колесо пробили, эта штука вам может помочь. Колесо пробили – о'кей, запаску поставили. А если два колеса? Со мной был такой случай на трассе М-5. Пробил два колеса.

Ю. Грымов:

- Я с трудом представляю какую-нибудь элегантную девушку, которая открывает этот чемоданчик с инструментами и начинает что-то делать. Даже я не смогу это сделать.

П. Шкуматов:

- Это очень просто. Это настолько просто, что это сможет сделать любой человек. Но самое главное, ситуация, когда вы где-то в темноте в лесу, никого рядом нет, она ободряет. И тут же сразу все становится возможным. Но на худой конец можно остановить кого-то помочь. Люди охотно останавливаются и помогают.

Ю. Грымов:

- Не ездите ночью по лесу, тогда будет гораздо легче. Это я дополню от себя.

П. Шкуматов:

-Я ездил в Кировской области, ехал в Екатеринбург. И мне за два часа по трассе Р-153 не встретилось ни одного встречного автомобиля и ни одного попутного. В этом что-то есть, это очень круто. Вот так едешь – и никого.

Ю. Грымов:

- Какая глубинная разница между понятиями «водить машину» и «управлять автомобилем»?

П. Шкуматов:

- Есть такое понятие – управлять кем-то. Условно говоря, управлять лошадью, управлять автомобилем, управлять бизнесом. Это несет за собой определенный уровень ответственности на человеке, который управляет. А вот водить – это такой, как бы это сказать, термин из обихода. Такой суржик. Наверное, правильнее говорить именно «управлять автомобилем».

Ю. Грымов:

- Был ли у вас случай, когда ваша машина фактически вас спасла?

П. Шкуматов:

- Да, дважды, даже трижды я попадал в аварии. Дважды меня спас отбойник и автомобиль. Если бы не было отбойника, я бы с вами сейчас не разговаривал, вы бы, наверное, про мое существование, которое когда-то было, не узнали бы вообще. Дважды меня эта железка спасла – разделитель встречных потоков. Поэтому я сейчас активно выступаю за то, чтобы в качестве основной меры безопасности дорожного движения использовали в том числе и отбойники, и всякого рода тросовые заграждения.

А вот один раз машина спасла. Когда я на гололеде могу вырулить, но ситуация была такая, когда в левом ряду скоростной трассы женщина не справилась с управлением, разбила свой автомобиль. И она начала ходить пешком в левом ряду ночью, в черном пальто. Я начал брать правее, но там ехал фургон, водитель которого решил снять на видео эту аварию. Поэтому он притормозил до 20 километров в час. И вот так ехал, снимал произошедшее. В итоге мне пришлось брать еще правее, и на гололеде машину сорвало. Слава богу, сейчас делают хорошие автомобили, это не ВАЗ-2106, и никто не пострадал, несмотря на то, скорости были довольно высокие.

Ю. Грымов:

- Залог безопасного движения – это…

П. Шкуматов:

- Это дистанция, прежде всего, и внимание. Я всегда говорю: если вы смотрите на дорогу, если вы смотрите в зеркала и держите дистанцию до идущего впереди автомобиля хотя бы полторы секунды, то вероятность, что вы попадете в аварию, очень небольшая. это звезды должны как-то сойтись, чтобы авария произошла.

Ю. Грымов:

- Большое спасибо. Я желаю, чтобы звезды всегда сходились хорошо, у всех нас. Чтобы мы чувствовали себя в безопасности.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.