Законопроект о QR-кодах вызывает всё больше вопросов и волнений

Человек против бюрократии: программа «Гражданская оборона» о том, как люди сопротивляются или уживаются с чиновниками в регионах России.
Почему новая инициатива вызывает такое серьезное сопротивление, Владимир Ворсобин обсуждает с заместителем председателя комитета Госдумы по охране здоровья, кандидатом медицинских наук Сергеем Леоновым

В. Ворсобин:

- Переходим сейчас к другой теме, связанной с ковидом. Володин открыл «ящик Пандоры» и люди смогли высказаться. QR-коды. Сейчас к нам идет новый штамм вируса - в Азии нашли несколько случаев нового мутирующего вируса, который подбирается и, говорят, как раз к этим прививкам у него отношение более суровое, чем у предыдущего. Они менее эффективны. Великобритания отменила рейсы в ряды стран именно из-за этой угрозы. А что происходит в России? В России происходит черт те что! В Челябинске противники ковидных ограничений взяли штурмом здание областного заксобрания, активистки устроили драку с охраной, требуя пустить их в здание, где обсуждались федеральные законопроекты о введении QR-кодов. Парламент Северной Осетии лишь со второй попытки одобрил введение QR-кодов… и везде это все вызывает серьезнейшее сопротивление. Кстати, один из таких политиков, который не побоялся в открытую вступить в диалог с народом, это Владислав Володин, который открыл в Телеграме возможность комментирования своих постов и туда набилось 300 тысяч откликов сразу. Во-первых, там многие благодарили его за то, что есть возможность выговориться тем, кого уже телевидение наше и прочее называют презрительно «антиваксерами», тем, которые не считаются уже за умных людей… просто как с неразумными детьми обращается наш пиар. Но эти люди хотят высказаться и они выговариваются вот именно в этом Телеграм-канале. И во всем этом нужно понять, что в итоге произойдет с этим законопроектом, ограничивающим людей в своих передвижениях без QR-кода, если они не привиты.

У нас в студии Сергей Дмитриевич Леонов, заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья, кандидат медицинских наук. Сергей Дмитриевич, здравствуйте.

С. Леонов:

- Здравствуйте.

В. Ворсобин:

- Сергей Дмитриевич, с одной стороны, есть ученые, медицинское сообщество, которое говорит разумные мысли, с другой стороны, даже парламенты, ручные парламенты регионов, не могут спокойно сейчас одобрить эту инициативу, законопроект, потому что чувствуют на себе давление людей. А очень многие люди не согласны с QR-кодами. Они не согласны на эту сегрегацию и антиконституционные меры, как они говорят. Что с этой проблемой делать, как вы думаете?

С. Леонов:

- Ну, это действительно проблема. Эта проблема не вчерашняя, а уже давняя проблема. Как только началась кампания по вакцинации, мы сначала столкнулись с достаточным сопротивлением людей, и вообще очень много было разных историй с этим. Да, какая самая основная проблема? Вот даже федеральные СМИ, основные СМИ, называют этот подзакон «Закон о QR-кодах», а на самом деле он о паспорте здоровья и паспорте иммунизированного человека. Название неправильное и уже большая агрессия… просто из-за названия. Никто не понимает, что такое QR? Попробуй объясни. А на самом деле это быстрый доступ в переводе с английского, хотя у нас тоже полно разных терминов российских, которыми мы могли бы это назвать. Поэтому отсюда негатив.

И плюс еще, конечно, социально-экономическое состояние в стране, обстановка. Люди, конечно, не богатеют, к сожалению, у многих людей ковид отобрал родственников, друзей…

В. Ворсобин:

- То есть, это вид протеста, вы хотите сказать?

С. Леонов:

- Определенный да, протест. И этот протест как бы сконцентрирован именно в этом законопроекте. Он канализировал этот протест, я бы так сказал.

В. Ворсобин:

- Как в свое время монетизация льгот. Давайте послушаем сейчас Елену Князеву, депутата парламента республики Северная Осетия - это представитель КПРФ.

Е. Князева:

- Абсолютно не секрет, почему в столь сложное эпидемиологическое время данная ситуация - это принуждение к обязательной вакцинации и поголовный пересчет по QR-головам получает протестную волну. Давайте называть вещи своими именами - люди не верят власти. Вот поэтому. Сейчас происходит налицо попытка санитарного переворота и создание электронного концлагеря. Поэтому цель моего выступления - донести до всех коллег позицию партии. Это твердое нет QR-кодам.

В. Ворсобин:

- Понимаете, что сейчас 1300-1400 гробов в день. Но смертность растет. С одной стороны, глас народа и пошатнувшийся рейтинг во время принятия вот этих законов. И депутаты, которые тоже хотят быть избраны в следующий раз, и они не хотят сейчас портить отношения с людьми, и они должны их вроде бы услышать. А с другой стороны - гробы.

С. Леонов:

- С одной стороны, пиар-компания КПРФ - на костях и на гробах - здесь больше ничего не скажешь. А, с другой стороны есть определенная взвешенная позиция по этим, в том числе, законопроектам, да и вообще по состоянию дел у нас в стране. К сожалению, не так активно идет вакцинация и здесь, к сожалению, такие политики, которые выступают по поводу фашизма, сегрегации и всяких вещей, которые не относятся ни к вакцинации, ни к QR-кодам, они эту ситуацию еще более развивают. И на самом деле вот вы говорили про гробы - вот чем меньше будут темпы вакцинации, тем больше будет гробов. Вот и все.

В. Ворсобин:

- А вот нет уверенности. Вот уже полтора года людям говорят одно и то же…

С. Леонов:

- Какая уверенность? Сто миллионов человек привились Спутником во всех разных странах. Доказано уже европейскими учеными, если вы нашим не верите, что Спутник V - одна из самых эффективных вакцин, если не самая эффективная вакцина в мире. Что еще доказывать?

В. Ворсобин:

- Но об этом говорят людям уже полтора года. И разницы нет. Все равно большинство… вот я под володинским постом видел одну и ту же фразу. «Мы не против вакцинации. Мы против QR-кодов».

С. Леонов:

- Ну и отлично. Тогда надо вакцинироваться. Пусть 90% людей вакцинируется и никаких QR-кодов не будет! До 16 декабря куча времени! Где очереди к пунктам вакцинации? Их нет. Никаких QR-кодов не будет - вот я вам говорю как политик, как врач, как человек, который вообще понимает, в чем проблема - если будет вакцинироваться 80-90% людей, никаких QR-кодов не будет. Просто не будет необходимости их вводить. И все, и дискуссии нет.

В. Ворсобин:

- Но если их даже ввести, Сергей Дмитриевич, вы видели вот эти кадры из Татарстана, когда люди пытаются зайти в автобус и что из этого получается? Мордобитие, свалка, просто какой-то дебош происходит, и даже сейчас татарские власти постепенно убирают это, потому что они понимают - не получается так с народом.

С. Леонов:

- Правильно. Вот если бы народу объяснили, в чем вообще смысл этого законопроекта… Я думаю, из тех тысяч людей, которые отправляли различные комментарии и сейчас продолжают их отправлять, в том числе, мне в социальные сети, никто из них вообще реально читали текст законопроекта. Там вообще ни слова не говорится об общественном транспорте. И о введении QR-кодов в общественном транспорте в Татарстане. Это была инициатива исключительно Татарстана, в других регионах в общественном транспорте не вводятся QR-коды. Законопроектом это вообще не предусмотрено. Законопроект, который внесли по поводу публичных мероприятий, общественных мест, различных учреждений - он вводит лишь понятие QR-кодов. И там черным по белому написано, что эти меры могут вводиться по указу губернатора и сопровождаться как инструмент в определенном смысле который регулирует движение людей. Но это решение губернатора должно быть. Это не по всей стране разом будет. Это никто вообще людям не объясняет. Я ярый сторонник этого закона, я просто вам говорю, в чем там смысл. К сожалению, никто не разбирается, все кричат о фашизме, сегрегации, но никто его не читал. И в 77 регионах уже введены QR-коды - чего ж никто не протестует против уже введенных QR-кодов, а протестуют против законопроекта, который еще не принят?

В. Ворсобин:

- Ну, они не разделяют то, что сейчас происходит в регионах и видят законопроект как естественное продолжение того, как они считают, беззакония… Итак, какие регионы выступили с поддержкой введения QR-кодов? Их пока немного. Новосибирская область, Пермский край, Нижегородская область, Башкирия, Брянская область, Московская область, Чувашия, Оренбургская область, Ростовская область и Тамбовская область. Северная Осетия со второй попытки тоже прислала положительный отзыв в парламент России и присоединилась к этому клубу. Пока подавляющее число наших регионов не высказалось на эту тему и будут еще баталии. Да, кто знал, что именно по медицине у нас вспыхнет такой спор в стране?

Я процитирую сейчас одного из наших слушателей: «Какая связь между кодами и заболеваемостью? Вирус его испугается? Вакцинированные так же заболевают, так же переносят вирусы. А по Спутнику опубликована статистика так же, как по Пфайзеру? По коды в ресторан нельзя, а в метро и гипермаркет можно без кода…». Люди путаются. Есть такое впечатление, что они логику вот этих мероприятий, которые вроде бы призваны бороться с вирусом, недопонимают и отсюда такое недоверие.

А нам дозвонился Александр из Тверской области. Здравствуйте.

Александр:

- Здравствуйте. Во-первых, дискриминация жуткая, потому что у большинства - я вот в провинции живу - представьте себе, почти ни у кого из старшего поколения нет, мягко выразимся, смартфонов. То есть, какой там QR-код и т.д.? И во многом остальном…

Во-вторых, у нас немало понаехало в свое время москвичей таких вот типа антипрививочников, которые спасались от этих самых - ну, это в нескольких областях такое - на севере и в окрестностях от Московской области - от конца света спасались там и в 90-х годах, и в 2000-х. Ужас! И вот они понапривозили …

В. Ворсобин:

- Спасибо. Ваша точка зрения понятна. Евгений из Новосибирска. Слушаем вас. Здравствуйте.

Евгений:

- Здравствуйте. Я бы по поводу вакцинации хотел так сказать. Есть желание провакцинироваться, но просто почему-то эта кампания нам не дает этого сделать. Я водитель-дальнобойщик и столкнулся с такой ситуацией. Сейчас в Татарстане я просто не могу зайти в кафе даже покушать. Потому что у меня нет QR-кода. Я хочу привиться, но хочу привиться прививкой Спутник-лайт. И сейчас в данный момент мне в ней отказывают. Потому что якобы она теперь предназначена для ревакцинации. Естественно, две прививки за раз я не могу поставить, тем более, я нахожусь в рейсе по три-четыре месяца…

В. Ворсобин:

- Понятно. Вот почему бы не разрешить уже иностранные прививки? Может быть, люди доверяют им больше? Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.

С. Леонов:

- Ну, по поводу провинции. Бабушкам они вообще особо не нужны, потому что они в основном в продуктовые магазины ходят и в аптеки.

В. Ворсобин:

- Ничего себе! А к внукам ездить?

С. Леонов:

- На госуслугах все эти QR-коды есть, в МФЦ можно распечатать, либо в органах социальной защиты. Законом это, кстати, предусмотрено. Я не защищаю закон, я могу, кстати, перечислить, за что мы боремся… Что касается человека, который звонил по поводу Спутника-лайт, действительно, рекомендовано переболевшим Спутник-лайт и рекомендовано в плане ревакцинации. Спутник V рекомендован для первичной вакцинации. Проблем пройти ее совершенно никаких нет. Первую прививку можно сделать у себя, вторую прививку можно в дороге где-то сделать или подгадать так, чтобы ее сделать. Проблем здесь тоже никаких нет. А самому себе назначать прививки, мне кажется, неправильно. Мы сами себе лекарства не назначаем.

А что касается наших предложений по поводу QR-кодов или паспортов здоровья, вот если бы их называли паспортами здоровья, здесь было бы все просто и такого негатива это бы не вызывало.

Значит, первое. Не все переболевшие получают QR-код. И огромное количество людей, кстати, тех, которые недовольны QR-кодами, они его не получили, но переболели. Неофициально. Не обращались в больницу, переболели дома либо в легкой форме, либо бессимптомно, у них не было ПЦР-теста и, соответственно, они сделать вакцину не могут, потому что рекомендовано теперь уже на год переболевшим отсрочить вакцинацию, соответственно, они целый год, получается, без QR-кодов. Соответственно, мы предлагаем выдавать QR-коды по количеству антител и, соответственно, по определенным концентрациям выдавать эти QR-коды. Это сразу снимет миллионы вопросов, которые задают люди. Потому что они как раз генерируются вот из-за таких проблем.

Другая проблема очень важная, когда у человека очень высокий титр антител и вот у него подходит ревакцинация. А ему врач говорит - слушай. У тебя просто запредельный титр антител. А ему нужно делать ревакцинацию. И он говорит - подождите, мне, наверное, не надо делать ревакцинацию? Правильно, не надо, это даже опасно делать. Но никто ему QR-код не продлевает. И мы второе предложение вносим - давайте продлевать QR-код по количеству антител, если человеку не нужна ревакцинация. И еще у нескольких миллионов людей снимутся проблемы и они успокоятся по этой теме.

Другая проблема. Человек переболел, обращался в больницу. А ему говорят - да, мы все данные передали, у вас нет QR-кода, мы помочь вам не можем. Сотни тысяч таких людей ко мне по этому вопросу тоже обращались. Вот если мы снимем эти проблемы, огромное количество людей просто не заметят этого.

В. Ворсобин:

- Хорошо. Сергей Дмитриевич, а теперь давайте послушаем остальных людей. Алексей из Кунгура нам дозвонился. Здравствуйте.

Алексей:

- Здравствуйте. Я хочу сказать, что я поставил все прививки, и все мои близкие поставили. Но проблема действительно в антителах. Надо все-таки сделать бесплатное всеобщее определение количества антител. Потому что я переболел и пошел поставил Спутник V - и не знаю, есть у меня антитела или нет, а определить нигде невозможно было… никто не делал - это апрель месяц был. Поэтому давайте сделаем и будем бесплатно сдавать на антитела, а потом уже смотреть.

В. Ворсобин:

- Хорошо, вы поддерживаете депутата. Спасибо. Павел из Москвы, слушаем вас. Здравствуйте.

Павел:

- Здравствуйте. Хотел бы узнать, почему при прививке мы должны подписывать добровольное соглашение, что мы сами пришли, хотя нас на это подталкивают?

В. Ворсобин:

- Да, и все риски, получается, мы берем на себя?

Павел:

- Да. Вот во всех других странах, а у меня есть знакомые, которые живут там в Швейцарии, в Голландии, они не подписывают. Они идут на вакцинацию, но добровольного соглашения такого нету.

С. Леонов:

- Там немножко другая система здравоохранения, у нас другая система здравоохранения, там все риски берет на себя фармкомпания фактически и это уже практика десятилетиями идет в европейских странах. У нас сейчас все риски берет на себя сам человек и органы здравоохранения, а не фармкомпания. Поэтому в этом отношении, согласен, здесь есть определенная недоработка и, кстати, тоже есть такое мнение, что необходимо увеличить возможную компенсацию людям того же ущерба здоровью, если вдруг какие-то проблемы возникнут. Но на самом деле случаев побочных эффектов, каких-то тяжелых для здоровья, ну крайне мало. Такой же, как и при всех прививках.

В. Ворсобин:

- Вадим из Нижнего Новгорода. Здравствуйте.

Вадим:

- Здравствуйте. Владимир, огромное вам спасибо за ваши выступления в Телеграме и особенно предыдущая вот эта мерзость…

В. Ворсобин:

- Мы сейчас говорим о другом.

Вадим:

- Ну, это то же самое. Вы понимаете, вы зря выключили юриста, потому что это откровенное юридическое беззаконие и мерзость с этими вакцинациями - идет такое зомби: вакцины, вакцины… А никто не говорит про строительство больниц, закупке лекарств. Скорых у нас не хватает. Сам президент недавно выдавал детям деньги, а вот с 16 до 18 лет - это не дети…

В. Ворсобин:

- А вы сами вакцинировались?

Вадим:

- Нет, у меня диабет и прочее и, вы знаете, выступает очень много иммунологов, вирусологов, Редько известный выступает и говорит - у нас просто не ведут статистику побочек и смертей от вакцинации.

С. Леонов:

- Ну, что тут отвечать? Человек профессионал, наверное, врач, он сам себе назначает прививки.

В. Ворсобин:

- Ну, так прекрасно! Поэтому у нас так все и происходит. И по поводу скорых - согласен, проблемы огромные. Здравоохранение сейчас настолько напряжено, что уже до предела…

В. Ворсобин:

- Да, мы понимаем, что проблемы есть. Спасибо, Сергей Дмитриевич.