Пророчество монахов о воссоединении Руси сбывается

Пророчество монахов о воссоединении Руси сбывается
Валентин Алфимов и руководитель правозащитного центра Всемирного Русского народного Собора Роман Силантьев обсуждают, почему происходят гонения на Русскую Православную церковь на Украине и что будет дальше

В. Алфимов:

- Здравствуйте, друзья! Приветствую вас в эфиреРадио «Комсомольская правда», я – Валентин Алфимов. На этих праздниках новогодних произошло страшное. Пожалуй, главный храм всего русского православия был захвачен. В прямом смысле слова такой рейдерский захват произошел. Министерство культуры Украины запретило служить украинской православной церкви Московского патриархата в Киево-Печерской Лавре с 1 января, а с 7 января там теперь служит Православная церковь Украины. Та самая, которая была создана Петром Порошенко несколько лет назад. Теперь это главный храм православной церкви Украины. И, соответственно, этот храм никак не относится к украинской православной церкви, к русской православной церкви. Вот об этом сегодня и будем говорить, почему, как, зачем и что дальше, самое главное, об этом сегодня будем говорить с Романом Силантьевым, руководителем правозащитного центра Всемирного Русского народного Собора, профессором Московского государственного лингвистического университета. Роман Анатольевич, здравствуйте.

Р. Силантьев:

- Приветствую вас.

В. Алфимов:

- Вопрос, который, наверное, волнует очень многих – почему этот вопрос решило министерство культуры Украины? Мы знаем, что церковь отделена от государства, никакого отношения она иметь не должна к министерствам, ведомствам, еще к кому-то, но именно министерство культуры решает, кто будет служить в храме.

Р. Силантьев:

- Собственно, при большевиках церковь тоже была отделена от государства, что ничуть не помешало ровно так же действовать. Правда, потом методы стали еще более жесткие. В принципе, Зеленский не столько фашистов в этом направлении, сколько большевиков копирует. Очень многое на самом деле параллелей можно провести. Чем все кончилось с большевиками, мы помним, но там тоже дело идет ровно к тому же.

В. Алфимов:

- С большевиками это было слишком уж долго – 70 лет.

Р. Силантьев:

- Да, очень надеемся, что тут будет все-таки не 70 лет, а гораздо все быстрее закончится. Но начинает ровно так же.

В. Алфимов:

- Вот эти гонения на Русскую Православную церковь начались, конечно, не сейчас, а когда? Когда Порошенко пришел к власти? В 2014 году?

Р. Силантьев:

- Да нет, это началось еще при советской власти, при Горбачеве, когда уже по сути Советский Союз прекратил существование. Он все-таки не в 1991 году распался, это было зафиксировано, а где-то, наверное, уже в 1988-1989-м советская власть на многих территориях прекратилась. Вот тогда уже начались захваты храмов униатами на западной Украине и в общем-то с десятков храмов были просто изгнаны верующие православные и особо никто не законы тогда не оглядывался. Тем более, что еще советское было законодательство к тому же. То есть, сначала церковь на Западной Украине разгромили, в общем-то мало осталось храмов, во Львове когда-то было большинство православных, вот там их два сохранилось. А сейчас уж и не знаю, наверное, один всего, если сохранился. А потом вражда в отношении церкви продолжалась все это время, но просто до поры до времени как бы таких острых форм она на остальных территориях не принимала. Вот униаты там укрепились и вроде как некое перемирие возникло, хотя все равно поддерживали раскольников, потом появилась церковь Филарета Денисенко, Киевский патриархат, до этого были автокефалисты украинские, а сейчас у нас совсем все весело – целая толпа у нас раскольников и создание ПЦУ этот раскол даже среди раскольников не прекратил и Филарет Денисенко туда не вступил, и многие другие, и теперь там целая группа раскольников, с помощью которых хотят добить экономическую церковь.

В. Алфимов:

- А что за группа? Честно говоря, я из Православной церкви Украины и знать-то никого не знаю. Я напомню нашим слушателям, что Православная церковь Украины – это то, с чем носился Петр Порошенко, ездил в Константинополь получать томос, в результате томос все-таки получил, потому что слово «томос» мы более-менее все знаем, по крайней мере, слышали его. Может быть, не все понимают, что оно означает, но все слышали. И вот он создал такую свою церковь, карманную, что ли, я не знаю, как ее по-другому назвать, на Украине. А остальные кто?

Р. Силантьев:

- Как минимум, там две украинские автокефальная и православная церкви, которые еще появились в прошлом веке, в начале, кто-то вошел из них в ПЦУ, кто-то не вошел. Филарет Денисенко не вошел и многие вместе с ним остались у него же, и Киевский патриархат вполне себе жив. Соответственно, вот теперь ПЦУ. Как минимум, четыре группы, плюс там есть еще секты типа истинно православных, но их количество уже мало кому известно, тем не менее, они тоже присутствуют. Поэтому с появлением ПЦУ этот раскол усилился, зато теперь вот появилась среди раскольников какая-то самая рукопожатная организация с точки зрения властей, которые все хотят отдать. И отдадут на самом деле. Законы никому неинтересно смотреть.

В. Алфимов:

- А кто прихожане у этих церквей? В частности, в ПЦУ? Потому что мы видели первую службу, собственно, кроме военных и журналистов на ней никого не было.

Р. Силантьев:

- Да разные прихожане, не только, конечно, военные. Там и целыми епархиями туда переходили. Вот люди живут в селе, проблем не хотят, поэтому вот чья земля, того и вера – как это было у нас во время религиозных войн в Европе, поэтому многие даже и не разбираются в этих деталях. Священник тот же остался, храм тот же остался, а то, что там не Патриарха Кирилла поминаем, а Епифания Думенко, ну, как говорится, бывает такое. Кто-то к этому отнесся гораздо более щепетильно и отказался туда ходить, какое-то количество людей там, безусловно, есть. Тем более, что, понятно, за последний год доброе отношение не усилилось в отношении России и Московского патриархата. Это факт. Поэтому да, есть там прихожане и будет кого привести в Лавру. Другое дело, что ее прихожане исторически, конечно, радости от этого не испытают. Вот тот же боксер Усик, который раньше обещал Лавру защищать в первых рядах, теперь совершенно не факт, что будет это делать, потому как свои взгляды успел поменять ярко выраженным образом, и не только он.

В. Алфимов:

- Тот факт, что этот захват произошел на Рождество – это совпадение или просто такая жирная точка, такой серьезный щелчок по носу?

Р. Силантьев:

- Ну, как, год закончился, стало быть, начинаем с нового года новые отношения. То, что там по закону надо продлять аренду в период военного положения, ну, никого особо не волнует. Я вообще удивлен, что до сих пор не ликвидировали украинскую православную церковь и не начали масштабные репрессии, но, думаю, это случится. Как бы это все идет достаточно быстро. Ну, большевики тоже не моментально начали всех резать, они тоже создали обновленцев, они тоже заявили, что есть хорошие православные, которые за них, которые за прогресс, которые за женатое духовенство и за многие другие вещи – вот они хорошие и мы их не тронем и храмы им отдадим, а всех остальных мы видеть не рады и храмы у них отберем и отдадим этим. Кто-то этому поверил, некоторое время они были, но потом их тоже ликвидировали. В принципе, как я уже говорил не раз, украинские власти не видят христианство как таковое в качестве идеологии или основы для идеологии украинской. Там своя появилась религия украинства, скорее всего, так она будет у нас в учебниках называться, или укронацизм, который в основе своей имеет неоязычество. Причем, такое вполне себе сатанинского характера. Так что в общем-то скоро, ну, если у них все получится, а я искренне надеюсь, что так и произойдет, если у них, не дай бог, все получится, они там еще лет 20 протянут, то у них будет эзотерический нацизм вот в такой форме присутствовать. Христианства там будет уже мало, во всяком случае, из элит оно будет вытеснено.

В. Алфимов:

- Православие вытесняют с Украины, так, наверное, да?

Р. Силантьев:

- Да.

В. Алфимов:

- Вы говорили про то, что на Украине появляется новая религия – неоязычество какое-то, да, что это такое, о чем речь? Честно говоря, я не очень понимаю. Что такое язычество я знаю, это когда поклоняются Перуну, Одину и прочим разным богам… один в лесу, один еще где-то. А вот неоязычество – это что?

Р. Силантьев:

- Оно отличается от язычества традиционного тем, что оно полностью вымышлено. То есть, это фантастические произведения лежат в его основе, которые выдаются за некие исторические источники, некие наши по бОльшей части современники придумывают совершенно удивительную историю для предков, используя видения, якобы найденные секретные документы и книги, иные способы что-то такое придумать, и просто формируют с чистого листа новую идентичность. То есть. пока там смеялись над тем, что украинцы Черное море вырыли, а это и в учебную программу вошло, как и многое другое, и началось это все еще в советский период – вот эти истории об уникальном украинском народе, о том, что это чуть ли не первый вообще народ, который цивилизацию создал на нашей планете. Это все не удел фриков, как у нас, у нас тоже такое было, но все-таки это не было допущено ни в университеты, ни в учебные заведения средние, а там это все было. И в итоге сформировалась своя атмосфера, эта атмосфера стала доминирующей. Собственно, это хорошо видно по пропаганде, которая использует не христианские патерные символы, а именно языческие. Магия в полный рост, обряды «Азова», они вот проводили как раз этот обряд сжигания своих товарищей в ладье. То есть, формируется новая религия, которая антихристианская по своей сути. Это религия ненависти, весь ее запал направлен против москалей, которых надо уничтожить, поскольку без этого жить нормально будет нельзя. Там культ силы, культ воинов – это они у викингов пытаются заимствовать. Соответственно, это видно по армии, когда элита армейская уже не скрывает своих взглядов, и в общем это достаточно быстро перейдет на всех остальных. У нас есть пример Третьего рейха, где с элиты пошло увлечение этим неоязыческим оккультизмом, потом, соответственно, стало распространяться в другие слои населения. Как говорится, элиты определяют сознание. Во всяком случае, армейская элита на Украине уже в значительной степени таких взглядов и глава их вооруженных сил с языческой символикой ходит, и это все как бы намекает на будущее. То есть, христианство будет вытеснено максимально сильно и в какой-то момент останется только на уровне сельских приходов. То есть, руководство страны христианским уже не будет. И понятно, какие последствия там в законодательстве, в политике культурной. Но опять-таки для этого нужно время. Гитлеру времени не хватило, не успели они сделать полноценную религию, но уже после его смерти и ликвидации Третьего рейха ее сделали, она сейчас эзотерическим нацизмом называется, а в случае Украины это вот укронацизм, укрофашизм или украинство – есть разные версии. Но рано или поздно ученые наилучший вариант выберут и внесут это в литературу соответствующую.

В. Алфимов:

- Мне очень странно это слышать, Роман Анатольевич, знаете почему? Потому что я с трудом себе представляю, как могут прийти люди и сказать, что все, ты больше не веришь вот в это, ты веришь теперь вот в это. Как в 2023 году, как в 21 веке можно просто вот так взять и насадить религию? Как это можно было сделать в 988 году, я примерно понимаю. То есть, там куча народу, совершенно необразованных, не умеющих ни читать, ни писать, им там пришли, рассказали, они поверили, кто-то не поверил, но их заставили поверить, насильно, загнали в храмы и все такое. Это я все понимаю. А сейчас-то, в 21 веке как? Вот просто взять и сказать, что ты одной религии, но забудь об этом, теперь ты поклоняешься, теперь ты ходишь не в церковь эту православную и крестишься не так, а теперь ты делаешь вот так. Я не знаю, что они там – поклоны бьют, зиги кидают или еще что-то… Как такое возможно?

Р. Силантьев:

- Это будет и в 22 веке, возможно, и в 23-м, если мы доживем. Тут мало что меняется…

В. Алфимов:

- Извините, тем более, что мы знаем, что Украина по сравнению с той же Россией настолько воцерковленная страна, что дальше некуда. Там верующие практически все. Это глубоко верующая страна, мы хорошо это знаем.

Р. Силантьев:

- С одной стороны, это плюс, с другой стороны, там сверхвысокий процент раскольников и сектантов. Вроде бы, конечно, было большинство у украинской православной церкви Московского патриархата раньше, сейчас-то его, наверное, уже не сохранилось. Но при этом целые толпы людей совершенно иные идеи исповедовали. У них очень высокий процент протестантских был сект и сект как таковых. Собственно, вот эти неоязыческие секты массово присутствовали. Массово это все проникало и в культуру, и в литературу, в том числе, вроде как научного характера, и формировалась новая религия украинства. И реформировалась она что при Кравчуке, что при Кучме, что при Януковиче – этот процесс шел совершенно беспрепятственно. И если бы остался бы Янукович у власти и люди типа него, этот проект новые бы высот достиг и уже и в Крыму, и в Донецке, если бы не было вот этого майдана 2014 года, люди бы думали так же, как и во Львове. Все это прекрасно видно, с какой скоростью это идет. Да, когда-то была полностью русофильская Одесса, Николаев, Харьков, но потом это поменялось. Поменялось бы это и с другими регионами. Поэтому да, такая совершенно операция на десятилетия рассчитанная, которую ни один из президентов Украины не пытался ни прекратить, ни изменить вектор, она шла совершенно беспрепятственно. Украинизация.

В. Алфимов:

- Сколько времени нужно для того, чтобы создать вот эту новую церковь и обратить людей в эту веру? Ну, создать – ладно, она уже есть - сколько нужно, чтобы обратить людей в эту веру?

Р. Силантьев:

- В военное время этот процесс сильно ускоряется. В принципе, мы за год уже очень большой прогресс наблюдаем. Я полагаю, что несколько лет и все. Думаю, три-четыре года и будет уже какая-то полноценная структура, собственно, появятся капелланы-жрецы полноценные, да в принципе они есть. Ну, вот эта идея «Азова» и станет доминирующей. Собственно, это кузница кадров и офицерских, и сержантских, и самое элитное подразделение у них считается, и самое известное. И вот когда самое элитное подразделение в армии, на которое все равняются, проводит ритуалы соответствующие, то остальные будут его копировать. Это будет как бы намек остальным, как надо себя вести и что надо делать. То, что они не христиане, это видно, я думаю, невооруженным глазом. Если что, к Папе Римскому обращаются…

В. Алфимов:

- Роман Анатольевич, вы меня сейчас пугаете… В 2023 году, в 21 веке можно за три-четыре года обратить людей в новую веру?

Р. Силантьев:

- Ну, не всех, а тех, кто принимает решение и определяет путь развития страны можно. У нас большевики гораздо быстрее это сделали. Кого-то обратили в свою веру, кого-то из страны выгнали, а кого-то ликвидировали. На Украине ровно то же самое. Многие, которые могли бы сопротивление оказать, еще в 2014 году уехали. И правильно сделали.

В. Алфимов:

- Есть еще подобные прецеденты в мире?

Р. Силантьев:

- Можно вспомнить про секту красных кхмеров, которые гораздо быстрее все устроила и практически треть населения страны вырезала. Тоже вполне себе были люди взглядов, такие были марксисты настоящие. Тоже можно поинтересоваться, как это случилось, много ли там людей уцелело, какой там урон культурное наследие понесло.

В. Алфимов:

- Когда и где это было?

Р. Силантьев:

- Это у нас было, в середине второй половины 20 века в Камбоджи или Кампучии пришли к власти красные кхмеры и заявили, что носить очки это плохо, жить в городах это плохо, верить во что-либо вообще это плохо и стали убивать всех, кто под этим критериям не соответствовал. В общем, до трех миллионов человек они истребили в течение порядка трех лет. Так что в истории были такие случаи. Конечно, все для них кончилось плохо, народ отбился, с Третьим рейхом тоже все плохо кончилось, да и с Украиной тоже понятно, чем это кончится. Вопрос – когда это кончится и ценой каких потерь?

В. Алфимов:

- Роман Анатольевич, вот вы говорите, что, слава богу, там нет сейчас массовых репрессий. А я готов с вами поспорить, потому что буквально на днях стало известно, по-моему, кстати, как раз 7 числа, что Зеленский подписал указ о лишении гражданства 13 священников Украинской православной церкви Московского патриархата. Да, это не репрессии в смысле… то есть, это не убийство, слава богу. Пока?

Р. Силантьев:

- Ну, как сказать, с чем сравнивать? Вот тут вспоминали и большевиков, и красных кхмеров, а можно вспомнить историю Албанской православной церкви, которая в одноименной стране у нас была исторически, когда там к власти пришли коммунисты, такой Энвер Ходжа, он вырезал почти всех. Когда власть их закончилась, ни одного не осталось епископа и в живых осталось только шесть священников. Пришлось эту церковь с нуля восстанавливать с помощью кадров из Греции. Было такое у нас в истории. По сути, без внешней помощи церковь бы свою историю на этом закончила. Поэтому лишение гражданства и депортация – это пока еще легкий вариант. В принципе, им и не надо всех убивать, двери открыты, им выгоднее все-таки людей выдавить за пределы. Наиболее опасные противники покинут территорию, поскольку действительно там уже только в подполье уходить, но из подполье, к сожалению, быстро тебя вытащат. Они у нас все-таки поумнее фашистов и давно уже тренируются бороться с инакомыслящими. Поэтому не надо думать, что там какое-то мощное подполье, которое нас ждет и дождется, это подполье давно уже по нескольку раз зачищено. Причем, начиная с 2014 года, за 9 лет, уж поверьте мне, народу там очень немного осталось, которые организованное сопротивление могут оказать. Подавляющее большинство уже давно покинуло территорию Украины, сейчас будет новая волна эмиграции, что в общем-то в их интересах вполне. Так все и будет. Кого-то выдавят, кого-то обещаниями купят, но все равно потом кончится предсказуемо. Вот у нас обновленцы пытались договориться, и вроде как им казалось договорились, но потом, когда советская власть окрепла и перестала в них нуждаться, их тоже пустили под нож. Так будет и с товарищами на Украине. Но это опять-таки зависит ровно от нас. Если дать им развиваться, то такой будет вариант. Наша задача все-таки это безобразие быстрее прекратить.

В. Алфимов:

- От нас – кого вы имеете в виду? Государство Российской Федерации?

Р. Силантьев:

- Да. У нас только государство исторически спасало православных. Там же когда была Брест-Литовская уния в конце 16 века, тоже в значительной степени в подполье находились нормальные православные. Православные братства тогда большое влияние приобрели, которые держали оборону. В итоге удалось ситуацию решить только после присоединения вот этих территорий к России. И никак иначе. Можно, конечно, жаловаться во Всемирный совет церквей, в ассоциации религиозных свобод, но всем на это уже наплевать. Они и раньше-то особого влияния не имели, честно скажем, но хотя бы немного их стеснялись и вот этой атмосферы, этой огласки в советское время, например, как-то все-таки старались не портить имидж и даже если сильно просили какой-то храм не уничтожать или монастырь, то могли пойти навстречу и часто шли. А сейчас уже на имидж никому не интересно смотреть, поэтому делают то, что хотят. Единственный способ переломить ситуацию – только вооруженные силы, никак иначе.

В. Алфимов:

- Русская православная церковь может что-то сделать?

Р. Силантьев:

- А что Русская православная церковь может сделать? Она может делать то, что делает – окормлять наших воинов, поддерживать спецоперацию, молиться о том, чтобы она быстрее закончилась нашей победой. Потому что Украинская православная церковь Московского патриархата, даже несмотря на попытки договориться о каком-то нейтралитете, о том, что они уже Москве не подчиняются и вообще за Зеленского…

В. Алфимов:

- Да, я напомню нашим слушателям, что 31 мая прошлого года, по-моему, Украинская православная церковь Московского патриархата заявила, что разрывает все отношения с РПЦ, никакого отношения к ней не имеет, в общем, мы, типа, не за русский мир, а за все хорошее. Чем это закончилось, мы все видим. 1 января они перестали служить в Киево-Печерской Лавре.

Р. Силантьев:

- Ну да, бесполезно договариваться. Все равно, что бы они ни говорили, руководство, наиболее адекватная часть украинского сообщества вокруг церквей … была точка сборки для наиболее русофильских людей, это прекрасно знают. Поэтому эта организация будет уничтожена – тут никаких сомнений нет. Может быть, она сохранится, как сейчас некоторые предлагают, в качестве Украинской православной церкви в изгнании, поскольку уже более 10 архиереев у нас лишены гражданства, но многие в принципе бы на территорию Украины не вернулись – те, кто, например. В Крыму находятся. Кого-то еще этого гражданства лишат. Вот, кстати, лишили гражданства митрополита Черновицкого, а ведь до этого сам Онуфрий был Черновицким, то есть, это явно его близкий друг, его преемник. И это тоже ему намек. Причем, эта епархия с Румынией граничит,а вовсе даже не с Россией. То есть, как бы она в глубоком тылу находится по их меркам. Вот, пожалуйста. И там нашли пятую колонну. Поэтому, конечно, она обречена и все у нее отберут. Вопрос – как это быстро будет? Скажем, архиерей Украинской православной церкви попробует какое-то сопротивление оказать или не попробует? Пока мы видим только какие-то заявления, которые мало кому интересны по факту.

В. Алфимов:

- Интересно, что и в мае, когда УПЦ заявила о независимости от РПЦ, и сейчас, и все это время, Русская православная церковь с терпением относилась ко всем этим заявлениям. Вот даже Владимир Легойда, представитель РПЦу нас в студии говорил о том, что мы не осуждаем заявления предстоятелей Украинской православной церкви, потому что понимаем , под каким давлением они находятся. Объяснимо это терпение, да?

Р. Силантьев:

- Если есть возможность как-то по-хорошему терпение проявить, делать это надо. Даже когда вот Крым вошел в состав России, чтобы не усугублять положение Онуфрия решили Крым все-таки оставить Украинской православной церкви, хотя можно смело было уже в Русскую православную церковь переводить местные епархии. Даже тут пошли навстречу, и Донбасс, и Херсонщина, и Запорожье туда относятся, хотя вот заявление, что Москве они не подчиняются, конечно, радости никому не доставило и стоит вопрос, а кого поминать за богослужение, и тоже с этим все не просто. Я бывал там летом, лично могу это подтвердить. Да, конечно, Русская православная церковь старается как-то не усугублять ситуацию, хотя могла бы это сделать, но, я думаю, что все равно это не поможет. Украинская православная церковь обречена. Потому что Украине она не нужна, если Украина как государство сохранится, а если она как государство не сохранится или сохранится в очень небольших объемах, то России она не нужна тем более.

В. Алфимов:

- Роман Анатольевич, давайте вернемся в самое начало. Мы начали нашу сегодняшнюю программу с захвата Киево-Печерской Лавры, да. А зачем Киево-Печерскую Лавру тогда передали православной церкви Украины, если можно было сразу отдать вот этим неоязычникам и пусть бы они там, раз они теперь главные на Украине или собираются стать главными?

Р. Силантьев:

- Ну, неоязычники ее уничтожат, зачем им Лавра? Пока раскольникам отдадут. Ну а потом выяснится через сколько-то лет, что на самом деле там было капище Перуна и надо, так сказать, его восстановить, а потом, собственно, сделать его единственным. Не знаю, как оно у них там будет. Может, и не снесут, может, будут какие-то обычаи языческие совмещать, но пока они совершенно логичный шаг сделали – они сделали для себя церковь, ее признал Константинополь и вот ей все будут отдавать, не Филарету Денисенко, который там плохо себя повел в такой ситуации, не стал с линией партии колебаться вместе, а свою позицию занял, и будут все отдавать Епифанию. Поэтому, думаю, и Почаевскую отберут, и просто подождут ситуацию, когда люди, которые могли бы ее защитить, покинут страну или просто сядут, и это сделают. Потому что, как говорится, могли бы это сделать и раньше, но просто подождали, ослабили позиции защитников, которые сами свои позиции ослабили такой политикой, ну и все. Говорю, опять-таки тот же боксер Усик Лавру защищать не пошел, хотя и обещал…

В. Алфимов:

- Может, не собрался еще?

Р. Силантьев:

- Наверное, уже поздно собираться…

В. Алфимов:

- Про предсказание. Старцы Святогорской Лавры, а на Украине вообще три Лавры – это Киево-Печерская, Почаевская, про которую вы сказали только что, и Святогорская. Старцы Святогорской Лавры сделали пророчество, кстати, его вспомнил в одной из своих программ «Бесогон» Никита Михалков, дай бог ему здоровья, и там говорилось о том, что воссоединение Руси будет ровно через полгода, как только еретики и раскольники захватят Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. По разной информации, Почаевская Лавра уже тоже захвачена Православной церковью Украины. По крайней мере, об этом Онуфрий заявлял.

Р. Силантьев:

- Вроде бы нет пока.

А.Челышев:

- Значит, ждем, когда захватят и ее, и оттуда начинаем отсчет в полгода. Правильно?

Р. Силантьев:

- Хотелось бы, конечно, чтобы это пророчество было правильным, но надо сказать, что опора церкви все-таки не на пророчество. Пророчеств у нас достаточно много было. Особенно в первых веках христианства, и сбывались они прямо скажем нечасто. Я вот помню пророчество, что русские должны отбить для греков Константинополь и вот тогда-то и заживем. На это я всегда отвечаю – нет ли пророчества, чтобы греки что-нибудь для русских отбили, чтобы тогда мы зажили? Поэтому я к таким пророчествам, честно говоря, отношусь достаточно скептически. У нас непогрешим только Спаситель, а святые могут и ошибаться в пророчествах. Хотелось бы, конечно, для повышения боевого духа, да, это полезно в общем-то рассказывать. Но надо все-таки самих себя не обманывать и не думать, что через полгода у нас будет победа просто так, потому что было так предсказано. Эту победу надо заслужить. Я боюсь, что через полгода ее не будет.

В. Алфимов:

- Роман Анатольевич, вы прямо циник какой-то.

Р. Силантьев:

- Я видел жизнь, к сожалению, занимаясь этими вопросами, и, к сожалению, вижу, как оно на деле происходит. Да, было мнение, что все это быстро случится, что все нас там ждут, ну, как минимум в Харькове, в Одессе и в Николаеве, что это будет полицейская операция, а специалисты, в том числе и я, говорили, что это видимость уже, что на самом деле силы пророссийские в значительной степени ослаблены и выдавлены, и никто нас особо нигде уже не ждет. И что люди, которые и русские по национальности, и родились в соответствующих областях, оказываются самыми лютыми русофобами и националистами. Тот же Филарет Денисенко, который у нас один из главных был раскольников из шахтеров Донбасса, неоднократно заявлял, что на мове собачьей говорить не будет и требовал только по-русски к нему обращаться. Но потом очень быстро перековался и стал таким щирым националистом. Да и не только он.

В. Алфимов:

- Давайте подводить итог, Роман Анатольевич. Если дать волю этим неоязычникам на Украине, то через 3-4 года они действительно создадут и обратят, по крайней мере, верхушку государства в свою веру? Правильно я понимаю?

Р. Силантьев:

- Я подозреваю, что это уже случилось. Просто это как-то еще не назвали новой верой, но вот эта религия украинства она уже в значительной степени сформировалась. Она сформировалась идеологически, она организованно еще не сформировалась, посмотрим, как это будет, но идеология как таковая уже есть.

В. Алфимов:

- И все будет зависеть от того, как будет развиваться спецоперация? Вообще судьба религии на Украине будет зависеть от того, как будет развиваться спецоперация, правильно?

Р. Силантьев:

- Да. Если бы Третий рейх дожил до нынешних дней, там была бы уже полноценная религия.

В. Алфимов:

- Украинская православная церковь по сути больше не нужна?

Р. Силантьев:

- Да, честно скажу, она обречена, поскольку я не вижу ее место в будущем ни для кого. С другой стороны, история ее небольшая. Честно говоря, не будет это большой потерей для мирового православия. Потери и посерьезнее бывали.

В. Алфимов:

- Роман Анатольевич, спасибо вам большое. У нас в гостях был Роман Силантьев, руководитель правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, профессор Московского государственного лингвистического университета. Роман Анатольевич, всегда ждем вас в наших эфирах.

Р. Силантьев:

- Зовите.

В. Алфимов:

- Да. Спасибо большое. Всего доброго. Я – Валентин Алфимов, слушайте радио «Комсомольская правда».