Пионерия 2.0? Законопроект о российском движении детей и молодежи внесли в Госдуму

Человек против бюрократии: программа «Гражданская оборона» о том, как люди сопротивляются или уживаются с чиновниками в регионах России.
Владимир Ворсобин обсуждает вместе с экспертами, зачем государство решило взяться за умы подрастающего поколения

В. Ворсобин:

- Получается такая уже традиция, в моей программе мы еженедельно обращаемся к детской теме, к вопросам патриотизма, вопросам воспитания подрастающего поколения. Конечно, в год 100-летия пионерии (все мы когда-то были пионерами) поговорить о новой, рождающейся детской организации, ну, нельзя обойти эту историю, потому что у всех есть дети. Как известно, в Госдуму поступил законопроект об учреждении Всероссийского детского общества, такой квазипионерии, которое будет называться «Большая перемена».

У нас на связи Артем Павлович Метелев, председатель комитета Госдумы по молодежной политике. Артем Павлович, как я понимаю, вы один из инициаторов, по крайней мере, вы поддерживаете этот законопроект. Поэтому расскажите, что это такое, и чем это отличается от нашей с вами молодости (ну, вы, наверное, не проходите по возрасту, а я прохожу, я был и октябренком, и пионером)?

А. Метелев:

- Мы действительно разработали такой законопроект, он называется «О создании российского движения детей и молодежи «Большая перемена». Идея не новая, я думаю, что наши слушатели и вы сами часто могли слышать от людей: возродите пионерию или возродите студотряды. Если студотряды были и есть, то единой детской организации, несмотря на запрос, нет. Мы, конечно, пионерию не возрождаем, у нас страна другая, у нас современная Россия, другие дети, другие люди. Но идея объединения детей и молодежи в общее, основанное на совместных интересах и ценностях движение, эта идея витает в обществе давно. И по социологии, большинство родителей, педагогов и самих детей в том числе, которые хотели бы, чтобы что-то подобное существовало.

Сами дети на различных форумах предлагали варианты своего объединения. Последняя – Диана Красновская, девочка, ей 12 лет, она из Луганска приехала в Россию, в Севастополь, 8 лет назад с мамой, она и предложила президенту эту инициативу.

В. Ворсобин:

- Мне этот механизм очень нравится. То есть это ребенок предложил организовать?

А. Метелев:

- Нет. Диана, она сама участница конкурса «Большая перемена». Когда я с ней созванивался пару дней назад, она рассказывала, она волонтёрит уже несколько лет, ей все это очень интересно, ее мама – бывшая старшая пионервожатая. В конкурсе «Большая перемена» у нас 3,5 млн. детей участвует. Но конкурс – это конкурс, это для лидеров. Если ты лидер, ты принимаешь участие, а если ты не лидер? Он не покрывает всех детей, у нас 18 млн. школьников, он не покрывает все школы. Поэтому внутри самого конкурса эти идеи давно были. Потому что они хотели быть больше, сильнее, охватить большее количество школ, своих сверстников, но у них это сделать не получалось.

Поэтому она озвучила эту мысль. Но эта мысль не новая, она, так или иначе, витала. Поэтому совпали и наши мысли на этот счет, и мысли коллег из Федерального агентства по делам молодежи и просвещения. И было принято такое консолидированное решение, которое было поддержано, в том числе всеми 5 фракциями, что важно, о разработке такого законопроекта, который мог бы заложить основу для создания движения.

В. Ворсобин:

- А чем будет отличаться все-таки, Артем Павлович?

А. Метелев:

- Я бы сейчас говорил, наверное, не про отличия, а про будущее. Если сравнивать эти две организации, то они, конечно, будут, я думаю, похожи своей массовостью. Мы планируем, что организация должна охватить большинство детей и подростков. Но отличие первое в том, что туда никто никого не будет загонять, не предъявляется обязательная форма участия, никто не будет в школах переписывать детей. По крайней мере, мы должны сделать все для этого. Мы понимаем, что бывают такие перегибы на местах. Вот это надо пресекать, и никакой завуч в погоне за отчетами или местное Министерство образования это делать не должно. Это первое.

Второе. Все-таки у нас это движение – это не подготовка к партийным кадрам или что-то подобное. Это движение, которое должно помочь (может быть, я скажу пафосно), чтобы у детей цель в жизни появилась, помочь увидеть себя в будущем. Образ будущего, о котором тоже часто говорится в обществе, запрос на какую-то идею, идеологию, он тоже витает и среди молодежи. Кто-то хочет, например, стать известным спортсменом, артистом, миллионером, главой города. Отлично.

В. Ворсобин:

- Карьера. По сути, это маленькая карьера для маленьких людей. То есть вы будете учить детей быть успешными.

А. Метелев:

- Да, быть успешными. Это не обязательно карьера, хотя, безусловно, это связано с карьерой. Но очень часто дети, подростки, даже старшеклассники, они в жизни себя не нашли, они не понимают, какая у них цель, из-за этого они неправильно поступают в университет, не на ту профессию (ну, и дальше по накатанной). А когда есть цель в жизни, когда ты понимаешь, кем ты хочешь быть, всё вокруг собирается, ты действуешь правильно и тратишь свое время эффективно. Вот это важно, чтобы мы создали такие условия внутри, которые помогут выявить психологически или каким-то другим способом внутри запрос ребенка и создать вокруг него среду, которая позволит к этой цели прийти.

А для этого, и в этом законопроекте в том числе, и в будущем мы предполагаем направить все ресурсы страны, которые есть, - компаний, фондов, детских лагерей, институтов, государства.

В. Ворсобин:

- То есть вы сконцентрируете все финансовые потоки, которые предназначались детям, в этой детской организации?

А. Метелев:

- Я бы так пока не говорил, что мы сконцентрируем все финансовые потоки в этой детской организации. Просто понятно, что реализовать задуманное можно, только используя консолидированные ресурсы. Поэтому в законопроекте мы предложили, чтобы президент возглавил наблюдательный совет. Он решит, конечно, возглавлять или нет, но мы такую идею предлагаем. Если он возглавит и назначит соответствующий наблюдательный совет, понятно, что ресурсы у организации будут.

В. Ворсобин:

- Артем Павлович, я посмотрел внимательно, как работала эта организация «Большая перемена», этот конкурс, он уже несколько лет проводится в России. И я посмотрел отзывы родителей. Они разные. Одни говорят, что неплохой конкурс, дает возможность детям и заработать, и получить какие-то балы в ЕГЭ. А другие говорят, что на кону стоят миллионы. То есть конкурс «Большая перемена», который будет новой пионерией, замешан на деньгах почему-то. Там люди проходят в четвертьфиналы, полуфиналы, финалы, потом они добираются до главного денежного приза. В последнем конкурсе, по-моему, было несколько тысяч апелляций родителей, которые были возмущены подходом организаторов. Всякие были там проблемы. Понятно, большой конкурс, бывают шероховатости. Но сам подход монетизации для нашего подрастающего поколения, делать из них тех, кто пытается залезть в гору и сорвать этот долгожданный миллион, очень сильно отличается от той пионерии, которая стояла скорее на скаутских принципах, которая была все-таки идеологической… Может быть, и мотивированной, но там были идеи бессребренничества, там все-таки было больше гуманистических подходов, чем сейчас, очень холодно и жестко, практично. Как вы смотрите на эту критику тех, кто наблюдает за этим?

А. Метелев:

- Я до конца с ней не соглашусь. По какой причине? Ну, во-первых, сразу надо разделить конкурс «Большая перемена» и движение, которое мы создаем, это чуть разные вещи. Потому что движение – это не автоматическая какая-то трансформация.

В. Ворсобин:

- Название совпадает, и это уже подозрительно. Сначала конкурс, и вдруг пионерия, бюджетные деньги.

А. Метелев:

- Название совпадает. Соучредителями движения станут все крупнейшие организации, включая Юнармию, Российское движение школьников, региональные детские организации. Движение будет основано не на конкурсных принципах. Конкурс действительно на то и конкурс, что должен быть какой-то приз. Миллион рублей, который получают победители, он направляет на развитие своей школы. Это очень важно, он его не в карман кладет. Эти деньги идут на обучение, например, на поступление в университет или еще куда-то и на развитие своей школы. Поэтому фактически некий коллективизм, какая-то соответственность за происходящее вокруг формируется, в том числе и в ходе победы в этом конкурсе. То есть нет такого индивидуализма, только ты получаешь миллион.

В. Ворсобин:

- А у нас на связи сейчас Леонид Евгеньевич Перлов, учитель высшей категории, почетный работник общего образования России, педагог с 40-летним стажем, Леонид Евгеньевич, здравствуйте.

Л. Перлов:

- Здравствуйте.

В. Ворсобин:

- Мы поговорили о задачах этой организации, о наших мечтах о ней, как вы смотрите, нужно ли такую общероссийскую замену пионерии сейчас придумывать в России? Как вы думаете, как педагог?

Л. Перлов:

- Как педагог, я думаю, что никакой необходимости в этом нет. Причин для этого несколько. И одна из них – что уже некоторое количество общероссийских организаций такого рода уже существуют. Вот, например, в 2015 году была создана Всероссийская организация «Российское движение школьников», а годом позже создана еще одна организация, и тоже всероссийская, которая называется Юнармия.

А. Метелев:

- Да, необходимость была озвучена что. Вот у нас 17 миллионов школьников, а вы говорите про три миллиона. Получается, это меньше 20% детей у нас сегодня охвачены организациями, которые работают в течение пяти лет. Остальные 80%, мимо которых проходит поезд возможности и их просто не существует в орбите тех проектов, которые сегодня работают. И это – проблема. Мы ее понимаем и поэтому организации, в том числе, которые были сегодня названы, они и станут на равноправных условиях соучредителями общего движения, куда войдет все лучшее от них, но не только. Мы понимаем и проблемы, с которыми вот в течение этих пяти лет, что я участвовал в работе, в том числе, «Российского движения школьников», Юнармии, там есть везде свои плюсы и свои минусы. Вот это все сейчас анализируется, для того, чтобы охватить… цель-то какая? Охватить большинство детей, если не всех. Сегодня, к сожалению, только одна шестая.

Л. Перлов:

- Понятно. Можно ответить?

В. Ворсобин:

- Да, да, конечно.

Л. Перлов:

- Опять-таки несколько моментов. Во-первых, по умолчанию цель охватить мне, как педагогу, представляется целью странной. Дойти до каждого школьника, я так понимаю, да?

А. Метелев:

- Дотянуться до каждого ребенка, да.

Л. Перлов:

- Вовлечь каждого ребенка в некую орбиту. Дети разные, школы разные, правильно наш ведущий Владимир отметил, что сравнить его школу, в которой он работал…

В. Ворсобин:

- …с московской школой – да, это две планеты.

Л. Перлов:

- Возможно, в единой орбите едиными средствами, методами с этими детьми работать просто невозможно.

В. Ворсобин:

- Но стремиться-то нужно все-таки.

Л. Перлов:

- К чему стремиться? К тому, чтобы всех школьников, независимо от условий места проживания, социальной среды, семьи и прочего, вбить в единый канон?

В. Ворсобин:

- Подождите, мне кажется, вы сейчас хотите сказать о том, что сейчас государство пытается войти в школу с идеологией, чтобы привести к общему знаменателю все разные души и все разные мозги наших детей, у которых, кстати, разные родители, с разным складом ума и с разным мировоззрением.

Л. Перлов:

- Совершенно правильно. Так вот, единая система, единая организация, единая структура, единые цели направлены могут быть только и исключительно именно на это. Дети разные, условия разные, структуры единой для всех подходящей и, главное, привлекательной для всех, просто не может быть по определению. Да и не нужно этого.

А. Метелев:

- Смотрите, если говорить про идею – я бы избегал слово «идеология», но, действительно, глубокая идея, она очень простая. Это в том, чтобы дети ассоциировали себя с Россией и хотели развиваться, жить здесь и участвовать в развитии своих городов, поселков и страны. Это идея, да, это канон и он должен быть общий для всех. И я уверен, что вне зависимости ребенок спортсмен, творческий, богатый или бедный – эта идея для него может и должна быть близка, а иначе смысл тогда в государственной политике? Это первое.

Что касается разных школ. Ну, коллеги, конечно, у нас огромная страна, больше 40 тысяч школ, они разные, но нельзя не стремиться, как вы правильно сказали, к тому, чтобы подходы к воспитанию, к инвентарю, к инфраструктуре этих школ, которую она использует для воспитания детей, не балансировать, не улучшать. Ну, можно, конечно, вообще ничего не делать, но не в этом цель. Как раз таки задача с помощью этого движения сделать так, чтобы ребенок с Дальнего Востока, из села, имел равный доступ к возможностям. Сегодня это сделать несложно. Есть интернет, который позволяет узнать мгновенно и тут же участвовать в каких-то инициативах, есть быстрая мобильность, чтобы привести ребенка куда угодно. Мы это все знаем, мы с этим работаем. Поэтому это точно нужно делать и ускоряться в этом вопросе.

А третье. Если прочитать законопроект, то можно увидеть, что движение – мы вообще создали новую юридическую форму, такой формы нет. Формула массовой общероссийской самоуправляемой организации. Это важно. Самоуправляемая массовая организация. Поэтому здесь очень гибкая форма.

Л. Перлов:

- Владимир, вы же были учителем?

В. Ворсобин:

- Да, я был учителем.

Л. Перлов:

- По официальным данным, озвученным общероссийским движением Народный фронт, по исследованиям РАНХиГС сегодняшний дефицит учителей в школе превышает 400 тысяч человек. То, о чем вы говорите, Артем, так или иначе упирается, независимо от цели, кто это будет делать? Вот был когда-то полковник Баден-Пауэлл, наверное, слышали эту фамилию, ветеран англо-бурской войны, сильно пострадавший в этой войне, вот ему первому пришла в голову идея, а до него американскому писателю Эрнесту Сетон-Томпсону, возможно, вы читали его книги о животных – так вот, он первый создал детскую организацию, которая называлась у него «Лесные дети». Интерес, который объединял детей в этой организации, был как раз в том, чтобы пожить, как индейцы в лесу, научиться тому, научиться этому, понять, что такое лес, что такое прерия и как со всем этим сосуществовать. Вот Пауэлл, основываясь на его мыслях, создал свою организацию. Она существует до сих пор…

В. Ворсобин:

- Понятно, что были организации и до нас, и будут еще…

Л. Перлов:

- Я к тому, что все это начиналось со взрослых. Так вот, главная проблема сегодняшней школы не в том, что…

В. Ворсобин:

- …а в том, что не хватает учителей по сути, да. Просто нет людей в школах.

Л. Перлов:

- Совершенно правильно. То, что некому с этими детьми работать. Не-ко-му.

В. Ворсобин:

- Ну, укрепят наши родители педагогический состав. Я помню, как начиналось движение «Наши», я даже знаком с их организатором и там, кстати, политики-то особой, когда они вот продавали это обществу, они тоже говорили примерно эти вещи. Но в итоге – что русские ни собирают, то у них получается автомат Калашникова. Какую бы мы прекраснодушную организацию ни придумаем для детей, у нас все время получится комсомол. То есть, жесткая идеологическая конструкция, которая научит детей, как родину любить. Вот именно эта возможность государства жестко пройтись по умам наших детей, причем, именно в этом году, заметьте, вот именно после февраля этого года почему-то именно эта идея пришла нашим властям в голову. Именно в этом году все это учредить. Вот это вызывает у меня, как у родителя, некие опасения. Не будут ли сейчас заниматься перемодификацией мозгов наших детей?

Л. Перлов:

- Тем более, что в комментариях к этому законопроекту уже прозвучали традиционные термины «план» и «отчет» о выполнении этого плана.

В. Ворсобин:

- Хорошо. Вот просто ответ Артема Павловича на мой ядовитый вопрос. Прошу вас.

А. Метелев:

- Нет, не будет.

В. Ворсобин:

- Хорошее окончание нашей передачи, по крайней мере, есть интрига. С нами был Артем Павлович Метелев, председатель комитета Госдумы по молодежной политике и Леонид Евгеньевич Перлов, учитель высшей категории и почетный работник общего образования России, педагог с 40-летним стажем. Спасибо вам огромное, господа-товарищи, за разговор.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, пишите комментарии, ставьте оценки и слушайте, когда удобно!

Нам это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.